Уважаемые коллеги! Каждый учитель сталкивается в своей работе с забавными ситуациями. Много лет я записываю весёлые несуразности из школьной жизни. Некоторые из них предлагаю вашему вниманию. Давайте улыбнёмся вместе.
(2003 г.)
Из собственных воспоминаний
В третьем классе она моя одноклассница написала на доске словосочетание "на яблонИ и сирени". Учительница спросила:
- Почему ты написала "на яблонИ"? Как будет это слово в именительном падеже?
- Яблонь.
- Что это за "яблонь"?
- Яблонь, яблонь, яблонь! - упрямо твердила девочка.
Через некоторое время другой ученик "поправил" свою предшественницу, Написав то же словосочетание: "На яблоне и сиренЕ".
- Назови органы размножения жука-плавунца.
- Яйцевод и яйцесклад.
Из сочинения с заданными фразами: "Раннее утро. Матч футбольный. Хоккеисты бросают шайбу. В их густой тени сидит рыболов".
- Египетские крестьяне были неграмотны, потому что им не на что было купить иероглифы.
- Флогистон взвесил Бойля...
- Радиоактивность открыл учёный Бек Керель.
(Он был из Турции?)
Ученица рассказывает о себе по-английски:
- Ай лив ин Пеа Парк стрит. .. (Надо было сказать: "Я живу на Первой Парковой улице".
- Переведите: "Jack London worked miner" (т.е. работал шахтёром).
- Джек Лондон работал минёром...
- Ларра - жена Данко.
Один мой одноклассник написал такое сочинение "Дело Ленина живёт и побеждает":
"В нашей школе хорошо отметили юбилей Ленина. Мальчики работали на овощной базе. Девочки убирались. Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!"
Такое уже не повторится
Смешные случаи на уроках, как и всё на свете, отражают своё время. Среди них были такие, которые могли произойти только в застойные, перестроечные или первые постсоветские годы. Вот некоторые из этих случаев.
- Назови орган управления в Киевской Руси.
- Верховный Совет бояр. (1977 г.)
- Пьер Безухов ведёт активную светскую жизнь, посещает все мероприятия... (1980 г.)
- Назовите крупнейшие реки Индии.
- Инд и Ганд. (1985 г.)
План сказки "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо" одна девочка закончила, написав вместо пункта "Счастливое возвращение" - "Счастливое детство" (видно, навязло в ушах). (1986 г.)
Ученик рассказывает по картине, изображающей средневековую ярмарку. Показывая на купца с бурдюками вина, он говорит:
- Купец продаёт прохладительные напитки. (1985 г., конечно!)
- Богатые люди в Междуречье забирали себе дефицит. (1988 г.)
- Помещик - человек, владеющий фазендой. (1990 г.)
В 1986-1987 годах особый зуд у некоторых учеников вызывали написанные на доске слова и имена: " денежный оброк", который переделывали в "металлический рок", и "Дрейк", которого переделывали в "брейк"...
- В комнате стоит вестибуль Маркса (вместо "бюст Маркса"). (1990 г.)
- Что стоит перед Финляндским вокзалом?
- Невзоров! (1991 г.)
- А что это за слово на доске? "Шпикер", что ли? (На доске было написано слово "шкипер") (1993 г.)
- Что потом произошло в поэме "Рамаяна" с Рамой?
- Как что? Его съели.
- А кто помог Раме?
- Хлеб. (1998 г.)
На уроках литературы
После окончания института мне пришлось один год вести наряду с историей литературу в четвёртом классе. Кроме случая со "счастливым детством", приведу ещё два ответа на этих уроках.
- Жилин и Костылин попали а плен к басмачам...
- Некрасов хорошо относится к крестьянским детям. Он называет их шпионами...
На уроках истории
Первобытное общество
- Древнейшие люди отличались от животных тем, что разговаривали, стоя на двух ногах.
В таблице "Отличие человекообразных обезьян от древнейших людей" в графе "Внешний вид" у обезьяны написали: "Юбка из шерсти".
Надпись в тетради: "Неандертанцы".
- Кто управлял племенами?
- Вожатые.
Древний мир
- Что строили крестьяне в Египте на полях для защиты от разливов Нила?
- Пирамиды.
- А если подумать?
- Цивилизации...
Девочка читала на уроке жизнеописание египетского вельможи, где есть строчка: "Царь хвалил меня за это чрезвычайно". И она прочитала: "Царь хватил меня за это чрезвычайно".
- Назови основные занятия финикийцев.
- Они ели финики...
- Вернувшись на родину. Одиссей узнал, что его дворец захватили другие вожди и начали делить его жену...
- С племенами, животными там, они устанавливал дружеские отношения.
- Кто правил на Востоке?
- Цари.
- А в Греции?
- Боги.
- Олимпийские боги - боги, которые определяли победителей соревнований.
- Педагог в Древней Греции - раб, который переносил бога с места на место.
Из серии "Шли по Греции слоны":
- Какие товары вывозили из Афин?
- Слоновую кость...
Из тетрадей:
Реформы салона. (Вариант: "Реформы соломы").
Нашествие Ксерокса в Грецию.
Антонин Пей.
- Как звали спартанского царя-полководца, сражавшегося при Фермопилах?
- Леопольд.
(И говорил он персам: "Ребята, давайте жить дружно!")
- Кто такой Перикл?
- Это древнегреческий бюст.
- Афиняне занимались рыбовлвдением...
На контурной карте вдоль караванного пути из Индии в Китай ученик написал: "Каравайный путь".
- Что попытался сделать Гай Гракх, до чего не дошёл Тиберий?
- Ну, Гай шёл, шёл и дошёл...
(Между прочим, девочка, сказавшая это, теперь известна, как общественный деятель. Шла, шла и дошла...)
- Диктатор - правитель, который диктовал писцам свои указы...
И - из серии "Нарочно не придумаешь".
Выполняя задание, ученик написал, отвечая на вопрос: "Причины падения Западной Римской империи" :
1. Баня.
2. Бабы.
(Можно было бы и: 3. Пиво. А ещё - вино, кино и домино...)
Средние века
Пишут ученики:
Пекин Короткий.
Карл Великий по латыни - Карлус Маус.
Уолт Тайлер.
Диспут - глава университета.
(А это - уже афоризм!)
Из рассказа о поездке средневекового купца:
- Кроме мотора, на корабле подняли паруса...
- Как назывались орудия, привезённые во Францию из Ломбардии?
- Ломбарды...
- Мартин Лютер был учёным монархом. ..
От Руси - к России
- Какие враги угрожали Руси?
- Эти... как их... Муромцы...
Ученик списал с доски рекомендуемую литературу, не обращая внимания на знаки препинания. Получилось: " Прилежаева- Барская в древнем Киеве", "Бурьян, набег" (имелась в виду книга Ольги Гурьян).
Нашествие монголо-татарского ига.
- В каком веке был построен собор Василия Блаженного?
- Я тогда болел...
- Что стало с Земскими соборами в 17 веке?
- Их сломали...
Ответ на тот же вопрос в другом классе:
- Они сгорели...
На доске: Багдад Хмельницкий.
- Законы прикрепили и прибили крестьян к земле.
Новая история
- Фабрикант - рабочий, который работает на фабрике...
- Русские войска встретили Наполеона у реки Колымы...
В тетради:
Нашествие Армении Наполеона.
- Назови две основные политические партии Англии.
- Испания и Португалия.
На уроках москвоведения
- Одна из московских церквей называется Спас на Песках. Где может быть больше всего песка?
- В пустыне.
- А у нас, в средней полосе России?
- В песочнице!
- Почему монастыри окружали стенами?
- Чтобы Бог не убежал!
- Какое здание в Москве долгое время было самым высоким?
- Иван Васильевич Блаженный!
- Какая служба занимается уличными фонарями?
- Милиция.