Трансформация ценностей за последние 200 лет

Михаил Шульгин 2
М.Шульгин, Сочи, 2024. Издание второе, переработанное

По роману Лескова "Некуда"
и психологическим исследованиям автора 2000-2011 гг.

I. ЧЕСТНОСТЬ, ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ И БОГАТСТВУ 
по роману Н. Лескова «Некуда»

Бытовала присказка: «От трудов праведных не наживешь палат каменных».
- Сегодня – этот принцип не устарел, а напротив, усилился. Праведный труд – не приносит богатства, требует много усилий, не приносит славы и денег, предполагает милосердие к другим и честное распределения благ между людьми, что в реальной жизни встречается нечасто.

«Все стремились к знатности и богатству, а не к честности».
- Сегодня – стремление к богатству в народе ослабло, но большинство людей с достатком и без, стремятся к комфорту и удовольствиям от покупок и путешествий. Честность, по нашим исследованиям среди других ценностей, являлась аутсайдером.

«Не честными намерениями к справедливости освещалась вода в великом море русской жизни».
- В последние 30 лет с переходом к рынку стремление быть честным снизилось, а к справедливости – выросло в связи с обострением противоречий в распределении благ. Предприимчивость для студентов и школьников так же была не в чести, поскольку они полагались больше на семью и государственную службу (Шульгин, 2011).

Все были обучены искать милости, исходя из того, что "Ласковое дитя двух маток сосет".
- В наши дни снизилось уважение и почтительное отношение к старшим, но надежда на наследство родителей и родственников выросла. Народ в массе своей стал зажиточнее, чем раньше.

«На дело готовы скорее люди односторонние. Я готов за движение, которое идет легальным путем» (на социальное движение).
- Сегодня – «на дело» (криминал, сепаратизм, социальные протесты) идут также немногие, и в среднем тем меньше, чем выше контроль и уровень жизни.

«Жить в Москве с умом да без паспорта, можно до второго пришествия».
- Сегодня с этим стало хуже. Усилился контроль со стороны банков, налоговой, ФСБ, ГАИ, но контроль со стороны участковых и общественности снизился.

«Монастыри не устарели, поскольку есть люди, которым нужно пристанище от неспособности сжиться с миром и отстоять себя».
- В современной России монастырей стало намного меньше, как, впрочем, бедных и бездомных.

II. ТРАНСФОРМАЦИИ В ХАРАКТЕРЕ НАРОДА

1. Россия идет своей дорогой
и никому её с этой дороги не свернуть.

- Россия в ходе проведения СВО вновь возвращается к своей миссии – защитника традиционных ценностей, после безумного стремления войти в европейскую семью, где нас не ждали, обманывали, пользовались нашей наивностью.

2. «Наклонность к социализму
в природе русских людей».

- Сегодня. Стремление к социализму ослабло, люди чаще всего разделены, обособлены, каждый за себя, но в критический момент истории остаются способными к массовым политическим выступлениям. Массовые же социальные движения экономической природы в России почти отсутствуют.

3. «В русских семьях беспричинная
злоба обычно сменяется
столь же беспричинною
снисходительностью и уступчивостью».

- Данное свойство русских семей остается неизменным в национальном характере. Воспитание пряником и наказание кнутом (потребительские подачки и слабый контроль за детьми – "чем бы они не занимались лишь бы не плакали") – становятся нормой, что приводит к росту инфантилизма, эгоизма, иждивенчества и безответственности. Однако физические наказания сегодня становятся все реже и это одна из редких заслуг либерализма.

4. «В его лице отражалась
смесь энергии, ума, прямоты,
силы, русского безволия и распущенности».

- Эти качества людей присутствуют и сегодня, но первая его часть (энергия, ум, прямота) в последние 30 лет сильно ослабла под воздействием либерального воспитания. Русские люди стали более приветливыми, улыбчивыми и по-прежнему в массе старших по возрасту граждан остаются доверчивыми. Различия между мужчинами и женщинами сглаживаются. Женщины все более активные, мужчины все более женственные.
     Однако двухлетнее военное противостояние Западу, возродило патриотический дух народа и привело к созданию новой элиты, проникнутой гражданской позицией и православной верой.

5. «В России меньше вредных преданий,
но больше невежества».

- Сегодня – это пока что так. К психологам ходит людей много меньше, чем к экстрасенсам и колдунам. Хотя к псевдо психологам, тренерам личного роста, дорога не зарастает, особенно у женщин, готовых развиваться и расти "днем и ночью".

6. «Люди из народа кажутся такими
тихими, а черт знает, что они думают
и что могут сделать».

- Сегодня – тихие, спокойные и терпеливые люди преобладают, а животная сила к протесту ослабла. Наши люди до недавнего времени все больше искали спокойный уголок для своей души (часто переезжая за границу), но социальная мобильность и предпринимательство в массе своей остаются невысокими (Шульгин, 2007; 2011).

7. «У нас так – сделаем худо,
а поправим еще хуже».

- Сегодня – это так, особенно в области экономических реформ, в образовании, культуре и в финансовой сфере, когда мы устали от колебания доллара и этой зависимости от МБФ. Неугасимы и технологические реформы – нанотехнологий беглого Чубайса, гонка за искусственным интеллектом (с подачи Грефа). К чему все это приведет? - Это будет полезным для гос структур и крупного бизнеса, но простой народ будет все больше страдать от обмана в финансовой сфере и фейков в соц сетях.

8. «Лжецов больше, чем
дурных людей с иными пороками».

- Сегодня – и это так! Лжецов хватает среди чиновников, в предложениях соцсетей и телефонных мошенников. Ложь мы ощущаем в сфере незаконного строительства и предложениях финансовых услуг (как говорится теперь "это бизнес и ничего личного").
Реклама и маркетинг показали себя жуликами, играющими на потребительских чувствах – красивых картинках видов, неповторимости человека, недостоверной информации, игре на чувствах приобретения, сохранения и выгоды.