de omnibus dubitandum 8. 569

Лев Смельчук
ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ (1593-1595)

    Глава 8.569. ДОКУМЕНТИК ОТРЕДАКТИРОВАТЬ ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ НЕ УДАЛОСЬ…

    Брестская (Берестейская) церковная уния (1596) — решение ряда епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви во главе с митрополитом Михаилом Рогозой о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке.

    Акт о присоединении к Римско-католической церкви был подписан в Риме 23 декабря 1595 года и утверждён 9 (19) октября 1596 года в свято-Николаевском соборе города Брест [Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595—1596 гг. М.: Издательство МГУ, 2003].

    Состоявшийся в то же время в Бресте собор православного духовенства во главе с патриаршим экзархом Никифором, двумя епископами Киевской митрополии и князем Константином Острожским отказался поддержать унию, подтвердил верность Константинопольскому патриархату и предал отступников анафеме [Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595—1596 гг. М.: Издательство МГУ, 2003].

    Брестская уния привела к возникновению на территории Жечи Посполитой РусЬкой униатской церкви. В 1700 году к грекокатолической церкви присоединилась Львовская, а в 1702 году — Луцкая епархии, что завершило процесс перехода православных епархий Жечи Посполитой в грекокатолицизм.

    В результате унии в Киевской митрополии произошёл раскол на униатов (грекокатоликов) и противников объединения с Римско-католической церковью. Правящие круги и католическая знать Жечи Посполитой во главе с королём Сигизмундом III Ваза=Дмитрием Ивановичем поддержали униатов, переведя традиционное православие на положение нелегальной и гонимой властями конфессии [Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595—1596 гг. М.: Издательство МГУ, 2003][Униатская церковь // Под ред. Е.М. Жукова. Униатская церковь // Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия], а также передав её имущество униатам [Униатская церковь // Под ред. Е.М. Жукова. Униатская церковь // Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия]. С точки зрения властей Жечи Посполитой, Брестская уния способствовала ослаблению притязаний Московского патриархата на земли Юго-Западной Руси и духовных связей православных в Жечи Посполитой с Руским государством.

    Подписание Брестской унии привело к долгой и временами кровавой борьбе между последователями двух конфессий на западнорусЬких землях. Четверть века православные Жечи Посполитой, не принявшие Брестскую унию, оставались без митрополита. Православная Киевская митрополия была восстановлена лишь в 1620 году, когда православные киевские митрополиты вновь стали носить титул митрополита Киевского и всея Руси.

    В 1633 году митрополиту Петру Могиле удалось добиться признания православной церкви со стороны государства, но впоследствии дискриминация православия в Жечи Посполитой вновь усилилась (диссидентский вопрос). На территории же Руской империи (в том числе на землях, отошедших к Руси от Жечи Посполитой) гонениям подвергались приверженцы унии.

    Постепенная ликвидация Брестской унии началась в конце XVIII века с присоединением к России Правобережной Украины и Белоруссии. 12 февраля 1839 года на Полоцком церковном соборе с Русской православной церковью было воссоединено более 1600 украинских (Волынь) и белорусских приходов с населением до 1,6 млн человек. 11 мая 1875 года в православие было возвращено 236 приходов с населением до 234 тыс. на Холмщине.

    Этот процесс продолжался и в дальнейшем. В марте 1946 года на Львовском церковно-народном соборе Украинской грекокатолической церкви Брестская уния была на территории СССР упразднена, а деятельность УГКЦ находилась под запретом советских властей до 1990 года [Украинской греко-католической церкви на западе страны дали особый статус. Lenta.ru (31 марта 2009)].

    В настоящее время грекокатоличество представлено Украинской, Русинской, Белорусской и Российской грекокатолическими церквями — поместными католическими церквями восточного обряда.

    Тридцатилетний Сигизмунд III Ваза=Дмитрий Иванович [1566-1632], стараниями матери воспитанный в католичестве, находившийся всецело под влиянием иезуитов, главной своей задачей считал борьбу с нововерием. Его мечтой было искоренение протестантизма как в наследственном государстве, Швеции, так и в Польше; свою внутреннюю и внешнюю политику он направил в интересах католицизма, не взирая на существенные потребности Жечи Посполитой.

    Основу для осуществления своих целей он усматривал в союзе с Австрией, которой он был готов помочь в уничтожении Реформации в Венгрии, Чехии и Германии, чтобы за это получить от нее поддержку для обращения поляков, шведов и даже руских в Москве.

    Вступая в союз с Австрией, он сталкивался с ее противниками:  Францией, Англией и Голландией, которые были готовы поднять против Польши Турцию, поддержать Швецию и Москву. Вступая в союз с Габсбургами, Сигизмунд III Ваза=Дмитрий Иванович угрожал политической программе Замойского, который хотел оградить Польшу от последствий австрийской системы.

    Когда Замойский, выпустив на свободу эрцгерцога Максимилиана, потребовал на сейме непризнания навсегда возможных притязаний на польский трон со стороны членов Габсбургского дома, то Сигизмунд III Ваза=Дмитрий Иванович шел заодно с духовными сенаторами, которые отклонили проект канцлера. Мало того, на съезде с (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных продолжателей современных дипломированных горе-историков – Л.С.) отцом, королем Иоанном Шведским (на самом деле Иваном Ивановичем "Молодым" - Л.С.), в Ревеле, в 1509 г., он высказал мысль о возведении Габсбурга на польский престол. Опасаясь потерять наследственный (шведский) престол, на который покушался его дядя, популярный среди протестантов Карл, герцог Зюдерманландский, Сигизмунд III Ваза=Дмитрий Иванович стремился короноваться в шведские короли еще при жизни отца, натолкнувшись же на сопротивление, как со стороны соотечественников, так и Жечи Посполитой, он вступил в переговоры с Австрийским домом.

    Он собирался, в случае смерти короля Иоанна, отречься от польской короны в пользу эрцгерцога Эрнеста в обмен на союз с Австрией и сохранение Эстляндии за Швецией. Для более тесного сближения с Австрийским двором Сигизмунд III Ваза=Дмитрий Иванович предпринял хлопоты о руке Анны, дочери эрцгерцога Карла.

    Эти тайные сношения были раскрыты эрцгерцогом Максимилианом, который не отказывался от притязаний на польскую корону и в переговорах с Эрнестом видел покушение на свои права на престол Жечи Посполитой.

    Замойский, затронутый поведением короля, созвал своих политических друзей на съезд в Люблине. На этом съезде было решено отправить к Сигизмунду III Ваза=Дмитрию Ивановичу посольство с просьбой прекратить торговлю об уступке короны и отсрочить брак с Анной до времени созыва сейма.

    Король, не считаясь с просьбами, женился на эрцгерцогине Анне и справил свадьбу в Кракове. Тогда канцлер собрал своих сторонников в Енджееве, откуда к Сигизмунду III Ваза=Дмитрию Ивановичу было отправлено посольство с укоризнами в нарушении законов Жечи Посполитой.

    Король, под давлением канцлерской партии, собрал сейм в Варшаве (1592 г.). Когда партия Замойского требовала следствия (инквизиции) по делу о тайных переговорах Сигизмунда III Ваза=Дмитрия Ивановича с Австрийским двором, король от всего отказался и заявил о своей готовности сохранить польскую корону до смерти. Этот сейм, названный инквизиционным, скомпрометировал Сигизмунда III Ваза=Дмитрия Ивановича, но не изменил его политических устремлений.

    Несмотря на заверения, данные на инквизиционном сейме, Сигизмунд III Ваза=Дмитрий Иванович не порвал отношений с Австрийским двором: после смерти королевы Анны (†1598) он намеревался жениться на ее сестре, эрцгерцогине Констанции.

    Замойский, готовившийся к вторичному выступлению против короля, умер (1605 г.); его место предводителя оппозиционной партии занял краковский воевода Николай Зебжидовский. Пользуясь вторым браком Сигизмунда III Ваза=Дмитрия Ивановича с эрцгерцогиней Констанцией, Зебжидовский со своими политическими друзьями развил оппозиционную агитацию на сеймиках, предшествующих сейму 1606 г. С ним соединилась партия нововеров, которая усматривала в австрийской политике Сигизмунда III Ваза=Дмитрия Ивановича опасность для религиозной свободы в Польше, гарантированной актом Варшавской конфедерации 1573 г. и последними «pacta conventa».

    На сейме во главе оппозиции стоял литовский подчаший, кальвинист Януш Радзивилл. Короля обвиняли в браке без согласия народа, в уклонении от совета сената, нарушении прав нововеров, несправедливой раздаче должностей и т.п.

    Перед закрытием сейма Зебжидовский со своими сторонниками расположился военным лагерем под Стенжицей, куда прибыл и Януш Радзивилл. Там решено было созвать вальный съезд в Люблине. На Люблинском съезде, маршалком которого был Радзивилл, было предложено отказать королю в повиновении и объявить новую «Элекцию»; постановлено созвать под Сандомир всю шляхетскую массу. Толковали о том, что на всеобщем съезде под Сандомиром Зебжидовский сообщит важные тайны, касающиеся интриг короля.

    Особое посольство пригласило Сигизмунда III Ваза=Дмитрия Ивановича явиться перед рокошем для оправдания в обвинениях. Когда под Сандомиром собралось под маршалковством Радзивилла и предводительством Зебжидовского более 50 тысяч шляхты, король, пользуясь поддержкой старого сторонника Замойского, коронного польного гетмана Станислава Жолкевского, равно как и некоторых магнатов, как то Сенявских и Потоцких, сначала занял Краков, потом с несколькими тысячами войска двинулся к Вислице. Под Вислицей сенаторы и известная часть шляхты, верная трону, составили союз, который стремился выступить посредником между королем и рокошанами. Они отправили в Сандомир послов с приглашением выслать делегатов съезда под Вислицу, рокошане требовали, наоборот, чтобы к ним явился король.

    Переговоры расстроились: над страной нависла угроза междоусобной войны, ибо король двинулся вслед за отрядами Зебжидовского и Радзивилла под Яновец на Висле. В это время толпы шляхты, утомленные от стоянки лагерем в течение нескольких месяцев, разошлись по домам, рокошане имели в своем распоряжении только небольшое число наемных войск. Зебжидовский, не доверяя своим силам, первый предложил соглашение с королем.

    В 1606 г. в Яновце состоялась церемония извинения, после чего Зебжидовский и Радзивилл распустили рокош при условии, что их пожелания будут приняты во внимание на ближайшем сейме. Опасность, а не искреннее намерение закончить спор с королем склонила рокошан к яновецкому миру. Прежде чем Сигизмунд III Ваза=Дмитрий Иванович созвал сейм, великопольская шляхта на съезде в Коле своим универсалом созвала рокош в Енджееве.

    Во время сейма, происходившего в Варшаве, толпы вооруженной шляхты собрались у Енджеева, куда прибыли Зебжидовский и Януш Радзивилл. Из-под Енджеева рокошане перебрались в Черск, где, выслушав обвинения со стороны Зебжидовского, опубликовали акт об отказе королю в повиновении. Сенат постановил начать против них военные действия. Король с коронным польным гетманом Жолкевским и великим литовским Карлом Ходкевичем напал на рокошан недалеко от Радома, у деревни Гузова (в 1607 г.), и разбил их наголову. Однако сами защитники трона не позволили Сигизмунду III Ваза=Дмитрию Ивановичу использовать гузовский триумф из опасения, чтобы он не обратил его на пользу монархизма. При посредничестве сената между королем и Зебжидовским состоялось соглашение, окончательным выражением которого были постановления сейма 1609 г. Была провозглашена общая амнистия для рокошан, возобновлено требование относительно обязанности пребывания при короле сенаторов резидентов, зачинщикам самовольных политических движений пригрозили в будущем сеймовым судом. Подобно австрийской политике, другие средства, принятые Сигизмундом III Ваза=Дмитрием Ивановичем для искоренения в Польше нововерия, привели к печальным последствиям.

    Со времени Петроковского синода 1577 г. католическая реакция добилась громадных успехов. Более выдающиеся епископы во главе с примасом Карнковским, реформируя семинарии, подняли в духовенстве религиозную ревность и церковную дисциплину, а своим личным примером призывали к борьбе с Реформацией. Иезуиты оказывали громадное влияние своей деятельностью с амвона, исповедью и школами, тем более что отличались основательным образованием и нравственностью своей частной жизни. Они привлекли к католицизму такие выдающиеся аристократические фамилии как Радзивиллы и Ходкевичи, удерживали шляхту в религиозном правоверии, работали над обращением в католичество и мещанства.

    Сигизмунд III Ваза=Дмитрий Иванович поддерживал католическую реакцию всеми средствами, которые давало ему его положение. Хотя он в своих «pacta conventa» присягал соблюдать Варшавскую конфедерацию, однако притеснял нововеров, обходя их при назначении на должности, пожаловании староств и т.п. Он считал триумфом своей политики унию Восточной (Православной) церкви с Римской, заключенную на синоде в Бресте-Литовском. Соединение церквей было в конце XVI в. жизненным вопросом не с одной только религиозной точки зрения. Надежду на осуществление унии возбудил сам Иван Грозный. С мыслью о ней ехал в Москву Поссевин. Потребность в ней обосновывал с религиозной точки зрения иезуит, ксендз Петр Скарга в своем сочинении «О jednosci kosciola bozego» («О единстве церкви Божьей», Вильно, 1577).

    При Сигизмунде III Ваза=Дмитрие Ивановиче нашлись для унии и политические мотивы. Восточная церковь делилась на четыре патриархата: Цареградский - для Европы, Антиохийский - для Азии, Александрийский для Африки и самый младший, Иерусалимский - для Сирии. Соборы четырех восточных патриархов разрешали догматические вопросы и дела общего церковного управления.

    В царствование Федора Ивановича его шурин, правитель государства Борис Годунов, задумал учредить новый патриархат, зависимый исключительно от власти царя. В 1589 г. был посвящен в Патриархи Московские и «всея Руси» митрополит Иов, титуловавшийся «Милостью Божьей и волей царской» Главой церкви северных земель. В титуле Патриарха Московского и «всея Руси» заключалось политическое стремление к расширению царского верховенства и на Киевскую митрополию, до той поры зависимую от Цареграда. Одновременно с этим возник спор между Цареградским патриархом Иеремией и Киевским митрополитом Михаилом Рогозой из-за платежей, которые требовал первый за посвящение руских епископов. Нежелание подчиняться Московскому Патриарху, а точнее - царской власти, нерасположение к Цареградскому Патриарху, который угнетал рускую иерархию своим фискализмом, - все это стало побуждением к возобновлению забытой Флорентийской унии.

    К соединению церквей склонялся главный покровитель руской церкви киевский воевода князь Константин Василий Острожский, к нему же склонялся митрополит Рогоза и виднейшие епископы - Владимирский Ипатий Поцей* и Луцкий Кирилл Терлецкий**. После совещаний на синодах в Бресте-Литовском, переговоров с нунцием и королем Поцей и Терлецкий отправились послами в Рим.

*)  ПОЦЕЙ Ипатий (Потей, Потий, польск. Hipacy Pociej; имя при рождении Адам Львович Тышкович; 12 апреля 1541, Рохачи, Берестейский повет, Великое княжество Литовское — 18 июля 1613, Владимир, Королевство Польское)(см. рис.) — государственный и церковный деятель Речи Посполитой, богослов, писатель-полемист, активный сторонник заключения Брестской унии. Писарь земский, затем судья земский берестейский (1580), каштелян берестейский (1588—1593), епископ Владимирский и Берестейский (1593—1599), униатский митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси (1599—1613).
Представитель шляхетского православного рода Потеев герба «Вага» из Подляшья. Родился в Рохачах, старший сын дворянина и писаря господарского Льва Патеевича Тышковича[uk] (ум. 1550), придворного королевы Боны, и Анны Лозы.
Получил очень хорошее образование, сначала в кальвинистской школе, устроенной кн. Николаем Радзивиллом, а затем в Краковской академии. Поступив на службу к князю Радзивиллу, симпатизировавшему протестантским идеям, Ипатий сделался кальвинистом [Ипатий Архивная копия от 18 июля 2021 на Wayback Machine Новый энциклопедический словарь]. Крайности, до которых доходили литовские вольнодумцы, особенно антитринитарии, а также борьба между отдельными религиозными учениями (кальвинисты, антитринитарии, субботники и др.), были причиной того, что в 1574 году Потей вернулся к православию и оставил службу у князя Радзивилла. В том же году он занял должность королевского секретаря и женился на дочери православного волынского князя Фёдора Головни-Острожского.
В 1580 году получил звание земского судьи в Бресте, а в 1589 году был назначен Сигизмундом III на видную должность каштеляна брестского [Ипатий Архивная копия от 18 июля 2021 на Wayback Machine Энциклопедический словарь]. Нравственный и умственный уровень православного духовенства в Литве стоял в то время очень низко [Турилов А. А., Флоря Б. Н. К вопросу об исторической альтернативе Брестской унии // Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — первой половине XVII в.. — М., 1999. — Т. II. — С. 15—22]. Православные массово переходили в протестантизм. Деятельность иезуитов, которые с большим успехом боролись против увлечения реформацией, не могла не обратить на себя всеобщего внимания. Вышедшая около этого времени книга иезуита Петра Скарги «О единстве церкви Божией», доказывавшая, что единственное средство спасти православие от увлечения ересями — соединение с Римской католической церковью, увлекла очень многих и в том числе Потея, который стал сторонником унии с Римом. В 1594 году он овдовел, принял монашество и занял кафедру епископа Владимирского. Ещё за два года до этого он вместе с четырьмя другими западнорусскими епископами подписал тайное постановление относительно унии западно-русской церкви с Римом в смысле одного иерархического соединения церквей.
В 1595 году Ипатий, вместе с Кириллом Терлецким, епископом острожским, отправился в Рим, с соборной грамотой западнорусских епископов к папе [Ипатий.  Энциклопедический словарь]. Внешний блеск католического культа и то обстоятельство, что православные, преследуемые польским правительством, начали сближаться со своими товарищами по несчастью — протестантами, сделали Ипатия убеждённым католиком. Он горячо принялся за распространение унии. В своих проповедях Ипатий обличал православных за их связь с протестантами, убеждал их принять унию. Для достижения своей цели Поцей успешно использовал свои литературные таланты. С этой целью Ипатий издал в 1595 году брошюру «Уния, альбо Выклад преднейших артикулов к зъодноченью Греков с костелом Римским належащих» [Напечатана в виленской типографии Мамоничей. Сохранилась в одном экземпляре, причём неполном. Имеющийся текст воспроизведён в т. 7 «Исторической библиотеки, издаваемой Археографическою комиссиею», он же книга 2 «Памятников полемической литературы в Западной Руси», 1882, стлб. 111—168], в 1608 году — «Гармонию, альбо Согласие веры, сакраментов и церемоний святыя Восточныя Церкви с костелом Римским» [Напечатана в виленской типографии Мамоничей. Сохранилась в одном экземпляре, причём неполном. Имеющийся текст воспроизведён в т. 7 «Исторической библиотеки, издаваемой Археографическою комиссиею», он же книга 2 «Памятников полемической литературы в Западной Руси», 1882, стлб. 169—222], в 1598—1600 годах три раза издавал составленное по его поручению сочинение «Антиррисис», в приложении к которому помещал свои статьи. Его проповеди (изданы после смерти Ипатия в 1674 году и переиздавались несколько раз) преследовали ту же цель. Особенным богословским содержанием отличается его ответ Александрийскому патриарху Мелетию (Пигасу)[Respons]. В процессе подготовки унии Потею и епископу Кириллу (Терлецкому) содействовал грекокатолический священник Пётр Аркудий.
В 1599 году был назначен митрополитом [Ипатий. Новый энциклопедический словарь]. В 1601 году православный архимандрит Иларион (Масальский) торжественно предал Ипатия Потея анафеме в церкви Супрасльского монастыря, за что привлечен Потеем к суду и декретом польского короля Сигизмунда III от 19 января 1602 года был осужден на изгнание из отечества; 8 августа 1607 года Иларион (Масальский) обратился к митрополиту Потею с просьбою о прощении, и ему дозволено было возвратиться в Супрасльский Благовещенский монастырь, где он и провёл последние дни [Иларион (Масальский) // Русский биографический словарь: в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.].
Похоронен в крипте Успенского собора во Владимире.

Семья
Был женат на княжне Анне Головни-Острожецкой (ум. ок. 1590), дочери князя Фёдора Головни-Острожецкого (ум. 1569) и Анны Семёновны Одинцевич.
Дети:
Ян Потей — писарь земский (1616), затем подсудок земский брест-литовский (1629);
Пётр Потей (ум. 1647), писарь земский брест-литовский (1643);
Криштоф Потей (ум. 1605);
Александра Потей, жена Фредерика Подгородецкого;
дочь, жена князя Яна Козека;
дочь, жена воеводы белзского Рафаила Лещинского (1579—1636).
   
**) ТЕРЛЕЦКИЙ Кири;лл (в миру Кири;лл Семёнович Терле;цкий (1540-е — 21 мая 1607) — Епи;скоп, православный, затем униатский епископ Луцкий и Острожский. Один из инициаторов и лидеров Берестейской церковной унии 1596 года.   
Дата рождения неизвестна. Родился, видимо, в Пинске. Происходил из небогатого православного шляхецкого рода. В молодости занимал судебную должность, хорошего образования не получил. Впоследствии принял духовное звание и в 1560-х годах был протопопом в Пинске. После смерти жены принял монашество (1572) был возведён (назначен) в сан епископа Пинского и Туровского. Занимался защитой имущественных прав церкви и увеличением архиерейских доходов.
В 1585 году занял пост епископа Луцкого и Острожского. Неоднократно судился за земли и имущество. Вместе с епископом Владимирским и Берестейским Ипатием Потеем явился инициатором создания унии.
В августе 1589 года Константинопольский патриарх Иеремия II назначил Терлецкого своим экзархом.
В 1595 году вместе с Потеем ездил в Рим, где присягнул на иерархическое подчинение Папе Римскому. После возвращения из Рима, Терлецкий и Потей открыли в Бе;ресте церковный собор, на котором 8 октября 1596 года уния была торжественно объявлена. На соборе часть православных епископов низложила Кирилла, но он получил от короля особую охранительную грамоту и в пожизненное управление Кобринский Спасский монастырь, со всеми имениями.
После подписания унии продолжал вести прежний образ жизни: вёл веселую жизнь богатого магната. Киевский митрополит Михаил Рогоза называл его «райским змеем» и «коварной лисицей». Похоронен в Луцком кафедральном соборе.

    23 декабря 1595 г. состоялся акт соединения Восточной церкви с Римской. Униаты, присоединяясь к догматическому единству с католической церковью, выговорили себе сохранение греческой литургии, празднование праздников по юлианскому календарю, браки духовенства и т.п. Уния, усиливая положение католичества, привела в беспокойство протестантов, вызвала протест со стороны Цареградского Патриарха, не удовлетворила и известную часть руского духовенства. На синоде в Бресте-Литовском (1595 г.), где должно было окончательно состояться принятие соглашения с Римом, произошел раскол: князь Острожский под влиянием протестантов и представителя Цареградского Патриарха Никифора высказался против соединения, а за ним пошли и епископы Львовский Гедеон Балабан и Перемышльский Михаил Копыстинский. На Руси возник раскол униатов и дизуниатов, началась религиозная борьба. Дизуниаты, поддерживаемые кн. Острожским (1609), сосредоточили свои силы, главным образом, в Киево-Печерской лавре и в церковных братствах, среди которых наиболее деятельным была Львовская «ставропигия». Унии покровительствовал король с иезуитами, ее пропагандировали Киевские митрополиты Рогоза и его преемник Вениамин Руцкий, Полоцкий архиепископ Иосафат Кунцевич, наконец, базилианский орден, особенно же - Виленская Свято-Троицкая архимандрия. Почти каждая епархия имела двух епископов - православного и униатского; раздвоенное духовенство отнимало друг у друга церкви, церковное имущество и прихожан. Споры сопровождались насилиями: белорусские дизуниаты убили в Витебске (1623 г.) Полоцкого архиепископа Кунцевича. Уния развивалась слабо, ибо не имела достаточного покровительства у правительственного класса. Шляхта покидала унию, принимая латинский обряд; католические епископы унижали своих униатских коллег, не желая допустить их к заседанию в сенате. Униаты преобладали на Белой и Черной Руси, дизуниаты - на Червоной Руси, Украине, Подолии и Волыни. В конце концов, соединение церквей вместо выгоды принесло Жечи Посполитой несчастья особенно потому, что дизуниаты нашли себе вооруженную поддержку в казачестве, потом в Москве.

    По ТИ: «…Сигизмунд III Ваза=Дмитрий Иванович принимает в 1596 года Брестскую унию, объединение православной церкви на территории Жечи Посполитой с католической церковью.

    Уния была принята на церковном соборе в Бресте. Согласно условиям унии православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на славянском языке и православную обрядность…»
 
    Согласно нашей версии все понятно - Дмитрий Иванович=Сигизмунд III Ваза, признанный патриархом Гермогеном под давлением Шуйского «Лжедмитрием», вынужден был уйти под покровительство Папы Римского и ПРИНЯТЬ ДЛЯ СЕБЯ ДЕ-ЮРЕ КАТОЛИЧЕСКУЮ ВЕРУ.

    Так из Великого Князя и Царя всея Руси Дмитрий Иванович становится Великим Божиею милостию королем Польским, Великим Князем Литовским и Руским Сигизмундом - обычное и необходимое действо при переходе в другую веру. Именно поэтому за Дмитрием Ивановичем закрепилось презрительное прозвище – «РАССТРИГА», которое потом ТИ-историки интерпретировали совсем по-другому. Но что ему оставалось делать? Без покровительства духовенства быть царем, королем или великим князем нельзя, ибо это избранники божьи. Но в душе он и его сын всегда оставались православными людьми де-факто. Фактически, все оставалось как и прежде, - в стране православная вера.

    А у ТИ тут огромные проблемы: что за Униатская церковь такая в Польше, зачем? И почему только на рубеже XVI и XVII века, когда все время польские рыцари упоминаются как рьяные защитники католичества. Они участники еще крестовых походов, они рьяные католики и бьются за веру и папу уже 700 лет. Почитайте Генриха Сенкевича, - вот сказки то, Ганс Христиан Андерсен отдыхает. Самое интересное, что сказки Сенкевича имеют статус «серьезный исторический роман», т.е. не противоречат ТИ.

    Немного про патриарха Гермогена. Гермоген дословно переводится как «немецкое начало». Термин «немцы» звучал в XVII-ом веке по-русски немеи, немои, немееи, т.е. не мои, чуждые. Немцами-германцами называли приверженцев лютеранской церкви, а не национальность. А самих жителей Скандинавии называли «шведы», жителей современной Германии «швабами». Гермоген на самом деле является проводником в Руском государстве лютеранской, немецкой веры. Именно на нее с 1607 г опирался Шуйский после проклятия от законного ПАТРИАРХА ВСЕЯ РУСИ ФИЛАРЕТА, который был в Новгороде=Ярославле и не признал незаконного царя.
В 1611 году в Москве будет СОЖЖЕНА (выделено мною - Л.С.) последняя лютеранская церковь на Кутуевой горе.

    Руское государство не приняло новую, чуждую ей веру.

    Последние следы лютеранства на Руси прослеживаются там, где до 1617 года был Шуйский и его сторонники шведы. Это город Корелы. «Гермоген» - это прозвище епископа корельского Сильвестра, который и будет казнен православными ордынцами-казаками в 1612 году.

    Если Вы объедините Шведов с Шуйским в одну партию, то получите истинную картину событий последних лет лютеранства на Руси. Лютеранин Сильвестр-Гермоген конечно же оборонял Корелы не от своих одноверцев шведов, а от руско-польских православных казаков Дмитирия Ивановича=Сигизмунда III Ваза.

    Всё у ТИ перевернуто с ног на голову. Шуйский в 1609-1612 годах ни с того, ни с сего начал воевать со своими союзниками шведами, при этом платит и своим войскам и противнику шведам одной монетой с одного чеканного двора. Сильвестр не пускает своих одноверцев в Корелу два года, затем открывает ворота «воровским» казакам, а те его на дыбу. В общем, очередная ТИ-катавасия.

    Итак, к 1619 году сложилась ситуация, когда Руско-ордынская Империя раскололась на две большие части - Рускую Империю и Империю Сигизмунда III Ваза=Дмитрия Ивановича.

    Чтобы понять дальнейший ход событий, необходимо углубиться в династические перипетии большинства европейских правящих домов.