Авксентий Вифинский иеромонах, преподобный

Новосельцев Григорий Петрович
Авксентий Вифинский родился около 420 года в Сирии в знатной семье и получил высокое образование. Он приехал в Константинополь при императоре Феодосии II и служил в придворной гвардии. Авксентий был известен своей добродетельностью, ученостью и мудростью, и у него было дружба с многими религиозными деятелями того времени.

Около 442 года он решил покинуть мира и вступить в вифинский монастырь, где стал монахом и был рукоположен в диакона, а затем в пресвитера. После этого он отправился в уединенную пещеру на горе Оксия, неподалеку от Халкидона. Гора была названа в его честь Авксентьевой.

Местные пастухи, которые потеряли своих овец, обнаружили место, где Авксентий совершает подвиги, и распространилась слава о нем. Люди приходили к нему для исцеления, и со слов богом святой Авксентий многие получали исцеление.

Согласно жизнеописанию, в 451 году святой Авксентий был призван на IV Вселенский Собор в Халкидоне, где он был известен своей борьбой против еретических учений Евтихия и Нестория, но его имя не фигурирует в официальных актах Собора. По окончании Собора святой Авксентий вернулся в свою уединенную клетку на горе.
Ему приписывается создание женского монастыря Трихинареи, который он особенно заботился о нем.

Он видел духовно кончину святого Симеона Столпника (459) на большом расстоянии.

Он скончался около 470 года, оставив после себя учеников и основав несколько монастырей в Вифинской области. Монастырь, посвященный ему, был основан на месте его подвигов, а Гора святого Авксентия стала одним из важных центров монашества в Вифинии.

Мощи святого находились в Константинополе, как свидетельствует латинская рукопись начала XII века: "37. В церкви святого Воскресения лежат святой Авксентий, монах и игумен, и святой Маркиан - пресвитер и казначей Великой церкви" [2]. Антоний Новгородский, посетивший Константинополь в 1200 году во время паломничества по святым местам и записавший свои наблюдения в "Книге паломник": "Там лежит святой отец Авксентий" [3].

Жизнь блаженного Авксентия, якобы составленная Симеоном Метафрастом на основе свидетельств Георгия, ученика Авксентия, была позднее переработана Михаилом Пселлом, который присвоил Авксентию свои собственные биографические черты [4].

Длинное житие святого было переведено на славянский язык к концу XI века. В XII веке краткое житие было включено в состав Пролога Константина Мокисийского. В первой половине XIV века краткое житие было снова переведено на славянский язык в составе Стишного Пролога, возможно, перевод выполнен сербами на Афоне. В XVI веке длинное житие вошло в состав Великого Минеи под 14 февраля (Иосиф, архимандрит, содержание Великого Минеи. Стр. 478-481).

Труды
Для паломников, которые пришли искать руководства, блаженный Авксентий создал "тропари из двух или трех фраз, очень приятных и поучительных, с очень простой и несложной мелодией" [5]. Во время проведения ночных служб (панихиды) от 3-го до 6-го часа молящиеся несколько раз повторяли одно, два, три и так далее тропари, затем Авксентий пел песню трех вавилонских отроков, а народ отвечал: "Пойте и превозносите Его во веки". После этого следовало наставление.

Литература
Жития святых. Февраль. С. 277-282;
Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 165-167;
Скабалланович. Толковый Типикон. Вып. 1. С. 365-366;
P;trid;s S. Notes d'hymnographie byzantine: I. Un Tropaire de saint Auxence // BZ. 1904. Bd. 13. S. 421-423;
Wellesz. Byzantine Music and Hymnography. Р. 174-178;
Ka;dan A. Auxentios // ODB. 1991. Vol. 1. P. 236;
;;;;;;;; ;. ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;. ;;;;;;;;;;;, 1971. ;. 45, 78-84, 168, 331;
PG. 114. Col. 1377-1436;
ActaSS. Febr. Т. 2. Col. 769-782;
BHG, N 199-203С;
Joannou P.-P. D;monologie popoulaire-d;monologie critique au XI-e siecle. Wiesbaden, 1971. P. 64-132.
Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 450, 481; Т. 2. С. 43;
;;;;;;;;;;;;;;-;;;;;;;;;; ;. ;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;. ;;;;;;;, 1996. ;. 166, № 494.
Kaster K. S. // LCI. Bd. 5. Sp. 298; MenolBas. Torino, 1907. Tav. 399;
Wehofer T. M. Untersuchungen zum Lied des Romanos auf die Wiederkunft des Herrn // SAWW. 1907. Bd. 5. 154. S. 11-15;
Тренев Д. К., Попов Н. Д. Миниатюры греческого менология XI в. № 183 Московской Синодальной библиотеки. М., 1911. Табл. IV, 13;
Миjовић. Менолог. С. 275, 356; Евсеева. Афонская книга. С. 277. № 123;
Ерминия ДФ. С. 173.
Использованные материалы
В. В. Василик, А. Ю. Никифорова "Авксентий Вифинский"
http://www.pravenc.ru/text/62824.html
Житие на сайте "Православный календарь"
http://days.pravoslavie.ru/Life/life444.htm
А. М. Крюков. "Авксентия святого гора", Православная энциклопедия, т. 1, с. 147
http://www.pravenc.ru/text/62832.html