Да, азиаты - мы!

Елена Кривошеева
За эпиграф и основу сегодняшнего рассказа я взяла несколько строф из стихотворения Александра Блока «Скифы»:

Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,
С раскосыми и жадными очами!
………
Вы сотни лет глядели на Восток,
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!
……
Мы помним всё – парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далёкий аромат,
И Кёльна дымные громады...
…………
    Всё, что сказано поэтом, выглядит и сегодня как напоминание миру о военных походах наших предков в Европу для спасения её или усмирения.
Поэт бросил вызов всему Свету и открыто заявил, что да, мы и без вас знаем – мы больше азиаты, чем европейцы, при этом цивилизованы, не менее европейцев, и нам всё близко: и европейское, и азиатское. И сравнивает Россию с мудрым и сильным Сфинксом.
    Поэт был прав не только аллегорически, потому часто на фоне строк стихотворения «Скифы» начинаются рассуждения, что мол, русского поскреби, татарина увидишь, и приводится из учебников истории в качестве аргумента информация про монголо-татарское иго …
    Возможно, монгольская кровь и присутствует в крови потомков воинов – моголов, мунгалов, дугаров, чьи фамилии говорят сами за себя: Мунгаловы, Тугарины, Тугариновы, но отнюдь не по причине ига кровь смешалась, а исключительно потому, что моголы, мунгалы, дугары как и тунгусы, и буряты, принимали крещение, женились на русских девушках, а русские мужчины женились на девушках из семей крещённых инородцев. Все эти семьи составляли часть конного казачьего войска Забайкалья, а позже и Амурского, и Уссурийского казачьего войска.
    Всё гораздо проще и понятнее, чем запутанные объяснения про нашествия, если обратиться к Переписным книгам XVIII века или Епархиальным ведомостям того же периода. Всего каких-то 200–250 лет назад, например:
    -  тунгус дученгарского рода Ябкада стал Козьмой Екимовичем Михайловым, а его соплеменник Геденча Келтеров в крещении стал Петром Алексеевичем Лоншаковым, запутавшим на время мое родословное расследование;
    - баягирского рода тунгус Далгуниз стал Тимофеем Степановичем Чернецких, а потомки его соплеменников с именами: Санчай, Боль, Арунан дали большую ветвь казаков, мещан и купцов Каюковых;
    - потогорского рода тунгус Чечван стал Федором Петровичем Добрыниным, а тунгус дулегарского рода Тилчан Даев стал Иваном Ивановичем Андреевым;
    - казак Телембинского острога Трофим Никитович Минин — это крещённый тунгус баягирского рода Сеулудс Душев;
    - казаки с фамилией Гамов пошли от тунгуса почегорского рода Мандынрея Гургунаева, ставшего Логином Федоровичем Гамовым, а потомки Алексея Максимовича Исакова, ведут свой род от томского татарина Карабица Качкина, жившего в Нижне-Сретенском остроге;
    - казаки - выходцы из Ундинской слободы Забайкалья, имеющие в своих родословных корнях предка с данными – Иван Петрович Лесков, это потомки крещённого тунгуса дулегарского рода по имени Деляур;
    - предок казаков Пазниковых Дмитрий Егорович из Куенской слободы Забайкалья — это крещённый тунгус шарацкого рода Кишинтуй Намцов.
    Многие роды дальневосточников и забайкальцев и из перечисленных, и из неупомянутых мною, дали России в её прошлом и настоящем огромное число метких стрелков, храбрых и выносливых воинов, чьи лучшие военные качества могут быть вполне объяснимы не только наработанной привычкой, но и личным качеством предка, проявившись на генном уровне.
И да, прав поэт:

О, старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!

Своим сегодняшним рассказом выражаю благодарность воинам Восточного военного округа – участникам СВО, как в прошлые века защищающим нас на самых западных границах России.