О картах и курьёзах

Елена Кривошеева
    5 ноября 1896 года в военном собрании Хабаровска состоялось очередное военное сообщение поручика 3-го Восточно-Сибирского линейного батальона Редько для чинов местного гарнизона. Доклад назывался: «Впечатления от поездки по Сунгари в 1896 году». На лекции присутствовал Командующий войсковым округом, офицеры гарнизона и много сторонних слушателей.
    Сообщение сопровождалось световыми фотографиями снимками местностей, населенных пунктов, китайских начальствующих лиц, и иными фотографиями, запечатлевшими всё, что показалось интересным. Появление каждого изображения в свете «волшебного» фонаря, сопровождалось разъяснениями рассказчика о быте населения, нравах, условиях сельской жизни, торговли, военном деле.

    Непосредственной целью экспедиции была проверка карты р.Сунгари и нанесенных на ней берегов. Карта эта была составлена топографом Кокшайским во время следования в торговой экспедиции в Сан-Син в 1895 г.
    В конце лета 1896г. командиром принадлежащего частному лицу парохода «Силач» г.Мелентьевым было сообщено, что карта Кокшайского составлена неверно – нанесены несуществующие острова, обозначены неверно истоки и устья проток и т.п. Карта по словам Мелентьева не годилась даже для общей ориентировки.

    Для уточнения карты была командирована охотничья команда 3-го Восточно-Сибирского линейного батальона с ее начальником поручиком Редько, общее командование было возложено на обер-офицера для поручений при штабе Приамурского ВО гвардейского конного артиллерийского штабс-капитана Будберга.

    Рейс вверх по Сунгари делал пароход Амурского общества пароходства и торговли «Святой Иннокентий», зафрактованный для торговых целей хабаровским купцом Тифонтаем и военное командование не преминуло воспользоваться возможностью более полного ознакомления с Манчжурией именно на этом пароходе.
 
    Такое серьезное мероприятие, как корректировка географических карт, происходило при весьма курьезных обстоятельствах. Путешествие на Сунгари начиналось 24 сентября после пика наводнения.

    Купец Тифонтай и пароходная администрация решили, как говорится, «убить двух зайцев сразу» и согласившись на предложение военных о их присутствии на пароходе Тифонтая, расценили военную команду, как конвой для охраны от хунхузов груза, перевозимого на этом пароходе. Выяснение отношений между военными, пароходной администрацией и купцом, задержали выход парохода от Хабаровской пристани на день.
 
    Следующий день потребовался для нагрузка дровами баржи, которую нужно было буксировать этому же пароходу, так как приобрести дрова на Сунгари было делом трудным. Из Хабаровска пароход вышел только вечером 25 сентября без лоцмана под звуки музыки, игравшей на гулянье в городском саду. Лето 1896 г. выдалось дождливым, вода в Амуре была высокой, передвигаться ночью было опасно, решили заночевать близ города на противоположном берегу, ночь провели под звуки всё той же музыки из городского сада Хабаровска. Утром 26 сентября попытались отправиться в путь. Но, пристав к затопленному берегу вечером в районе нынешней Владимировки, пароход засадили на мель. Вытаскивал этот пароход проходивший мимо пароход с названием «Иван Вышнеградский».

    По воле случая такая личность, как Иван Вышнеградский, именем которого назван был пароход, преподавал курсы прикладной механики, термодинамики, теории упругости, грузоподъёмных машин, токарных станков, паровых машин, был автором руководства «Элементарная механика», в течение многих лет считавшееся лучшим в России в данной области. И он же разработал механизм для перегрузки грузов с пароходов. Но лишнего времени у команды «Ивана Вышнегорского» не было.
Наши путешественники своими силами сняли с мели баржу с дровами только на следующий день, разгрузив вручную и выбросив за борт большую часть дров. Покупать дрова пришлось по 6 рублей с полтиной за сажень в Михайло-Семеновской, 27 сентября.

    Вход в Сунгари 28 сентября и плавание по этой реке прошли сравнительно благополучно, если не считать, что весь период путешествия военная команда, загружавшая и разгружавшая дрова и грузы, охранявшая груз купца, выполнявшая часть матросских обязанностей, вместо обещанного классного помещения была размещена на верхней палубе под крышей, а путешествие закончилось только в октябре 1896 года.

    В день прибытия парохода в Хабаровск, в газетах появилось сообщение: «Прибыл также с Сунгари пароход «Святой Иннокентий», на котором прибыли: штабс-капитан Будберг и поручик Редько. На этом же пароходе привезено в адрес купца Тифонтая жмыхов 3.319 пудов, пшеницы 4.000 пудов, ячменя 6.000 пудов, яръ-буды 800 пудов, майзы 200 пудов и масла бобового 120 ящиков». Это сообщение на фоне условий и обстоятельств путешествия породило массу шуток.

    Военные же, натерпевшись в путешествии всякого рода трудностей, не преминули в ответ на шутки объективно съязвить: «Нарекания представителя пароходной компании господина Мелентьева к картам Кокшайского не имеют оснований. Карта очень хорошая, правильно снятая, с точным обозначением всех более-менее важных пунктов. Полагаем, что помянутые нарекания вызваны скорее или неумением читать карту или неумением пользоваться ею при применении к местности». В целом остались довольны: фотографии, сделанные во время путешествия, говорят, были весьма интересны.