Брюзжание совести

Лучезар Ратибора
Перечитываю сейчас «Град обречённый» братьев Стругацких. Первый раз читал очень давно, лет в четырнадцать-пятнадцать; оказывается, почти ничего не помню из романа. Творчество Стругацких мне во многом запомнилось своим пессимизмом и критикой существующего строя в частности и бытия в целом. И в своих публицистических статьях они вновь и вновь выступали с критикой «Как страшно жить. Мы все умрём. Куда катится мир? И тому подобное». При этом, я нигде не встретил предлагаемых братьями решений глобальных проблем или хотя бы набросков основных течений, что надо предпринять и как именно. Я даже размышлял, что возможно, я пропустил статью авторов, где они предлагают нечто конструктивное и практичное в продолжение своей критики. Потому что если критикуешь — предлагай! Иначе пустословная критика превращается в исполнение фразы «Я не знаю, как это делается, но вы делаете неправильно», что сильно пахнет умниками-дилетантами, которые возомнили себя совестью нации, имеющей право указывать на чужие недостатки с высокой трибуны (сам так нередко делаю, поэтому эта статья — рекурсия и стёб над собой).

И вот, перечитывая «Град обречённый», я нашёл ответ на свой вопрос, а где же предложенные действия после критики, — а нет их.

1) «Так вот, великие писатели тоже всегда брюзжат. Это их нормальное состояние, потому что они – это больная совесть общества, о которой само общество, может быть, даже и не подозревает».

2) «– Конечно, если у Румера есть недостатки, настоящий писатель обязан их изобразить. На то он и писатель, чтобы врачевать язвы…
– Сроду писатели не врачевали никаких язв, – возразил Изя. – Больная совесть просто болит, и все…»

Увы и ах, Стругацкие своим пессимизмом и критикой ничего не предлагали, ни что надо делать, ни как именно надо делать, они просто брюзжали. Я тоже люблю поныть и тоже пессимист, только я знаю выход отсюда (хотя бы общие вехи), а ещё считаю, что здесь всё плохо, потому что должно быть плохо по умолчанию, так создан этот мир:

— Мастер! Как же изменить мир к лучшему?
— Вот те на! Боги старались, делали клоаку, военный плацдарм с адскими испытаниями, с болезнями и страданиями. А ты тут всё испортить хочешь! Не нравится — переезжай на уровень выше.

2024 год