Загадка села Вщиж

Константин Сычев 2
З А Г А Д К А   С Е Л А   В Щ И Ж

Летом 1866 года в канцелярию Александра II поступило прошение на высочайшее имя от помещицы Веры Фоминой, жены отставного генерал-майора, о выдаче денежного пособия на восстановление древней церкви в её имении в селе Вщиж Брянского уезда Орловской губернии. В прошении помещица рассказывала о том, что в результате самостоятельных раскопок древнего кургана было обнаружено много интересных вещей, в том числе могила удельного князя Святослава Владимировича, скончавшегося в древнем городе-крепости Вщиже в 1166 году. Письмо наделало много шума и вызвало обширную переписку. Из императорской канцелярии послание за подписью князя Сергея Долгорукова пошло в Святейший Синод, оттуда – к Орловскому епископу Поликарпу и в Московское археологическое общество. Вплоть до 1916 года кипели страсти над Вщижем и в бюрократических, и в научных кругах. Пачки документов осели в правительственных и местных архивах, но, увы, генеральша Фомина не получила по своему прошению ничего.
Послание помещицы привело к широким археологическим исследованиям. Но не все загадки смогли разгадать учёные за полтора столетия. Осталось ещё немало «тёмных пятен». Одной из самых загадочных находок, обнаруженных ещё в дореволюционное время на вщижском кургане, явилась удивительная белокаменная плита с древнегреческой надписью: «Добрые пожелания понтарху Ахиллия Сократу и его сыну Анаксимену от четырёх архонтов Пуртая, сына Пуртая, Деметрия, сына Ахилла, Эврексибия, сына Ада, Агафомара, сына Эвристея, за мир, благополучие и процветание города и здравие. Пуртай, сын Пуртая, уважаемый в…Лонхаидиске, Эвре(ксибий), сын Ада…уважаемый в…»
Иными словами, четверо греческих архонтов (правителей) благодарят некого понтарха Сократа и его сына за то, что они обеспечили мир, благополучие и покой городу Ахилию и здравие его жителям. Судя по всему, перечисленные архонты управляли отдельными частями Ахилия. Из сохранившейся надписи известно, что один из районов назывался Лонхаидиск. Где же располагался Ахилий? Этот древнегреческий город находился на Таманском полуострове и входил в состав Боспорского царства до 107 года до н.э., когда туда по просьбе боспорской знати пришли войска понтийского царя Митридата VI – подавлять восстание рабов под предводительством Савмака. Понтийцы разгромили повстанцев, восстановили власть архонтов, а также «мир, благополучие и процветание» города. Однако вместе с «освободительной» армией в городах Причерноморья оказались наместники царя Понта – понтархи, и вся «освобождённая» территория вошла в состав царства Митридата вплоть до 63 года до н.э., когда Рим уничтожил эту страну.
Таким образом, загадочный вщижский камень следует датировать 107 годом до н.э. – греки умели своевременно благодарить своих благодетелей.
Каким же образом оказался древний камень на огромном расстоянии (более тысячи километров!) от Тамани в глухом, окружённом дремучим лесом селе Вщиж? Эта загадка очень волновала любителей истории дореволюционной России. Одни считали, что камень был привезён во Вщиж ещё удельным князем Святославом Владимировичем в XII. Другие вообще вели происхождение Вщижа от древних греков… Постепенно история с камнем стала забываться и едва не канула в Лету. Вспомнилась эта находка лишь сейчас, когда брянским краеведам вновь попали в руки старые документы. И опять учёные стали выдвигать различные версии, одну невероятней других. Мне же думается, что здесь «ларчик просто открывался». Мало вероятно, чтобы князь Святослав вывез этот камень с территории бывшего (к тому времени) Тмутараканского княжества. Тогда не существовало такого увлечения предметами старины, особенно языческого происхождения, да и средства доставки были довольно примитивные. Не завезли его во Вщиж и греки. Несмотря на многочисленные легенды и сказки о странствиях эллинов, они отнюдь не стремились в глубины девственных лесов, а занимались коммерцией на морских берегах или пребывали в местах, достаточно хорошо известных и защищённых.
Тогда каким же образом камень попал во Вщиж?
Думается, что дело тут в генерал-майоре Фомине, жена которого и разожгла страсти вокруг Вщижа. Известно, как модно было в ту пору иметь в своих коллекциях античные вещи. Статуи, обелиски, мраморные и белокаменные плиты со старинными надписями были предметами увлечения российской знати. Приглашая гостей, помещики часто демонстрировали имеющиеся у них редкие вещи. Это было делом престижа.
Генерал Фомин добился своего положения и почётной, далеко не скромной пенсии за заслуги перед Отечеством. Бывал он и в Крыму, и в Керчи, и на Тамани (в период Крымской компании) и не понаслышке знал об античных памятниках и древностях.
Полагаю, что именно генерал Фомин увёз из Тамани или Крыма древний обелиск и установил его на одном из старых курганов села Вщиж. Наличие такого памятника должно было поднять авторитет его владельца и подчеркнуть историческую ценность поместья. Однако старый вояка явно перестарался. Камень оказался настолько древним, что вызвал не поддержку прошения генеральши Фоминой о пособии на церковь, а лишь бесконечные споры, сомнения и бумажную чехарду.
В довершение хочется сообщить читателям, что они, вероятно, в первый и последний раз видят изображение этого древнего обелиска (на рисунке): каким-то образом камень исчез из Вщижа, и где он теперь находится, в чью коллекцию попал, мы, наверное, уже не узнаем никогда.

«Десница», № 28 от 10.07.2002 г.

КОРАБЛЬ   ОКАЗАЛСЯ   ОЧЕНЬ   ДРЕВНИМ

Сенсационная научная новость пришла в Брянский краеведческий музей. Выяснилось, что именно в нём имеется, возможно, самый ценный экспонат из истории Древней Руси – прекрасный образец старинного судна.
Из Института истории материальной культуры (ИИМК) Российской академии наук Санкт-Петербургского отделения в Брянский краеведческий музей поступило заключение эксперта по анализу образцов древесины древнего челна. Напомним, он был найден в августе 2001 года на берегу Десны у села Вщиж Жуковского района.
Методом радиоуглеродного анализа удалось установить возраст находки – 1-я половина XIII века.
Когда брянский рыбак Баранов обнаружил в камышовых зарослях громоздкий и непонятный предмет, напоминающий нос небольшого корабля, он ещё не знал, какую огромную историческую ценность скрывали деснинские берега. Прибывшие на место археологи увидели почти четырёхметровый обрыв, в глубине которого виднелся старинный чёлн! Уже внешний вид огромной лодки и глубина её залегания говорили о древности.
Сначала предполагали, что длина лодки будет три-четыре метра, но вот солдаты из сельцовской воинской части, задействованные для раскопок, прошли уже семь метров, а конца лодки всё не было… Мобильный подъёмный кран поднял остатки корабля и погрузил их в автомашину. Лодка сохранилась прекрасно!
Усилия археологов оказались не напрасны: брянцы и гости города могут теперь увидеть находку из Древней Руси в краеведческом музее.

«Десница», № 8 от 19.02.2003 г.