С натуры. Наводчица

Евгений Павлович Молостов
Этот случай со мной произошел, когда советский социалистический строй рухнул. Только-только начали проявляться ростки демократии. На заводах и фабриках не платили зарплату. Рабочих и служащих сокращали. Хорошие работники становились бомжами и преступниками. Комсомольские организации распались. Молодежь была предоставлена сама себе. В продовольственных магазинах появились продукты, но дорогие. Люди туда заходили, как в музей. Только посмотреть на них. Многие голодали. Из создавшегося положения каждый выходил по-своему.

Зимой на автобусной остановке «Мыза» ко мне подошла молодая девушка и попросила закурить. У меня курева не было (не курящий). Дал ей несколько монет и сказал, что в табачном киоске, в пятидесяти шагах от нас, продаются хорошие сигареты. Она деньги взяла, поблагодарила, но с места не тронулась. Продолжала разговаривать. Девушка была на вид красивая, но... Натянутый разговор с ней мне быстро надоел. Чтобы отвязаться, вежливо спросил: «Чего вы еще от меня хотите?» Ответила: «Поближе познакомиться. Погулять по парку «Швейцария». Остановка наша была расположена как раз у входа в парк. Я с усмешкой произнес: «Вы мне, мадемуазель, в дочери годитесь. Вон стоят два бравых молодца (невдалеке от нас стояли двое крепких парней), идите к ним, пригласите их!» – «От молодых прока нет», – услышал я в ответ. – «А от меня вы надеетесь прок получить?» – «Несомненно». – «Не говорите “гоп” пока не перепрыгните».

И тут я обратил внимание, что те парни, которых я предлагал ей, нет-нет да искоса поглядывают в нашу сторону. Через некоторое время к ним подошли несколько размалеванных девиц. Получив какое-то известие от парней, эти красавицы тоже украдкой стали поглядывать на нас. Я догадался, что я у этих хлопцев «на прицеле». И что моя собеседница подослана ими. Тогда часто срывали шапки с людей. Раздевали. А на мне были нажитые еще при советской власти кожаная куртка, махеровый шарф, ондатровая шапка. Я был для них соблазном, предметом легкой наживы. Меня, как пишущего человека, это очень заинтересовало. Меня всегда интересуют дерзкие, рискованные события. Мне всегда кажется, чтобы хорошо писать, надо больше всяких происшествий испытывать на себе. И я бы с удовольствием сразу пошел с Ираидой (так звали эту девушку) в парк, но в данный момент я не мог располагать временем, поскольку уже вечерело и мне предстояло идти на дежурство в ночь. Да и не был готов к этой «прогулке». А между тем Ираида все настойчивее убеждала меня в полезности с ней «прогуляться» по парку.

На мызинском трамвайном кольце тогда некоторое время стоял киоск, в нем молодые ребята записывали песни на магнитофонные ленты. Я только что отдал им несколько кассет для записи новых песен на день рождения дочери. Мне они пообещали сделать их к следующему дню. Я Ираиде тоже сказал, что завтра в эти же часы сюда приеду. По делу. И если ей очень хочется со мной «прогуляться» по парку, я сделаю такое одолжение.

Подошел рейсовый автобус, и я уехал. Долго ломал голову: каким образом доказать этим самонадеянным салажатам, что их хитрость вся выходит наружу. Что они в своей жизни выбрали ложный путь и на нем хорошего для себя ничего не наживут. Но объяснения мои они слушать не будут. Им нужна нажива. Перезвонил друзьям. Те посоветовали срочно подобрать ребят покруче и накостылять им. Но это тоже не способ перевоспитания. И решил: будь что будет, докажу по-своему, что их преступная задумка, как мир стара и что я это давным-давно «прошел». И когда они от меня уйдут не солоно хлебавши, может, поймут, что я их водил за нос, и этот урок им пойдет на пользу. Что в следующий раз могут нарваться на таких, от которых сами бедными станут. На следующий день, не взяв никакого орудия для самообороны, поехал.

Ираида встретила меня с наигранной улыбкой. Я машинально спросил: «А где твои друзья?» – «Нет у меня никаких друзей», – глядя мне прямо в глаза, смело заявила юная авантюристка. Пришлось на минуту умолкнуть, затем разговор перевести на другое. Вошли в парк. Примерно метрах в ста от входа увидел в сторонке от дороги сидящих на каких-то бетонных плитах «разбойников»: двоих парней и трех девушек. Надо было видеть, с каким предвкушением они рассматривали свою жертву, своего тельца, который добровольно шел на заклание: парни – с любопытством, а девушки – со злорадством. В далекой юности я таких красавиц считал за ангелов Божиих. Дарил им цветы. Сочинял стихи. А в транспорте всегда уступал место. Теперь они мне с высоты моих прожитых лет кажутся все одинаковыми. Как дьяволицы, лживые и хитрые, ради денег готовые на все.

«Мои разбойники» уже выработали свой план действий. И я шел строго подчиняясь ему. Ираида выбрала для сидения лавочку у Окского обрыва, как раз напротив центрального входа в парк с колоннадой. Недалеко располагалась остановка «Музей района». Двое «грабителей» (девушек я больше не видел) перешли за близлежащий небольшой овражек и там заняли наблюдательную позицию. Им хорошо было видно нас, а мне их. Сидя на этой лавочке, я слушал «лапшу» наводчицы целый час. На улице уже зажглись огни. Мы встали и пошли. Братки как по команде вскочили и быстрым шагом направились нам наперерез. Ираида цепко держала меня под руку и потихоньку тянула в их сторону. В десяти метрах от них я резко освободился от руки Ираиды. Парни были уже в трех шагах от нас, как со стороны входа в парк перед моими глазами выросли две спортивного вида фигуры молодых мужчин. От неожиданности у братков разом пропала вся охота к нападению. Они подумали, что это идут мои друзья. И сразу свернули на другую тропу. В обратную сторону. Через минуту я оглянулся, помахал наводчице рукой. Она сначала стояла в растерянности. Потом, придя в себя, начала изрыгать в мой адрес грубые ругательства и кидаться конфетами, которыми я ее угостил во время нашей «интимной» беседы.

Когда я рассказываю о подобных историях с благополучным исходом священникам или монахам, мне они все по-разному отвечают. Одни говорят, что за меня грешного родители на том свете Богу молятся. Другие – что ангел-хранитель так оберегает. Я не знаю, кто из них более прав, но за всю свою жизнь у меня таких происшествий было не один десяток. Я о них тоже когда-нибудь расскажу.

1.07.2002 г.