11 апреля - прпп. Марк и Иона Псково-Печерские

Галина Николаевна Николаева
 Дни памяти:
     1 апреля – прп. Вассы,
     11 апреля – прпп. Марка и Ионны,
     14 июля (переходящая) - Собор Псковских святых,
     1 декабря - Собор святых Эстонской земли
     21 июля (переходящая) - Собор Псково-Печерских преподобных   

     Никогда не закрывавшаяся Псково-Печерская обитель XV столетия Северо-Западной Руси широко известна своими святыми старцами, подвизавшимися здесь с древности и вплоть до наших дней. Первыми среди них были устроители обители, о жизни которых мы знаем немного, но глубоко почитаем как основателей этой великой святыни.   
     Монашество и пустынножительство возникло на Руси вместе с принятием христианства. Из Супрасльской летописи известно, что еще при князе Владимире в Киеве, около Десятинной церкви, был монастырь. Сердцу русского монашества, Киево-Печерской Лавре, положили начало пустынножитель пресвитер Иларион и преподобный Антоний.
     Само пустынножительство на Руси начало развиваться в конце XII и начале XIII столетий, т.е. после основания Киево-Печерской Лавры, которая являлась высочайшим образом иноческого жития. Подобно Киево-Печерскому, стали образовываться и псковские монастыри: Елеазаровский, Крыпецкий, Никандров.
   
     Место, где находятся псковские пещеры, издавна было окружено таинственным ореолом. В древности поток Каменец был глубок, “аки ров”, и в нем водились бобры, а кругом стоял дремучий лес.
     Звероловы-изборяне, по прозванию селиши, были первыми людьми, которые, охотясь в Печерских лесах, часто слышали церковное пение, исходившее из горы, но никого не видели. Летописец передает слова самого зверолова: “Раз случайно пришли мы на поток к этому месту, на край горы, где теперь стоит Богородичная церковь. (Это было в тот час дня, когда обыкновенно совершается церковное Богослужение). Пришли мы и слышим пение как бы церковных песнопений, поют стройно, благочинно, а поющих не видно. Воздух кругом того святого места был наполнен благоуханием, как бы от множества фимиама”.
     Не видя поющих и не зная истинной причины этого явления, звероловы приняли это за явление Ангелов, за необъяснимое действие благодати Божией, освящавшей то место, к которому Пречистая Богородица оказала впоследствии свое особое благоволение.
     Изборяне приобрели эту землю у псковитян. Земельный участок теперешнего монастыря по разделу достался “земцу” Ивану Дементьеву, который и поселился у речки, положив начало деревне Пачковке.
     Он же и открыл “Богом зданную пещеру”, когда рубил лес на Святой горе. Дерево, стоявшее на крутом обрыве горы, падая, увлекло за собою еще одно большое дерево и несколько малых. Земля обсыпалась, и открылось устье пещеры с надписью: “Богом зданная пещера”. Впоследствии, один из насельников монастыря, юродивый Варлаам, пытался стереть чудесное начертание, но надпись всякий раз появлялась вновь.
   
     Открытие этой пещеры относится к 1392 г. Но сколько времени подвизались в ней ушедшие от мира сего, ведомо Единому Богу, как ведомы Ему имена их.
     И только имя одного из них, именно преподобного Марка, сохранило предание.
     Подробных сведений о жизни прп. Марка нет. Мог он быть местным жителем, знающим тайны пещеры, а может быть, по Промыслу Божию, открыл ее, придя в это святое место из иных концов земли Русской.
     Высок был монашеский подвиг. Первые псковские монастыри подвергались страшным разорениям со стороны ливонских рыцарей. Иноков убивали и забирали в плен. Кому удавалось, бежали в Каменецкие пещеры. Так преподобный Марк и спасавшиеся в лесах и пещерах в долине Каменца положили начало святой обители Печерской. И эта обитель находилась долгое время как бы сокрытой.
     В преданиях о преподобном Марке говорится, что здешние охотники порой видели его молящимся на склоне холма (над местом будущего Успенского храма) у трех камней, два из которых и поныне лежат под сенью огромных монастырских дубов в верхнем монастырском саду, а третий, как предполагают, ушел в землю.
      Святой Марк, проводя жизнь в отшельничестве и созерцании, побеждает плоть, умерщвляет ее во имя Богообщения, сознавая, что созерцание Бога есть собственная деятельность духа, жизнь небесная. Со смертию все прекратится, а созерцание Господа Сил будет на целую вечность источником блаженства. Душа его праведная вознеслась на небо, оставив тело свое бренное, высохшее от трудов и пустынной жизни и неустанной молитвы. Оно было погребено в дубовой колоде в виде лодки, выдолбленной, согласно преданию, им самим: колода служила угоднику Божию гробом и постелью.

     Первый устроитель монастыря, преподобный Иона, знал о нем и знал, где покоятся его святые мощи: “Гроб же его и мощи... где лежаху...”
     После преподобного Ионы кто-то другой из устроителей монастыря записал имя Марка в Синодик, в котором он значился: “первый Печерский инок Марк”.
     Третий из игуменов, по имени Дорофей, в 1523 г. “восхотеша гробницу большую соделати”, т.к. обнаружил “гроб оного старца Марка весь истлевший и распадший, кости же его с составами и с ризами, и с куколем, и главою неистлевшия”...
     Преподобномученик Корнилий в свое время усомнился в верности записи в Синодик. Никаких письменных свидетельств о подвигах преподобного Марка не было, поэтому, не зная точно, приказал изгладить имя его из Синодика “...мня себе, яко неправедно написано бысть”. Внезапно преподобный Корнилий был поражен болезнью – слепотой и “бысть в недоумении и скорби велицей”. Он известился духом о причине болезни и велел нести себя ко гробу старца (у него также отнялись руки и ноги).
     Здесь, испросив себе прощение, вышел здоровым из храма “никим не водим”. После этого преподобномученик Корнилий “повеле Марку в Синодике быти”.

     Иона Шестник, Псково-Печерский (+ ок. 1480), основатель Псково-Печерского монастыря, преподобный.
     Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме города
Юрьева-Ливонского (он же Дерпт, ныне Тарту). Прозван он был Шестником, т.е. пришельцем, потому что родом происходил из московских пределов. Священник Иоанн Шестник был послан из Москвы на служение в Юрьев как миссионер. Он приехал с семьей: женой и двумя сыновьями, в 1467 году.
     В Юрьеве он сразу столкнулся с ненавистью и гонениями на православных. Вместе с пресвитером Исидором защищал свою паству от римо-католиков. «Но очень скоро слуги Папы стали принуждать его и его духовных детей к унии». Было много оскорблений.
     В 1470 году, прожив два года и шесть месяцев, отец Иоанн вынужден был удалиться из Дерпта вместе с женой Марией и детьми под защиту Пскова. Именно тогда, по преданию, одел он под рясу кольчатый панцирь. В Пскове, где «пробыл мало времени», он служил священником в Соборе Живоначальной Троицы. Вскоре пришла весть из Дерпта о мученической кончине пресвитера Исидора в числе прочих 72 лиц его паствы.
     Отец Иоанн очень скорбел о том, что покинул пресвитера Исидора, и решил обречь себя «на страдания пустынной жизни». Когда Иоанн, как говорит предание, «на торгу в воскресный день услышал о старце и пещере при потоке Каменце», то сразу решил поехать туда. Пришедши туда, он начал копать, вместе с матушкой Марией, в горе церковь за «Богом зданною пещерою к западу». Рано-рано, еще до восхода солнца поднимался отец Иоанн, совершал коленопреклоненную молитву, прося у Господа благословения на великий свой подвиг. «Да будет воля Твоя на земле, как на небе», — повторял он.
   
     От суровой жизни и тяжелых трудов жена отца Иоанна Мария заболела, приняла монашеский постриг, «и наречено бысть имя ей Васса, в том образе и преставися».
     Праведность ее была засвидетельствована сразу же после кончины. Ее муж и духовный отец похоронили преподобную Вассу в стене «Богом зданной пещеры», но ночью ее гроб был «изставлен из земли невидимою Божиею силою». Отец Иоанн и духовник преподобной Вассы смутились, решив, что это произошло оттого, что они не полностью совершили чин отпевания, вторично отпели ее и снова погребли тело, но наутро оно вновь оказалось «на верху земли». Тогда стало ясно, что это – знамение Божие. Гроб преподобной Вассы поставили в пещере с левой стороны.
     Потрясенный чудом, и сам Иоанн постригся с именем Иона, и стал подвизаться еще усерднее, искапывая в горе небольшую церковь.
     «Во время же благочестивого князя Ивана Васильевича иеромонах Иона закончил свой труд, — ископа малую церковь в горе и постави келии на столбах, прямо церкви Печерныя».
      Озаренный радостью, он поспешил во Псков к священникам Троицкой церкви, друзьям, прося освятить храм, но они отказали, говоря, что «Церковь в горе эта необычная и необыкновенная по своему устройству». Иона заплакал, и пошел дальше в Новгород. Там, «Припаде к ногам Архиепископа Феофила», он просил у него «дабы повеле освятить храм в горе». Архиепископ дал свое благословение, и те же священники псковские в день Успения Божией Матери, 15 августа 1473 года, освятили храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
   
     При освящении произошло чудо от иконы Успения Пресвятой Богородицы – прозрела слепая женщина – «посла Милосердый Бог начало Своих великих даров Пречистою Своею Материю». (Эта икона, которую называют «старой» в отличие от другой чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы с житием Ее, написанной около 1521 года псковским иконописцем Алексеем Малым, хранится сейчас в алтаре Успенского храма на горнем месте. Икона с житием – храмовая икона пещерной церкви).
    Это исцеление воодушевило отца Иону, воодушевило оно и земца Ивана Дементьева, который «даде своего имения удел земли ко храму Пречистый Богородицы и на монастырское ограждение по ручей Каменец, с восточныя и южныя стороны на целое поприще (версты)». Тогда, мало-помалу, начали сюда стекаться на жительство иноки и эта обитель, скрывающаяся прежде в глубине земли, с того времени стала процветать.
    День освящения пещерного храма считается официальной датой основания Псково-Печерского монастыря.
    Летописец повествует: «И по сем, священноинок Иона, пожив несколько времени в молитвах и трудах, преставился Богу и погребен бысть в той же пещере».
     Блаженный Иона почил около 1480 года. Когда его переоблачали, то на теле его нашли кольчатый железный панцирь, «и тело под ним было, как изваяно». Когда отец Иона был воином, то он носил этот панцирь, а когда стал иноком, он стал ему как вериги. Этот панцирь повесили над его гробом, но в одно из нападений врагов он был похищен. Гроб же преподобного Ионы был поставлен в «Богом зданной пещере».
     Мощи преподобного Ионы почивают в пещерах рядом с мощами преподобного старца Марка и преподобной Вассы. Однажды при нападении на монастырь ливонский рыцарь, насмехаясь над святыми мощами, хотел мечом открыть крышку гроба преподобной Вассы, но его опалило исшедшее из гроба святой подвижницы пламя. Следы этого карающего огня до сих пор видны на гробе преподобной Вассы.
      Подвиги, неустанные труды и ревность к Богу, устроение монастыря и ископание Успенского храма явились основанием того, что Православная Церковь причислила его к лику святых угодников Божиих.

      «Радуйтеся, преподобнии отцы наши, обители Богоматерния преславнии устроителие».

     Тропарь преподобным Марку, Ионе и Корнилию Псково-Печерским, глас 8:
     Яко светильницы, явистеся всесветлии в вертепе Царицы Богоматери, преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие, вы бо, крест Христов на рамо вземше, усердно тому последовасте и, чистотою Богови приближившеся, отонудуже силами чудес обогатистеся, тем и мы любезно прибегаем к вам и умильно глаголем: о преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.
     Перевод: Как светильники явились преяркие в пещерах Царицы Богоматери (в пещерах Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря), преподобные отцы наши Марк, Иона и Корнилий, потому что вы, подняв крест Христов на свои плечи, смело последовали за Ним и приблизились в чистоте к Богу, от Того и обогатились силой чудотворений. Поэтому и мы с усердием прибегаем к вам и сокрушенно взываем: «О преподобные, молите Христа Бога о спасении душ наших».

     Кондак преподобным Марку, Ионе и Корнилию Псково-Печерским, глас 2:
     Христовою любовию уязвившеся, преподобнии, и Того крест на рамо вземше, понесли есте Божественне, вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие, в руках имуще крепко, победили есте бесовския ополчения, тем зовем вам: радуйтеся, преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие, верных удобрение.
     Перевод: Пленив свои сердца любовью Христовой и Его крест подняв на свои плечи, вы понесли его, святые, вооружившись на невидимых врагов и имея непрестанную молитву, как копье в руках, победили вы бесовские ополчения.

     Величание
     Ублажаем вас, преподобнии отцы Марко, Ионо и Корнилие, со Вассою славною, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы ангелов.

     Молитва собору святых преподобных Псково-Печерских
     О преподобнии отцы наши и велиции чудотворцы: Корнилие, Марко, Ионо и мати Вассо!
     Смиренно припадающе к вам и коленопреклонше молящеся пред ракою мощей и пречистым образом вашым, просим: не отвратите лица вашего от молящихся с сердцем сокрушенным и смиренным:
     умолите Господа сил, да сохранит мирну страну нашу, обитель же сию да укрепит, и всем подвизающымся в ней дарует спасение вечное.
     Помозите нам, угодницы Божии, создати храм благолепен в сердцах наших и украсити сей храм добродетельми, да жительствует в нем Господь!
     Оградите нас стеною молитв ваших от греховных стрел и искушений, да богоугодне зде на земли поживем и Вечное Царство унаследим, хваляще Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

     Вси святии Псково-Печерстии, молите Бога о нас.




Источник:
https://portal-pravoslavie.ru/pamyat-svyatih/969-
реподобные-марк-иона-и-васса-псково-печерские.html
пhttps://azbyka.ru/days/sv-iona-pskovo-pecherskijреподобные
https://elitsy.ru/communities/95236/642382/
https://azbyka.ru/days/sv-mark-pskovo-pecherskij
https://azbyka.ru/days/sv-vassa-pskovo-pecherskaja