Как казаки правду искали

Елена Кривошеева
    Декабрь 1900 года. В Албазинском станичном округе состоялся казачий сход в присутствии начальника участка округи Станислава Лекхмана.
    Повестка дня: бедственное положение 26 казачьих семейств - одинокие беспомощные старики, вдовы, семьи с детьми, главы которых призваны в военный поход. Станичный сход постановил приговор: одним выдать хлеб из станичных запасов единовременно по числу едоков; другим 3-рублевое единовременное пособие из станичной казны; независимо от вида и размера оказанной помощи ходатайствовать об отпуске денежного пособия из казны Войскового Правления; выданный на обеспечение провианта хлеб возвратить к весне для выдачи нуждающимся семьям на семена.
    Безысходность. Если нечем кормить детей и зерно выдается, как провиант, зимой, где же взять зерно весной, чтобы возвратить долг? Бедствующая семья весной брала зерно в долг у более благополучного хозяина, зачастую с отработкой на поле у заемщика. Отрабатывая долг, запускали своё и без того некрепкое хозяйство еще больше, попадая в зависимость, опускаясь в нищету. 
    По возвращении домой в сентябре 1901 года, не успев поправить дела, казаки были призваны на Русско-японскую войну, начавшуюся (по ст.ст) 27 января 1904 года. В тот же день началась мобилизация. Казаки не обеспечивались, как солдаты регулярной армии. Одежда, лошадь, оружие у казака должны быть свои. Амурское казачье войско мобилизовало 1687 казаков. Мобилизованные получили компенсацию по 100 рублей за полушубки и по 100 рублей за лошадь. Лошадь стоила 50 рублей. Семьям казаков поддержка не оказывалась. Возвратившись с фронта в сентябре 1905 г. или позже, из плена, казак попадал в те же условия, что и после Китайских походов: в хозяйстве разорение, семья в долгах.  Революционные события 1905 г. в центральной части России быстро отразились в казачьей среде повсеместно.

     Декабрь 1905 года. В Екатерино-Никольской станице состоялся казачий сход, Казаки выставили требования, представив их на Амурский казачий войсковой съезд в г.Благовещенск, председателем которого был отставной урядник Михайло-Семеновской станицы Андрей Андреевич Вертопрахов.
    Вопросы на съезде поднимались острые, занимавшие умы казаков не день, и даже не год. Вот некоторые из них: съезд постановил требовать от правительства обеспечения казаков обмундированием, конским снаряжением и лошадьми за счет казны; упразднить должность участковых начальников, которые, по мнению казаков, в большинстве случаев держат сторону зажиточного населения, а в нуждах остального населения не приносят существенной пользы; Войсковому Правлению отчитаться  за школьный капитал, предназначенный командиром бывшего Амурского казачьего пешего полубатальона Чесноком на школы Михаило-Семеновского, Екатерино-Никольского и Раддевского станичных округов; расследовать дело о ремонте казарм в Екатерино-Никольской станице; возвратить в станичную казну округа деньги, потраченные за снаряжение бывшего пешего полубатальона с 1884 по 1887 годы; передать хлебозапасные магазины от Войскового Правления в распоряжение обществ; содержать почтовый тракт за казенный счет; устроить благоустроенный лазарет с бесплатным в нем лечением для всего населения, так как один день лечения стоил 96 копеек; продать с аукциона жеребца-производителя из-за больших неоправданных расходов содержания; междудворных лошадей выдавать бесплатно только для священнослужителей своего прихода, если они едут для исполнения треб, а не по личным делам.

    Также съезд принял решение об упразднении казачьего сословия, т.к. казаки имели привилегий меньше, чем крестьянство.

    Репрессии последовали быстро. Суды над 26-ю казаками начались в сентябре 1906 года. Наиболее активные участники съезда были из учителей. Попов, Матафонов, Афанасий и Александр Сенотрусовы получили от 4 до 6 лет каторги и ссылки с лишением всех прав. Жена Игнашинского казака Афанасия Сенотрусова не последовала за мужем, брак расторгнут Указом духовной консистории в 1910 году.  Имя казака Матафонова в документах не указано. Возможно, это был учитель Покровской школы Федор Матафонов, казак станицы Екатерино-Никольской венчанный с дочерью протоиерея Албазинской Троицкой церкви Павла Автономовича Михайлова, умершего за год до события.
   
    В июне 1907 года еще 28 казаков были приговорены к разным срокам тюремного заключения: от одной недели до 8-ми месяцев. Войсковой старшина Сотников и офицеры Рейнман, Толстокулаков и Чехович были оправданы.