Когда забыла, что это её выбор

Виктор Ляшенко
/из открытой консультации/


1) «... Бросать учебу? Куда потом идти что делать. Я не чувствую своих настоящих желаний, я не знаю, чем хочу заниматься, что мне нравится, я ни в чем не уверена, меня это съедает каждый день. Я хочу найти дело, которым я хотела бы заниматься с удовольствием. Единственное что говорят: надо доучится (мои бабушки). И мама, когда уже болела говорила, что хочет чтобы я закончила учебу.

Почему я все-таки решила вернутся к учёбе? Я подумала, что это шанс получить хороший диплом, шанс найти престижную работу. А если останусь в своем маленьком городе, что меня там ждет? где я буду работать и чем заниматься без диплома, без знаний? Представила, как я стою на кассе и пробиваю продукты, тревога сразу взлетела. Решила вернутся».


*****


У меня есть такое предположение (считайте это моей фантазией), что вы всегда старались быть очень хорошей, правильной девочкой, были послушной, и вас больше заботило, чтобы о вас хорошо думали, чем о том, чего вы хотите. И эти вопросы оставались у вас за скобками вашего восприятия. Вам словно нельзя знать, чего вы хотите. Мне кажется, что это может быть чем-то опасным для вас.

И ещё одна мысль. Вы ведь понимаете, что ваши навязчивые мысли, панические атаки и пр. - это симптомы? А бороться с симптомами - вещь, по большому счёту, бесполезная. Это как если вы откроете кран с водой, и будете бороться с текущей водой, подставлять тазики, рубить воду и т.п.

На симптомы, конечно, есть смысл обращать внимание, но основные усилия всё же следует направлять на выявление и устранение причины.

Но обратите внимание, что вы здесь говорите о ваших личных смыслах. Вам важно жить интересно, чем-то бОльшим, чем стоя за прилавком магазина в своём маленьком городе. И вот вы вернулись к учёбе.

А потом вы словно забыли, что это ваш личный выбор и он для ВАС и ради вас, а не для папы, бабушки и её знакомых. И вы перестали ориентироваться на свой выбор, и стали тяготиться чужими ожиданиями, потому что вам важнее быть в их глазах "хорошей девочкой", чем жить СВОЮ ЖИЗНЬ, ради своих смыслов...


*****


2) «Это абсолютно точно так! Я всегда была хорошей девочкой для своих родителей. В основном для мамы. Я уже не помню почему и как все началось. Я знаю только, что я всегда пыталась показать какая я хорошая, какая я молодец, лучше, чем старший брат, который плохо учился.
Может я только так чувствовала мамину любовь.
Когда добивалась чего-то: доченька молодец, моя гордость.
Когда чего-то не делала: вообще на тебя положится нельзя, что за дети у меня такие, ничего не могут.
Сейчас мамы нет, но я до сих пор слышу осуждение в голове, и испытываю чувство вины постоянно. Закажу себе вкусную еду, слышу в голове: ты что деньги тратишь, экономь и не ешь так много живот растянешь (к примеру), в итоге я ем еду с чувством вины и не получаю наслаждения вообще.
Чувство вины с детства испытываю, за все что делаю «не так». Это самое страшное чувство, когда я не делаю что мама хочет и она обижается на меня, не разговаривает со мной, у меня сразу чувство вины 100%»

*****

А здесь вы рассказываете о том, с чего должна начинаться ваша психотерапия. Здесь источник вашего самомучения. Ваше восприятие самой себя тесно связано с отношениями с мамой и братом, болью и страхом, которые вам приходилось переживать, выборами, которые вы делали, установками, которые вы брали себе на вооружение, и которые формировали ваш стиль восприятия, мышления и жизни.

Это прорабатывается в ходе психотерапии, а пути (методы) при этом могут быть разные.
Я бы это видел так: позволить себе вернуться ко всем этим чувствам (что именно вы тогда переживали; что переживаете сейчас, вспоминая об этом), позволить состояться и выразиться тем чувствам/мотивам/желаниям/смыслам, которые были тогда, и есть сейчас, обнаруживать свой выбор (не на интеллектуальном уровне, а чувственно), и обнаруживать свои чувства относительно этого выбора, давать им тоже реализоваться... В общем, это такой чувственный поток, который разматывает сплавленное переживание, и позволяет ему начать изменяться.