1. Прологос. Мы и Камень. И Голубиная книга

Иван Минькин
 Ну, камень и — камень, и что такого? Что может быть такого в камне, что заслуживало бы внимание? Что за Голубиная книга, о которой только понаслышке? Кто автор этой таинственной книги? И что такого в этой Голубиной книге именно про Камень, если это становится мирозданчеством?
Для ответа в Прологосе три раздела:
1.1. Они такие не детские — эти детские вопросы про камень.
1.2. Что за Голубиная книга такая?
1.3. Строфы Голубиной книги про Камень.
- - -
1.1. Они такие не детские — эти детские вопросы про камень.

Камень — это единственная опора для нас, наземных существ.
Утверждение.

Издавна людей занимали детские вопросы про камень, про горы, про острова на Земле:
• почему камни такие разные: один камень пёстр и зернист, а другой
камень монотонен и землист?
• почему всё видимое каменное на планете Земля — песчинка, камень, скала, гора, континент — это обломки? что за сила такая камнедробильная царит на Земле?
• а сама Земля? Почему она идеально шарообразная с практически идеально гладкой поверхностью? (Надо понимать, что все горы-эвересты и все океанические марианские впадины не больше искажают гладкость поверхности Земли, чем, скажем, пищевая плёнка, плотно прилипшая к гладкой поверхности яблока);
• как так получается, что вершины практически всех гор на ЗЕМЛЕСУШЕ, и даже Эверест, состоят из окаменевшего морского дна в виде скал известняка? С чего бы это, вдруг, дну морскому оказаться на вершине горы, да ещё, к тому же, обломком в окаменевшем виде?
• а вот загадка, так уж загадка:
... в городе Фалун в Швеции, в местных рудниках, несколько веков назад, провалился в скальную трещину молодой шахтёр-рудокоп. А когда через несколько десятков лет после трагедии в этом месте прошла горная выработка, его останки нашли в невероятном виде — в виде блестящего как золото человеческого слепка,
только очень уменьшенного в размерах. Этого рудокопа опознала его невеста, которая к этому времени была уже глубокая старушка, а он так и остался узнаваемо юным, хотя и минерально-каменным. Случай известен в минералогии как «пиритовый человек»;
• или ещё предельная непонятность, которую учёные называют
«дрейфом континентов» и которая вызывает вопрос: почему непостижимые в своей гигантскости континенты на Земле, вдруг, ни с того ни с сего, ползают по поверхности родной планеты? Не ветер же и не морские течения придают им способность дрейфовать!
• что за остров Буян в пушкинских строках? Почему географическая конкретика в сказке? Какой-такой Буян-намёк — добрым молодцам урок?
• а ещё, говорят, есть какая-то таинственная Голубиная книга, в которой мудрое, вечное...
• а про что вот это: «Да, как на Море-Окияне, да на Острове-Буяне стоял Алатырь-Камень....»? Где это? Что это?
• почему древние мыслители думали что Земля — плоская и лежит на рыбах? Они, что, с ума посходили? С чего они взяли, что существует гигантская форма жизни в виде Рыб-Китов, поддерживающих Землю?

У современной науки имеются ответы почти на все эти вопросы. Беда в том, что современные ответы на эти вопросы всё едино поверхностны, без знания всей полноты причин большинства таинственных процессов связанных с камнем. Современные ответы на вопросы про камень носят характер описательный: нечто приходит туда-то, взамен того-то, а это движется туда-то и туда-то... Но какие силы движут камнем, каковы глубинные причины движений атомов и континентов — это человечество, пока что, не знает.

Предлагаемая читателю серия очерков — это попытка осмыслить хотя бы поверхностные ответы на детские вопросы про камень. Трудность понимания камня заключается в долгожительстве камня — миллиард лет; и в огромности объёмов камня — миллионы миллионов кубических километров; в микроскопичности его структуры. Невозможно окинуть взглядом, невозможно осознать эти величины. И жизненный опыт обманывает — создаёт ощущение, что камень замысловат, статичен, вечен, сух
и мёртв. На самом деле всё не совсем так безнадёжно...
Для целей очерка принимаются понятия:
мир — это пространственная или понятийная обособленность;
мироздание — это сложность и огромность здания мира, как-то и из чего-то слепленного;
Мы Все — это Все Мы — наземные ящеры, звери, птицы; Мы Все во все времена, начиная с рыбоящера Тиктаалика; Все Мы, вместе с рыбоящером, произошедшие от какой-то одной девонской пра-рыбы; Мы Все по сути рыбы, пусть и сильно видоизменённые под условия наземной жизни. Надо понимать, что причина существования Всех Нас, представителей наземной жизни, ДВОЯКАЯ: с одной стороны, факт присутствия ЗЕМЛИ-СУШИ на планете Земля — первая причина, а ещё причина Всех Нас, наземных, — это морская жизнь, которая, в своё время, стремилась
выползти на ЗЕМЛЮ-СУШУ прокормиться или спастись. И таки, слава богу, выползла!
Таким образом, Нас, людей, объединяет с птицами, ящерами и другими зверями общность предков — тех предков, множество которых сводится к какой-то одной девонской рыбе-нашей-родительнице, жившей около 400 миллионов лет назад и от которой Мы Все эволюционно произошли: Мы Все, во все времена, начиная с первого выползшего на сушу пресноводного(?) рыбоящера Тиктаалика.
Как бы там ни было, но надо признать: все наземные ящеры, звери, птицы, в т.ч. и люди — Мы Все суть модернизированные и оттюнингованные рыбы.
Дежурные цитаты из книги «Ваша внутренняя рыба: Путешествие в 3,5-миллиардную историю человеческого тела». 2010. Автор Нил Шубин.
 «Лучшая карта человеческого тела — в телах других животных.
Простейший способ дать студентам представление о нервах в голове человека состоит в том, чтобы показать им, как устроены нервы акул. Легчайшая дорога к познанию наших конечностей —изучение рыб. Рептилии очень помогают разобраться в строении мозга. И все это потому, что тела эти существ часто представляют собой упрощенные версии наших собственных тел.»
«..знания о глубоких корнях человечества делают факт нашего существования еще примечательнее: все наши экстраординарные способности развились на основе признаков, выработанных в ходе эволюции древними рыбами и другими животными. Из общих для многих животных частей возникла поистине уникальная конструкция. Мы не отделены пропастью от мира прочих живых существ — мы являемся его частью
до мозга костей». Конец цитирования.
1.2. Что за Голубиная книга такая?
Голубиная книга — изустный журнал, в котором наши предки из уст в уста, из поколения в поколение, передавали, и тем самым собирали в единое целое, свои представления об окружающем мире и о себе. «Голубиная» она от слова «глубина» — книга о глубинах понимания. Со временем, с эволюцией старорежимного слова «голубина» в «глубину», название книги не поменялось на Глубинную книгу. Рассказчики Голубиной книги будто бы и не пытаются отрекаться от второго невольного смысла названия книги, возникающего от слова «голубь» — «птичья
книга»: высшие силы, контролирующие случайные процессы, через глуповатую птицу голубь доносят до людей «случайные», позволительные для людей, глубины понимания.
Понятно, что Голубиная книга — сборник рассказов многих авторов.
Точно так же, как сказки со всего арабского мира собрались в единый художественный шедевр — в Тысячу и одну ночь, точно так же, как многие
авторы собрались под сводом Библии.
 Предлагаемый вниманию читателей очерк — это, по сути, ещё одна страница бесконечной Голубиной книги и, одновременно, попытка критически осмыслить несколько древних устоявшихся строк Голубиной книги, касающихся природного мироустройства и из которых пошли в мир сакральные понятия: Кит-Рыба и Кит-Камень (Конь-Камень, СиньКамень, и проч.), Алатырь-Камень и Остров-Буян, Мать-Земля и Мать Сыра-Земля, Руда-Кровь Земли и Окиян-Море.
Изустно «написанное» в Голубиной книге может быть основано на умозаключениях, а что-то в Голубиной книге основано на реально пережитом и реально увиденном. Реально пережитом и реально увиденном — кем? Природную сторону Голубиной книги создавали не кабинетные мыслители — не Городские, а люди Деревенские — люди в наибольшей степени приближенные к природе: профессиональные пастухи, рыбаки, охотники, земледельцы, караванщики. У Деревенских всё просто: для них понимать
природу глубоко во всех её проявлениях — это вопрос жизни и смерти. У обитателей каменных джунглей — у Городских — всё сложнее: взгляд на мир не такой простодушный и скромный, как у Деревенских. Однако же, сложность эта, надо признать, во многом напускная. Голубиная книга — много пластовая книга: когда-то и где-то её авторы были ближе к природе, чем к человеческому сообществу, а в другие времена Голубиная книга впитала в себя религиозные поиски истины.
Эти и другие обстоятельства человеческого житья-бытья отразились в Голубиной книге.
Самобытность условий, в которых «пишется» изустная Голубиная книга, неотъемлема от самой книги для понимания образности этой книги.
Историки утверждают, что Голубиная книга (она же Каменная книга, она же, таки, Глубинная книга) — это сборник восточно-славянских народных духовных стихов конца XV — начала XVI веков, в форме вопросов и ответов, дающих сведения о происхождении мира и географии, людей и сословий. А первое упоминание Голубиной книги прозвучало в обвинении: обвинялся в чтении Глубинных книг Святой Авраамий
Смоленский, живший на границе XII — ХIII веков.
Филология располагает более чем 30-ю вариантами печатных Голубиных книг.
Интернет тоже изобилует разными вариантами Голубиных книг: от насквозь христианизированных до националистических — с уклоном в язычество или двурелигию.
Понятно, что из такого великого памятника прошлому, произрастает множество научных и около научных интерпретаций и мнений, которые, однако, сходятся в одном: Голубиная книга — книга мирозданческая! Причём, всё мирозданчество заключено в четырёх ёмких по содержанию строфах о Камне.
Итак, исследуем главную страницу Голубиной книги про Камень, на которой всего-то четыре строфы.
 1.3. Строфы Голубиной книги про камень.
Если не брать во внимание противоречивую и любимою человеком
возню с самим собой в виде этик-эстетик, религий, нравственностей, моралей, то по-настоящему системно мирозданческими в Голубиной книге остаются категорийные и сакральные понятия, как центры мироздания: Море-Окиян, Остров-Буян, Алатырь-Камень, Мать-Земля и Кит-Рыба, а также механика их взаимоотношений между собой. Кроме центров мироздания в этой механике участвуют производные от них: моря земные, камни земные и Все Рыбы. Вся эта кухня в Голубиной книге описывается
всего-навсего четырьмя строфами, в которых семь притчевых постулатов:
постулат 1. Океан-Море всем морям земным Мати;
постулат 2. На Кит-Рыбе Мать-Земля (земля) основана;
постулат 3. Кит-Рыба под Мать-Землёю может поворотиться;
постулат 4. Буян-Остров всем землям Мати;
постулат 5. Алатырь-Камень всем камням земным Мати;
постулат 6. Кит-Рыба всем рыбам Мати;
постулат 7. Главный метод природы — Материнство.
Семь постулатов в четырёх строфах. Вот эти мирозданческие строфы Голубиной книги.
Строфа 1. Про Окиян-Море:
«...Окиян-Море Бездонное всем морям земным Мати.
Почему Окиян-Море Бездонное всем морям земным Мати?
Потому Окиян-Море Бездонное всем морям земным Мати,
Что все моря земные от него начало своё берут.»
Очень важно здесь характеристика Окиян-Моря — «бездонное». Т.е. Окиян-Море — это безграничный космос. И ещё очень важное — противопоставление двух понятий: «Окиян-Море» и «море земное», а также центробежный характер рождения морей земных: множество морей земных порождает Окиян-Море. Положим на ум порождение океана — «море земное». Оно нам скоро очень пригодится для понимания геологии Мать-Земли.
Строфа 2. Про Мать-Землю (землю) и Кит-Рыбу:
Кит;рыба всем рыбам Мати.
Почему ж Кит-рыба всем рыбам Мати?
На китах;рыбах земля основана;
Стоит Кит;рыба — не сворохнется;
Когда ж Кит;рыба поворотится,
Тогда Мать;Земля вся всколыбнется,
Тогда белый свет наш покончится:
Потому Кит;рыба всем рыбам Мати.
В первых трёх строках этой строфы — величайшая мысль о двуединой причине появления наземной жизни на Земле. Первая причина: была и есть земля-суша (Мать-Земля); вторая причина: была пра-рыба — для Всех Нас праматерь.
Что же касается Камня, то согласно строфе 2 возникает механически дважды шаткая художественная конструкция: Мать-Земля (ЗЕМЛЯСУША) на потенциально подвижной Кит-Рыбе, а Кит-Рыба на плаву в водно-зыбкой толще Окиян-Моря (бездонного). Напрашивается пара степеней свободы у этой системы, про которую не хочется думать, а хочется надеятся на лучшее: не дай бог Кит-Рыба поворотится; или, того хуже, не утянет ли Кит-Рыба Нас вместе с землёю в Низ — в Глубины — в Тартарары?
Строфа 3. Про Остров-Буян:
Белый Остров Буян всем островам Мати.
Почему Белый Остров Буян всем островам Мати?
Потому Белый Остров Буян всем островам Мати,
Что вся твердь земная от него начало своё берёт.
Справка: в русском языке слово «буян», кроме первого значения «забияка; тот, кто буянит», имеет и второе значение, как место на берегу — открытое, ровное, возвышенное — пригодное для речной пристани, как место выгрузки и склада товаров, в особенности: кож, масла, сала, льна, пеньки и т. п.; отсюда может быть масляный буян, пеньковый буян. (Из толкового словаря Ушакова Д.Н.)
Таким образом, «буян» в словосочетании Буян-Остров — это достаточно возвышенная над водой и пригодно-удобная для наземной (не морской) жизни ЗЕМЛЯ-СУША.
Буян-Остров — это оживляющая характеристика Мать-Земли (всей тверди земной). Буян-Остров — это категория, которая разъясняет: МатьЗемля — это не неразделяемый единый монолит, а подвижное множество земель-островов, между которыми моря земные. В рамках очерка нам ещё только предстоит оценить насколько это правда — разбегающееся сложно составное строение Мать-Земли, начало которому — Буян-Остров.
Строфа 4. Про Алатырь-Камень.
Бел-Горюч Алатырь-Камень всем камням земным Мати.
Почему Бел-Горюч Алатырь-Камень всем камням земным Мати?
Потому Бел-Горюч Алатырь-Камень всем камням земным Мати,
Что всех камней земных он крепче...»
Положим на ум это по-научному точное — «камни земные». Они нам скоро очень пригодятся!
Но, всё же... неужели и впрямь это правда: какие-то все-все камни земные — это детища-потомки какого-то одного камня — АлатырьКамня? В очерке нам предстоит обстоятельно оценить истинность и этого утверждения.
Итак, всего четыре строфы. Но какова их глобальность! В единую систему художественно увязаны соразмерные понятия, как то:
• Океан-Море и Мать-Земля (она же — «земля», она же — «вся твердь
земная»);
• Кит-Рыба как основа для Мать-Земли в бездонном Океан-Море;
• абстрактный первоостров — Буян-Остров и множество его детищ — земель-островов разделённых морями земными; а всё вместе — «вся твердь земная».
Современная наука оперирует в тех же масштабах такими понятиями, как: континенты-материки и суперконтинент (например, Пангея), Мировой океан и внутренние-окраинные моря.