Полвека в Институте философии

Мария Юрьевна Лаврентьева
               
                Предисловие


       15 июня 2017 года моя мама Инга Алексеевна Лаврентьева по просьбе своих молодых коллег написала для архива краткие воспоминания о своей работе в Институте философии РАН в Москве. Сотрудники Института планировали создать там небольшой музей, собирали разные материалы, в том числе  мемуары, рисунки, фотографии... О судьбе этого музея маме никто ничего не сообщал, а я решила опубликовать её воспоминания для широкого круга читателей, немного отредактировав их текст и, по мере необходимости, внеся нужные уточнения и дополнения, записанные с её слов. Эти воспоминания будут особенно интересны тем, кого занимает история Института философии, опыт создания его научных трудов, а также судьба «маленького человека» в большой истории человечества.
       Чтобы было понятно, какой человек моя мама, расскажу одну историю, которая позволяет мне вспомнить замечательного отзывчивого, мудрого человека, моего старшего доброго друга, которого мне очень не хватает — Ольгу Николаевну Зайцеву, почившую в сентябре 2018 года в возрасте 90 с лишним лет. Ольга Николаевна работала много десятков лет в Академии наук, в частности была секретарём в Отделении философии, социологии, психологии и права РАН (вышестоящая организация над несколькими академическими институтами), которое располагалось на втором этаже того же здания — памятника архитектуры — по адресу Волхонка 14, в котором находился и Институт философии.
       В начале XXI века это памятное здание хищническим образом захватило руководство Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, с жадностью отобрало у своих же коллег — учёных гуманитарного знания! Музей  я очень люблю с самого детства, но и мамин Институт мне совсем не чужой, знаю в деталях всю печальную историю его звериного захвата, поэтому не могу не выразить своего отношения к случившемуся. Институт философии в конечном итоге выселили куда-то на Таганку, в мрачное здание с решётками на окнах, где, если не ошибаюсь, прежде находился какой-то банк. Атмосфера в таком тюремном сооружении никогда не сможет быть такой, какой была в большом просторном здании на Волхонке с огромными светлыми окнами, всегда открытыми для солнца и ветра. В комнатах маминого Сектора на пятом этаже было тепло, солнечно и уютно сотрудничать людям. Из окон комнат открывались красивые виды Москвы; мне нравились старые деревья во дворе и прекрасный яблоневый сад рядом с бассейном «Москва» (я иногда гуляла в том саду в конце 80-х), а затем бассейн снесли и заново возвели храм Христа Спасителя. Таким образом, была восстановлена историческая справедливость. Однако я увлеклась... вернёмся к теме.
       В 1997 г. я пришла на работу в Отделение философии, социологии, психологии и права, там и познакомилась с Ольгой Николаевной, а мама моя уже давным-давно была знакома с ней — именно Ольга Николаевна предложила ей устроить меня на временную работу в Отделение в трудный период после окончания исторического факультета МГУ, до тех пор пока я не поступила в аспирантуру Института востоковедения РАН.
       Однажды в доверительной беседе Ольга Николаевна рассказала мне следующее. На протяжении долгих лет работы к ней в Отделение, как по долгу службы, так и по велению души, заходили самые разные люди, обсуждали дела, беседовали, советовались, сплетничали, пили чай... «Так вот, — поведала мне Ольга Николаевна, — много чего и о ком всякого приходилось слышать от разных людей, но ни один человек ни разу не сказал ни одного плохого слова о твоей маме. И другого подобного примера привести не могу. Только об Инге все всегда отзываются исключительно хорошо». Не скрою, что почувствовала радость и гордость за маму.
       Думаю, что, если бы довелось порасспросить людей о самой Ольге Николаевне, она оказалась бы вторым человеком с такой же безупречной репутацией.
       В этом мире бытует заблуждение, что главное в жизни — успешная карьера, деньги, мифическое счастье в личной жизни, в то время как истинно главное — быть Человеком, и это второе — гораздо труднее и мучительнее, чем первое, но именно оно даёт человеку уверенное чувство не напрасно проживаемой жизни.


       P.S. Всем интересующимся биографией старинного московского дома на Волхонке рекомендую книжку:
       Македонская Е. И. Улица Волхонка, 14: Путеводитель. М.: Моск. рабочий, 1985.

 

       Лаврентьева Инга Алексеевна


                ПОЛВЕКА В ИНСТИТУТЕ ФИЛОСОФИИ


       В апреле 1967 года я поступила на работу в Институт философии Академии наук СССР в Сектор культуры на должность младшего научного сотрудника. В ту пору мне было 27 лет. Сектором культуры формально руководил сталинский академик Юдин П. Ф., а фактически — его заместитель Конников И. А. Сектор готовил фундаментальный 4-х томный труд «Философские проблемы культуры». Первый том был посвящен концептуальным вопросам культуры первобытного общества и культуры античности (древней Греции и древнего Рима). Я была техническим сотрудником этого тома. Во втором томе повествовалось о проблемах культуры Средних веков, и этим томом руководил доктор исторических наук Гуревич А. Я. Третий том знакомил читателя с мировоззренческими особенностями культуры XVII — XIX веков. Им руководила доктор философских наук Карпушина В.А. Наконец, четвёртый том посвящался философским проблемам культуры социализма и руководил им Лифшиц М. А.
       К сожалению, наш Сектор распался после смерти Юдина П. Ф. Новый Сектор под руководством доктора философских наук (далее — д.ф.н.) Маслина А. Н. просуществовал всего один год, так как Маслин А. Н. тоже умер. Когда я поступила в Институт, то хрущёвская оттепель ещё не закончилась, и атмосфера была удивительная. Директором Института был назначен член-корреспондент Копнин П. В. Он был сторонником творческих и актуальных философских исследований.  Я попала на общеинститутский семинар, где с докладом о подсознании выступила д.ф.н. Пиама Павловна Гайденко. Доклад меня просто заворожил как своей тематикой, так и изложением основных положений темы. Такое же сильное впечатление произвел на меня семинар д.ф.н. Ю. Левады по проблемам социологии. В Институте выходили тематические сборники переводов зарубежных философов, которые готовил Реферативный Отдел под руководством Инны Семёновны (к сожалению, я забыла её фамилию).
       После того как наш Сектор культуры перестал существовать, нам — сотрудникам было предложено перейти в любой другой сектор Института со своей ставкой. Ближе всего по духу мне был Сектор истории философии стран Западной Европы и Америки, и я перешла туда. Сектор был образован в 1968 году под руководством члена-корреспондента АН СССР Дынника М. А. Здесь я хочу сказать о первом секретаре Сектора — Марте Михайловне Ловчевой. Она, к сожалению, скоропостижно скончалась в 2013 году. Марта Михайловна могла бы подробнее рассказать о создании Сектора и его задачах в момент создания. Я же пришла в Сектор только в 1970 году. Дынник М. А. был тяжело болен, лежал в больнице, а работой сектора руководил его заместитель д.ф.н. Соколов Василий Васильевич. Вместе со мной в Сектор влилась и группа Лифшица М.А. Именно под его руководством была издана небольшого объёма книжка «Философские проблемы культуры» — по дополнительным материалам, не вошедшим в вышеописанный четырёхтомник. Я в ней принимала участие в качестве технического сотрудника. С этого и началась моя работа в Секторе истории философии стран Западной Европы и Америки.
       Под руководством д.ф.н. Соколова В. В. в Секторе была создана группа по изданию серии книг классиков философии, где я была сначала техническим секретарём группы, а затем и учёным секретарём. В конечном итоге все материалы группы по подготовке к изданию классиков философии были мною сданы в архив Института. Помню, что первая книга представляла собой перевод и комментарий текстов ранних греческих философов известным античником Лебедевым А. В. — «Досократики». Запомнилась и такая книга этой серии: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» под редакцией к.филол.н. Васильевой Т. В.
       Владея французским языком, мне довелось принимать участие в отборе текстов для перевода из «Энциклопедии Д. Дидро и Д’Аламбера». Также была издана книга под редакцией д.ф.н. Богуславского В. М. «Философия в энциклопедии Д. Дидро и Д’Аламбера».
       Сектор издавал сборники статей сотрудников сектора по философии античности, немецкой классической философии, философии нового времени. Часть сборников, подаренных мне сотрудниками — редакторами этих сборников — я отдала в библиотеку Института перед уходом из Института.
В Секторе была издана книга «Философия эпохи ранних буржуазных революций» — коллективный труд Сектора.
       Напомню, что, когда я пришла в Сектор, его руководитель Дынник М. А. уже был очень болен и вскоре почил. Новым заведующим Сектором был назначен член-корреспондент АН СССР Ойзерман Т. И. Примерно в то же время новым директором Института философии был назначен д.ф.н. Украинцев Б. В. При нём стал меняться состав Института. Началось сокращение полставочников. Из Сектора ушли Асмус В. Ф. и Соколов В. В. Они в Институте работали на полставки, а основная их работа была в МГУ им. М. В. Ломоносова на кафедре зарубежной философии. Однако их связь с Сектором не прекращалась, так как в нём трудились ученики Асмуса В. Ф. — Жучков В. А., Абрамов М. А., которые были сначала его студентами, а затем и аспирантами. В Сектор пришли новые сотрудники — Длугач Т. Б., Лазарев В. В. Из коренных сотрудников в Секторе остались два энциклопедиста — доктора философских наук Каменский З. А. и Богуславский В. М., а также пришедший в Сектор к.ф.н. Бургете А. Р. — специалист по философии Испании и стран Латинской Америки. Он был вывезен из Испании в Россию в 12-ти летнем возрасте при захвате власти диктатором Франко во время войны с республиканцами в 1937 году. В Cектор пришла Хевеши  М. А., которая готовила книгу работ известного философа Венгрии — Лукача. К сожалению, я не помню точное название книги, хотя была её техническим секретарём; эта книга очень сложно проходила редакционную правку в издательстве «Наука». Причина была в разнокачественном переводе текстов Лукача, написанных по-немецки. После того как редакционную правку книги сделал Огурцов А. П, она, наконец, вышла из печати.
       Когда из Сектора исторического материализма под руководством Келле В. Ж. два сотрудника уехали за границу, начался разгром этого Сектора, и к нам из него перешли двое будущих докторов философских наук — Мотрошилова Н. В. и Соловьев Э. Ю.
       В 1974 году заведующий сектором Ойзерман Т. И. стал академиком АН СССР. Он возглавлял Сектор до 1984 года, потом перешёл на научную работу и занялся изданием собственных работ. На должность заведующей  Сектором единогласно была избрана д.ф.н. Мотрошилова Н. В.
       В 60-е — 80-е годы очень интересной являлась наша культурная жизнь: был (хоть и короткий) период, когда талантливые сотрудники выпускали чрезвычайно остроумную, можно сказать сатирическую, стенгазету, довольно быстро закрытую по требованию парткома. В Институте читались замечательные лекции, велись дискуссии на актуальные вопросы философии. К нам в гости приезжали выступать артисты театра и кино (например, Николай Караченцов, Маргарита Терехова, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Михаил Державин — всех не вспомню). Совместно с профкомом организовывались разнообразные экскурсионные поездки — в этом деле я принимала активное участие как один из организаторов. Какое-то время в нашем Институте действовал Клуб Кинолюбителей, и мы пересмотрели очень многие лучшие советские и зарубежные кинофильмы.
       Несмотря на развивающийся застой в общественно-политической  жизни государства, Институт философии продолжал активную научную деятельность. Выходили тематические сборники и научные статьи в философских журналах. Так в 1983 г. вышел сборник, посвященный  200-летию «Критики чистого разума» И. Канта под названием «Философия Канта (современные исследования и дискуссии)». В 1985 году — сборник «Из истории идейных исканий эпохи классической немецкой философии». В 1988 г. в издательстве «Мысль» вышла книга д.ф.н. Каменского З. А. «Грановский». Выходили книги Мотрошиловой Н. В., издаваемые в издательстве «Наука», а также её статьи в журналах «Вопросы философии» и «Философские науки».
       Резко стала меняться обстановка в Институте, да и вообще в стране с началом так называемой «перестройки» и последовавшей вскоре сменой власти в стране, распадом Советского Союза и всеми последующими переменами в стране.
Внезапно ворвалась в работу сотрудников Института компьютерная техника. Мне очень понравился компьютер, поскольку позволял исправлять и менять текст очень быстро и без всяких помарок. Особенно хорошо стало с появлением новых американских компьютеров с цветным экраном и с появлением интернета. В Институте был создан издательский отдел. Его главой была назначена моя большая подруга и отличный профессионал — кандидат исторических наук Давыдова Л. С. Она меня включила в группу по обучению работе на компьютере. Я ей очень благодарна и, хотя мы почти не видимся и редко теперь перезваниваемся, но я по-прежнему считаю её самым близким другом. Я стала изучать работу на компьютере с набора отдельных статей сотрудников Сектора, сборников и даже некоторых монографий.
       Скажу, что тем, кому было за 50 обучение давалось очень нелегко, тем более что мало кто из обучаемых владел скорописью профессиональной машинистки. У меня такого навыка не было. Первой монографией, которую я полностью набрала на компьютере была монография З. А. Каменского «История философии как наука», вышедшая затем в издательстве «Наука» (8,5 п. л.). Затем была книга В. М. Богуславского «Пьер Бейль», потом опять книга З. А. Каменского «А. И. Галич», и потом книга В. А. Жучкова «Из истории немецкой философии XVIII века. Предклассический период. От вольфовской школы до раннего Канта». Приходилось делать наборы статей и глав книг, которые отражены в ежегодных общих отчётах сотрудников Сектора и в моих частных отчётах. Всё было издано в издательстве Института философии и с грифом Института.
       Особо хочу отметить начало и конец 90-х годов XX века. В это время я активно работала с заведующей сектором Н. В. Мотрошиловой и академиком Т. И. Ойзерманом. Все тексты изданных в это время книг Ойзермана были напечатаны мною на компьютере. Перечислять эти труды я не буду. Они, несомненно, имеются как в библиотеке Института, так и у сотрудников Института. У меня все эти книги с дарственной надписью и благодарностью Теодора Ильича хранятся в домашней библиотеке. Последний раз мы с ним встречались на его юбилее по случаю его 100-летия в 2014 г.
       На этом знаменательном юбилее академика Ойзермана присутствовал и мой первый фактический руководитель Сектором истории философии стран Западной Европы и Америки профессор, д.ф.н. Соколов В. В., с которым я была рада  повидаться.
       Особо хочу выделить огромную научную и организационную работу Н. В. Мотрошиловой. Ею была начата совместная работа с немецким философом профессором Бурхардом Тушлингом по изданию основных сочинений И. Канта на двух языках: немецком и русском. Я принимала участие в подготовке первого тома, издаваемого частным издательством «Ками». Потом издание следующих томов было сопряжено с огромными трудностями из-за сложного финансирования. Однако благодаря титаническому труду и организационным способностям Нелли Васильевны в настоящее время изданы уже пять томов двуязычных сочинений, и сейчас идет работа над шестым томом — «Метафизика нравов». К сожалению, умер коллега и друг Нелли Васильевны — Бурхард Тушлинг, но дело, начатое им, живёт, и Нелли Васильевна играет здесь очень важную роль. В эту работу были включены и наши сотрудники: д.ф.н. Длугач Т. Б., Соловьев Э. Ю. и сотрудник РГГУ Алексей Круглов.
       Н. В. Мотрошилова организовала две международных конференции, посвященные юбилеям И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля. Я и Ловчева Марта Михайловна принимали в организации этих мероприятий самое активное участие.
Я была учёным секретарём по подготовке к изданию материалов конференции, посвященной 200-летию «Феноменологии духа» Гегеля. Книга вышла из печати в 2010 г. под названием «“Феноменология духа” Гегеля в контексте современного гегелеведения» (М.: Канон+, 2010).
       Принимала я участие и в Международной конференции, посвященной 80-летию М. К. Мамардашвили: Школа молодых философов, 9-12 декабря 2010  г.
Последним  моим компьютерным набором работ Н. В. Мотрошиловой была её книга «Отечественная философия 50-80-х  гг. XX века и западная мысль» (25 а. л.), опубликованная в издательстве «Академический проект». Конечно, перечислить весь объём научной и организационной работы Нелли Васильевны просто невозможно. Достаточно сказать, что по поручению Нелли Васильевны я вела переписку по интернету не только с сотрудниками Института философии РАН и других научных Институтов в России, но и с учёными из США, Великобритании, Франции, Германии, Финляндии и других стран.
       Хочу сказать несколько слов о д.ф.н. А. Л. Субботине.  Человек он был сложный, и его мало кто любил. Но в профессиональном смысле он был на высоте. А. Л. Субботин занимался английской философией. Перевёл на русский язык «Басню о пчёлах» Мандевиля. Он подарил мне свой перевод этой басни, и меня поразил его великолепный русский язык. Не всегда встречаешь подобную грамотность перевода, понятную и четкую. А. Л. Субботин активно занимался редактированием переводов на русский язык классиков философии. Я впервые с ним столкнулась по работе в издательстве «Мысль», где издавались тексты Р. Декарта. Потом мы с ним готовили в издательство несколько текстов, но не по философии, а по математике и естествознанию в серии «Памятники философской мысли», когда он стал председателем серии вместо Т. И. Ойзермана. Когда издательство «Наука» перешло на коммерческую основу, эта серия приказала долго жить. Потом Александр Леонидович перешёл в наш Сектор. Я помогала ему с отчётами, набирая их на компьютере.
       Вспоминаю А. Л. Субботина ещё и потому, что очень благодарна ему за издание переводов Д. Юма, сделанных Михаилом Александровичем  Абрамовым. Мы познакомились и подружились с Мишей Абрамовым в ту пору, когда он ещё был аспирантом нашего Сектора, совместно праздновали дни рождения — я познакомилась и с его семьей, все вместе мы провожали Мишу и в последний путь. М. А. Абрамов не закончил книгу о Д. Юме, не завершил редакцию своей вступительной статьи. Ответственным редактором Мишиных переводов был А.Л. Субботин, он не только отредактировал Мишину книгу, но и издал её. По моей просьбе он дал мне один экземпляр, и я его отвезла Володе Жучкову, ближайшему другу Миши Абрамова. Он обещал передать её семье Михаила Александровича Абрамова, его жене и детям.
       Мои воспоминания завершаю грустной для меня историей нашего родного Института философии, уже переименованного в весьма длинное и, с моей точки зрения, весьма нелепое название, придуманное нашими чиновниками от образования. К сожалению, борьба дирекции Института философии в лице академика Степина Вячеслава Семёновича и академика Гусейнова Абдусалама Абдулкеримовича, сменившего Степина В. С. на посту директора Института философии, за сохранение Института в здании по адресу Волхонка 14 не увенчалась успехом. Но они отстояли право Института иметь в центре Москвы более-менее приемлемое здание для существования одной из главнейших гуманитарных дисциплин — философии и, в частности, истории философии — базы всех фундаментальных философских исследовательских направлений! Новый адрес Института — Гончарная ул. д.12.
       Перемены, придуманные ФАНО и Министерством Образования России — так называемая «реформа» Академии наук — это скопище ненужных бумаг и отчётов, обязательная печать статей в ваковских журналах и прочая муть — печальная страница не только для разогнанных академических институтов, но и вообще для науки в целом. Печален итог всяких «реформ»  и в других областях — образовании, медицине, пенсионной реформе. Но, видимо, таков результат всех инициатив наших «шоковых терапевтов».
       Я осталась мыслями и чувствами не только на Волхонке 14, но и в XX веке, когда, несмотря на давящий партийный контроль, преждевременный уход из жизни многих выдающихся философов, отъезд некоторых учёных на Запад, сохранялся дух коллективизма и стремления к истине в исследовательских философских поисках.
       Самая последняя моя работа в Институте — это книга Н. В. Мотрошиловой «Ранняя философия Эдмунда Гуссерля». Её Нелли Васильевна начала ещё 2007 году. Она, как стипендиат Фонда А. Гумбольдта, работала в архиве Гуссерля в городе Галле в Германии и собрала богатейший материал. Но другие дела Сектора, другие работы — и организационные и научные — долго не давали ей возможности сосредоточиться в работе над книгой. К счастью она закончила её, и последняя её правка в основной текст была внесена мною в этом году. Сейчас она сдаётся в издательство, и я надеюсь увидеть её вышедшей из печати в этом году.
       Мои воспоминания получились несколько сумбурными, но я старалась их как-то упорядочить во времени. Надеюсь, что какие-то из них пригодятся для странички Сектора в музее Института философии. К сожалению, у меня не осталось фотографий прежних дней. Я не помню, чтобы мы фотографировались все вместе в секторе. Я связалась с родными Ловчевой Марты Михайловны, спросила их о фотографиях. Но сестра Марты сказала, что ничего нет. Марта Михайловна до самой своей скоропостижной смерти ездила к родным В. Ф. Асмуса. Наверное, у них есть фото Валентина Фердинандовича, его жены и учеников. Но я никого из них близко не знаю и связи с ними не имею.
       Ушли в мир иной мои коллеги, которые были связаны с семьей Асмуса — М. А. Абрамов, В. А. Жучков, и М. М. Ловчевой уже почти пять лет, как нет на этом свете.   
       Но я рада, что Сектор живёт, трудятся мне близкие люди — Н. В. Мотрошилова, Т. Б. Длугач, Э. Ю. Соловьев, А. А. Столяров, М. А. Солопова, А. В. Кричевский, А. Э. Савин  и другие, а также молодые сотрудники, влившиеся в Сектор. Новая заведующая сектором — бывшая аспирантка Нелли Васильевны, пришедшая к нам в Сектор после окончания философского факультета МГУ, а ныне д.ф.н. Ю. В. Синеокая.
       Я часто вспоминаю Институт — Институт прежних дней и те времена, когда все были живы, молоды и жили надеждами на лучшее будущее. Пусть кончится, наконец, гонение на гуманитарные науки и живёт и процветает философская мысль и сохраняется история философии на все времена!


            15 июня 2017 года                И. А. Лаврентьева