Горе вам, богатые

Игорь Лощинин
    В Ветхом Завете богатство рассматривалось как видимое доказательство того, что человек находится в мире с Богом, награждающим его на земле за благочестие.
Большинство Библейских праведников были очень богаты. Бог благословил богатством
Авраама,  «отца всех верующих», «друга и любимца Бога»(Бытие 17:20).
    Праведный Иосиф Прекрасный, ставший  в христианстве прообразом  Иисуса Христа,был самым богатым и влиятельным человеком даже в чужой стране.
Благодаря своей праведности и мудрости, он управлял экономикой развитого и могучего государства Древнего Мира и  спас от голода не только египтян, но все соседние племена. При этом он полностью обеспечил отца и семьи всех своих одиннадцати братьев, которые поселились в Нижнем Египте и стали многомиллионным народом Израиля.
    Праведник Иов  был богат до испытания и стал еще богаче после.Он был непорочен, справедлив, богобоязнен, удалялся от зла и даже во время испытания превзошел своих друзей в любви к Богу, за что был им благословлен.
    Святой Царь  и Пророк , псалмопевец Давид, «возлюбленный  Богом», которого Он назвал  мужем по сердцу своему, представленный в Библии как эталон избранного Богом вождя,  был благословлен колоссальным богатством. Он соблюдал заповеди, а если нарушал, искренне всем сердцем каялся; превыше всего он любил Бога и  ценил от ношения с Ним. Из рода праведного царя Давида должен был произойти  Мессия.
Имя  Соломона связано не только  с его мудростью, но и баснословным богатством. Это не мешало ему не быть эгоистичным  и немилосердным; его молитвы и любовь к Богу были искренни, и Бог говорил ему: «Я даю тебе и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями» ( 3 Цар.3:11.13).

    Все эти и многие другие Ветхозаветные праведники, благословленные Господом, считали своим долгом щедро помогать бедным и относились к богатству и к бедности, как к испытаниям , данным Богом.
Сказал Коэлет (Экклезиаст): «Сытость богатого не даёт ему спать. Тяжёлую болезнь видел я под солнцем — богатство, хранимое на беду его владельцу … но тот, кому Всевышний дал богатство, имущество и власть … и он, пользуясь своей долей, радуется своим трудам, — (получил) дар от Всевышнего».
Обратите внимание — пользуется своей долей, а остальное отдаёт!

Хорошо быть богатым, когда есть возможность приносить пользу людям и устанавливать мир.  Писание даёт  примеры поведения богатого человека, призывает проявлять милосердие, оказывать помощь бедным.
«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе.»(Притчи Соломона 30:7-9)

В НОВОМ ЗАВЕТЕ принципиально иное отношение к богатству. В Евангелии красной нитью проходит мысль о богатстве, как о серьезном препятствии для веры в Христа, для духовной жизни человека.
Во времена Христа очень популярной в среде иудеев была фарисейская школа. Но существовала и другая школа - назорейская. В среде назореев всегда было много пророков и  святых людей. Они продавали имущество и отдавали деньги бедным или  назорейским коммунам. У назореев не было частной собственности - в их общинах всё считалось общим; их также  называли эбионитами( «эвьони;м» — бедняки, нищие ).
Иисус был лидер назореев-эбионитов .Проповедь Иисуса  и  Его учеников Апостолов  сводилась к тому, что   если Бог послал богатства, то их надо раздавать бедным и нищим, тогда богатства принесут благо как тому, кто получил их, так и тем, кому оно затем передаётся. Наиболее благословенными и блаженными назореи-эбиониты считали нищих.
Назореи-эбиониты никогда не только не унижали других , но  будучи праведными, себя же считали  последними грешниками, достигая высот смирения и простоты.

Первое упминание о земном богатстве имеет в НЗ негативнывй характер. Иисус говорит о семени Божьего слова, попавшего в тернистую почву, что «обольщение богатства заглушает Слово и оно бывает бесплодно» (Мф13:22).
Он предупреждает: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо одного будет ненавидеть, а другого любить , или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк16:13).
( ПС. Как было сказано выше, ветхозаветные праведники были очень богаты и сохраняли верность и любовь к Богу).

Вся Проповедь Иисуса сосредоточена на  эсхатологическом ожидании скорого наступления Царства Божьего .
Для чего тогда собирать в сокровищницы, ведь «Царство Божие приближается»?!
"Продавайте имения ваши и давайте милостыню.. Приготовляйте влагалища неветшающие, сокровище, не оскудевающее на небесах»
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф.6:19–20).
Как пример безумия Иисус любил приводить случай с человеком, который, увеличив свои житницы и накопив в них добра на много лет, умер прежде, нежели успел воспользоваться своим имуществом
Скупость как привязанность к собственности считалась смертным грехом. Первым условием для того, чтобы сделаться учеником Иисуса, было продать свое имущество и  раздав деньги нищим, следовать за Ним. Те, кого такая крайность пугала, не могли вступать в общину.

В одном из самых загадочных эпизодов синоптических евангелий  к Иисусу Христу, во время его странствия подбегает некий богатый по виду юноша и спрашивает о спасении:
"Учитель! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?». Христос ответил: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать». Он перечисляет здесь десять заповедей Закона Моисеева, на которых строилась вся религиозная и гражданская жизнь еврейского народа. Юноша не мог их не знать. И действительно, он отвечает Иисусу: «Все это сохранил я от юности моей».
Тогда Христос произносит: «Одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». О реакции юноши на эти слова Евангелие говорит так: «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение».
И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие." ( Мк 10:25)

Смысл ответа Христа  не вполне ясен. Некоторые толкователи дают общее толкование для всего эпизода. Некоторые толкуют подробно, по фрагментам.
Основной посыл этого эпизода — порицание богатства; таково понимание у большинства толкователей. При этом возможны различные нюансы: что считать богатством, вредно ли само богатство или только привязанность к нему и тому подобное...Многие толкователи сходятся в мысли о том, что богатому человеку невозможно войти в Царствие Божие по причине его богатства, и, чтобы войти, надо от богатства отказаться.
Но какое бы толкование ни принять, ясно, что Христос показывает здесь, насколько трудно спастись богатому человеку.
насколько бедные люди находятся ближе к Богу, дороже в Его глазах, чем богатые.
Интересно, что  профессор А.П.Лопухин  также считает, что буквальное толкование притчи о верблюде и игольном ушке является «оплотом для всякого рода социалистических учений и пролетариата», то есть «тот, кто владеет каким-либо имуществом и не записался в ряды пролетариев, не может войти в царство небесное».Иное мнение заключается в том, что бедные люди находятся ближе к Богу и дороже в Его глазах, чем богатые.

Путь в ЦБ открывается верой в жертву Иисуса Христа и исполнением Его учения (Лк 14:15; Откр 19:9). «Блажен», т.е. счастлив тот, кто принимает Иисуса и Его слово , кто верит в Него (Ин 20:29) и не соблазнится о Нем (Мф 11:6).
В Нагорной проповеди Иисус  рассказал о
том, как можно достичь христианского совершенства , какими душевными качествами должны обладать христиане, чтобы следование этим качествам при земной жизни привело к вечному блаженству в последующей вечной жизни в Царстве Божиим.
Евангельский текст ниспровергает общепринятые ветхозаветные представления о том, в чем заключается счастье . Радоваться Царству Божию призваны  бедные , нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы и изгнанные за правду (Мф 5 и Лк 6 ); очи и уши видящих и слышащих Иисуса названы блаженными (Мф 13:16; Лк 10:23).

Зачин всей Нагорной проповеди представляет собой Первая заповедь Блаженства : «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5:3). Эта формулировка  при толковании часто вызывает споры, поскольку
параллельное место из Евангелия от Луки во многих древних рукописях звучит так: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк. 6:20),без прибавления слова “духом” . В синодальном переводе (Лк 6:20) добавлено «духом»: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие».
Чтение :«Блаженны нищие духом» закреплено во всех переводах Мф. 5:3 и во многих Лк. 6:20; во многих, т. е. не во всех, — потому что современные научные данные вынуждают сократить чтение (Лк. 6:20) до «блаженны нищие»,  ибо в самых ранних греческих рукописях в том тексте этого слова нет («ранний» — означает 3 в.);  выражение «нищие духом» впервые появляется в (Лк. 6:20) в 4 веке .
В современных переводах ЛК 6:20 в первом макаризме  ничего не говорится о духе:
Новый русский перевод : «Устремив взгляд на учеников, Иисус начал говорить: — Блаженны вы, нищие, потому что вам принадлежит Божье Царство».
Перевод Десницкого: «А Он, глядя прямо на Своих учеников, обратился к ним: — Благо вам, нищие: ведь Царство Небес — ваше.
Русский Библейский Центр: «Он обвел взглядом учеников и сказал: «Блаженны нищие — вы снискали себе Божье Царство.»

Описанное   «преобразование» заповеди можно объяснить тем, что с течением времени в христианство стали обращаться образованные и богатые люди. При таких условиях ощущалась потребность  сделать христианское учение более привлекательным для этих людей.В результате подобной переделки, текст Луки  принял окончательную форму :Блаженны   нищие духом.  «Нищие духом» у назореев - это те люди, которые ВСЕГДА ощущают огромную нужду  в обретении благословений свыше от Бога через Дух Святой. Это дух нищеты духовной, то есть великого смирения.
  Как как бы то ни было,  позднее  осуждение богатства, которое заключалось в указании на будущее блаженство бедных, из Еванг. Луки исчезло. а
«голодные» превратились в алчущих правды.

Из Евангелия от Матфея  также устраняется все ,что представлялось неудобным:указания на будущее блаженство бедных, осуждение богатых у Матфея совершенно отпадают. Принимается редакция , которая делала бы  тексты приемлемыми для состоятельных людей, на вступление которых рассчитывала община. Исчезли рассказы о Лазаре, об отказе Иисуса произвести раздел наследства, в котором также заключаются нападки на богатых (Лк. 12:13 ).и пр.
Согласно общепринятому переводу (Мф. 5:3) и реконструированному текстологами греческому тексту (Лк. 6:20), Матфей свидетельствует о блаженстве от нищеты духовной, а Лука — материальной.
«Нищие» у Луки это нищие не в духовном , а в материальном смысле,так как именно этому смыслу соответствует союз «НО» в стихе 6:24 :
«Но горе вам, богатым, ибо [уже] получаете сполна утешение ваше» ,
где противопоставляются нищие богатым , богатство которых никак нельзя назвать духовным. Тем более, что о материальном свидетельствует контекст всех случаев использования слова «;;;;;;», переводимого как «нищий» в текстах НЗ.