Розыск без вести пропавшей

Николай Крыж
               
       Пообедав, я приехал на работу в райотдел внутренних дел Кировского райисполкома г. Семипалатинска. Весь отдел был уже на ногах. Когда я уезжал на обед, было всё спокойно.
Собирались группы и отправлялись на территории. Я попал в группу, которой руководил начальник отделения по раскрытию тяжких преступлений ОУР УВД Семипалатинского облисполкома майор милиции Жетписбай Сапаргалиевич Ибраев. На инструктаже нам сказали, чтобы мы в ходе отработки проверяли и досматривали все чердаки и подвалы, канализационные люки и другие помещения и ниши, расположенные на 71 квартале. В 70 и 72 кварталы, расположенные  в том же районе города, были отправлены другие оперативно-поисковые группы. Из разговоров с членами группы я понял, что мы ищем Коренную Сашу, девочку, ученицу шестого класса, которая проживала где-то в этом же районе, прилегающему к улицам Маяковского и Куйбышева. О том, что потерялась девочка, заявила её мама, которая пришла с работы на обед и обнаружила, что девочки нет дома.  С её слов – девочка, её дочь, должна была прийти со школы и выгулять на улице комнатную собачку. Собачка вернулась с улицы в квартиру, а девочка не вернулась. Мать сразу заподозрила что-то неладное и заявила о случившемся в дежурную часть Кировского РОВД. Весь Кировский отдел и всё УВД Семипалатинского облисполкома   были подняты по тревоге. Возможно,  девочка попала  в беду -провалилась в канализацию, и ей можно было ещё помочь, её можно было ещё спасти.
Мы ходили по территории обозначенного нам участка. К вечеру, когда стемнело, мы вернулись в Кировский отдел, составляли документы: писали рапорта, справки о проделанной работе и отдавали их старшему группы. Старший группы отчитывался в созданный срочно оперативно-поисковый штаб.  Поиски всех  поисковых групп ни к чему не привели. Девочку ни живую, ни мёртвую не нашли, никаких зацепок для обнаружения преступления не было найдено.

      В один из дней, ближе к вечеру, после потери Саши Коренной, я находился на работе. Проходя по коридору второго этажа, я увидел молоденькую девушку, которая поднималась по лестнице на второй этаж, где располагался уголовный розыск.
-  Вам кого надо? – спросил я девушку.
- Мне нужен начальник уголовного розыска. – Ответила мне девушка. Когда она взглянула на меня, то я увидел её глаза, налитые кровью.
Девушка прошла в кабинет начальника уголовного розыска Оразалинова, на который я ей указал. Потом я видел, как Оразалинов вывел из своего кабинета и повёл её в соседний с моим кабинетом кабинет, где сидел  оперуполномоченный, обслуживавший 342-343 кварталы.
-  Николай, зайди в кабинет! – попросил меня Оразалинов. Я вошёл в кабинет и присел на один из стульев, стоящих в кабинете оперуполномоченного.
- Расскажите, пожалуйста, не спеша и по порядку о том, что с вами случилось вот оперативникам, которые будут заниматься поиском преступника, совершившего с вами криминальные действия, - попросил Оразалинов девушку.
- Я шла с работы домой, живу я в затоне, а работаю на хлебокомбинате,  который расположен рядом с обувной фабрикой. Там, неподалеку!  Я решила домой идти прямиком от хлебокомбината по железной дороге, которая идёт в сторону речного порта. Когда я стала проходить под автомобильным мостом по улице Шугаева, возле Валяльно-Войлочного комбината, на меня набросился молодой человек, стал душить меня какой-то верёвкой. Когда я упала на землю, он накинулся на меня,  стал меня раздевать и насиловать.
- Вы не видели - откуда он взялся? – спросил Оразалинов.
- Я думаю, что он шёл за мною следом, потому что слышала шаги, что кто-то за мной идёт, но оглядываться  не  стала. Я не подумала, что человек может на меня напасть.
- Ещё кто-нибудь его видел? Или мог видеть?
- Я не знаю, потому что уже темнело. Кто мог его видеть, я не знаю. Я шла одна.
- А в чём он был одет? Какие-то особые приметы у него были?
- Одет он был в брюки - трико, рубашку цвета хаки - военную. Во рту у него был один верхний зуб из жёлтого металла.
- Сколько ему лет?
- Лет? Восемнадцать-двадцать-двадцать пять, не более.- Ответила девушка.
- Он бросил вас, думая, что задушил? – Спросил Оразалинов.
- Видимо, так! – Согласилась девушка.
- А вы родились в рубашке!  Можно вас поздравить!  - Воскликнул  начальник ОУР.
- Давайте - срочно составляйте по данному нападению ориентировку и передайте всем, находящимся на маршрутах, постам. – Дал мне указание мой начальник Оразалинов.
    Через несколько минут мною  указание начальника было исполнено. И я уже разъезжал в дежурном УАЗе между многоэтажными домами по 342-343 кварталам - приглядываясь к прохожим, стараясь отыскать  среди мирных граждан – преступника по имеющейся у меня ориентировке.

        На следующий день мне поступила информация, что возле 9-ой  школы, неизвестный нападает с применением складного ножа на школьниц, которые опаздывают на занятия, когда на улицах становится пустынно. Я поехал в девятую школу на улицу Пугачёва, нашёл девочек, которые рассказывали подругам, что утром на них нападал неизвестный, приставив нож к животу, когда они шли в школу. Указанных девочек я привёз к себе в кабинет, подробно опросил, дал просмотреть имеющийся в уголовном розыске журнал фотографий ранее судимых и состоящих на учёте лиц.
 - Расскажите, как на вас нападал неизвестный? - Попросил я рассказать одну из девушек.
- Когда я проходила вдоль забора школы – интерната № 2 ко мне из переулка вышел молодой человек. На улице уже к этому времени было пустынно, так как прозвенел звонок, и ученики, по - видимому, уже разошлись по классам. Кому нужно было быть на работе, тоже уже заняли свои  рабочие места. На улицах уже никого  не было, начался рабочий день советского периода истории.  Молодой человек вышел из пустынного переулка. Подошёл ко мне, приставив нож к животу, сказал, чтобы я шла с ним, иначе он расправится со мной. Я, молча, кивнула ему, что всё поняла и согласна идти с ним. В это время на улице появился прохожий, я не смогла сдержаться и закричала. Нападавший отпустил меня и  также быстро шмыгнул в переулок,  из которого появился. Я быстро направилась в школу, и никому, кроме своих школьных подруг, не рассказывала.
- Что вы особенного запомнили в лице нападавшего?
- У него была лошадиная челюсть. – Ответила девушка.
- Какая челюсть? – спросил я девушку, разглядывавшую фотоальбом.
- Нижняя.
- Значит, нижняя челюсть лошадиная?
-Да!
- Ранее вы его не встречали?
- Нет!
- Какой у него возраст?
- Лет двадцать – двадцать пять.- Отвечали девушки.
Мы продолжали работать по раскрытию исчезновения Коренной, отрабатывали судимых за аналогичные преступления, проверяли их алиби. С розыскником Алексеевым, который занимался  розыском без вести пропавших и установлением личностей обнаруженных трупов мы подняли  все розыскные дела по пропажам девушек, которые произошли в том же или близлежащих районах города за ближайшие несколько лет. Я сам лично просмотрел и изучил все розыскные дела. Единственное дело,  которое меня заинтересовало по безвестному исчезновению, это дело по пропаже Башировой. Девушка ехала с работы домой в декабре месяце. А зимой, как известно, рано темнеет. Были найдены и опрошены свидетели, которые ехали с ней в одном автобусе и видели, как она вышла из автобуса на остановке  «Оборонная» - это рядом с автобусным парком. Даже был составлен фоторобот мужчины в меховой шапке-ушанке, которого видели рядом с девушкой. Куда потом делась Баширова и мужчина в ушанке, никто не мог сказать, свидетелей не нашлось.

   Таким образом, прошло лето, как один день, лето подходило к осени. Как-то Женька – то  есть, Жетписбай    Сапаргалиевич, рассказал нам о телеграмме, полученной из Днепропетровской области Украинской ССР с информацией о том, что УВД Днепропетровской области задержан житель г. Семипалатинска Березовский за убийство несовершеннолетней девочки, труп которой был найден в кукурузном поле с признаками насильственной смерти. Принятыми ОРМ местного ОВД были установлены свидетели, которые дали показания, что видели  потерпевшую с Березовским, который приехал в Днепропетровскую область к своим родственникам.  Жетписбай Сапаргалиевич руководством УВД был откомандирован в Днепропетровскую область, откуда он приконвоировал Березовского, который сознался в убийстве Коренной и решил показать - куда закопал труп. На момент раскопки трупа я прибыл в указанное время на территорию школы-интерната  № 2 г. Семипалатинска. Там уже много собралось народа для проведения оперативно-следственных мероприятий: и работники милиции, работники прокуратуры, родственники потерпевшей и иные граждане.  После получаса раскопок, в том месте, на которое указал Березовский, было обнаружено туловище Коренной Саши. В ходе оперативно-розыскных мероприятий Березовский рассказал, что встретил Коренную в парке на улице Оборонная – недалеко от памятника жертвам Гражданской войны. Березовский предложил Коренной сходить к нему домой и посмотреть его собачку. Коренная на предложение Березовского согласилась, и они пошли  к нему домой. Жил Березовский недалеко от школы-интерната №2. У себя дома Березовский задушил Коренную. Труп до утра прятал у себя под кроватью. Когда стемнело, труп девочки  Березовский перенёс во двор школы - интерната № 2 и прикопал  в мусорной яме. Так было раскрыто в советские годы убийство ученицы Коренной Саши с помощью работников УВД Днепропетровской области.