Про любовь и любовь к Родине

Елена Кривошеева
    Совсем недавно от человека, собирающего свою родословную, услышала такую фразу: «А казаки с крестьянами не якшались!», как если б казачество было верхом социальной иерархии. Да, казачество ценили, как войско. Однако не этим обстоятельством обусловлен запрет на брак казака и крестьянки.
    Разбираясь со своей родословной, в Российском Государственном архиве древних рукописей нашла Указ конца 17 века царь Федор Алексеевич  обращался к приказным Албазинским людям, в том числе и моему предку - сыну боярскому Григорию Лоншакову: «… тебе б Григорью велеть пашенным крестьянам на Великого Государя пахать десятинные пашни по Указу и промеж пашенных крестьян расправы чинить, а их - пашенных крестьян - Албазинским казакам в обиды не давать, да тебе б, Григорью, учинить наказ крепкОй пашенным крестьянам, у которых есть дочери их девки, и они б дочерей своих выдавали замуж за пашенных крестьян, а за Албазинских казаков ни за кого не давали для того, чтоб пашенные крестьяне были все женаты и постоянны, а буде вы ГригорЕй и Михайло пашенных крестьян дочерей их девок давать за Албазинских казаков, а не за крестьян станете, и вам от Великого Государя за то быть в опале и торговой казне, и животы ваши взяты будут на Великого Государя безо всякия пощады…».
    Вот такие жесткие и прямолинейные были Указы – попробуй не исполнить!..
    Хлебом торговали во все времена. Хлеб был своеобразным эквивалентом торговых отношений. Именно поэтому пашенный крестьянин был крестьянином особым: пашней занимался, хлеб растил не только для себя, но и для того же казачьего войска, и для государственной казны. Потому царь Федор Алексеевич особенно выделяет в своем Указе – пашенные крестьяне должны быть все женаты и постоянны. Семьей связывал, оседлости приучал.  Наверняка этот запрет привел ко множеству личных трагедий.

    Пашенных крестьян позже стали называть просто крестьянами, казачество претерпело изменения с реформами Петра-I: возникло дворянство, как класс, многие из потомственных служилых были переведены в класс – крестьяне, что приводило к расколу внутри семей. Например, в семье из нескольких мужчин – родных братьев, только один брат мог быть дворянином, а остальные могли быть только крестьянами, хотя все они происходили от одного отца – сына боярского и потомственного служилого.

    Максим Горький в 1922 г., находясь в эмиграции в Берлине, написал негативную статью о русских в принципе, и о крестьянах, в частности. Называя русских крестьян почти животными: безжалостными и скудоумными, вознеся городского рабочего над сельчанином-земледельцем. Горький даже не придавал значения, что не все крестьяне имели в предках разбойников или бродяг, и что в крестьянстве начала 20 века состояли потомки служилых людей, детей боярских, чаще благородных по природе своей, а не от привычек, приобретенных в городском обществе.
 
    С конца XIX в. в метрически книгах стали появляться записи о венчании казаков с крестьянками и сыновей крестьян с казачьими девицами. Это не означало, что запрет на подобные браки был нарушен всеми и повсеместно или о нем забыли. Систематизируя данные из метрических книг, венечных памятей, брачных обысков вижу, что в большинстве случаев таких браков каждая из сторон знала о своих предках, утративших статус казака в период после царствования царя Федора Алексеевича.

    О Петровской эпохе расказачивания никто не вспоминает и не придает ей негативного оттенка, как придают эпохе расказачивания 20 века в период с гражданской войны и после нее, а о добровольном расказачивании 1905 и 1919 годов и причинах этих событий и знать не хотят. И очень жаль, ведь зная прошлое, человек может избежать ошибок в будущем. Если, конечно, человек любит Родину и стремится к прогрессу.