5 великих картин и 5 великих художников. Часть 4

Оксана Киповская
Диего Веласкес для меня пример гармоничной личности. Он был не просто невероятно одарённым художником. Он был добр и умён, обладал тонким чутьём, способностью понимать людей и суть происходящих жизненных процессов, принимать правильные решения. Сама Жизнь оберегает таких людей.
В 19 лет Диего женился на дочери своего учителя художника Франсиско Пачеко. Тот был рад породниться с художником, который был безусловно талантлив и перспективен. Кроме того, Франсиско Пачеко был теоретиком искусства, поэтом и известным среди мадридской знати и при дворе интеллектуалом. Он составил зятю протекцию, и всю жизнь, начиная с 24 лет, Веласкес был придворным художником испанского короля Филиппа IV. Веласкес был признан при жизни и никогда не бедствовал. Но и брак оказался удачным. Сначала он мог выглядеть, как брак по расчёту. Однако, супруги прожили вместе всю жизнь и умерли с разницей в несколько дней – как в счастливой сказке.
С королём Филиппом IV Веласкесу тоже повезло. Филипп IV был тонким ценителем и коллекционером живописи. Его коллекция европейского изобразительного искусства была крупнейшей в мире. Впоследствии она легла в основу всемирно известного собрания музея Прадо. В конце XIX века перед этим музеем на высоком постаменте был установлен прекрасный памятник великому человеку. И вы, конечно же, не думаете, что это памятник великому королю Филиппу IV. Да, это памятник великому Диего Веласкесу!
К моменту знакомства короля с творчеством Веласкеса, художник уже получил определённую известность, в частности, в качестве прекрасного портретиста. Король был необыкновенно впечатлён талантом Веласкеса. На службе у Филиппа IV Диего Веласкес в течение жизни написал около 40 портретов монарха. Собственно, сейчас многие его и помнят не за его заслуги или дела на благо отечества (которые, надеюсь, были), а как короля которого писал Диего Веласкес и как короля, который покровительствовал Диего Веласкесу. Художник писал и других известнейших людей своего времени – например, папу римского Иннокентия X.
Веласкес недолго оставался придворным художником. Очень скоро Филипп IV даровал ему более высокие должности. А под конец жизни еще и чин обер-гофмаршала. Всё это выглядит так, будто художник сделал хорошую дворцовую карьеру. Но у меня такое впечатление, что эти должности и чин шли параллельно, никак серьёзным образом не меняя жизнь художника. В том смысле, что эти должности, возможно, давали художнику возможность не бедствовать (и, может, даже жить в относительном достатке), но, к сожалению, они никак не влияли на его социальный статус, отношение к нему в обществе.
Картина Веласкеса «Менины» признана шедевром и считается одной из самых загадочных картин в истории европейского искусства. Создание картин-загадок было модным трендом того времени. Но эта картина изначально не была задумана художником как  нечто необычное. Картиной- шарадой она стала в силу обстоятельств. Можно сказать, так распорядилась сама Судьба. Мы расскажем об этом чуть дальше.
Менинами в XVII веке называли фрейлин королевских детей при испанском дворе. На картине мы видим реально существовавшую комнату в дворцовых покоях Мадридского Алькасара, оборудованную под художественную студию. На переднем плане в центре стоит маленькая принцесса, дочь короля Филиппа IV инфанта Маргарита. Она окружена менинами и другими придворными. Все конкретные, узнаваемые современниками люди.
Сейчас картина находится в музее Прадо. Мне посчастливилось там побывать, и я видела «Менины» Веласкеса воочию. Это огромная картина около трёх метров в ширину и более трёх метров в высоту. Картина повешена довольно низко. Благодаря тому, что она написана осязаемо реалистично, огромный размер и низкая развеска создают эффект того, что перед вами комната, в которую можно войти, просто сделав несколько шагов в перед. И кажется, что, если. стоя перед картиной, слегка потопать ногами, музейная пыль залетит в пространство картины и осядет на пол в мастерской художника. И может быть кто-то даже от этого чихнёт – например, собака, лежащая на переднем плане картины ближе всего к нам. К слову, о собаке. Её, балуясь, слегка пинает ногой мальчишка-слуга. Некоторые критики трактуют образ собаки как символ незавидной судьбы придворного художника, с которым каждый может обращаться неуважительно, как бы он ни был гениален и предан.
Веласкес также изобразил на этой картине себя. Художник стоит с кистью и палитрой перед огромным холстом, повёрнутым к нам обратной стороной. Мы не видим, что на нём. На задней стене комнаты висит несколько больших картин, изображающих сцены из "Метаморфоз" Овидия. В темной раме под ними видны король и его юная жена Марианна Австрийская, родители принцессы. Но это не картина, а зеркало. Веласкес придумал нечто потрясающее!
Мы не можем утверждать это с полной уверенностью, но весьма вероятно, что Веласкес, изображённый на картине, пишет двойной портрет королевской четы; мы стоим на том месте, где стоят они, и видим то, что видят они. И в целом это какая-то неслыханная дерзость – крупным планом даны слуги и даже карлица (карликов держали при испанском дворе в качестве развлечения, относились к ним, как людям второго сорта). Эти люди всегда на заднем плане, незаметны, неважны. Веласкес ставит их рядом с инфантой Маргаритой на первый план. И себя рядом с ними. Идея поддерживается и игрой света. Комната студия находится в полумраке. Свет падает из окна справа таким образом, что освещёнными оказываются только чистая душой малышка-принцесса и слуги. А королевские особы даются как мутноватые отражения в зеркале.
Есть мнение, что в этом есть определённый протест против существующего порядка. Я с этим согласна. Но возможно здесь и нечто большее. Менины смотрят на короля с королевой (на месте которых стоим мы), а король с королевой смотрят на придворных с двух сторон: и им в лица, стоя перед ними (на том месте, где стоим мы), и сзади, наблюдая за менинами и за своей дочерью, выглядывая из другой реальности, проступая в зеркале. Что Веласкес хотел этим сказать?
Такая вот необыкновенная картина. В 1965 году было обнаружено, что изначально картина была другой. Изображения самого художника там не было. Вместо него на полотне был паж в итальянском наряде, который протягивал инфанте предмет, похожий на жезл, символ власти. Картина была написана в 1656 году. У короля умер сын и всё шло к тому, что наследницей престола должна была стать Маргарита, что было не совсем в духе испанской традиции. На троне в Испании всегда восседали только короли. И есть предположение, что первоначальный сюжет был написан Веласкесом по заказу короля Филиппа IV, в рамках подготовки общества к грядущим переменам.
Но Маргарите не суждено было стать королевой. Через год после написания картины у короля рождается сын, и сюжет становится неуместным, а картина неугодной. К счастью, король разрешил художнику переписать картину, и под кистью гениального Диего Веласкеса она превратилась в фокус с зеркалом, в игру с метаморфозами, шутками и тайными смыслами. Картина стала непревзойдённым шедевром и, по мнению многих, лучшей работой мастера. И это не всё! Диего Веласкес - великий мастер портрета - никогда не писал себя. Здесь, на картине в её новой версии, мы видим его единственный автопортрет. Можно даже сказать, что «Менины» – это автобиография Веласкеса. Это окружение, эти люди – они были его жизнью.
Где-то была высказана мысль о том, что эта картина - манифест о месте художника в обществе. Мне нравится эта идея. И нравится то, что выражает этот ‘манифест’ - то, как я его понимаю. Место художника среди самых почитаемых. Художник больше видит и с помощью своего таланта расширяет наше представление о мире, показывает нам другие его грани и смыслы. Это бесценно.
Стоя перед картиной «Менины», мы являемся и теми, кто позирует великому художнику, и теми, кто смотрит глазами короля и королевы, и теми, кто восхищается картиной в качестве посетителей музея Прадо! Реальность и фантазия переплетаются, превращаясь одна в другую. Не случайно на стене комнаты-студии висят картины, написанные на сюжеты «Метаморфоз». Вспомним, у Овидия в этом произведении тема метаморфоз часто сопровождается темой насилия по отношению к слабому. У Веласкеса всё целостно, гармонично и тонко – казалось бы незначительные детали играют свою важную роль, усиливают общее звучание и добавляют глубины сложному замыслу картины.
Второй освещённый фрагмент на холсте – это пространство, видимое в дверном проёме справа от зеркала, где на лестнице за распахнутой дверью стоит дворцовый маршал королевы. Что это за ярко освещенное пространство в глубине холста? Возможно, это другая более счастливая реальность, притягивающая и не дающая нам оторваться от этой картины? А дворцовая комната-студия гениального художника перед нами связывает её с миром, где находимся мы.