Притча о богаче и Лазаре

Игорь Лощинин
Итак, один из ключевых мотивов проповеди Иисуса: если человек богат, то вероятность того, что он попадёт в Царство Божие, не больше, чем если верблюду удастся пройти через игольное ушко
При этом богатство само по себе, может , и не плохо,  но тем не менее, само наличие у человека «богатства», как ИЗБЫТКА средств ( «излишество» «роскошь» ), уже означает, что человек НЕ ДЕЛИТСЯ. А фундаментальная задача человека, желающего войти в ЦБ, — делиться, причём делиться щедро.

Принципиальная для этой темы ситуация разбирается в

ПРИТЧЕ О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ ( ЛК 16:19-31)

"Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят."
— Лк. 16:19-31

В притче действие переносится в мир последующий.
В загробном мире статус богача и нищего переворачивается. Нищий попадает на лоно Авраамово, богач - в ад . В ответ на мольбы страдающего богача «умилосердись надо мной…ибо я мучаюсь в пламени» Авраам раз’ясняет ситуацию:
«Вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь-злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь».
Богач перестает молить о смягчении собственной участи и думает уже о братьях, которые остались на земле….
Притча о богаче и Лазаре ниспровергает традиционную еврейскую мудрость, видевшую в богатстве Божье благословение, а в нищете - наказание дурным.
Впоследствии эта притча получила название притчи "о злом богаче". Но это притча "просто о богаче" и о «просто нищем».В притче нет подробностей в поведении богача и Лазаря, богач не описан , как злой или бессердечный человек. . Ничего не сообщается и о благочестии Лазаря, он не восхваляется в притче и не одобряется его жизнь на земле. Иисус просто представляет нищего Лазаря спасенным в Своей притче, и богача , пребывающего в муках ада…
В контексте притчи сказано, что фарисеи смеялись над Христом (Лук.16:14). Причина такого смеха в том, что они не верили в Священное Писание, в то, что оно говорит о Христе.

Ученики и последователи Христа, иудео-христиане- эбиониты, которые продолжали держаться закона Моисея, отвергали собственность, считая, что богатый отвержен только потому, что он богатый, и нищий блажен уже потому, что он нищий. «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение» (Лк 6. 24). Именно поэтому Бультман видел в этой притче единственно «эвионитскую» притчу , служащую иллюстрирацией к Евангелию от Луки.Предполагается, что богатый сполна получил то, чего он желал, в жизни и что он не желал ничего другого, кроме того, чтобы быть богатым. Выглядит так, что формулировка 6:24 относится к ЛЮБОМУ богачу...
С другой стороны, потому ли Лазарь «блажен» ,что он был «нищим»? Можно предположить, что он – человек, оказавшийся на пределе человеческой нищеты , что Он отчаялся помочь сам себе, и ему остается только ждать помощи, хотя в притче не говорится о том, что он ждет помощи ,«с надеждой протягивая свои пустые руки к Богу.»
Получается, что богач попал в ад, потому что был богачом, потому что не раздал свое имение бедным, потому что ел хорошо и жил «роскошно» , в отличие от «лазарей» у его порога.
Заметим, что не вина богача, что Лазарь оказался в таком плачевном состоянии.
След. заметить также, что Лазарь лежал не где-нибудь, а именно возле дома богача.
Не потому ли, что там всё-таки оказывали помощь?
Нищий не будет лежать там, где ничего не подают. Да и сколько таких нищих окружало богача мы тоже не знаем...
О богаче сказано лишь, что он "одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно" . ..При всём желании нельзя найти в этой притче грех богача, адекватный наказанию - вечным адским мукам. Причина "преступления" - в его жизнелюбии. Трудился, приумножал богатство и - наслаждался . Ни слова - о жестокосердии, жадности и т.д., не отрицается и вероятность того, что помогал бедным...А вина "сребролюбца"- в "неправильном" распоряжении собственным богатством, которым, как везде утверждается, надо распоряжаться исключительно по "воле Божьей", а в конкретном случае - раздать бедным, пригласить прокажённого за стол и т.п. Ведь богач обвиняется в "негостеприимстве"…
Да и о «бедных» нельзя наверно говорить «в целом». Среди нищих не только больные калеки. Большинство просто бездельники, не желающие работать, для которых легче питаться и вообще — существовать за счёт «милостыни»..
Как уже говорилось, Лука сообщает о фарисеях, которые «смеялись» над словами Христа. Именно к ним Он и обращается в притче о богаче. Возможно, среди этих "смеющихся" мог бы оказаться и наш богач или его братья
По мнению Христа, фарисеи небрежно относились к Св.Писанию, не помогали нищим по причине "сребролюбия". В притче на примере богача Иисус показывает фарисеям их будущую "участь": им уготован ад, они испытают то же, что этот несчастный бывший богач..Если не придут к покаянию, не поверят в Него...
.Исходя из НЗ (а он был написан и переделан именно под беднейшее большинство), богатые практически не унаследуют Царствие Небесное.Главное в притче - показать суверенную волю Бога в спасении, а Лазаря - как одного тех, кого Бог спасает.