Св. Николай Можайский

Елена Кривошеева
    В сентябре 1901 года из г.Тянь-Цзинь на имя Приамурского генерал Губернатора Гродекова Николая Ивановича от нашего военного агента в Китае (так именовалось официальное лицо для решения военных и пограничных вопросов) генерал-майора Бозака поступило письмо, из которого следовало, что к нему с просьбой о переселении в Россию обратились  потомки албазинских казаков и крестьян, защитников Албазина, ушедших в Китай после оставления Албазинской крепости русскими, накануне подписания Нерчинского трактата, поселенных в Пекине. Во время восстания ихэтуаней дома их были сожжены, потомков албазинцев перевели вместе с русскими миссионерами в Тянь-Цзинь и поселили в кумирне китайского сановника, бежавшего из Тян-Цзиня.

    Генерал-майор Бозак обратился к настоятелю Православной Духовной миссии в Пекине Архимандриту о.Иннокентию для наведения справок и мнения о целесообразности удовлетворения прошения. Архимандрит очень сочувственно отнесся к этим людям, но заметил, что в случае переселения русское правительство приобретет очень незавидных воинов, едва умеющих стрелять из лука и непривыкших ни к какому труду, и что он утешается только мыслью, что «хорошее воспитание может быть воскресит в детях семя их славных предков». От себя генерал Бозак добавил, что албазинцы пользуются дурною славой даже среди русских и соотечественниками принимаются на службу очень редко, что в них не осталось ничего русского, ни даже малейшей искры любви к своей нации, остается только общность веры, но при низком положении религии в Китае это особенного значения не имеет.

    Генерал, конечно, знал причины обращения, потому выделял в письме, что потомки албазинцев не имеют права жаловаться на свою судьбу, получая достаточное содержание от Китайского правительства, а если они не достигают высоких должностей, то не по причине их принадлежности к православию, а от того, что они негодны быть даже китайскими чиновниками. Бозак акцентировал, что переселение может удовлетворить только национальное самолюбие, и предупреждал, что процедура потребует расходов российской казны на само переселение и на содержание впоследствии, и добавил, что в настоящем времени потомки албазинцев, получают от Китайской казны от двух до четырех ланов в месяц (соотношение к рублю один к одному), не считая выдаваемого риса, и не захотят отказаться от лёгкого хлеба.

    Для решения вопроса военный губернатор Приамурья запросил мнение командования Амурским казачьим войском. Ответ от казачьего командира полковника Орфенова был таков: селить переселенцев в Албазинский станичный округ, где прославили себя их предки, нецелесообразно, суровый климат может подействовать на их здоровье, условия для занятия земледелием в округе неблагоприятны. В письме также указал, что единственное занятие, которое может благотворно подействовать на людей, отвыкших от труда, это земледелие, и предложил поселить во вновь образующемся Николаевском станичном округе. Исполняющий дела военного губернатора Пляскин согласился с этим мнением, подпись заверена столоначальником Тихановским.

    Николаевский станичный округ, думаю, был обозначен неслучайно. Значительную часть его населения представляли крестьяне, большинство из которых по вероисповеданию были беспоповскими староверами, были там и католические раскольники, и сектанты – молокане. Учитывая время, в котором защитники Албазина оказались и в Албазинской крепости, и в Китае, предполагаю, что они были и остались приверженцами старой веры. Вероятно, этим обстоятельством отчасти обусловлена характеристика потомков албазинцев архимандритом Иннокентием, настоятелем Православной церкви в Пекине в начале XX в.

    К письму китайского военного агента генерала Бозака приложено письмо из Никольска-Уссурийского от командира 1-го Сибирского армейского корпуса генерал-лейтенанта Линевича в Приамурское генерал-губернаторство в г.Хабаровск с прошением доложить генералу от инфантерии Гродекову о возможности переселения потомков албазинцев. К письму прилагались их групповые фото с образом Святителя Николая Чудотворца в руках, вынесенного ими из Албазина, сохраненного и чтимого по настоящий день, то есть по день написания письма.

    Исследователи, кто видел фото, приложенные к письму Линевича, утверждают, что это был образ св.Николая Можайского, написанного с мечом в руках, меч клинком вниз. И это тоже неканонический образ лика святого, как и образ Албазинской Богородицы.

    Потомки потомков албазинцев в начале 2000-х гг бывали в Албазине, некоторые прошли там обряд крещения. На память из местного прихода они брали календари с изображением Николая Чудотворца в классическом изображении. То есть, они не знают какой образ св.Николая был вынесен из Албазина в XVII в., значит на территории Китая этого образа нет. Не исключено, что образ св.Николая мог быть вывезен из Китая нашими миссионерами, и наверное, просто ещё не пришло время, когда он явится, как явился образ Албазинской Богородицы, и для нас с вами существует вероятность увидеть еще одну святыню земли Амурской.