В какую эпоху мы живем?

Михаил Абрамов
В какую эпоху мы живем?

(Обзор печати)

В какую эпоху мы живем? Эпоху новых технологий, искусственного интеллекта, роботов, интернета, смартфонов? А может глобального изменения климата? А может быть прорывов в биологии и медицине, продлении человеческой жизни? Или, как раз наоборот, в эпоху повальных ифекций? Возможно и то, и другое, и третье.

Но что, если люди будут вспоминать это время, как предвоенное. Такого мнения придерживается польский премьер Дональд Таск (Donald Tusk), который в недавнем интервью немецкой газете Die Welt  заявил, что война «уже не является концепцией из прошлого», что мы должны мысленно привыкнуть к приходу новой эпохи – предвоенной эпохи.

“Послевоенный период в мире сменился предвоенным", - заявил в статье для газеты The Daily Telegraph глава Минобороны Великобритании Грант Шаппс (Grant Shapps).

Президент Украины Зеленский на конференции в Мюнхене высказался в том же духе: «Если мы не будем действовать сейчас, Путину удастся превратить следующие несколько лет в катастрофу – не только для Украины, но и для всех остальных».

Издание Newsweek в статье «Putin Friend Predicts Nuclear Strike 'Most Likely' Coming» (“Друг Путина предсказывает, что ядерный удар «скорее всего» произойдет»”) сообщает, что пророссийский украинский политик Медведчук, который был выслан в Россию в 2022 году в обмен на украинских военнопленных, предсказал, что ядерный удар «скорее всего» будет нанесен, поскольку Запад продолжает «заявлять о своем праве на мировое господство».

Можно, конечно, вспомнить, что Президент России Владимир Путин заявил, что у Москвы «нет агрессивных намерений» в отношении стран НАТО. Однако, он предупредил, что если Украина будет использовать западные военные самолеты F-16 с аэродромов других стран, они станут "законными целями, где бы они ни находились

Стремление Запада не дать Украине проиграть в конфликте ведет к втягиванию в противостояние с Россией новые страны, прежде всего европейские. Украина, со своей стороны, пытается расширить число участников конфликта. В Киеве понимают, что как только Украина сойдет с первых полос газет, она разделит участь других быстро забытых стран, где силы Света боролись с силами Тьмы: Вьетнам,  Ирак, Ливия, Афганистан... Уже сейчас Украина вынуждена бороться за внимание с Палестиной, а завтра никто не знает какая точка на карте будет объявлена самой горячей: Тайвань, Сев. Корея, Венесуэла, Куба, Йемен, Иран, Сирия – список велик, на выбор.

Отсюда заявления, что Россия не остановится на Украине, что под угрозой вся Европа и битва за Украину – это битва за безопасность Европы. Эта аргументация не нова, ее использовал еще Ярослав Стецько в обращении к гитлеровскому правительству. Он писал тогда (http://proza.ru/2022/12/12/350):

«Историческая судьба и геополитическая реальность определили путь и Украины, и Германии. Экономическая структура Украины диктует ее сотрудничество с Германией...Суверенное и единое Украинское государство... будет держать фронт от вторжения Москвы, а Германия будет иметь безопасную восточную границу, чтобы она могла установить порядок среди других народов, которые, в отличие от Украины, враждебны ей. Это точка зрения, которую я отстаиваю как глава украинского правительства.»

В этом обращении Ярослава Стецько к гитлеровцам достаточно заменить «Германию» на «Европа», и она пригодна к употреблению сегодня. Особенно, если на Украине появятся военнослужащие НАТО, что совсем не исключено, как говорил господин Макрон, президент Франции. Тогда, действительно, угроза ядерной войны становится реальной.

Однако, в Вашингтоне не приветствуют разговоры о ядерной угрозе. Вопреки мнению политиков Восточной Европы, американцы совсем не горят желанием сгореть (простите за каламбур) в ядерной войне за независмую Украину, которую они и на карте не найдут за тысячи километров от США. При этом, ни для кого не секрет, что и сами украинцы тоже не рвутся в бой – 650 000 мужчин призывного возраста сбежали из страны. Поэтому разговоры о ядерной войне только затрудняют поддержку Украины в США.

Официальная позиция властей США: Мы стремимся к прекращению войны в Украине и для этого снабжаем Украину оружием, чтоб она могла добиться справедивого мира, ведя переговоры с Россией с позиции силы.

Но, возможно, это не вся правда. Вот, например, высказывание политолога Джесси Дрисколла, (Jesse Driscoll), председателя Института глобального лидерства Калифорнийского университета в Сан-Диего («Book Talk: Understanding the War Before the War in Ukraine»),
оригинал здесь:

«Я думаю, что важно рассматривать политику США как своего рода треугольник, и я украду это у Майка Кофмана (Mike Kofman), у нас есть три цели в Украине. В каком-то смысле они дополняют друг друга, а в чем-то находятся в противоречии.

Одна из целей состоит в том, чтобы Россия оставалась в войне как можно дольше, потому что с каждым годом, проведенным в войне, она становится слабее и теряет способность повторить подобные вещи с Грузией, с Казахстаном, где-либо еще...

Вторая цель состоит в том, что мы хотим, чтобы Украина победила, а это не то же самое, что поражение России. Украинцы сами определят, как выглядит победа.

Третья цель, которую легко потерять, — это контроль эскалации. Нам до сих пор удавалось сдерживать эту войну на Украине и на суше. И если мы сможем продолжить, это было бы здорово.»

Как же следует США контролировать ядерную угрозу? Об этом речь в статье ПИТЕРА ШРЕДЕРА (PETER SCHROEDER), который с 2018 г. по 2022 г. занимал должность первого заместителя офицера национальной разведки по России и Евразии в Национальном совете по разведке и был членом Старшей аналитической службы ЦРУ.

Статья под названием «Реальная российская ядерная угроза» («The Real Russian Nuclear Threat») опубликована в журнале Foreign Affairs 20 декабря 2023 г.

В начале статьи Питер Шредер приводит высказывания высокопоставленных официальных лиц США, которые утверждают, что «риск того, что война на Украине приведет к ядерной эскалации, невелик».

Представитель Белого дома Джон Кирби (John Kirby): «У нас нет никаких признаков того, что г-н Путин имеет какое-либо намерение использовать оружие массового уничтожения, не говоря уже о ядерном оружии».

Директор Национальной разведки Аврил Хейнс (Avril Haines) заявила, что Россия «очень маловероятно» применит свой ядерный арсенал.

Директор ЦРУ Уильям Бернс (William Burns) сказал в своей февральской речи (2023 г.), что Соединённые Штаты должны серьезно отнестись к бряцанию ядерным оружием Путина. Но целью такой риторики, продолжил Бернс, было «запугать нас, а также наших европейских союзников и Украину». Это не означало, что Россия действительно думает об использовании своего оружия.

Вместо разговоров о ядерной угрозе территории Соединенных Штатов в Вашингтоне предпочитают обсуждать возможность ипользования Россией ядерного оружия на поле боя в Украине. «Я беспокоюсь о том, что Путин применит тактическое ядерное оружие», — заявил в июне 2023 г. президент США Джо Байден. Т.е. жители США могут, конечно, сочувствовать жителям Украины, но за свои жизни им волноваться не следует.

Однако, Питер Шредер придерживается противоположной точки зрения, он пишет, что на самом деле весьма маловероятно, что Россия применит ядерное оружие на поле боя на Украине, но вполне вероятно, что перейдет к его использованию против НАТО.

«До сих пор президент Путин сохраняет оптимизм в отношении шансов России, но ситуация может измениться. Если Запад предоставит Украине долгосрочную финансовую поддержку и усилит оборонную промышленность, и, кроме того, западные экономические санкции, наконец, начнут существенно подрывать российскую экономику, Путин может прийти к выводу, что время не на его стороне. Тогда начнутся реальные риски эскалации», - говорится в статье.

В этом случае потребуется совсем немного времени, чтобы эскалация достигла ядерных атак по территории стран НАТО. Россия не может себе позволить медленную эскалацию, проводя меньшие атаки и наблюдая за реакцией НАТО, потому что обычные силы НАТО превосходят российские. Поэтому Кремль захочет как можно быстрее достичь ядерного уровня, на котором Россия равна Соединенным Штатам.

Какой же выход видит  Питер Шредер, если Вашингтон хочет избежать ядерного противостояния? 

«Надо изменить курс, - говорится в статье. -  Американские представители должны проводить политику, направленную на подрыв процесса принятия решений Россией, так что если Путин прикажет предпринять шаги по эскалации, он столкнется с внутренним сопротивлением. Это означает, что нужно попытаться расширить возможности российских чиновников, которые хотят воспрепятствовать любым усилиям Путина воспользоваться ядерным оружием.»

"Американские чиновники, в том числе в разведывательном сообществе, должны культивировать инакомыслие среди российских чиновников, наладить более прямые контакты", - советует Питер Шредер.

Похоже, что Питер Шредер, бывший первый заместитель офицера национальной разведки США, предлагает подкупить нужных российских чиновников, чтоб они саботировали опрометчивые решения высшего руководства России. "Бабло победит зло!" - полагает Питер Шредер.

Так в какую же эпоху мы живем?