Иерусалим дважды разрушенный и восстановленный

Инквизитор Эйзенхорн 2
ИЕРУСАЛИМ: ДВАЖДЫ РАЗРУШЕН, ДВАЖДЫ ВОССТАНОВЛЕН
Лоуренс Шифман

«Как город, когда-то наполненный людьми, стоит одинокий? Она,
кто была велика среди народов, стала как вдова; царевна среди государств стала данницей» (Плач. 1:1). Этими словами, написанными древним автором - согласно более поздней традиции, пророком Иеремией - и написанными в стиле древних ближневосточных городских панихид, евреи ежегодно вспоминают разрушение
древнего города Иерусалима и его Храма. Но какой это Храм, ведь их было два? Это Первый Храм, разрушенный вавилонянами при Навуходоносоре в 586 г. до н.э., или
Второй Храм, разрушенный римлянами в 70 г. н.э.? Да, книга Плача была составлена после первой трагедии, но необходимое ее изложение известно гораздо позже, из
раввинских текстов, датированных периодом после разрушения Второго Храма,
так что, возможно, ее изложение предназначалось в первую очередь для того, чтобы рассказать о том, чем была более поздняя трагедия?
Или попробуйте следующее: «Пять [вещей, которые произошли с нашими предками] 9 ава… Храм был разрушен в первый [раз) и во второй» (М. Таанит 4:6). Очевидно, традиция памяти отнесла оба разрушения в один и тот же день, хотя на самом деле они произошли в разные дни. Согласно 4 Цар. 25:8, Первый Храм был сожжен седьмого Ава, но параллель в Иер. 52:12-13 датирует сожжение 10 Ава. Иосиф Флавий говорит, что Второй Храм был подожжен 10 Ава (БИ 6.250, 267-270). Талмуд присвоил дату девятую, таким образом объединив или усреднив источники (Б. Таанит 29а). Коллективная память и ритуальный траур еврейского народа, начиная с I  века нашей эры, последовательно объединяли эти две национальные трагедии в неразрывное целое. Кроме того, поставлено ли на карту разрушение древнего культового объекта, города Иерусалима, или уничтожение нации и ее независимости? Является ли Иерусалим конкретной реальностью, идеальным городом, выражающим религиозные или теологические концепции, или он и то, и другое? Далее исследуется древняя история Иерусалима, подчеркивая события, предшествовавшие каждому разрушению, само разрушение, восстановление, произошедшее после него, а также то, как опыт трагедии помог обеспечить вдохновение и достижения будущего.

1. Ранняя история вплоть до первого разрушения

Город, который мы знаем как Иерусалим, был впервые заселен в раннем
бронзовом веке (ок. 3150–2900 гг. до н. э.). Оно появляется в египетских текстах проклятий XIX - XVIII вв. до н.э.. К патриархальному периоду (Быт. 14:18) это была известная ханаанская святыня. Он появляется в «Письмах Амарны» (XIV век до н.э.) и в списке царей Иисуса Навина 14:1-24. Он оставался иевусейским городом до времен царя Давида. Давид взял Иерусалим, чтобы основать расположенную в центре столицу, которая позволила бы ему объединить свою власть над северными и южными племенами. Перенос ковчегав Иерусалим также установил важнейший израильский религиозный объект. По мере того как Давид расширял свою растущую империю, ее столицей стал Иерусалим, не имевший реальных географических или экономических преимуществ.
В то время как Давид завершил некоторые строительные проекты, Соломону пришлось оставить свой неизгладимый след в городе. При Соломоне Иерусалим был политическим и экономическим центром обширной империи. Роскошный двор и обширная бюрократия способствовали его красоте и росту. Языческие святыни, похоже,
усеяли ландшафт вокруг города, вероятно, этому способствовала его древняя ханаанская религиозная роль. Строительные проекты Соломона создали царский комплекс и примыкающую к нему царскую святыню - Иерусалимский храм. Это здание превратило место бывшего ханаанского культа. в священный город Израиля, к которому, по мнению
редактора книги Второзакония Царств, должны были быть направлены все молитвы. Разнообразные укрепления защищали город, его дворец и храм.
Когда в 930 г. до н. э. царство раскололось, Иерусалим оставался столицей
Иудеи под властью потомков Соломона из династии Давида. Этот раскол привел к экономическому спаду, поскольку Иерусалим больше не контролировал северные регионы страны. Иудейские цари поочередно допускали языческое влияние и проводили монотеистические реформы, что ослабило иудейское государство и способствовало его
конечному падению.
В 701 г. до н.э. ассирийцы под предводительством Сеннахирима осадили Иерусалим, захватив большую часть Иудеи, но по какой-то причине стремяссь к договору с царем Езекией, отступили и отказались от осады. После разрушения Северного Израиля Ассирией в 722 г. до н.э., падения Ассирии в 610/609 г. до н.э. и возвышения Вавилонии состояние Иудеи временно улучшилось. Неверно разыграв карты международной
дипломатии и полагаясь на Египет, Иерусалим вскоре обнаружил, что его слабый
царь безнадежно восстает против вавилонского господства. В 597 г. до н.э. вавилоняне захватили город, на этот раз изгнав некоторых лидеров и высшие классы и посадив на трон своего собственного марионеточного царя. Когда он также восстал, вавилоняне вернулись, на этот раз, чтобы разрушить город и его Храм в 586 году до нашей эры, изгнав большинство жителей города , многих в Месопотамию, других в сельскую местность, и теперь город лежал в запустении в течение 80 лет.

2. Значение Иерусалима в еврейской Библии

Чтобы понять, почему народ Израиля жаждал восстановления Иерусалима и его Храма, а также осознать силу этого стремления как религиозной и национальной силы, мы должны взглянуть на понимание этого города в еврейской Библии. Еврейская Библия. Действительно, израильская концептуальная вселенная этого города привела к стремлению к его скорейшей реконструкции.
Город Иерусалим, по-аккадски Урушалим, что означает основание бога Шалмуна (Шаллема), является местом, где Авраам встретился со священником Мелхиседеком (Быт. 14:18-20). Это место совпадает с Иерусалимом, будущей столицей царства Давида.
То, что Библия понимает это, ясно видно из Пс.76: 3, где Шалем параллелен Сиону, названию одного из холмов. Иерусалимские холмы часто используются метонимией как название города, особенно в пророческом и эсхатологическом контексте. Сион чаще
используется в поэтических текстах. Согласно популярной этимологии, Шаллем был связан с Шаломом, «миром», что привело к ощущению, что Иерусалим был городом мира в Псалме 122, где мир Иерусалима является ключевой фразой. Толкование слова
Шаллем = Шалом можно найти в пересказе Быт. 14:18-20 в Евр. 7:1-2: «Царь Салимский», то есть «царь мира». Это наименование Иерусалима – Города Мира – сохранилось в библейской мысли, несмотря на непрекращающиеся раздоры как в городе, так и вокруг него. Доизраильский культ бога Эль-Элиона стал предшественником наследия Израиля как место попытки принесения Исаака в жертву его отцом Авраамом. Эти традиции помещают Авраама, так сказать, первого израильтянина, в место, которое станет столицей объединенной израильской монархии Давида и Соломона, а затем и Иудейского царства, на культовом месте, где будет располагаться его Храм. Позже, чтобы еще больше узаконить Иерусалим, Давид покупает его у правителя-иебусея. Когда Давид сделал его своей столицей и религиозным центром, установив там ковчег (2 Царств 6), он тем самым объединил весь народ. На самом деле Соломону было предоставлено право построить Храм для размещения ковчега, который наконец остановился (1 Цар. 6-8), и присутствие Бога обрело свое вечное жилище. Тем не менее, он всегда оставался «Городом Давида» (2 Цар. 5:7-9).
Иерусалим обозначен как город, который Сам Бог избрал Своим вечным домом. Это город Божий, и важность царского административного центра бледнела по сравнению с городом, в котором Бог решил утвердить Себя. Действительно, Исаия говорит, что Иерусалим никогда не будет разрушен, хотя он и пострадал бы от рук своих врагов, если бы его жители были грешными. Михей (3:12) и Иеремия (26:18-19) сто лет спустя предсказали, что Иерусалим будет уничтожен, хотя его население считало, что Иерусалим имеет особую Божественную защиту. Пророки предупреждали народ, что хотя над Иерусалимом и было какое-то божественное провидение, его судьба, тем не менее, зависела от нравственного поведения его народа (Иер. 7:1-15). Когда их грех был слишком велик, Сам Бог наказывал город или посылал в атаку другие враждебные народы. Пророки
уравновешивали свои предсказания о гибели обещанием эсхатологического, восстановленного города, также называемого «Новым Иерусалимом» (Ис.40:1-2; 52:1, 7-8), воссозданного Храма,и недавно построенный стены (Иер. 30:18-19; 31:38-39).
Более поздние библейские тексты и постбиблейский иудаизм также рассматривали идеализированный Иерусалим как краеугольный камень надежд на национальное и религиозное возрождение или прототип Нового Иерусалима, который станет
центром еврейских стремлений к Концу Света. В какой-то степени эти идеи питались древней ближневосточной концепцией священного города на высокой горе, почти райского города. В этом отношении гора Сион считается заменой таких горных городов
и является истинным центром вселенной. Кроме того, это понятие внес свой вклад в более позднюю идею небесного Иерусалима, обнаруженную в иудаизме в Греко-римский период и далее.
Однако мы должны помнить, что в еврейской Библии Иерусалим не одухотворен. Это конкретная сущность, настоящий город. Библейские авторы предсказывали чистку города от всех языческих элементов и говорили о будущем Иерусалиме, который будет приютить только чистое поклонение Богу Израиля. В конце дней Иерусалим станет
местом паломничества для всех народов, которые придут поклоняться единому Богу. По сути, ожидается, что столица страны и духовный центр станет духовным центром всего мира, как предсказывали Аггей и Захария, пророки, которые возглавили строительство Второго Храма. Это молитва, которую Книга Царств вкладывает в уста Соломона при посвящении Храма (1 Цар. 8:41-43 = 2 Пар. 6:32-33). Как и нынешний Иерусалим, эсхатологический город, по мнению пророков, тоже должен быть реальным, на этой
земле, а не одухотворенным, и весь город свят. Ожидалось, что окончательному искуплению и восстановлению Иерусалима будут предшествовать великие бедствия. Все зло в итоге будет уничтожено и воцарится вечный мир. Иерусалим снова станет центром
нации, и им будет управлять царь из дома Давида. Следовательно, достижение
периода относительного мира и строительство города как знака Божественного благоволения и рассвета обещанного искупления Иерусалима и его народа имеют огромное богословское значение. Поэтому неудивительно, что восстановление
произошло примерно через 70 лет после разрушения города.

3. Первая реставрация

В 538 г. до н.э., после падения Вавилонии, приход к власти Кира. Великий разрешил возвращение некоторых вавилонских изгнанников и восстановление Храма. Это, в свою очередь, привело к постепенному заселению Иерусалима. Строительство Храма было завершено в 515 году до нашей эры, но город остался с разрушенными стенами и сожженными воротами. В 445 г. до н. э. при поддержке царя Артаксеркса Неемия прибыл в Иерусалим в качестве губернатора персидской провинции Иудея с целью восстановления города. Он отремонтировал стены, предпринял шаги по заселению
города, взимал налоги и обеспечивал безопасность. Прибытие из Вавилонии писца Ездры вскоре после этого и соблюдение им закона Торы вместе с Неемией восстановили Иерусалим как религиозный центр иудаизма, хотя еврейская община Месопотамии продолжала развиваться в то же время.
Об истории города до его завоевания армиями Александра в 332 г. до н.э. мало что известно. Более поздняя еврейская традиция пыталась поместить встречу самого Александра с еврейскими лидерами в Иерусалим, но если это вообще произошло, то это было в Антипатрисе, современной Рош-ха. -Айин. К 301 г. до н. э. Иудея и Иерусалим находились во власти египетских Птолемеев, и эта ситуация продолжалась, несмотря на постоянные войны между Птолемеями и Селевкидами, до завоевания Иерусалима
Селевкидами в 198 г. до н. э. Как и в персидские времена, Иудея продолжал оставаться расширенным государством Храма, управляемым священниками, иерократией, как это ранее описал Гекатей из Абдеры.
При Селевкидах темпы эллинизации усилились, несмотря на дарованную Антиохом III хартию, которая даже запрещала приносить нечистых животных в город Иерусалим. Однако вскоре внутренняя борьба священников и аристократов - по большей части в Иерусалиме - погрузила нацию в эллинистическую реформу и сопутствующие ей Маккавейские войны. Подробности этих центральных событий в истории Иудеи нас здесь не интересуют. Скорее нам следует отметить, что события сосредоточились вокруг города Иерусалима и Храма. Умеренные эллинистические элементы стремились контролировать Храм как средство включения Иерусалима в сеть торговых и международных отношений. Еще больше эллинизированных евреев стремились реорганизовать Иерусалим как полис и способствовать эллинизации города по тем же причинам примерно в 175 г. до н. э. Именно в Иерусалиме они построили гимназию и эфебей, чтобы способствовать этому культурному и экономическому симбиозу. К 168 г. до н. э. в стране царило открытое восстание, и хотя проэллинистические силы с помощью Селевкидов ввели в Храм языческие изображения, город уцелел относительно невредимым, так что, когда, наконец, после 152 г. до н. э., Ионафан основал династию Хасмонеев. , его столица находилась в Иерусалиме, а Храм был полностью восстановлен в своей монотеистической традиции. К 141 г. до н. э. его брат Симеон изгнал губернатора Селевкидов из столицы и добился полной независимости. Мир царил в Иерусалиме практически непрерывно до римского завоевания в 63 г. до н. э., последовавшего за падением династии Хасмонеев.

4. Иерусалим в свитках Мертвого моря

В период Второго Храма во многих текстах говорилось о значении Иерусалима с религиозной и национальной точки зрения. Священный город был особенно важным предметом для сектантов , оставивших нам свитки Мертвого моря. Для них существовала необходимость восстановления даже после успешного восстания Маккавеев. Поскольку Иерусалим был столицей объединенной монархии, высшей точкой политической истории Израиля, он стал символом надежды для всех будущих поколений. Псалмы описывают красоту Иерусалима - города, который является источником благословения, святого
места, из которого служат священники и левиты, - и трижды ежегодного паломничества. Кумранская секта, отвергавшая храмовый культ и паломничество в Иерусалим, по-прежнему рассматривала Иерусалим как идеализированный город, который, если его воссоздать в соответствии с их планом, завоевал бы всеобщую преданность. Можно сказать, что они отвергли исторический Иерусалим – город, который в их время, по их мнению, питал нечистый культ и коррумпированных правителей. Они оплакивали разрушение Первого Храма, осуждая при этом нечестные доходы богатых священников, служивших в сохранившемся Втором Храме.
Однако секта Мертвого моря никогда не отвергала Иерусалим еврейского закона. Иерусалим оставался центральным местом еврейского ритуала из-за уникального
места, назначенного ему Самим Богом как место, где Его присутствие и Его ковчег будут пребывать вечно. В Иерусалиме для кумранских сектантов были более строгие правила, чем соблюдались  в свое время. Они утверждали, что в Иерусалиме нельзя убивать животных за пределами Храма, что Храм должен быть перестроен до огромных размеров и что более строгое принятие законов о чистоте обеспечит искоренение малейшего
намека на нечистоту. Нынешний Храм, напротив, считался оскверненным ошибочными интерпретациями закона и политическими играми, приводящими к нечестивым союзам.
Окончательное искупление Иерусалима в конце дней восстановит чистоту культа и законные процедуры храмовой службы. Секта Кумрана предсказала, что это произойдет
в результате войны Сынов Света, сектантов, против Сынов Тьмы, всех остальных представителей окружающих народов и всех евреев, которые не присоединились к секте. В этой последней битве секта, при помощи ангельских воинств, сохранит свою чистоту даже в битве и победит все зло в мире. Затем ее сторонники с триумфом войдут в Иерусалим и восстановят жертвенное поклонение по своим собственным законам. Городом снова будет управлять царь Давида, мессианская фигура, и он будет восхваляться во всем мире. Иерусалим исполнит пророческие видения величия и совершенства. Даже когда Храм и город Иерусалим стояли, эти евреи призывали к его реконструкции и воссозданию, основываясь на принципах своего понимания библейской традиции.

5. Второе разрушение

Завоевание Иудеи и Иерусалима Помпеем в 63 г. до н. э. подготовило почву для второго разрушения. Римляне назначили слабака Хасмонея Гиркана II первосвященником своей недавно завоеванной территории, но де-факто реальной властью был идумейский Антипатр. После ряда интриг его сын Ирод был назначен римским сенатом царем в 40 г. до н. э. В 37 г. до н. э. он с помощью Рима взял Иерусалим и основал там свою столицу. Его масштабные строительные проекты оставили неизгладимый след в гражданском и религиозном характере города. Самое главное, что он расширил Храмовую гору
и построил великолепное здание Храма, которое считалось архитектурным чудом во всем древнем мире. По сути, Ирод построил город, который римляне, его покровители, вскоре разрушили. Ирод умер в 4 г. н. э. К 6 г. н. э. Иудея находилась под властью прокуратуры как полноправная провинция Римской империи. Со столицей в Кесарии Иерусалим
перестал быть столицей Иудеи. Но его городское правительство осталось в руках первосвященников, теперь назначаемых по своему желанию прокураторами. На протяжении всего этого периода царили междоусобицы, и римляне налагали суровые наказания: распятие Иисуса ок. 30 г. н.э. при Понтии Пилате является примером этого. Несмотря на все это, Иерусалим функционировал как неформальная столица еврейского народа и место паломничества евреев всего мира. Тем не менее, еврейские распри омрачили этот религиозный ландшафт и в конечном итоге способствовали разрушению города..
К 66 году н.э. неправильное управление прокуратурой наконец привело к
вспышке открытого восстания, которое вскоре переросло в полномасштабную войну. Первые три года город был свободен от римского господства, но междоусобицы повстанцев вскоре ослабили их позиции. Веспасиан и его сын Тит прибыли с четырьмя легионами и после длительной осады разграбили город и его Храм, убив бесчисленное количество еврейских жителей. Храм был подожжен, и вскоре город пал. Иудея вокруг была опустошена. Иерусалим был снова разрушен.
Но страдания святого города еще не закончились. В то время как большая часть страны начала экономическое и культурное восстановление после окончательного поражения последних повстанцев при Масаде в 73 году н. э., Иерусалим оставался в запустении около 61 года. Апокалиптические тенденции, а также некоторые из тех же римских должностных преступлений вскоре привели к вспышке восстания Бар-Кохбы в 132-135 гг . к 135 году н.э. римляне жестоко подавили восстание в Иерусалиме. В начале восстания римляне построили храм Юпитера и основали Элию Капитолину, вспахав Храмовую гору. Иерусалим стал запретным городом для евреев, так что даже христианский епископ Иерусалима теперь должен был быть язычником. По сути, второе разрушение Иерусалима было завершено.

6. Иерусалим и его разрушение в раввинистических источниках

Духовные последствия разрушения Иерусалима и его Храма вызвали запоздалую реакцию среди раввинов римского периода. Эта реакция была заметна главным образом в сфере еврейской обрядности, например, при переносе храмовых ритуалов в синагогу и дом. В отсутствие праздничных жертвоприношений и торжеств которые были уникальными для Храма, к III веку вопрос, как с ними поступать, был решен. Одним из таких приспособлений была замена пасхального жертвоприношения, которое когда-то совершалось исключительно в Храме, трапезой пасхального седера. Кроме того, раввины установили дни траура и поста 10 тевета, 17 таммуза и 9 ава в память о событиях, приведших к разрушению города. Они отмечают начало осады, разрушение стен
и сожжение Храма соответственно. Значение синагоги и молитвы как замены жертвоприношений животных росло еще до разрушения. Кумранская секта, отказывавшаяся участвовать в храмовых ритуалах, и другие секты, находившиеся слишком далеко от Храма, чтобы это сделать, уже ввели молитвы, заменяющие ежедневные жертвоприношения. Возвышение синагоги как дома молитвы в I веке
совпало с потерей Храма. К моменту разрушения Храма уже была создана его замена.
Аналогичным образом, последствия неудавшегося восстания также привели к новому политическому и религиозному раскладу. . Фарисейские раввины продолжали господствовать, в то время как храмовое духовенство и другие секты исчезли со сцены истории. Римляне помогли раввинам признать их лидерство над остатками еврейской
общины. Раввинская власть была установлена таннаитскими мудрецами при патриархате как система самоуправления для евреев, заменившая храмовое священство. Талмудические раввины считали Иерусалим главным «городом», но в некоторых текстах он также рассматривался как город-храм (микдаш). Во времена Храма он имел особый правовой статус, большая часть которого была утрачена с окончанием Храмовой службы в 70 г. н. э. Как объединители еврейского народа, раввины понимали, что он либо
был построен на территории, закрепленной за двумя племенами, либо как объединитель еврейского народа колен. Иуды и Вениамина, чтобы подчеркнуть, что весь Израиль имел равную долю в святом городе Божьем. Никто не мог постоянно владеть недвижимостью в городе. По этой причине все городские стены и общественные работы были оплачены пожертвованиями Храма. Более того, считалось, что город поддерживает более высокие стандарты ритуальной чистоты, чем остальную часть страны, чтобы всегда приветствовать в Храме паломников, которые должны были быть чистыми, чтобы войти. Здесь запрещалось оставлять мусор и устраивать кладбища. Иерусалим был настолько
свят, что любой из супругов в браке мог заставить другого жить там, и ни один из них не мог заставить другого уйти. Особые благословения были помещены в литургию с просьбой к Богу благословить и защитить город , а после 70 г. н.э. молитвы о восстановлении города, его Храма и ритуалов стали основой еврейской практики. Именно этот аспект привил еврейскому народу вековую привязанность к этому городу.
. Эта модель просто продолжила модель вавилонского еврейства после разрушения Первого Храма в 586 г. до н. э. (Пс. 137). Считалось, что город имеет более высокий уровень святости, чем остальная часть Святой земли. По мере продвижения вперед
святость становилась выше: вход на Храмовую гору, проход через Двор и, наконец (если вы были священником), вход в Храм и святая святых. Эти восходящие уровни святости символизировали восхождение каждого еврея к близости к Богу, что является фундаментальной еврейской идеей. Некоторые подношения ели повсюду в городе,
но некоторые - только во дворах Храма. Высший суд – Санхедрин пребывал в Храме, пока он существовал. Даже когда Храм уже не уществовал, раввины считали святость города вечной. Еще в древние времена, следуя Соломоновой речи царей и книге Даниила, евреи всего мира молились в направлении Иерусалима и соответственно строили свои синагоги.
После разрушения Второго Храма 9 Ава было продолжено как день траура для обоих Храмов, и были установлены различные другие траурные обычаи, такие как разбивание стакана на свадьбах, которые все еще практикуются. Раввины постановили, что здания следует строить так, чтобы по этой причине небольшой участок оставался незавершенным. Агадические традиции о Первом Храме многое говорят об отношении раввинов к Иерусалиму. Иерусалим рассматривается как ворота в небес для молитвы. Он считался городом невероятной красоты, с судами и синагогами, всегда способным принять посетителей и свободным от того, что мы бы назвали опасностями для здоровья населения. Его считали городом великих ученых и благочестивых мужчин и женщин.
Раввины были убеждены, что оба разрушения произошли в результате нарушения еврейского народа как в сфере религиозных заповедей между Богом и человечеством, так и социальных заповедей между отдельными людьми. Отсутствие справедливости, этики и благочестия превратило храмовый ритуал в фарс, и поэтому Бог разрушил Свой Храм и Свой город. В частности, они обрисовали ужасные грехи, которые, по их мнению, привели к провалу восстания против Рима и разрушению Рима в 70 г. н. э. Подобным же образом они понимали первое разрушение. Только покаяние, соблюдение законов, молитва и благотворительность могли привести к его восстановлению, о котором мечтали раввины и их народ. Восстановленный город будет огромным, а его Храм будет еще красивее, чем храмы Соломона и Ирода. Для большинства раввинов восстановление могло произойти только в мессианскую эпоху, когда город огромной красоты сойдет с небес и
все народы, живущие в мире, придут поклоняться единому Богу. Таким образом, идеальный город, который в некоторых кругах всегда считался существующим на небесах, будет соединен со своим конкретным, земным отражением в вечной гармонии в Конце Дней.

7. Восстановление Иерусалима под властью христиан, мусульман и евреев.

Первый этап восстановления Иерусалима был предпринят византийскими правителями после 324 года, при Константине, когда название города было снова изменено на Иерусалим. Константин начал крупные строительные проекты, но все они находились на религиозных объектах, связанных с жизнью Иисуса, в первую очередь на Гробе Господнем. Юлиан Отступник в 363 году приказал восстановить еврейский храм, но работы закончились, когда землетрясение вызвало пожар. Юлиан вскоре умер во время военной кампании, положив конец реюдаизации Иерусалима. Строительство снова активизировалось в V - VI веках, и  в 438 г. евреям снова разрешили здесь жить. Многие христиане также иммигрировали на святую землю в это время, а некоторые из них поселились в Иерусалиме и внесли свой вклад в продолжающиеся христианские строительные проекты. Мир был ненадолго нарушен восстанием самаритян 529 года, но оно не распространилось на сам город. В 614 году Иерусалим был осажден персом Хрозой
II, который проломил его стену, и многие были убиты. Большинство церквей было разрушено. К 629 году Византия вернула город, и евреи снова были изгнаны.
Иерусалим был взят арабами в 638 году и оставался в их руках до 1099 года. Евреи были приняты обратно и построили школы и синагоги. Мусульмане построили прекрасные дворцы и Купол Скалы (691 г.), закрывавший древнее еврейское место алтаря,
почитаемого мусульманами как место, с которого Мухаммед вознесся на небеса. Тогда же была построена мечеть Аль-Акса.
С 1099 по 1187 год Иерусалимом правили крестоносцы, вторгшиеся из Европы. Евреям и мусульманам было запрещено жить в городе, но это было также время интенсивного строительства, особенно церквей и укреплений. В 1187 году он снова перешел под контроль арабов. При Саладине важные здания были отремонтированы, и евреи и мусульмане вернулись. Многие новые мечети и медресе были построены во времена мамлюков, 1244-1517 гг. К моменту возникновения Османской империи в 1517 году Иерусалим находился в упадке и бедствовал. Были построены новые городские стены (1537-1541 гг.), отремонтированы многочисленные здания. С тех пор и до
Первой мировой войны и британского мандата Иерусалим, да и вся страна, находился в упадке. С конца XIX века еврейская часть Иерусалима значительно расширилась, создав новый город к западу от обнесенного стеной старого города. После 1948 года развитие западного города продолжалось под властью Израиля, тогда как Иордания контролировала «старую», восточную часть города. Город был объединен в 1967 году, но, как мы все знаем, он до сих пор по-настоящему не восстановлен как город мира.

M. Avi-Yonah, The Holy Land from the Persian to the Arab Conquests (Grand Rapids 1966).
N. Avigad, Discovering Jerusalem (Nashville 1980).
D. Bahat, Carta's Historical Atlas of Jerusalem (Jerusalem 1983).
J. Jeremias, Jerusalem in the Time of Jesus, tr. F. H. and C.H. Cave (Philadelphia 1969).
K. Kenyon, Digging Up Jerusalem (New York 1974).
L. I. Levine, ed., The Jerusalem Cathedra: Studies in the History, Archaeology, Geography, and Ethnography of the Land of Israel,3 vols. (Jerusalem and Detroit, 1981-1983).
B. Mazar, The Mountain of the Lord (Garden City, N.Y. 1975).
F. E. Peters, Jerusalem: The Holy City in the Eyes of Chroniclers,Visitors, Pilgrims, and Prophets (Princeton 1985).
L. H. Schiffman, "Jerusalem in the Dead Sea Scrolls," in M.
Poorthuis and C. Safrai, eds., The Centrality of Jerusalem (Kampen, Netherlands, 1996) 73-88.
H. Shanks, Jerusalem: An Archaeological Biography (New York 1995).
S. Talmon, "The Biblical Concept of Jerusalem," in J. M.Oesterreicher and A. Sinai, eds., Jerusalem (New York 1974) 189-203.
Y. Yadin, ed., Jerusalem Revealed: Archaeology in the Holy City, 1968-1974, tr. R. Grafman (Jerusalem 1975).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn