Мастер и Маргарита. Рецензия на фильм 23. 0

Виктор Томилов
 Мне всегда нравилось число 23. Поэтому двадцать третья
часть моего повествования посвящается самому забойному — разврату! Чую,
чувствительные дамочки с сайта Проза.ру сразу же вскипели праведным
гневом! Типа, разврату — нет! Понимаю, тем более, что сам в разврате
совершенно не разбираюсь, а вот взялся писать. Прошу женщин, да и мужчин
тоже , успокоиться. Будем разбираться, и надеюсь, что потихонечку,
потихонечку, да и разберемся.
   Одна вежливая женщина на сайте Проза.ру написала комментарий к статье,
называющейся ,,Рецензия на фильм Мастер и Маргарита''. Нет, это была не моя
рецензия, не в этом же дело, дело в том, что в комментарии Маргарита была
названа развратной женщиной. Я сильно удивился, но поскольку я в разврате
ничего не понимаю, обратился сегодня за обедом за помощью к жене.
   Признаюсь, обратился за помощью будучи полностью уверенным, что моя
супруга в разврате тоже ничего не понимает. Но что делать, если я всегда
использую супругу в качестве эксперта? Спрашиваю у нее — Надя, а ты
считаешь Маргариту развратной женщиной?!
   К моему большому удивлению жена мгновенно выдала ответ, сказав, что не
считает Маргариту развратной женщиной. Удивительно не только и не сколько
то, что она дала мгновенный ответ, а то, что она тут же разложила по полочкам,
какую женщину следует считать развратной. Суть, по её мнению, заключается
в том, что если у замужней женщины есть любовник, то это еще не повод
считать её развратной, а вот если... А вот если у замужней женщины сразу
несколько любовников, тогда — да! Или, если замужняя женщина меняет
любовников одного за другим.
   Настолько был поражен глубокими знаниями жены в этом вопросе, что чуть
со стула не упал! Шучу(это я сейчас о стуле, если что...).
   А теперь серьёзно. Речь пойдет о юморе, о юморе на щекотливые темы.
Наверное, многие сейчас подумали, что пойдет разговор о сексе в фильме
,,Мастер и Маргарита'', и они правы - будет и о сексе. Но тема гораздо щире —
юмор, связанный с политикой, тоже , знаете ли , вещь очень щекотливая. Даже
не знаю, с чего и начать - с секса или с политики. Пожалуй, начну с секса, это
мне представляется менее опасным, чем разговоры о политике.
   Раньше юмор, связанный с сексом и некоторыми другими физиологическими
процессами назывался юмором ,,ниже пояса''. Кто-то, в основном, наверное, это
касается женщин, до сих пор следуют услышанным в младенческие годы от
мамы заповедям, что всё связанное с тем, что находится ниже пояса — плохое
и грязное. Другие люди, которые не относят себя к ханжам , считают, что правы
были древние, говоря - Что естественно, то не постыдно. А что же сам Михаил
Афанасьевич Булгаков, говорит ли он о чем-то таком в романе ,,Мастер и
Маргарита'', есть ли у него юмор на эту тему. Конечно, есть. Когда поэт
Бездомный преследуя Воланда попадает в коммунальную квартиру, он сразу
догадывается , что тот спрятался в ванной. Иван рванул ручку двери , крючок
отскочил. ,,Так вот в этой ванне стояла голая гражданка, вся в мыле и с
мочалкой в руках. Она близоруко прищурилась на ворвавшегося Ивана и,
очевидно, обознавшись, сказала тихо и весело:-Кирюшка! Бросьте трепаться!
Что же вы, с ума сошли? Фёдор Иванович сейчас вернется. Вон отсюда сейчас
же!''.
   Вот и сценарист Роман Кантор видимо исходя из того, что ,,дело-то это
житейское'', так говорили в СССР, веселит зрителя словами Алоизия в
исполнении Александра Яценко: ,,А у меня в коммуналке расписание
пользования сортира повесили. А я же творческая личность, и я не могу в
сортир по расписанию''. Скажу честно, меня прикололо, как любят сейчас
говорить, посмеялся.
   Что же до показа секса в фильме, то все мы понимаем, что Мастер и
Маргарита взрослые люди и секс у них - был. Но до показа обнаженки дело не
дошло, создатели фильма целомудренны , совсем как все без исключения
режиссеры в СССР. Ну, и правильно, на мой взгляд. Роман Кантор придумал
другой ход, юмористический. Попытаюсь объяснить, как лично мною понят
этот дивный ход. Многие кинозрители в различных фильмах видели, как герои
обуреваемые любовной страстью начинают заниматься сексом в прихожей, едва
войдя в квартиру, другие делают это на подоконнике в кухне, а кто-то даже в
туалете на унитазе. Делают, не в силах дойти до спальни, до кровати. Кантор,
видимо, решил пошутить, наверное, это можно расценить и как киноаллюзию,
то есть отсылку к таким фильмам. У Кантора прелюдия к сексу и, похоже, сам
секс происходит на книгах, разбросанных по полу! А что? Логично! У
писателя на книгах... А на чем же ещё? Возможно другие сценаристы
поддержат данный почин , и зритель скоро увидит, как художник занимается
сексом на картинах разбросанных по полу, музыкант на нотных листах и т. д.
Шучу, конечно... Но, зачёт! Дальше — тоже прикольно. Вот они уже
одеваются... Мастер произносит:,, Ну, как я , хороший...(пауза) писатель?''. И
вновь - зачёт!
Михаил Афанасьевич Булгаков, похоже, неплохо разбирался в вопросах
связанных с употреблением алкоголя, и это закономерно отразилось в
романе ,,Мастер и Маргарита''. Культовыми , если так можно сказать, стали
слова: ,,Это водка? - слабо спросила Маргарита. Кот подпрыгнул на стуле от
обиды. - Помилуйте, королева, - прохрипел он, - разве я позволил бы себе
налить даме водки? Это чистый спирт!''.
    Так что вполне уместным  выглядит вклад сценариста Романа Кантора в
фильме, выражающийся в показе традиций употребления спиртных напитков в
России. Сцена с находящимся утром на диване Лиходеевым в состоянии
сильного похмелья изумляет своей реалистичностью и виртуозной игрой
Марата Башарова, видно что артист имеет богатый опыт в этом вопросе. Для
меня юмор Кантора в сцене похмеления состоит  в том, что он наглядно показывает,
как чревато в состоянии сильного похмелья стараться следовать этикету и
пробовать разрезать тупым ножом сосиску! Возможно, я ошибаюсь и ничего
такого Роман Кантор не имел ввиду...
                5.04.2024
                P.S. Продолжение последует