Северное сияние, роман, 1995

Савелий Грамматик
В далёком 2007м посмотрели мы фильм "Золотой компас", а годы спустя - сериал "Тёмные начала". И вот наконец мы дошли и до первоисточника!

Трилогия Филиппа Пуллмана начинается "Северным сиянием". Принято считать, что произведение критикует религию и христианство, однако мы видим здесь несколько другое.

Многогранная альтернативная вселенная, действие в которой происходит, как и позже в повестях Дилейни, фактически в нашем, лишь слегка изменённом, мире, также наделённом магией, включает Оксфорд и его колледжи, а также Северные земли (очевидно, Шпицберген); упоминаются здесь и России с Камчаткой, и некие тартары (аналогия понятна)...

Суть же повествования сводится к вдохновлённому нашей же историей противостоянию религиозного и научного подходов - исторически в Средневековье политическое влияние в значительной степени принадлежало церкви, которая также была и центром исследований и занималась и информированием и цензурой, и образованием. Дело не в религии как таковой, но в вере во что-то в более широком смысле, в людских амбициях, стремлении обладать властью и реализовать свои цели, а этим грешат все, вне зависимости от стороны, которой они придерживаются.
И лорд Азриэл, харизматичный и сильный, целеустремлённый учёный, развивается здесь даже более негативно, чем изначально отрицательно воспринимаемая миссис Коултер. В своём порыве победить саму смерть он ставит свою цель выше семьи и дочери, именно он идёт на всё для достижения своих амбиций, за границами которых которых он не видит ничего. Миссис Коултер, сначала хитрая, как лиса, оказывается, хочет укрепить своё социальное положение скорее просто потому, что она, как женщина, бесправна в этом мужском мире, где "слабому" полу многое запрещено, и открывается как любящий и по-своему нежный и душевный человеком. Разделяет не Пыль (которая якобы создаёт в подростковом возрасте запретные желания и делает людей более постоянными, при этом являясь их связью с деймонами, которые есть часть их души и которые не менее яркие персонажи, чем люди), но потребность контролировать жизнь и окружающий мир.

Есть свои интересы и культуры и у цыган с их семейными ценностями и любовью к путешествиям, и у бронированных медведей (причём некоторые из них хотят от своей отказаться в пользу похожести на другие, ради бирюлек и внешней театральности), и у ведьм (у которых есть свои представления о чести - их мало волнуют пустые домыслы, как и должно быть).
Действующих лиц много, но роман не перегружен, он уделяет время всем и всех хорошо раскрывает. Цыгане Джон Фаа, Фардер Корам и Ма Коста, медведи Йорек Бирнисон, Йофур Ракнисон, ведьма Серафина Пеккала, аэронавт Ли Скорсби - все они живые и глубокие, со своими мотивациями и характерами.
Но главный герой здесь Лира - искренний и неиспорченный ребёнок в этом опасном и грязном взрослом месте.

Динамичный и незатянутый сюжет одновременно и раскрывает яркие объёмны образы самых разных героев и описывает их странствия и природу, локации, где они бывают, и разнообразные культуры; простой и грамотный язык читается легко.

В итоге - цепляющий и интересный роман, продолжение которого мы с энтузиазмом прочитаем.

8,5 из 10