Князь Василий III. Герб. Шлем. Странная болезнь

Василиса Фед
    Государственный герб Российской Федерации
    
              КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ III. ГЕРБ. ШЛЕМ. СТРАННАЯ БОЛЕЗНЬ

Василий стоит с честию в памятниках нашей истории между
двумя великими характерами, Иоаннами III и IV, и не затмевается
их сиянием для глаз наблюдателя; уступая им в редких природных
дарованиях – первому в обширном, плодотворном уме
государственном; второму в силе душевной, в особенной живости
разума и воображения, опасной без твёрдых правил добродетели, -
он шёл путём, указанным ему мудростию отца, не устранился,
двигался вперёд шагами, размеренными благоразумием, без
порывов страсти, и приближился к цели, к величию России, не
оставив преемникам ни обязанности, ни славы исправлять
его ошибки; был не гением, но добрым правителем; любил
государство более собственного великого имени и в сём
отношении достоин истинной, вечной хвалы, которую не
многие венценосцы заслуживают.
   Н. М. Карамзин. «История государства Российского»

     ЧАСТЬ 3
                ГЕРБ РУСИ-РОССИИ

   Московский князь Василий III Иванович (1479-1533) оставил о себе память в гербе России. Причём, по-моему, его изменение в структуре герба такое же эксклюзивное, как и орёл с ДВУМЯ головами.
   Я не изучаю историю герба, а потому воспользуюсь уже готовыми результатами исследований других. Но, прочитав всё, что попалось на эту тему, и сейчас не знаю, зачем надо было на гербе приделать птице две головы.

   Чтобы рассказать о том, что в герб предложил внести Василий III и что то сохранилось до наших дней, надо хоть бегло поведать, как устроен герб, кто в разные эпохи вносил в его архитектуру что-то своё. А изменений было немало.
   Когда появился в России государственный герб, в основе которого гордая птица-орёл с двумя головами? Появился он при Великом Московском князе Иване III. С этим историки не спорят. Разногласия между учёными мужами в другом: в каком году и кто предложил тот герб Ивану III?

   Возможно, версий больше, но я назову две.
   ДЗЕН. Сайт БЕЛОРУС и Я. 17 июня 2021 года.
    Здесь в статье об истории герба Руси-России много любопытного. Например, рассказывается, какой именно вид орла изображён на гербе. Это я не передаю.
   «Первым официально сохранившимся документом, - пишет автор сайта, - где изображён двуглавый орёл в качестве российского символа, является жалованная грамота Ивана III, датированная 1497 годом.
   Эта дата считается официальным «рождением» гербового двуглавого орла на Руси.
   По поводу его пришествия на Русь существует много версий. Самой устойчивой является легенда, согласно которой русские государи – единственные наследники византийских кесарей – императоров ...   
   Вообще, во все времена для правителей было модно искать у себя «породистые корни».

   Здесь есть примеры – кто искал те «корни»: Тамерлан, Карл Великий, Ярослав Мудрый и многие другие. Ярослав Мудрый утверждал, что его род происходит от Александра Македонского. А Василий III выводил происхождение русских князей, ни много ни мало, - от римского императора Августа.
   Возможно, те «корни» соответствуют действительности. Это задачки для историков.   
   Иван III активно поддерживал линию развития России – как преемницы Византии. И здесь проглядывается ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ появления двуглавого орла на гербе Руси.
   В 1473 году государь взял в жёны Софью Палеолог (вторая его супруга – здесь и после в скобках мои уточнения – В. Ф.), племянницу последнего императора Византии Константина ХII. По версии некоторых историков, именно эта византийская принцесса «принесла на Русь византийские обычаи оформления власти и византийского орла».

   С этим материалом на названном сайте опубликовано фото полотна художника А. Кившенко (1879 г. – это время написания картины). Текст к нему: «Царь Иоанн III разрывает ханскую грамоту».
   Иван III, встав с трона, стоит у его подножия. На нём царское одеяние (конечно, яркое, как было принято у русских князей; но здесь картина не цветная). За фигурой государя на спинке трона двуглавый орёл. Его крылья подняты вверх; корона у орла лишь одна.
   Потом в модели герба над орлом будут две, три и даже четыре короны; а крылья – то подняты вверх, то опущены.

   На полотне А. Кившенко отражён реальный сюжет. Татарский хан Ахмат (то были уже осколки татаро-монгольского ига), с уже основательно обессиленной армией, продолжал верить, что русы его боятся.
   Он отправил Ивану III цидульку – грамоту. В ней было требование к государю всея Руси: повиноваться; оплатить дань за последние годы; ту дань привезти к хану самому или прислать с сыном Иваном Ивановичем.
   И весьма экзотическое требование Ахмата, переданное с послом: «Пусть он станет у моего стремени, как слуга!».

   Очень спокойный государь (это отмечали его современники), разгневался. По представлению современного историка Вс. Иванова, дело было так:
  «Посол поднял было ханскую грамоту высоко, протянул её Ивану Васильевичу, но великий князь схватил грамоту, плюнул на неё, с треском разорвал, бросил лоскутья на землю. Выхватил из рук шатнувшегося восточного вельможи его царёву басму, распахнул ларец и, вытряхнув воск наземь, растоптал каблуком своего пурпурного сапога».
   Всё закончилось в 1480 году на реке Угра (левый приток реки Оки). Хан бежал от рати руссов. Так, именно Иван III закопал татаро-монгольское иго.
   В «Словаре иностранных слов» я нашла расшифровку слова БАСМА: «(тюрк.), особая пластинка (возможно, с изображением ханского лица), выдававшаяся монгольским ханом как верительная грамота в эпоху татарского ига в Древней Руси».

   Я бы не вспоминала о том, как Иван III разорвал грамоту Ахмата, если бы у меня не было сомнения по поводу присутствия герба с двуглавым орлом на его троне уже в тот год. Художники, наверное, имеют право на фантазию, даже, если отображают на полотне реальные исторические события. Однако они таким образом могут сеять несуразность.
   Но и в повести Вс. Иванова «Иван Третий», откуда я взяла текст о том, как Великий князь разорвал в лоскутья ханскую цидульку, есть такая подробность: «Иван Васильевич разом поднялся и без встречи бурно шагнул вперёд с орленых кресел». Значит, на том кресле был названный герб.

   Эту версию оспаривает историк Алексей Алексеевич Кондрашенков (его книга «Великий князь и государь всея Руси Иван Васильевич». Смоленск.1994 г.). Он отвергает утверждение, что Софья привезла с собой герб с двуглавым орлом, «заимствованным, якобы, из Византии».
   По мнению историка, князь Иван III познакомился с этим гербом лишь в конце ХV века: «Оно было заимствовано у Габсбургов, именовавших себя императорами Священной Римской империи. Габсбурги предлагали Ивану III и королевскую корону. Но он отказался».

    Итак, ВТОРАЯ ВЕРСИЯ – герб с двуглавым орлом появился в России не в 1473 году, когда из Рима в Москву приехала невеста Ивана III – Софья Палеолог, а лишь спустя 24 года. 
  (См выше текст). 1497 год считается официальной датой «рождения» гербового двуглавого орла на Руси.
  (ГАБСБУРГИ – династия, правившая в Австрии (с 1282 герцоги, с 1453 эрцгерцоги, с 1804 австрийские императоры). Присоединив в 1526 Чехию и Венгрию (где титуловались королями) и другие территории, стали монархами обширного многонационального государства (в 1867-1918 – Австро-Венгрия).
   Габсбурги были императорами «Священной Римской империи» (постоянно в 1438-1806, кроме 1742-45), а также королями Испании (1516-1700), Главные представители: Карл V, Филипп II (исп.), Мария Терезия, Иосиф II, Франц Иосиф I).

   Представителей династии Габсбургов было значительно больше, чем здесь названо. Я попыталась определить, кто из них мог предложить «королевскую корону» русскому государю Ивану III. Длительное дело, а потому я прекратила поиски. Предположительно, это мог быть Карл V.
   А почему Иван III, православный христианин, отказался от короны, понятно сразу. Вместе с короной ему надо было перейти в католичество.

   Не знаю, как договорились Габсбурги и Рюриковичи о том, что и на гербе Руси будет двуглавый орёл. Возможно, в каком-нибудь архиве есть официальный документ.
   Если династия Габсбургов существовала с 1282 года (см. выше), то, наверное, и двуглавый орёл на её гербе появился тогда же.  Византия – государство, образовавшееся после распада Римской империи, просуществовало в период: 4 – 15 века.
   Оставлю эту головоломку профессиональным историкам. Есть геральдика – раздел исторической науки, изучающий гербы и их историю; описание гербов.

   Если бы кто-то спросил моё мнение о, если можно так выразиться, содержании герба, то я бы сказала, что вовсе не надо было тот государственный символ перенимать у другой страны.
   Иван III, если бы дал задание русским художникам (история свидетельствует: было много талантливых художников-руссов, что видно по росписи в православных храмах и не только там), то он бы получил массу разных проектов, отражающих самобытность, традиции, устои, природу Древней Руси. Своей Отчизны! И не надо было для герба ничего заимствовать.
   Но получилось так, как получилось.
   
                ПРИ ВАСИЛИИ III ОРЁЛ ПОКАЗАЛ …

    У Рюриковичей была своя корона – шапка Мономаха. А когда появились короны над головами орла на государственном гербе? У меня точного ответа нет. В архитектуре герба за годы его существования в России (с 1497 до герба России, утверждённого в 1993 г., и до нынешнего времени) происходили разные изменения. Каждый правитель обязательно что-то вносил в структуру герба.
   Если обо всех новшествах в этом символе рассказывать, то получится большое повествование. А, я уверена, что кому-то очень хочется узнать, какую память о своём княжении на гербе оставил Василий III.

   А потому назову лишь некоторые штрихи в гербах. При Иване III над головами орла, как уже отмечено, была одна корона. Это видно на грандиозном памятнике «Тысячелетие России». Монумент был открыт в ХIХ  веке в г. Новгороде.
   Здесь отлита фигура и Ивана III Великого. Он сидит. На голове шапка Мономаха; в правой его руке СКИПЕТР (украшенный жезл, эмблема власти, одна из регалий монарха); в левой – ДЕРЖАВА (золотой шар с короной или с крестом на верху – эмблема власти, одна из регалий монарха).
   Над головой государя двуглавый орёл; над ним одна корона; в лапах ничего нет; крылья птицы   смотрят вниз. Подобной структуры герб с орлом есть и на щите у ног Ивана III на названном памятнике.
   Здесь крылья орла смотрят вниз. А на полотне художника А. Кившенко (см. выше о нём) – подняты вверх.

    Интересны в гербах и эти детали: как расположены крылья птицы и держит ли орёл что-то в лапах? В разные времена: крылья орла– где-то вверх, а где-то вниз. В такой-то век в его лапах нет ничего; а в другой век – в одной лапе держава: в другой – скипетр.
   При Иване IV Грозном на гербе появляется три короны. Пётр Первый изменил цвет орла - на чёрный. Здесь три короны. Император Павел Первый добавил в герб мальтийский крест и ещё одну корону; получилось четыре. У орла крылья вверх.
   При Александре Первом: чёрный цвет и одна корона. Крылья птицы вниз. При Николае Первом – 3 короны; крылья вверх…
   Не хочу затягивать рассказ о геральдике герба России во времена после княжения Василия III. Я вернусь к этой теме обязательно. Есть вопросы.
 
   Количество корон, цвет двуглавого орла, положение его крыльев … Эти и другие, новые, детали на гербе нашего государства в разные эпохи интересные и важные. Но это лишь детали уже существующие в символе власти.
   А то, что появилось на этой эмблеме по решению Василия III, дожило до наших дней и есть на гербе Российской Федерации, не могу не назвать эксклюзивной деталью.
    При нём на гербе Руси орёл… показал язык. Два языка – потому что у птицы две головы. Государь предложил значительно увеличить на гербе размер язычков у орла, то есть сильнее высунуть их из клюва – КАК СИМВОЛ: ОРЁЛ ХОЧЕТ ПОКАЗАТЬ, ЧТО МОЖЕТ ЗА СЕБЯ ПОСТОЯТЬ!   
   Предостережение для врагов Руси-России!
   До Василия III клювы у двуглавого орла открыты, но языки едва видны.

   Прочитав об этом интересном предложении Великого князя, я стала рассматривать свой небольшого размера флаг Российской Федерации. Орёл с чувством собственного достоинства показывает язык! Предлагаю всем присмотреться к нашему государственному гербу.
   Да, не на всех гербах Руси-России в предыдущие века клювы у двуглавого орла широко открыты и хорошо обозначен язык. Например, на гербе при императоре Николае Первом прекрасно язычки видны. Даже чуть преувеличены.
   Вот так сохранено для нас мудрое наставление царя и государя всея Руси Василия III: «Никому не позволяйте себя обижать!». 

   А как были расположены крылья орла на гербе при нём? Пока не могу сказать. При Иване III крылья птицы на гербе опущены. В Интернете увидела фото большой царской печати (1577 года) Ивана IV Грозного. На ней герб с двуглавым орлом, его языки просто «змеятся» - большие. Крылья птицы смотрят вниз. Можно предположить, что на гербе при его отце, Василии III, крылья орла опущены, а не подняты.
   Так и показывает недругам язык наш двуглавый орёл на государственном гербе – аж с ХVI века!

                ОН ЛЮБИЛ ВЫГОДЫ МИРА

    Почему я вдруг решила собрать информацию о Московском князе Василии III и рассказать о нём? Потому что ему очень не везёт именно в наше время. Историками он напрочь забыт. Ни книг о нём, ни памятника, ни полотен современных художников!
  А если где-то вдруг Василия III упоминают, то называют его ДЕДОМ Ивана IV (Грозного) или поселяют его на великокняжеском троне в Москве намного раньше, чем он родился.
   Об этом есть подробности в моих статьях, уже опубликованных: «Издательство ЭКСМО. Его сюрпризы для школьников и других»; «Князь Василий III. Не унизил России, даже возвеличил оную»; «Князь Василий III. Жёны. Наследник. Законы».
   Здесь, если не золотая, то точно серебряная россыпь историй о его жизни и княжении.

   По моему мнению, лучшей характеристики Василию III, данной ему русским историком Н. М. Карамзиным, пока нет:
   «Государствование Василия казалось только продолжением Иоаннова. Будучи, подобно отцу, ревнителем самодержавия, твёрдым, непреклонным, хотя и менее строгим, он следовал тем же правилам в политике внешней и внутренней…
   являл скромность в действиях монархической власти, но умел повелевать; любил выгоды мира, не страшась войны и не упуская случая к приобретениям важным для государственного могущества; менее славился воинским счастием, более опасною для врагов хитростию;
   не унизил России, даже возвеличил оную, и после Иоанна ещё казался достойным самодержавия».

    И кто же такой Василий III (повторяю это для тех, кто не читал ни мои здесь статьи о нём, ни другие литературные источники)?
   Он – СЫН Ивана III Васильевича (1440-1505), прозванного своим народом и иностранными дипломатами Иоанном Великим, - за мудрые деяния ради процветания Отчизны – Руси. К сожалению и удивлению, и Иван III не очень то известен россиянам.
   Правда, не так давно появился ему памятник, но не в Москве, где он родился, жил, княжил и похоронен, а в другом городе. Есть и книги о нём. Другим русским Великим князьям из династии Рюриковичей везёт больше. Их именами названы корабли, подводные лодки, теплоходы…
   Кто ничего не знает об отце Василия III, посмотрите на Московский Кремль.

   Из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина:
   «Величественные Кремлёвские стены и башни равномерно воздвигнуты Иоанном; ибо древнейшие, сделанные в княжении Димитрия Донского, разрушились, и столица наша уже не имела каменной ограды.
   Антон Фрязин в 1485 году, июля 19, заложил на Москве-реке стрельницу, а в 1488 другую, Свибловскую, с тайниками или подземным ходом; италиянец Марко построил Беклемишевскую; Пётр Антоний Фрязин две над Боровицкими и Константино-Еленскими воротами и третию Фроловскую; башня над речкою Неглинною совершена в 1492 году неизвестным архитектором.

   Окружили всю крепость высокою, твёрдою, широкою стеною, и Великий князь приказал сломать вокруг неё не только все дворы, но и церкви, уставив, чтобы между ею и городским строением было не менее ста девяти саженей.
   Таким образом Иоанн украсил, укрепил Москву, оставив Кремль долговечным памятником своего царствования».

   Государь «приказал сломать вокруг неё все дворы» и установил расстояние между стеной Кремля и разными строениями жителей Москвы – из-за страшных пожаров. Многие дворы и прочее строили из дерева. Сажень – 2,13 м.
   Московский Кремль - лишь одно свидетельство великого княжения Ивана III.
   А если вспомнить, что, как «долговечные памятники» оставил россиянам Василий III, – это Новодевичий монастырь в Москве, Храм Вознесения в заповеднике «Коломенское» в Москве, храмы в Суздали и многое другое. Не забудем и герб.

   Ещё Василий III – ОТЕЦ Ивана IV Грозного. А не дед! Вот Ивану Грозному очень везёт в литературе и в кино, а также в стихах и прозе. Привлекал он и художников. Большее число ему почестей – не по истинным заслугам.
   Именно Василий III именовался так: «Царь и государь всея Руси». А не его сын Иван Четвёртый Грозный был первым царём Руси-России, что ошибочно, но накрепко, утвердилось в литературе.

   Мои очерки о Василии III – ради того, чтобы не было забыто, не кануло в Лету всё хорошее, что этот Московский князь сделал для России и её народов. Что живёт и сейчас!
   Справедливо мнение о князе нашего замечательного историка Н. М. Карамзина.  В основу своего княжения Василий III взял мудрость отца, а дальше «двигался вперёд шагами, размеренными благоразумием, без порывов страсти, и приближился к цели, к величию России … был не гением, но добрым правителем; любил государство более собственного великого имени и в сём отношении достоин истинной, вечной хвалы, которую не многие венценосцы заслуживают».
   Были ли грехи, неправедные поступки у этого венценосца? Были! Об этом есть и в названном сочинении Н. М. Карамзина. Кто захочет узнать, тот найдёт эту тему в разной литературе.

                ШЛЕМ. КТО УКРАЛ И ПОЧЕМУ ОН НЕ ДОМА?

    Известно, что русские князья много воевали с врагами. Для поля боя нужно было соответствующее снаряжение для князей, воевод и ратников. Сейчас головы российских воинов защищают металлические каски (здесь не место рассказывать, как и когда они появились). А в прошлые века носили шлемы.
   Интересную историю я прочитала на сайте «Я КЛАДОИСКАТЕЛЬ» (Дзен. 3.1.2024 г.) в статье «Загадочный «орнамент» на шлеме Ивана Грозного неожиданно смог прочитать консул Ирана. Это стало сенсацией».
   Я бы не стала рассказывать о загадке надписи на том шлеме, если бы не был здесь упомянут Василий III.

   Передаю своими словами содержание статьи. В 2009 году в городе Астрахани праздновали исторический юбилей: 450-летие вхождения города в состав Руси-России.
   КОРОТКАЯ СПРАВКА:
   Астраханское ханство – татарское феодальное государство на Нижней Волге; существовало с (около) 1459 по 1556 годы. Выделилось из состава Золотой орды. Столица Астрахань; известен город с ХIII века. Ханство было присоединено к России в 1556 году.
   Произошло то событие при Иване IV Грозном. В популярном художественном фильме «Иван Васильевич меняет профессию» актёр, исполняющий роль государя, говорит: «Астрахань брал. Казань брал…».

    Не знаю, почему в названной статье праздновали лишь вхождение города в состав Руси-России. А как же остальная территория бывшего ханства? И с датой проблема. Если от 2009 года отнять 450 лет, то год присоединения Астрахани к России будет 1559.
   Возвращаюсь к одному из героев того события – шлему. Оказывается, хранится этот «уникальный экспонат – единственный в своём роде шлем царя всея Руси Ивана IV Грозного» вовсе не в России, где появился, а в… Королевской оружейной палате Швеции. Именно оттуда шлем и привезли сначала в Москву, а потом он отправился на празднование юбилея в Астрахань.
   В Швеции находится он с… 1663 года!

   Как шлем русского государя там оказался? Автор сайта называет одну из версий. Это случилось в «Смуту». «Смутное время» – события в России в конце ХVI – начале ХVII вв.: время временного безвластия. Закончилось с избранием Земским собором в 1613 году на престол Михаила Фёдоровича - первого представителя династии Романовых.
  В «Смуту» Московский кремль захватили поляки; хозяйничали, как у себя дома; многое разрушили, загадили. О тех событиях есть описания в разной литературе. Убегая, поляки прихватили с собой «много разного»: казну, ценности. В том числе и шлем Ивана Грозного. Находился в Польше этот уникальный экспонат до 1655 года.

   Потом была «Северная война» (1655-1660). Швеция и её союзники выступили против Речи Посполитой и её союзников за прибалтийские территории и господстве на Балтийском море.
  Швеция проиграла в той войне. Но её солдаты, ретируясь, прихватили из Варшавы «много разного», в числе чего был и шлем Ивана IV Васильевича. Наверное, прихватили как экзотическую вещь.
   Вот так и попал шлем русского государя в Королевскую оружейную палату Швеции.
   Весьма вероятно, что его место нахождение и не было бы известно россиянам, если бы не тот юбилей в Астрахани. Возможно, историки знали, но ничего не могли поделать.
   Это называется так: всё тайное рано или поздно становится явью. Или: сколько верёвочка не вейся, а конец найдётся.

   Есть описание шлема. Он из стали. Вес 1 кг 280 г; высота 41 см. На фотографии он выглядит башней с высоким шпилем. Видна пробоина. Наверное, шлем был пробит во время какой-нибудь битвы.
   Часть шлема покрыта латунью; часть посеребрённая. В названной выше статье есть такие подробности: «Все элементы декора выполнены из золота, а внутри шлем покрыт атласом. Для царской головы вещь!».
   А в нижней части шлема есть такая надпись: «Шеломъ князя Ивана Василиевичя Великого князя (с(ы)на) ВасилиА Ивановичя господаря всея Руси Самодержца». Перевод: «Шелом князя Ивана Васильевича, великого князя, сына Василия Ивановича, господаря всея Руси, самодержца».
   Надпись хорошо видна и её можно спокойно прочитать.

   «Именно на выставке в Астраханском кремле случилась сенсация. Её посетил Генеральный консул Ирана Сейед Голамрез Мейгуни. Он в узоре увидел не просто арабские символы, а самые настоящие надписи».
   Затем поработали над надписью лингвисты и востоковеды. Они пришли к выводу, что вся надпись «христианская, а не мусульманская, хоть и написана по-арабски».
   Автор сайта выражает надежду, «что такая реликвия, как шлем Ивана Грозного, когда-нибудь вернётся на свою историческую родину».
   Присоединяюсь и голосую «За»!
   Вы, конечно, поняли, что в подписи на шлеме «сына Василия Ивановича» речь идёт о Василии III. Вот бы ещё узнать, по чьей воле или по уважению кого к Василию III, он был там упомянут.

                БИБЛИОТЕКА. МАКСИМ ГРЕК. ВОДКА

   Правителем Руси Василий III был 28 лет (1505-1533). О его ратных делах есть в моём повествовании о нём в части №2 и, конечно, в какой-то литературе. Ещё у князя «долго болела голова» от того, что у него не было детей; главное – сына, наследника, преемника на троне.
   В конце концов, и эта проблема решилась: вторая супруга Елена Глинская родила сына Ивана, ставшего Иваном IV Грозным. Был у них и ещё сын Юрий.
   Понятно, что у Василия III, как и у любого человека, в течение жизни были разные занятия, истории, напрямую не связанные с государственными или профессиональными делами.
   О некоторых я и расскажу.

КНИЖНЫЕ СОКРОВИЩА
   В многотомном труде Н. М. Карамзина «История государства Российского» есть глава «Государь Великий князь Василий Иоаннович».
   «Василий, в самые первые дни своего правления, - рассказывается в названной главе, - осматривая богатства, оставленные ему родителем, увидел множество греческих духовных книг, собранных отчасти древними великими князьями, отчасти привезённых в Москву Софиею» (византийская принцесса Софья Палеолог - см. выше).
   «Собранных отчасти древними великими князьями» - это отповедь недругам, которые считали руссов-русских не грамотными; не имеющими своей письменности.

   Князь увидел, что той коллекцией книг давно никто не занимался; они были покрыты пылью.Видно, что Василий III сразу оценил богатство библиотеки и хотел прочитать какие-то книги. Но, оказалось, что не был доступным язык; их надо было перевести на славянский.
   И повелел он найти специалиста. В Москве такого не оказалось. Искали «философа» в  Константинополе, Болгарии, Македонии, Фессалонике, «но иго оттоманское задушило все остатки древней учёности: тьма и невежество господствовали в областях султанских».
   (Фессалоники – ныне Салоники, город и порт в Греции. Основан в 315 г. до нашей эры и т.д.).
 
   И всё-таки «философов» нашли – «в славной обители Благовещения, на горе Афонской». Два инока – Савва и Максим, богословы, были «искусными в языках греческом и славянском». Однако Савва был уже очень старым и не смог бы перенести долгую дорогу в Россию.
   А Максим принял приглашение Василия III. Приехал в Москву, где «Василий принял его с отменною милостию».
   По описанию Н. М. Карамзина: «В самом деле нельзя было найти человека способнейшего для замышленного труда. Рождённый в Греции, но воспитанный в образованной Западной Европе, Максим учился в Париже, во Флоренции; много путешествовал, знал разные языки, имел сведения необыкновенные, приобретённые в лучших университетах и в беседах с мужами просвещёнными».

   Максим, увидев книжную коллекцию, пришёл в восторг, сказал князю: «Государь! Вся Греция не имеет ныне такого богатства, ни Италия, где латинский фанатизм обратил в пепел многие творения наших богословов, спасённые моими единоземцами от варваров магометовых».
   Великий князь был рад появлению такого талантливого специалиста и «поручил ему библиотеку».
   «Ревностный грек», то есть Максим Грек, описал все, «ещё неизвестные славянскому народу книги». Также по просьбе государя он перевёл на славянский язык Толковую Псалтырь (с помощью  трёх москвитян: «Власия, Димитрия и Михаила Медоварцова»
   Псалтырь был одобрен священниками; книга полюбилась Василию III. Он часто беседовал с Максимом «о предметах веры».

   Однако сей грек, выполнив порученную работу, хотел вернуться «в тишину своей Афонской обители». А князь его не отпускал. И держал его девять лет в Москве. Все эти годы Максим продолжал трудиться, как говорят, не покладая рук своих. Он ещё перевёл много книг, исправил ошибки в старых переводах, написал более ста «душещипательных сочинений».
   Фраза Н. М. Карамзина: «Иноземцам с умом и с дарованием легче было тогда въехать в Россию, нежели выехать из неё».

   Жизнь Максима Грека в Москве была осложнена, отягощена… завистью.  Все видели хорошее отношение Василия III к этому «философу» и завидовали. Самое постыдное, что среди недоброжелателей были и священники (митрополит Даниил и другие).
   Начали шептать на ухо князю, что грек «еретик», что он «осуждает дела государевы», что заступается за вельмож, попавших по каким-то причинам в немилость государя.
   Василию III отмахнуться бы от сплетен, отправить куда подальше завистников! Но в то время у него было проблем «выше крыши» - он разводился с первой супругой, «несчастною Соломониею», обвинённой в бесплодии.
 
   Двадцать или чуть больше лет брака с ней – а детей не было. Время шло, князь старел, нужен  был сын. Разводы супругов не допускала церковь. Но в данном случае запрет был нарушен, ибо речь шла о наследнике на престол.
   В той ситуации Великий князь не мог ссориться с митрополитом.  Он уже присмотрел себе невесту – красавицу Елену Глинскую. Без благословения церкви они не могли вступить в брак. Получается, что князю было не до Максима.

   Закончилось всё печально. Клеветники «умели довести государя до того, что он велел судить Максима: обвинили его и заточили в один из Тверских монастырей как уличённого в ложных толкованиях св. писания и догматов церковных».
   Василию III минус; ему не хватило мудрости, чтобы по-царски оценить всё, что сделал для государства иноземец. Он должен был щедро наградить за труды Максима и отпустить его с миром в Афонскую обитель.

    Из энциклопедического словаря выписываю некоторые другие подробности о жизни и деятельности этого чрезвычайно интересного человека:
   «МАКСИМ ГРЕК (в миру – Михаил Триволис (ок. 1475-1556), публицист, богослов, переводчик, филолог. В 1518 г. прибыв в Русское государство из Ватопедского монастыря на Афоне. Сблизился с церковной оппозицией, возглавил кружок, участники которого (Берсень Беклемишев, Вассиан Косой и др.) выступали против монастырского землевладения, церковного «стяжания».
   Политический идеал - гармония светской и духовной властей; отстаивал свободу воли («самовластный дар»). Осуждён на соборах в 1525 и 1531…
   Канонизирован Русской православной церковью».

   Здесь приводятся некоторые его нравственно-обличительные статьи: «Стязание о известном иноческом жительстве», «Беседы ума с душой». В полемических статьях выступал против католиков, лютеран, магометан, иудеев, эллинов-язычников, астрологов. Ещё у Максима Грека были статьи по грамматике, лексикографии, ономастике (раздел языкознания, изучающий собственные имена) и послания.
   Прожил Михаил Триволис 81 год. Пережил Василия III на 23 года. Если был вторично осуждён на соборах и в 1531 году, значит при том же государе. А девять лет, которые упоминает Н. М. Карамзин, это только его пребывание в Москве. Наверное, удалось ему вырваться из плена в каком-то Тверском монастыре только после смерти Василия III.   

ИЗ ИСТОРИИ ВОДКИ
   Мне попалась информация, что водка появилась в Древней Руси при Иване III. Пили спиртное или не пили русы? Пили, но то была медовуха. Уже по названию видно, что в основе напитка мёд.
   В разных районах Руси было много диких пчёл. Его продавали в другие страны, и мёд там пользовался таким же успехом, как и меха.   
   Знаете, что такое «бортничество»? Возможно, кто-то знает. Я не знала, предполагала, что это какая-то плотницкая работа. В те века дерево было основным материалом для строительства зданий разного назначения; многих вещей.

   Читаю о Новгородской республике. Это государство существовало на северо-западе и севере Руси в 1136-1478 годы. Столица – Новгород. Одна из версий: Новгородскую республику основали скифы; «царские скифы».
   Основные виды хозяйства: «Земледелие и скотоводство. Распространены охота, бортничество, рыболовство».
   «Бортничество (от борть – дупло дерева), бортевое пчеловодство. Первоначальное добывание мёда диких пчёл из естественных дупел, а затем разведение пчёл в выдолбленных дуплах».
   Те дупла – прародители пасек-домиков. Сахара в те века не было; всё делалось на мёде. В том числе и медовуха.

   Я бы не стала здесь говорить о спиртном напитке – водке, если бы в её истории не упоминался князь Василий III. Сошлюсь на статью «ИСТОРИЯ ВОДКИ», опубликованной на сайте «Этому не учат в школе» (Дзен; 19 февраля 2023 г.).
   Автор пишет: «Впервые водка попала на территорию нынешней России в конце ХIV века, благодаря генуэзским послам, которые привезли пресловутую Agua vitae («вода жизни»)… для лечебных целей… Следующее упоминание о водке случилось веком позже, во времена правления Василия III».
   
   Если водка впервые попала в Древнюю Русь в конце ХIV века, значит верно, что русы узнали её при государе Иване III (годы его жизни -1440-1505; с 1462 года правитель Московского княжества). Следующее упоминание о водке «случилось веком позже» - это не совсем точно, так как Василий III стал государем Руси в год смерти отца, 1505-м. А умер он в 1533 году.  Уточним: «почти веком позже».
   Вероятно, Василию III привезли, как новинку, ту Agua vitae (предположительно 18 градусов) генуэзские послы или купцы. Государь и его приближённые начали дегустировать. Великий князь (наверное, пригубив напиток, морщился) счёл водку «слишком крепкой и не пригодной для употребления». Назвал её «хлебным или горячим вином».

   Идут споры о слове «водка». Кто-то считает, что это слово польское и что напиток сей начали впервые производить именно в Польше.
   В комментариях к названной выше статье есть возражения. Один из читателей ссылается на советского писателя, историка В. Похлёбкина, который доказал, что впервые водку (наверное, имеется в виду напиток с классическим градусом) начали производить 100 лет назад в России, а не в Польше.
   Что такое нынешняя водка, я прочитала в энциклопедическом словаре: «Спиртной напиток; смесь очищенного этилового спирта (40-56 объёмных процента) с водой, обработанная активным углём». Жуть! Присоединяюсь к мнению Василия III.

   Приведу мнение в «Комментариях» одного из читателей статьи «История водки» (сожалею, что не записала его данные):
   «Первый алкогольный напиток – пиво известен со времён Древнего Египта. Чуть позже в Древней Греции появляется вино. Крепкий алкоголь изобретают арабы. Не для питья, а для лекарств и духов.
   Генуэзские купцы привозят в Древнюю Русь граппу (вино), а из него перегоняют в спирт. Русские предпочитают медовуху (3 градуса крепости)».
   А дальше о том, что вино внедряют в быт граждан обманом: «реализуют под видом лекарства для пищеварения». Бизнес! Потом виноград заменяют пшеницей; получается что-то вроде самогона: «не водка ещё!». Градус напитка увеличивается с развитием химии, как науки и практики. «И пошло-поехало!».
   Василий III не дожил до появления той водки, что на наших прилавках сейчас. Интересно бы узнать, умели ли ругаться князья Древней Руси; если умели – то какие слова использовали; и как бы выразился Василий III, если бы ему под видом «лекарства для пищеварения» предложили выпить сорокаградусную?    

                СТРАННАЯ БОЛЕЗНЬ

   1533 год. Василий III, как повествует Н. М. Карамзин, бодр телом и духом, «не чувствовал дотоле никаких припадков старости; не знал болезней; любил всегда деятельность и движение». Князю 54 года. У него есть двое сыновей, любимая жена.
    Живи и радуйся! Что он и делал. До 25 сентября того года.  Сначала с женой и детьми побывал в Троицкой лавре; был праздник - день Святого Сергия. Потом поехал на охоту в Волок Ламский.

   В тех краях он и занемог странной болезнью. Отдыхал в своём селе Озерецком. Почувствовал, вероятно, боль или зуд на «сгибе левого стегна». Там появилась «болячка с булавочную головку, без верха и гноя, но мучительная». Князь не обеспокоился, не принял «болячку» серьёзно.
   В последующие два дня он был на пиру одного из приближённых, а ещё «на другой день ходил в мыльню и обедал с боярами». Стояла хорошая погода. Князь решил ехать на охоту с собаками (напомню, что Василий III первый или в числе первых ввёл в обиход псовую охоту; до него с собаками не охотились, так как считали этих животных «нечистыми»).
   Но поохотиться ему не удалось; из-за сильной боли он в селе Колп «лёг в постелю».

   Быстро появились два лекаря – немцы Николай Люев и Феофил. И вот как начали лечить князя: «Лекарства употреблялись русские: мука с мёдом, печёный лук, масть, горшки и семенники».
   Не могу объяснить, что здесь «масть», но знаю, что при гнойниках их греть категорически нельзя! А здесь «печёный лук», «горшки».
   Болезнь развивалась стремительно: «Сделалось воспаление: гной шёл целыми тазами из чирья». Князь перестал есть. Чувствуя, что может умереть, Василий III приказал привезти из Москвы «духовные грамоты своего отца и деда».
  Запретил рассказывать о своей болезни супруге Елене, митрополиту, боярам. Но возле него уже были братья, священники и разный служивый люд. Многие рыдали. А князь их успокаивал, хотя и мучился.

   Конечно, тихим шагом перевезли его в Москву: «Василий желал въехать в Москву скрытно, чтобы иноземные послы, там бывшие, не видали его в слабости, в изнеможении». Наконец, он был уложен «в кремлёвских постельных хоромах». Созвал тотчас же всех, кто должен был присутствовать при важном деле – он диктовал новую духовную грамоту. Никого не забыл!
   Самое главное: «Объявил трёхлетнего сына, Иоанна, наследником государства, под опекою матери и бояр до пятнадцати лет его возраста; назначил удел меньшому сыну; устроил державу и церковь; не забыл ничего, как сказано в летописях».
   Н. М. Карамзин сетует, что «сия важная хартия утратилась», а потому нет её «любопытных подробностей».

   Князь не хотел, чтобы супруга Елена видела его страдания. Но всё-таки разрешил ей прийти. Её вели под руки; «она страшно вопила и билась об землю в отчаянии». Князь её утешал, убеждал, что ему лучше и он не чувствует никакой боли. Что было совсем не так.
   Елена спросила: «Кому же поручаешь бедную супругу и детей?». Князь ответил: «Иоанн будет государем; а тебе, следуя обыкновению наших отцов, я назначил в духовной своей грамоте особенное достояние».
   Он велел принести сыновей Ивана и Юрия. Благословил их крестом.

   А потом было быстрое умирание. Ещё в первые дни болезни он говорил духовнику своему, протоиерею Алексию, и любимому старцу Мисаилу: «Не предайте меня земле в белой одежде! Не останусь в мире, если и выздоровлю».
   Просьбу его выполнили; он уходил в мир иной монахом Варлаамом. А вот отец его, Иван III, если не ошибаюсь, умер светским человеком, отказался от пострижения.
   Вот так неожиданно умер Василий III, русский венценосец, достойный истинной, вечной хвалы.

    Очень странная болезнь была у князя. От болячки с булавочную головку - до тазов гноя «из чирья». Где-то я прочитала, то могла быть «гнойная горячка» или что-то в этом роде.
   Интересно было бы узнать мнение нынешних специалистов – врачей, биологов, инфекционистов и т.д. Изучив историю болезни Великого князя, они могли бы определить, что за таинственный недуг так быстро отправил на тот свет одного из государей Древней Руси.

   Подобный пример уже был. После смерти великого русского поэта А. С. Пушкина, спустя много лет в Москве собирался, если можно так сказать, совет экспертов для того, чтобы, изучив все обстоятельства ранения и лечения, вынести вердикт: могла ли той поры медицина спасти поэта?
   Среди учёных того консилиума был и внук (нейрохирург) военного хирурга Н. Ф. Арендта, которого император Николай I отправил к раненому на дуэли поэту.
   Вердикт был такой: врачи сделали для поэта всё, что могли. Спасти его не было возможности – из-за тяжести ранения. Но не все врачи согласны с таким выводом. Теперь, конечно, никому не нужны эти запоздалые разговоры.
  Но и у заболеваний людей есть биография. А в ней опыт наблюдений и лечения врачей разных веков. Изучать очень важно!
               
            Далее: Храм Вознесения в Коломенском в опасности?
                И немного о Елене Глинской и «Китай-городе»
Литература:
  КАРАМЗИН Н. М. Марфа-посадница или Покорение Новагорода. Повести. Главы из «Истории государства Российского». Ленинград. «Художественная литература». 1989 г.
  ИВАНОВ Вс. Н. Императрица Фике. Москва. Издательство «Правда». 1988 г.
В этом сборнике три исторические повести: «Иван Третий», «Ночь царя Петра», «Императрица Фике».
  Новый энциклопедический словарь. РИПОЛ КЛАССИК. Большая Российская энциклопедия. Москва. 2004 г.

   5 апреля 2024 года