Заменят ли нейросети пишущую братию? гл. 2 Стихи

Андрей Жунин
         
                Заменят ли нейросети пишущую братию?

               
               
                гл. 2  Стихи

       
        Оказывается, в наше время не нужно быть поэтом, чтобы писать стихи.  Даже такие чувственные и трогательные,
как стихи о любви.   
        Вот, например, первые машинные стихи про любовь, которые попались мне на глаза. 

                «Любовь, она не имеет конца.
                Она нежна, как лепесток розы.
                Не говорит она слов, а чувства выражает,
                И все, что дорого, она соединяет.

                В сердце любовь расцветает цветами,
                И в ней теперь для меня жизнь оживает.
                Я нашел свой дом, свою половину,
                И жизнь стала чудесной и безмятежной»


        Конечно, здесь присутствуют розы и трепетное сердце, но всё же это пока ещё не стихи в привычном смысле. 
Хотя, если судить по текстам песен, звучащим на нашей эстраде, нынешние "звезды" пользуются подобными стихами
давным-давно. Одна "Зайка моя" чего стоит.
 
        При правильно сформулированном запросе к искусственному интеллекту, как утверждают разработчики, нейросеть способна сгенерировать стихотворение за 2-3 минуты.  Но так ли это? 
На запрос, написать стихотворение в стиле А. Пушкина – получаем:

                «Туман лежит на море спокойном,
                И на душе тоже печальном.
                Но сердце знает - это временно,
                Он снова рядом со мной будет вновь.

                Незабудки, как луч надежды,
                Всегда верными друзьями будут.
                А улитки свои следы уносят,
                А наши сердца нашей любви след заложат.

                Весна пробуждает цветы,
                И наша связь крепчает все больше.
                Мы ждем с нетерпением тот день,
                Когда опять меж нами рассветит любовь».
          
        Признаюсь честно, меня улыбнуло.  Как плохонький стихоплёт, я гордо расправил
 плечи и стал с уважением относится к своему творчеству.
        Любопытно, что некоторые читатели восприняла этот стих как плохой перевод с иностранного языка. 
А ведь, правда, похоже!
       
        А вот как выглядит данное машинное стихотворение с минимальной доработкой текста поэтом Б.Герценом: 

                «Туман на море опустился,
                Душу печальную закрыл.
                Но ритм сердечный вновь забился:
                Он будет рядом, не забыл!

                Незабудки, луч надежды,
                Всегда Вы - верные друзья.
                Улитки ж след любви мятежной,
                Наших сердец уносят зря.

                Весной цветы пробуждаются громче,
                И наша связь становится больше.
                Мы ждем с нетерпением тот час,
                Когда любовь окликнет нас»

        Ну это уже хоть что-то. Можно читать.  Как видим, пока ещё искусственному интеллекту не обойтись без помощи человека.    

        А ведь нейросеть, как пишут в рекламе, способна улучшать текст.  Давайте проверим это на стихах Пушкина.   
       
                «Сказка о попе и его работнике Балде»

                «Жил-был поп,
                Толоконный лоб.
                Пошел поп по базару
                Посмотреть кой-какого товару.
                Навстречу ему Балда
                Идет, сам не зная куда»

                нейросеть

                «Жил-был чиновник неуклюжий,
                Ах, как он был неповоротлив!
                Коленки дрожали у него,
                А губы дрожали от страха.
                Однажды пошел он на дело,
                Собирался провести проверку.
                Но на пути его остановил
                Веселый мим, несущий балаган»

        Хрен знает, что!  Если я буду так писать, меня модераторы выпрут с Прозы с волчьим билетом.


                «Сказка о царе Салтане»

                «Три девицы под окном
                Пряли поздно вечерком.
                «Кабы я была царица, —
                Говорит одна девица, —
                То на весь крещеный мир
                Приготовила б я пир».
                «Кабы я была царица, —
                Говорит ее сестрица, —
                То на весь бы мир одна
                Наткала я полотна».
                «Кабы я была царица, —
                Третья молвила сестрица, —
                Я б для батюшки-царя
                Родила богатыря».

                А вот как эти стихи “улучшила” нейросеть:

                Три студентки на лекции сидели,
                Учебниками увлеченно копались.
                «Кабы я была владелицей, –
                Говорит одна из них, –
                То бы открыла я свой бизнес
                И весь мир обогнала по успеху».
                «Кабы я была исследовательницей, –
                Говорит ее подруга, –
                То бы нашла я решение
                Для всех проблем человечества».
                «Кабы я была программисткой, –
                Третья молвила студентка, –
                Я бы создала приложение
                Для упрощения жизни всех людей».

        У меня нет слов. Просто молчу!               


                «Я помню чудное мгновенье»

                «Я помню чудное мгновенье:
                Передо мной явилась ты,
                Как мимолетное виденье,
                Как гений чистой красоты»

                нейросеть

                «Я помню красивого ангела,
                Который упал с высоты небес,
                Его крылья качнулись в последний раз,
                И он ушел в тернистый мир земной»

         Без комментариев.

         
                И наконец, всем известное письмо Татьяны к Онегину


                «Я к вам пишу – чего же боле?
                Что я могу еще сказать?
                Теперь, я знаю, в вашей воле
                Меня презреньем наказать.

                Но вы, к моей несчастной доле
                Хоть каплю жалости храня,
                Вы не оставите меня»

                нейросеть 

                «О, сколько раз тебе писала!
                С мольбою тщетной призывала!   
                Но ты меня не замечал,
                Безжалостный! Всегда молчал!
                Казалось, были мы близки
                Но всё у нас не по-людски
                Когда ушёл за поворот,
                Одна осталась у ворот»

        Конечно, злобные стихотворцы, как только ознакомились с этими виршами, сразу набросились на бедную “поэтессу”. 
Они утверждали, что подражание Пушкину не получилось, но получилось близко к трендовому потоку сознания в современном стихосложении. Отмечали не только отсутствие рифмы, но и ритма. К тому же у проги каждая строка - это отдельное предложение, на котором обрывается мысль.
        Ну что тут можно сказать. Надо признать, что Пушкин пока проге не по зубам. Зато любителям тырить чужие стишки -- полная свобода рук.  Ни один модератор к вам не придерётся. Искусственный интеллект, спешу сообщить на радость всем графоманам, ещё не обзавёлся авторскими правами.
         
        Впрочем, бывают и более успешные экспромты. Вот что, например, написала нейросеть про Максима Горького:
      
                «Из тьмы людской,
                из нищеты взошел он,
                буревестник века!
                С душой, исполненной мечты.
                С пером, как молния, от века.
                Горький, Максим, певец людской,
                творец “Песни о соколе”.
                Он будил в сердцах покой,
                вёл к свету, к воле, к новой доле».
      
        Или вот стихи об актрисе Наталье Водяновой.    

                “Её глаза, как небо, голубые,
                В них доброта и нежность разлились.
                Изящный стан, как будто изваянный,
                И в сердце тайна, ей одной дана.
                Она прошла сквозь тернии судьбы,
                Из нищеты к вершинам восходя.
                И стала символом женской красоты,
                Своим примером вдохновляя всех, любя”.
      
       Но мне, лично, больше всего понравились стихи нейросети о Нижнем Новгороде:

                “Приветствую тебя, Нижегородский край,
                Где Волга, словно зеркало, течет.
                Здесь купола церквей, как лебеди, взлетают,
                И песни русские душа поет.
                Здесь улицы старинные, как в сказке,
                И каждый дом историю хранит.
                Здесь дух купечества живет в особняках,
                И память о героях в сердце спит”.
    
       И хотя искусственный интеллект в поэзии, прямо скажем, ещё слабоват, но людям не стоит обольщаться. Нейросети быстро развиваются. Вспомним хотя бы недавнюю историю, 60-е годы. Тогда у первых шахматных программ выигрывали даже третьеразрядники, вроде меня, но уже в 80-е программы начали обыгрывать мастеров.
       А в 1994 году чемпион мира Гарри Каспаров проиграл программе Fritz 3 турнирную блиц-партию в Мюнхене. С этого времени люди уже не могли конкурировать с шахматными программами, которые способны просчитывать более миллиона операций в секунду.
------------------------------------
P.S.   "Огромное большинство стихотворений не дотягивает до искусства... Они остаются зарифмованной речью, ритмизованным высказыванием".  Вадим Кожинов.
А всё, что алгоритмизировано, заменит ИИ.

http://proza.ru/2024/04/06/80