Рекомендации и советы заслуженного тренера рсфср

Анатолий Дмитриев
Рекомендации и советы
Заслуженного тренера РСФСР
по подготовке спортсменов
высшего спортивного мастерства



Аннотация

Брошюра «Рекомендации и советы Заслуженного тренера РСФСР по подготовке спортсменов высшего спортивного мастерства» Анатолия Геннадьевича Дмитриева относится к методической литературе, которая ставит своей целью помочь тренеру в подготовке спортсмена высшего спортивного мастерства в любом виде спорта. В ней даются рекомендации методических средств, накопленных автором в результате большого личного опыта.
Эта брошюра позволит тренерам быстрее привести своих подопечных к высоким достижениям, а спортсменам – расширить свой кругозор и добиться высоких спортивных результатов.


Об  авторе

Дмитриев Анатолий Геннадьевич, Заслуженный РСФСР, Почетный гражданин Кунашакского района, внесен в энциклопедию «Гордость Южного Урала», неоднократно отмечен премиями медалью Губернатора и Законодательного собрания Челябинской области и медалью. Награжден неоднократно как лучший тренер ЦС ФИС, а также правительственной наградой «За доблестный труд!»
Работая в городе Озерске (Челябинск-65) был зам. председателя спортивного клуба Гранит, исполнял обязанности директора спортивной школы, где совмещал с руководящей работой тренерскую и подготовил чемпиона, призера мира, Заслуженного мастера спорта, признанного самым сильным человеком планеты немецким журналом «Шпигель» в 1986 году Александра Гуняшева.  В 1983-1984гг А.Г.Дмитриев работал в команде тренеров со сборной командой СССР. 
В 1998 году в г. Озерск был организован молодежный центр по реабилитации неблагополучных подростков, стоящих на учете в милиции. Со своими спортсменами и этими подростками была организована бригада по участию в строительстве жилых домов по улице Школьная (с.Бол.Куяш) и ул. Новая (д.Голубинка). Этим методом через привлечение к труду сложных ребят были сняты с учета более 90% подростков.
Тогда у Анатолия Геннадьевича родилась мысль об открытии секции по силовым видам спорта для сельских детишек в с. Бол. Куяш. В 1993г.эта секция стала клубом, а в 1995г приняли участие во Всероссийком конкурсе и стали лауреатами. Сельскому клубу «Атлант» в 2023 исполнилось 30 лет.

Введение

В 70-х годах двадцатого века ко мне пришел на занятия шестиклассник, который своим трудолюбием, особым отношением к тренировкам и исполнительностью меня очень заинтересовал. Я стал уделять ему индивидуальное внимание. И в 19 лет он установил первые рекорды СССР среди молодежи и выполнил норматив мастера спорта международного класса по тяжелой атлетике.
У меня тогда родился вопрос, почему я планирую этому спортсмену, исходя из своего состояния, своего настроения, не пользуясь никакой    системой и методикой. И заинтересовавшись этой проблемой, я начал собирать определенный материал из газет «Советский спорт», из спортивных журналов на тему тренировочный процесс, восстановительный процесс. После того, как накопилась объемистая папка, я разложил весь материал и получилось, что у меня материал в 3-х направлениях, который я сокращенно назвал: пед, мед, и псих. Так и назвал три папочки, а посетив спортивный магазин в Москве, я обнаружил там тонкую книжицу под названием «Восстановительный процесс в спорте», где и были описаны педагогический, медико-биологический и психологический методы. Я понял, что данный материал книги не только про восстановительный процесс, а является учебно-тренировочным пособием.

Прошли года. Накоплен большой опыт. И согласно набранному материалу у меня сформировался новый подход к учебно-тренировочной работе.  Я довольно долго набирал материал, чтобы он превратился в какую-то определенную систему, и если бы сам я применял бы эту систему в своё время, успехи, наверное, были выше и значимее. Дело в том, что опыт и знания, они приходят с годами.

За период свыше 60-ти лет тренерской работы я принял участие в подготовке спортсменов высшего спортивного мастерства: 23 МС СССР и России – из них 3 МСМК и 1 – Заслуженный мастер спорта, 3 человека являются экс-чемпионами Европы, 2 человека – экс – чемпион мира и 1 – экс-призер чемпионата мира. Таков результат моей тренерской деятельности.

Но я хочу задать себе вопрос: «А мог ли я сделать большее, то есть подготовить спортсменов и в сборную команду страны, и по мастерству больше?»
И конкретно отвечаю: «Да, мог бы, если бы имел возможность знать и пользоваться предлагаемой системой».

Используя свой богатый опыт, я рекомендую для достижения высших спортивных результатов воспитанников изучить мой труд. Желаю успехов!

Глава 1. Начало

Всё начинается с начала – и тренер 1 сентября ждет ребят, которые будут заниматься в группе начальной подготовки. Тренер конечно немного волнуется, неоднократно заглядывая в зеркало, обращая внимание на свой вид. В зале смотрит, чтобы весь инвентарь находился на своем месте и ждет будущих воспитанников.

В назначенное время фойе заполняется юными спортсменами, которым с самого начала указывает как вести себя в раздевалке, т.е. всё должно находиться на своих местах – обувь, одежда, сумки. Тренер приглашает эту группу в спортивный зал.

Что должен сделать тренер в первые дни занятий? Конечно, записать каждого в журнал, собрать медицинские справки о допуске к занятиям данным видом спорта и провести беседы на темы: влияние спорта на юный организм занимающегося, о достижениях в данном виде спорта выдающихся спортсменов России и мира. Безусловно, должен обратить внимание на дисциплину в процессе занятий и технику безопасности.
 В первые дни недели конечно тренер приучает ребят к дисциплине, порядку и исполнительности к своим указаниям.

 Разучивают систему разминки. Разминка начинается с верхних групп шеи, затем переходит на плечи, локтевые суставы, запястья и спускается на разогревание крестцово-поясничного сустава. И очень важно уделить на него внимание, потому что этот сустав еще не способен принимать нагрузки и часто подвергается травмам.

Затем спортсмены начинают разминать ноги, обращая внимание на коленные суставы. Тренер обязан следить за правильностью выполнения данных упражнений. Многие тренеры применяют для разминки разные виды бега, которые способствуют быстрому разогреву мышц и повышению пульса. А если в конце разминки тренер рекомендует какое-нибудь эмоциональное упражнение – оно оставляет положительное удовлетворение разминкой у юных спортсменов.   
Правильная разминка способствует качественной тренировке.

Все занятия должны заканчиваться эмоциональными играми или эстафетами. Этот метод присущ данному возрасту и вырабатывает мотивацию для дальнейших занятий.

Тренер после недельных занятий с ребятами субъективно определяет одаренных в данной группе в своем виде спорта.
По окончанию недели каждый получает небольшую записку со сроками организационного родительского собрания, и тренер настоятельно просит ребят, чтобы родители обязательно присутствовали на этом мероприятии.
Только на второй неделе занятий тренер планирует знакомство с упражнениями в своём виде спорта классического и вспомогательного направления, а в разминку включает элементы упражнений для закрепления навыка.
Вот так идя от простого к сложному, от легкого к тяжелому тренер «лепит» своих будущих спортсменов, сплачивает группу и определяет из ребят, кто будет в данной команде капитаном или командиром -будущих помощников в учебно-тренировочном процессе.


Глава 2. Традиции

Тренер зашел в зал и увидел, что его воспитанники стоят в строю, подравняли носочки и все взгляды устремили на своего тренера. Тренер подошел к строю и скомандовал:
- Равняйсь! Смирно! По порядку номеров рассчитайсь!
Ребята четко провели расчет. Последний в строю сделал шаг вперед и отрапортовал: «Двадцать два человека в строю» и встал на своё место.
Тренер произнес:
- Здравствуйте юные спортсмены!
Ребята четко ответили:
- Здравствуйте!
Ну после этого тренер предложил:
- Итак, ребята. Два шага назад и садитесь на скамеечки.
Вся группа уселась на скамейку. Тренер объявил:
- Мы сегодня с вами должны обсудить ряд вопросов, которые связаны с традициями в спорте. Первое, что я хочу вам предложить: сегодня было построение, я взял рапорт о наличии учеников в строю. В будущем это будет делать старший дежурный, а дежурный назначается всегда по росту. И в следующий раз будет дежурить тот, кто стоит первым в строю, строит вас, отдаёт вам команду: «Равняйсь! Смирно! По порядку номеров рассчитайсь!»
Последний должен будет доложить, сколько в строю находится воспитанников. А дежурный должен отрапортовать мне: «Товарищ тренер, в строю на занятие готовы 22 человека».
Безусловно, я здороваюсь, вы мне отвечаете, и я ставлю задачу занятий, какие рекомендации будут даны вам, на что надо обратить внимание. И начинаем разминку. Её проводит тоже дежурный. Он подает команду: «Группа направо! За мной шагом марш!» И всё, начинаем так, как я вам рассказал на первом занятии. Сегодня уже неделя, как с вами занимаемся. И мы переходим на истинно спортивный результат отношений.
А задача дежурного заключается не только в рапорте и  в разминке. Дежурный смотрит и за порядком, и за соблюдением техники безопасности. И если кто-то нарушает, дежурный может сам сделать замечание, но в тоже время ставит тренера в известность о нарушении техники безопасности. Затем после того, как закончились занятия, дежурный снова строит группу, группа хлопками прощается с тренером, благодарит самого себя, что пришел на занятие и за свой труд, а также тренера.
Дежурный поворачивает группу направо и уводит в раздевалку, всё время контролируя, чтобы никто ничего не оставил из личных вещей. А если кто-то что-то и оставит, то дежурный должен подобрать и повесить вещь на специальную вешалку, называемую «бюро находок». И если ее до следующих занятий никто не забрал, на следующей тренировке будет обязательно объявлено: «Чья эта вещь? Заберите», кроме ключей от жилья и телефонов. Вот эти найденные ценные вещи сдаются тренеру. И он убирает их в сейф до следующего занятия. Затем «Маша-растеряша» получит свои потерянные вещи.
Вот таковы традиции есть у нас в отделении. Это первая.

Вторая традиция. Она заключается в днях рождения. Заканчивается месяц. И кто в прошедшем месяце родился, я предлагаю обязательно поздравить этих ребят, написать молнию с поздравлением и, безусловно, устраиваем дружеский товарищеский чай. Думаю, каждому будет приятно, что его поздравили.
Но за это моё предложение надо проголосовать. Кто за данное предложение, прошу поднять руку.
Вижу, что все ребята подняли руки. Ну вот, все согласны. Молодцы.

Следующая традиция. Мы, ребята, будем с вами не только тренироваться, но и совершать различные поездки: в областной центр, может быть, в цирк, в музей или зоопарк, или просто на природу. Поездки обязательно будут, но при условии: только те будут приглашены на поездки, кто не пропускает занятий. Пропуски без уважительной причины считаются нарушением. Если уважительная причина, то, что ж поделаешь, всякое бывает. Так вот поездки тоже являются как бы нашей традицией.

- Ребята. Вот во время построения вы очень четко здороваетесь. Это замечательно. Это говорит о том, что, во-первых, вы дисциплинированы, во-вторых, привыкаете к форме общения как в армии. Но вот недавно на занятие одного мальчика привез папа и заглянул к нам в зал, поздоровался, а вы даже не ответили. Все были заняты, как бы, своим делом.
Давайте заведем такую традицию. Появился в зале взрослый, любой взрослый, с вами поздоровался. Вам нужно обязательно повернуться лицом к этому человеку, поклоном головы обозначить своё внимание и по команде дежурного «три-четыре» все громко и дружно должны сказать: «Здравствуйте!»
Вот это всё показывает вашу культуру, воспитанность и подчеркивает активность, сплоченность команды и внимание к тем взрослым, которые приходят к нам, может быть, посмотреть занятие или пообщаться со мной, с тренером. Поэтому вы обязательно должны поздороваться со взрослым. Имейте это ввиду.

- Следующие две традиции связаны со школой.
Обязательно в конце каждого месяца в последнюю пятницу вы приносите дневники на просмотр тренеру. Я с удовольствием познакомлюсь с вашими дневниками, пообщаюсь, как говорят, и с удовольствием сделаю свою подпись в дневнике, где стоят четверки и пятерки. Если у кого-то упущения в учебе – подтяните. Я, думаю, что вы все ребята способные, умные и можете учиться сразу в двух школах – общеобразовательной, которая дает вам учебные знания,  и в детской юношеской спортивной школе, которая дает вам здоровье и формирует все положительные качества. Поэтому будьте к этому делу внимательны.

Следующая традиция   - это регулярный обязательный выпуск информационных и поздравительных молний об успешных выступлениях спортсменов в прошедших различных соревнованиях. Это и мотивация, и положительные эмоции у коллектива, и внимание к спортивным достижениям клуба или секции.
 
Вот какие традиции мы с вами утвердили. А сейчас дежурный строит шеренгу и скомандует на разминку. Разминка началась.

Глава 3. Связь с родителями и школой

  В назначенный день и час стали подъезжать родители юных воспитанников. Когда собралась уже довольно большая группа родителей, тренер всех пригласил в спортивный зал. Показал снаряды, на которых будут заниматься воспитанники, раздевалку, где будут они переодеваться. Была продемонстрирована наглядная агитация, фотографии выдающихся спортсменов данного отделения, рассказано о своём виде спорта, что дает он для жизни, какие привилегии спортсменам.
Подходили опоздавшие. И когда возвратились в зал, тренер определил, что 100%-ая явка приглашенных. Это замечательно.

Тренер начал с того, что поблагодарил родителей за присутствие на этом первом и важном организационном собрании.
В своем выступлении наставник рассказал о данном виде спорта, о том, чем будут заниматься юные спортсмены, что существует система, по которой будут тренироваться ребята, пришедшие в данный вид спорта, что нагрузки начинаются с очень легких, потом - более тяжелые. Тренировки проводятся постепенно от простого к сложному.
Тренер поясняет, что ребята, занимаясь в отделении, будут готовиться не только физически, морально, но и интеллектуально:
- с ребятами планируются беседы, лекции на разные темы, связанные с выбранным видом спорта, его достижениями  в мировом масштабе, в том числе и российском;
- воспитанники будут ознакомлены с методикой тренировочного процесса, тактикой согласно их возрасту; 
- будут затрагиваться вопросы по физиологии и психологии в данном виде спорта.
- будет уделено внимание вопросам поведения в быту, обществе, в школе, с совмещением учебы в общеобразовательной школе и занятиями в детско-юношеской спортивной школе.
Конечно, будем уделять большое внимание формированию знаний, умений, правильных действий в экстремальных ситуациях: 
- о поведении на воде, на льду
- о воздействии клеща на организм человека
- о вреде пагубных привычек,
- о простудных  и инфекционных заболеваниях,
- о неправильном питании и многом  другом.

Раздались аплодисменты – родителям понравилась система подготовки юных спортсменов.

Тренер продолжает.
- Безусловно, мы будем держать под контролем учебу в школе, и в конце каждого месяца в пятницу ребята должны предоставить мне свои дневники, чтобы я ознакомился с их успеваемостью в общеобразовательной школе, поставил свою роспись и, если нужно, сделал записи для родителей, а может даже для классного руководителя.
Аплодисменты повторились. Родителям и этот вопрос работы с детьми понравился.

- А сейчас, уважаемые родители, поговорим о системе, без которой высшие спортивные достижения просто немыслимы.
Первое, это конечно, режим дня. Безусловно, как тренер, я буду требовать от каждого воспитанника соблюдение  режима дня. Вас, как родителей, прошу проконтролировать это. Подъем в определенное время, но чтобы этого времени хватило на зарядку, туалет и полный хороший завтрак. После этого можно отправить ребенка в школу.
Возвратившись со школы юный спортсмен должен обязательно принять полный комплект обеда.
Перед тренировкой - небольшая подкормка. Она может состоять из сладкого чая и бутерброда, ведь учащийся должен прийти на тренировку не с пустым желудком, а получив предварительно определенные калории.
Вечером после тренировки за два-три часа до отбоя ужин, а перед сном - принятие любого кисло-молочного продукта.
И обязательно необходимо проведение всем известных гигиенических процедур – умывание, чистка зубов, мытьё ног. Если юный спортсмен не применяет в спортивном клубе душ, то надо дать возможность принять душ дома. В некоторых случаях желательно хотя бы обтереться мокрым горячим полотенцем.

На этом родительском собрании тренер предлагает избрать родительский совет, задача которого заключается в оказании помощи в организаторской работе, в период проведения внутренних соревнований, познавательных поездок и т.д.
 По окончании собрания тренер благодарит родителей за посещение первого организационного собрания и намечает время следующей встречи.

Глава 4. О питании

А теперь о питании. Юные спортсмены пока тратят небольшое количество килокалорий, а в дальнейшем, когда будет больше тренировок и ответственности с учебой в школе, помощью по дому, нагрузка на воспитанников увеличивается, в том числе и расход калорий, а их нужно пополнять.
Но без хорошего качественного полноценного питания, безусловно, хорошей учебы в школе и спортивных результатов не добьешься. Поэтому существует рациональный вид питания.
Продукты должны быть семи цветов радуги. Вот это и называется рациональный вид питания, когда в меню спортсмена используются разнообразные продукты. Нужно уделять внимание калорийной пище -пище, которая поставляет белок в организм – это мясо, мясные продукты, яйцо, творог, молоко. Спортсменам необходимо об этом обязательно рассказывать и, конечно, убеждать, чтобы их питание было полное, рациональное и  калорийное.

Для сохранения спортивной формы необходимо применение витаминов. Особенно в такие времена года, как осень и зима, до марта. Витамины применяют по одному – два драже 1-2 раза в день после приема пищи. Это будет способствовать укреплению иммунитета и насыщению витаминами весь организм.

Также прошу тренеров обратить внимание на наличие спортивной формы у занимающегося. У спортсмена должна быть тренировочная форма, в которой он принимает участие в учебном процессе. Обязательно должны быть специальная обувь своего вида спорта, полушерстяные носки, желательно футболка и спортивные брюки, но ни в коем случае не из синтетики. В спортивной сумке у занимающегося в отдельном пакете должны быть гигиенические средства - мочалка, мыло и полотенце, так как воспитанники должны приучаться принимать душ после каждой тренировки.


Глава 5. Тесты

Каждый тренер в своем виде спорта имеет набор тестов для того, чтобы определить одаренность юного спортсмена.
А для чего это надо? Чтобы через год – два уделить внимание данному спортсмену, а может быть даже перевести его на индивидуальное планирование, которое выведет спортсмена на уровень российских, европейских или мировых соревнований.


Итак, тесты. Первый тест, конечно, это физиология. У каждого вида спорта есть свои данные в определенных физиологических возможностях человека. У кого-то гибкость, у кого-то сила или скоростное мышечное действие. В принципе, в основном требуется, чтобы все звенья суставов хорошо включались, чтобы был гибкий крестцово – поясничный сустав. За этим тренер наблюдает во время разминки, и если спортсмен выполняет упражнения по гибкости, то этому спортсмену ставится плюс.

Второй тест – на восприимчивость указаний тренера. При разговоре с юным спортсменом тренер наблюдает, как ведет себя подопечный. Если он смотрит на тренера, чувствуется, что внимательно слушает или даже вступает в диалог, то это значит, что подопечный восприимчив.
Но есть такие ребята, которые взгляд уводят в потолок, чувствуется, что высказывания тренера до него не доходят, такому спортсмену ставится минус.

Безусловно, важным тестом является психологический. Все люди разделяются по нервной системе на типы: флегматик, холерик, сангвиник. Тренер внимательно изучает подростков и в конце приходит к выводу, к какому типу относится этот подросток. Конечно, интереснее работать с сангвиниками. Спортивных результатов добиваются все типы, но с ними нужно дополнительно и внимательно работать. Если сангвиника можно пожурить, флегматика тоже, то холерика категорически нельзя сильно возбуждать. При сильном давлении он может не выдержать и покинуть занятия. Надо быть очень осторожным, и контролировать свои действия и общение с ними. Особенно важно, когда подопечный - хороший исполнитель, например, когда тренер дает поручение поставить ровно к стенке всю обувь, и он четко все выполняет.

Конечно, важен у воспитанника и интеллект. Тренер интересуется, чем спортсмен увлекается, что читает, участвует ли в школьных мероприятиях. Если подопечный разносторонне развит, он получает плюс.

Следующим тестом является опрос ребят о поведении в школе, в семье, отношениях со своей семьёй.

Количество плюсов и минусов по тестам разделяет ребят на условно перспективных и не очень перспективных, хотя в жизни бывает всё – сегодня он неперспективный, а завтра положительное влияние занятиями спортом, влюбленность в тренера делают из подростка совершенно другой «материал», который способен достигать высоких результатов.

Тренер должен знать перспективы своих ребят, и где-то на второй или третий год очень перспективных он переводит на индивидуальное планирование для того, чтобы добиться определенных спортивных успехов, войти в состав сборной команды области, страны и добиваться, тем самым, высоких спортивных результатов.


Глава 6.  Методы учебно-тренировочного процесса

Итак, коллеги, давайте вспомним, что такое тренировка. Тренировка – это педагогический процесс, способствующий развитию и формированию костно-связочно-мышечной системы, вегетативных органов человеческого организма, а также укрепление центральной нервной системы и характера тренирующегося для достижения высших спортивных результатов. Если разобрать эту формулировку по полочкам, то получается что:
  1) Это педагогический процесс, это форма тренировок
2) Развитие вегетативных органов, т.е здесь связано с медико-биологическим процессом
3) Формирование характера, воли спортсмена и, соответственно, становление психологических положительных качеств спортсмена для достижения спортивных результатов.
Отсюда вывод: в учебно-тренировочном процессе применяются три метода - это педагогический, медико-биологический и психологический.
Так вот в чем оказывается проблема, что тренер не использует, а иногда, используя, не придает значения этим методам, и бывает такая ситуация, а она в большинстве, что планирование учебно-тренировочного процесса для команды составляется индивидуально от настроения, состояния тренера, от того, как у него дома, в быту. Если всё хорошо, тренер подходит к тренировке более вдумчиво, если плохо, то всё идет на автоматике, «от балды», так можно выразиться.
Так вот чтобы не было таких тренировок сумбурно-субъективных, необходимо взять на вооружение вот эти три метода: педагогический, медико-биологический, психологический.
Но в тоже время надо учитывать, что каждый метод имеет набор средств. И вот владея этими средствами, подбирая их, уже планирует системную тренировочную работу, которая охватывает подготовку спортсмена к достижению спортивных результатов.

Глава 7. Педагогический метод

В этом методе можно назвать основное средство – система тренировочных нагрузок. Тренировочные нагрузки можно совершать круговым методом или локальным, а можно смешанным. Например, часть тренировки круговым, часть локальным.
Что такое круговой метод? Это когда подбираются упражнения, не более шести, и выполняются по порядку: первое, второе, третье, четвертое, пятое и шестое. Это считается один круг. Затем возвращаются и снова повторяются упражнения с первого по шестое.
Итак, какая же ставится задача тренером, сколько «кругов» нужно выполнять? – Рекомендуется не менее четырех и не более шести. А количество повторений – не менее шести и не более восьми. Вот это называется круговая тренировка.

А локальная тренировка воздействует на определенную группу мышц, например, верхне-плечевой пояс или мышцы нижних конечностей или мышцы живота и т.д. Чередуя эти тренировки, и воздействуем на нашу костно-связочно-мышечную систему.

Самое главное в педагогическом методе - это вариативность тренировочной нагрузки.
Что такое вариативность? Это обязательная смена нагрузок. Нагрузки бывают малая, средняя, большая и супер-большая. В каждом виде спорта свои нагрузки. У кого-то они анализируются секундами, сантиметрами, километрами, попытками, килограммами, тоннами, количествами повторений и т.д. Каждый вид спорта определяет, как контролировать объем тренировочной нагрузки. И эту нагрузку надо обязательно варьировать. Это средство педагогического метода называется вариативность тренировочной нагрузки.
 
У каждого спортсмена свои тренировочные нагрузки. У новичков они исчисляются небольшими объемами, а вот у мастера спорта, или МСМК они, конечно, очень значительные.
В спорте применяется еще такое средство педагогического метода – интенсивность тренировочной работы. Например, в силовых видах спорта весь объем, проделанный на тренировочном занятии делят на количество повторений с этим снарядом и получают средний вес снаряда. Чем выше мастерство, тем больше средний вес снаряда, то есть, например, штанги.
А теперь можно задать ряд вопросов: а зачем считать этот объем, средний вес штанги или определять средний вес снаряда? - Это как раз и говорит об интенсивности тренировочной нагрузки. Чем выше мастерство, тем больше интенсивность тренировочного веса штанги. Каждый в своем виде спорта может определить свою интенсивность.

Теперь можно задать вопрос: зачем обсчитывать объем, определять интенсивность тренировочной нагрузки? Могу сразу вам сказать, что без такого контроля или анализа высших спортивных достижений добиться очень сложно.
В чем заключается вот этот контроль? Конечно, в ведении дневника. Каждый спортсмен, поставивший перед собой задачу подойти к высшим спортивным достижениям, должен вести журнал учета тренировочного процесса, где записывается каждая тренировка, свое состояние, желательно пульс до тренировки и после нее. И безусловно, тренировка обсчитывается по объему и по интенсивности.
 Для наглядности строится график. Он строится следующим образом: по вертикали (в каждом виде спорта определяются свои оценки) – килограммы, сантиметры, броски, секунды, подъемы и т.д.), а по горизонтали – дни тренировок. Если вы делаете четыре тренировки в неделю, то получается шестнадцать тренировок в месяц. И вот пишется по горизонтали день тренировки, число обязательно и вот, когда тренировка обсчитана, то первая точка на графике ставится на уровне тех данных тренировки, которыми пользуешься в своем виде спорта, ну например, в силовых видах спорта - килограммы. И вот точка ставится, сколько же килограмм было поднято спортсменом или проделал с ними какие –то определенные упражнения. Ну например, это всё дело высчитывается и переводится в тоннаж. Допустим, сегодня тренировка три тонны, поэтому на уровне трех тонн ставим точку на графике. Следующую тренировку также обсчитываем, и нагрузка по объему получается примерно четыре тонны. Ставится точка по вертикали на уровне своего дня тренировки - на числе четыре тонны.
И так выводятся все точки на графике, которые потом соединяются разным цветом чернил: объем - синим цветом, интенсивность выводится точками  красным цветом, количество подъемов или бросков, если кто-то подсчитывает, например, можно зелеными чернилами. И получается цветной график, во-первых интересный, а во-вторых возникает на первый взгляд непонятная «пила» с какими-то разными «зубьями» - высокими, мелкими.
Расшифровывая свой график, можно сказать, что большая тренировка исчисляется большими объемами, средняя тренировка –объемом поменьше и маленькая-восстановительная тренировка – маленьким объемом вашей проделанной работы.
Ну принцип здесь таков: сила, ловкость, выносливость растут от максимальных нагрузок. И чем больше максимальных нагрузок проделано спортсменом, тем ближе он приближается к высоким спортивным результатам –  к нормативам, к участию в соревнованиях.

Но опять существует проблема - как восстановиться после больших объемных нагрузок или супер-нагрузок, чтобы наша «пила» в точку ушла очень высоко.
Безусловно, здесь нужно запланировать несколько тренировок, при помощи которых спортсмен восстанавливается – это малая или средняя по объему тренировка с низкой интенсивностью. Если пренебрег этими правилами, и запланировал себе максимальную по объему тренировку или даже супер-тренировку, то считай, что ты уже кандидат на больничный халат и койку.
Перетренировка она скажется быстро. Во-первых, молочная кислота, которая накопится в мышцах, не даст реализовать себя  – у спортсмена будут болевые ощущения. Во-вторых, если сильно гипертрофировали  мышцы, да еще в них накопилась молочная кислота, то человека ждет травма.
Травмы бывают разные. Самая тяжелая травма – это надрыв фасции, которая покрывает мышцу и получается, так называемая, мышечная грыжа. Но это еще полбеды. Самая страшная травма – это отрыв мышцы от места крепления на кости. Здесь уже потребуется хирургическое вмешательство и очень длительное лечение.
Поэтому и применяется важное средство педагогического метода – вариативность -  это чередование нагрузок – большой, средней, малой, потом может быть еще раз малой, потом средней, а потом можно опять выйти на большую нагрузку и т.д.

Вот только при таких условиях будут расти и спортивные результаты. Хочу подчеркнуть, что у каждого спортсмена нагрузки очень индивидуальны. Чем выше мастерство, тем тренировочные нагрузки становятся большими, объемными.




***

В педагогическом методе есть очень важное средство - периодизация тренировочной нагрузки. Дело в том, что у спортсменов существует календарь соревнований, поэтому тренер и планирует стратегию подготовки к соревнованиям за счет периодов.
А периоды - следующие:
подготовительный,
соревновательный и
восстановительный или переходный период.

Подготовительный период.
Всё зависит опять же от индивидуальных возможностей и вида спорта. Но в этот период рекомендуется закладывать определенную работу на прокачку, на подготовку связочной и костно-мышечной  системы. Хорошо прорабатываются суставы, мышцы, связки т.е. осуществляется большой объем по ОФП, общей физической подготовке, или по специальной физической подготовке, СФП. Работу проводят на выносливость, если она необходима в данном виде спорта.
Подготовительный период самый трудоемкий, самый объемный рабочий период.

А вот в соревновательном периоде спортсмен со своим тренером отрабатывает классическую направленность для того, чтобы войти в ритм соревнования. И безусловно объемы снижаются, а вот интенсивность повышается.
Поэтому строится график, а на графике всё видно - какова интенсивность, каковы объемы. Этот график необходимо вести каждому спортсмену индивидуально в своем дневнике.
За неделю до соревнований снижается и объём, и интенсивность. Интенсивность становится примерно где-то средняя. И на этой интенсивности делается подводка к соревнованиям. Всё меньше и меньше нагрузки, организм накапливает физический, психологический потенциал и тогда спортсмен успешно выступает на соревнованиях.


А после соревнований следующий этап – восстановительный. Восстановительный этап – это процесс  восстановления мышц  с выведением  продуктов распада, молочной кислоты и нормализации центральной нервной системы спортсмена. Вот этим этапом иногда пренебрегают не только спортсмены, но и тренеры. А он очень-очень важен.
Дело в том, что здесь нужно восстановить центральную нервную систему, а для этого нужно поменять вид спорта, чтобы не потерять спортивную форму – движения обязательно остаются, но в другом направлении. Например, силовые виды спорта могут позаниматься в игровые виды спорта, а игровые виды - наоборот могут прийти в спортивный зал  и немножко прокачать мышцы, связки.
Но безусловно, хоть для какого вида спорта вода является мощнейшим восстановителем. Поэтому посещение бассейна, поездка на море даст большой-большой эффект в плане восстановления. 

Что ещё хочу сказать, что мышцы восстановить, конечно, легче, чем психику спортсмена. Для этого можно применить виды массажа: вибромассаж, гидромассаж, ручной массаж, тепловые всевозможные прогревы, банные, электрические и т.д. И этим самым уберутся все продукты распада – молочная кислота и другие, например, если накопились какие-то небольшие гематомы, где есть скопления, выделения лимфы или крови, где есть синева.

А что касается психологии, здесь обязательно применяется положительная смена обстановки. Например, рекомендуем побыть на природе, сходить в лес, устроить грибную охоту, можно съездить на рыбалку. Также будут полезны для восстановления встречи с друзьями, посещения хорошего концерта, поход в театр, кино. Это всё способствует психо-восстановительным процессам.
Поэтому переходный период очень важен. И тренер, и спортсмен, который идет к определенным высотам мастерства должны спланировать после каждого серьезного соревнования вот этот восстановительный момент. Он длится минимум две –три недели. Зато потом организм воспримет уже ваши непосредственные тренировки более эффективно, восприимчивость мышц будет более прогрессивна, появятся новые качества в силе, ловкости, скорости, выносливости.

К средствам педагогического метода относится также и экспресс-анализ. Что это такое? Дело в том, что каждый из нас имеет средство связи – телефон, который предоставляет возможность производить фото и видео-съёмку. А вот использовать его в тренировочном процессе мы, в принципе, или забываем, или ленимся. А ведь это очень мощное средство, когда спортсмена фиксируют во время тренировок, а потом проводят анализ и разбор, смотрят, где у него пробел или где недостает каких-то элементов, и уделяется внимание отработке данных недостатков в действии или технике исполнения упражнений. Поэтому используйте вот такой экспресс-анализ.

Глава 8. Медико-биологический метод

Это один из важнейших методов. Начнем с того, что с самого начала занятий спортом надо приучить себя к обязательному соблюдению распорядка дня, то есть у спортсмена обязательно должен быть режим.
Он заключается в следующем: подъём в одно и тоже время, затем гигиенические процедуры, полный завтрак и, соответственно, учеба, работа, полноценный обед, тренировочный процесс с подкормкой, ужин вечером с применением гигиены, отход ко сну, сон.
Подъём и отбой должны проходить желательно в одно и тоже время. Это связано с тем, что организм привыкает к этой системе, процесс восстановления происходит активно, а самое лучшее восстановление - это вода и сон. Поэтому обязательно надо соблюдать свой режим.

Что касается питания, здесь никаких новшеств нет. Единственное что должно обязательно быть – это рациональное питание. Рациональное питание – это, примерно, радуга цветов на столе, где должны быть продукты и белого, и зеленого, и красного, и синего цвета, и т.д.
Безусловно, должен быть подсчет килокалорий - сколько спортсмен тратит за тренировку. И чтобы не было дефицита нужно обязательно эту цифру пополнить, чуть-чуть превысив её. Дело в том, что, если организм будет работать «в долг» без достаточного поступления килокалорий, то в скором будущем появится вялость, нежелание тренироваться, невнимание к тренировкам – всё это скажется на спортивный результат. Поэтому рациональное питание обязательно должно присутствовать у спортсмена. 
Безусловно надо обратить внимание на употребление продуктов, насыщенных поливитаминами, аминокислотами. Конечно, белковая пища должна быть в рационе, а также углеводы. Это само собой разумеющееся.

Спортсмен, который ставит перед собой задачу выйти на уровень высшего спортивного мастерства должен питаться не менее четырех раз в день. Помимо этого, существуют разные формы подкормок. Это и спортивная подкормка, и просто протеин, креатин или аминокислоты.
 Протеин бывает разный: по вкусу, по содержанию количества белка, который действительно необходим при больших спортивных нагрузках. Но я хочу вас предупредить, что о применении всех перечисленных подкормок обязательно надо согласовать со своим спортивным врачом, если он есть, или хотя бы с терапевтом, который немного разбирается в спорте, потому что излишки белка в организме ни к чему доброму не приведут. Надо знать, сколько у тебя находится белка в организме, знать наличие гемоглобина в крови, а для этого толковый спортивный врач или терапевт обязательно предложит пройти медосмотр хороший со сдачей различных анализов крови. Только тогда спортсмен получит рекомендацию, что можно добавить в свое питание для того, чтобы переварить те нагрузки, которые делают спортивный результат.


Медико-биологический процесс ставит своей задачей восстановить спортсмена после больших максимальных нагрузок. А нагрузки большие организм может выдержать в месяц примерно три-четыре.

Но в тоже время медико-биологический метод имеет в своем арсенале разновидность терапевтических средств. Ну назовем, например, такие, как гидро-средства, связанные с водой: бассейн, душ, душ Шарко, которые способствуют восстановительному процессу.
Затем существует терапевтическое средство как фитотерапия - средство, связанное с травяной растительностью. В наше природе есть большой ресурс трав, которые могут помочь человеку, а тем более спортсмену провести разные формы лечения или насыщения организма. Травами можно почистить кишечник и желудок, травами можно успокоить в какой-то степени вашу нервную систему, стимулировать пищеварение. Таким образом, фитотерапия – одно из сильнейших средств в медико-биологическом методе.

Спортсмены, конечно, должны пользоваться и таким средством как теплотерапия – это прогрев баней, прогрев теплым горячим воздухом. Также применяют и обертывание для прогрева.
Что касается бани, надо знать и такой вариант процедуры. Заходите в баню, сначала прогреваете в парилке ноги, потому что с ног начинаются и простудные заболевания, и прогрев организма.
Если ноги холодные, а вы начали париться, здесь эффект небольшой, поэтому надо сначала прогреть ноги. Это можно сделать в тазике с горячей водой, а можно   на полке поднять ноги и веничком аккуратно нагонять горячий воздух на них. После того как ноги у вас согрелись, прогрейтесь сами до выделения небольшого количества пота через ваши поры. После этого берите в мойке мочало, мыло, тазик с водой и хорошенько вымойтесь с мочалкой, тем самым очистив свои поры от сального выделения. Вот после того как вы помылись хорошо, на голову надо одеть шапочку или обмотать голову полотенцем. Заходите в парную, берите веник, поддавайте пар и, нагоняя на себя горячий воздух, прогревайте верхние слои кожи. И у вас начнется сильное потоотделение особенно в тех местах, где скопление лимфатических узлов. Этим самым вы убираете из организма все шлаки, таким образом помогая крови избавиться от вредных продуктов распада. Можно сделать два-три захода в парную, но не более чем по 2 минуты присутствия в парилке. После это принимайте душ, желательно принять душ контрастный, чередуя горячую воду с холодной, тем самым, повышая иммунитет своего организма и не только мышц, а также всех вегетативных органов, на которые влияют и фитотерапия, и теплотерапия, и фарматерапия. Вообщем, одновременно помогая всему организму.

При наборе спортивной формы надо обязательно включать в рацион употребление витамина С с глюкозой. Дело в том, что это единственный витамин, излишки которого будут выведены из организма жидкостью. А всё что необходимо для организма, будет впитано в кровь. Этот витамин способствует повышению и сохранению спортивной наработанной формы, а глюкоза подпитает сердечную мышцу, что тоже способствует поддержанию нормального состояния спортсмена при больших нагрузках.
Количество употребляемых витаминов С с глюкозой желательно не более 2-х таблеток в день утром и во второй половине дня. Этого для организма будет достаточно, не надо переборщать употреблением этого витамина.
Следующее средство воздействия на рост спортивных результатов – это экспресс-анализ. Спортсмен ранним утром, только приоткрыв свои глаза, находит свой пульс, считает его за 15 секунд, умножает на 4 – это пульс в пассивном состоянии. Затем встает с постели и повторно считает пульс за минуту – это пульс в активном состоянии. Из показателя активного пульса вычитают показатель пассивного пульса. Получается разница значений. Если разница не больше 10-ти ударов – спортсмен находится в отличной спортивной форме. Если разница около 20 ударов, то организм спортсмена не восстановился от большой нагрузки. А если эта разница больше 25-ти, то здесь необходимо не только уйти на малую нагрузку, но и применить восстановительные средства из медико-биологического метода.
Итак, мы с вами набрали хорошую спортивную форму, на тренировках показываем хороший результат, на соревнованиях планируем даже увеличить этот результат. Но существует одно «но». Дома ты, как говорится, спортсмен домашнего уклона, а вот  при поездке на соревнования  в другой город или в другую страну  надо суметь донести свой результат до старта. Это очень важно.


Глава 9. Психологический метод

Сейчас мы с вами рассмотрим третий метод учебно-тренировочного процесса – это психологический. Все мы с вами смотрим спортивные передачи, и порой берет удивление. Как так?! Спортсмен физически подготовлен вроде бы хорошо, но  что-то в нем ломается, он проигрывает, затем, особенно в большом теннисе, бьет ракеткой по бордюру трибуны, разбивает эту ракетку, бросает остатки в зрителей. Ну и финал каков? Во-первых, проигрыш. Во-вторых, большой штраф за неспортивное поведение, а может быть и дисквалификация. Или командные соревнования, когда команда соревнуется на равных с соперником, даже в некоторых моментах лидирует. И вдруг что-то происходит. Команда начинает ссориться, разговаривать на поле или на площадке, друг друга обижать - игра не пошла. И в принципе, большой проигрыш. Вот такие ситуации случаются у тех, кто вообще не знает, что такое ПРТ и не использует его.

ПРТ – это психорегулирующая тренировка. Этим средством в совершенстве владеют индийские йоги. Конечно, под своим названием, по своей методике, но принцип остается одинаков. Это умение давать команду через центральную нервную систему всем вегетативным органом, то есть внутренним органом, а также умение расслабить и сократить мышечную единицу.
Что только ни вытворяют индийские йоги, применяя этот метод: они протыкают шпагой свое тело в любых местах, затем за ребро подвешивают себя на определенную высоту, ложатся в ледяной гроб на несколько часов, а также их зарывают в землю в настоящем гробу на неопределенное время. И в принципе, йог, умеющий сконцентрировать своё внимание, сократить сердечную деятельность, использовав внутренние резервы, остаётся жив. Этим самым йоги показывают, насколько совершенен наш организм, и какой большой потенциал у человеческого организма. Но даже люди, не знающие что такое ПРТ, проявляют такие возможности, что потом сами удивляются.

Например, у полярников произошел такой случай.
«Самолет приземлился на ледовой площадке маленького аэропорта, как обычно подбежал работник, стал крепить троса, чтобы сохранить аэроплан на льдине. Летчик заглушил мотор, наблюдая, соответственно, в окно и уже настраивался вылезти из кабины.
Как вдруг работник аэропорта почувствовал на плече чьё-то прикосновение. Обернулся, а перед ним стоит огромный белый медведь. Полярники все в курсе дела, что нет страшнее зверя, чем белый медведь.
Находясь в такой специальной тяжелой одежде – это унты, комбинезон меховой, работник с громким криком вдруг резко вспрыгивает на крыло самолета. Медведь снова тянется лапами до унтов работника, стараясь прихватить человека. Летчик тут же вынимает свое оружие - все полярники-летчики на случай опасности вооружены - и, приняв решение, выстрелами убивает опасного зверя.
Сбегаются друзья-полярники с близстоящих палаток, смотрят – медведь лежит убитый. Летчик спускается с самолета, рассказывает о том, что он был свидетелем, как медведь тянулся лапами к рабочему, и сложилась опасная ситуация. А работник аэропорта в это время всё ещё сидел на крыле самолета. Ему, конечно, помогли спрыгнуть оттуда.  А полярники под хохот спрашивают его: «Ну-ка, Петр, запрыгни снова на крыло самолета». Рабочий аэропорта удивлен и не хочет повторять этого ввиду сложности данного маневра. Его спрашивают: «Тогда как ты там оказался?» Рабочий отвечает, что не знает, как это получилось. Что-то произошло в его сознании, он испугался, и вот так неожиданно для самого себя сиганул на крыло самолета на порядочную для человека высоту.
Это ещё раз подтверждает, что человеческие возможности безграничны. А кто знает ПРТ, он использует его на своё благо.

Давайте рассмотрим методику самого ПРТ.
Итак, первое, что нужно сделать это конечно - лечь на спину, желательно на мягкую теплую подстилку, руки вдоль корпуса, голову положить в удобную позу. Плюс ко всему надо прикрыть глаза и представить себе самое удачное посещение водных мест – реки, озера или моря. Теплая погода, теплый ветер. Вам приятно, вам хорошо. Вы лежите на берегу, допустим, моря. Волны накатываются на берег. Вы их слышите. Это вас успокаивает, уравновешивает.
И вот вы мысленно начинаете проговаривать такую текстовку: «Я нахожусь в приятной позе. Мне хорошо. Мне приятно. Палец правой ноги моей начинает теплеть, вот палец уже почти что теплый. Наконец, палец правой ноги совершенно теплый. Мне приятно. Тепло переходит на остальные пальцы ноги. Пальцы теплеют. Мне очень хорошо, пальцы становятся теплыми. Стопа правой ноги начинает теплеть, теплеть, ещё теплеть и вот уже стопа правой ноги становится теплой. Нога моя становится теплее и теплее, и в конце концов становится теплой. Моя нога до бедра также становится теплой. Вся нога моя теплая. Мне очень приятно и хорошо.
Палец левой ноги также начинает теплеть. Вот он уже примерно стал такой же теплый как палец правой ноги. Теплеть начинают все пальцы левой ноги, и тепло переходит на голеностоп. Он начинает теплеть и становится теплым. Нога левая до колена принимает тепло и становится также теплой.
Тепло продвигается выше. И вот вся левая нога становится теплее и теплее. И в конце концов обе ноги левая и правая становятся теплыми. Мне приятно. Мне хорошо.
Ягодичные мышцы начинают теплеть. Мне хорошо. Я чувствую тепло. Паховая область моего тела также начинает теплеть. Весь низ моего тела становится теплым. Тепло начинает двигаться выше. Вот уже мышцы брюшной полости начинают теплеть, а также спинные, крестцово-поясничные мышцы становятся теплыми. Мне очень приятно. Грудь начинает теплеть. Тепло переходит на мышцы спины.
Пальцы правой руки также начинают медленно теплеть. Вот уже пальцы правой руки становятся теплыми. затем кисть правой руки становится теплой. Рука по локоть всё теплеет и теплеет. Я ощущаю тепло, и правая рука вся становится теплая. Рука до плеча становится теплой.
Тепло начинает появляться в пальцах левой руки. Кисть левой руки теплеет и теплеет. Вот она уже вся становится теплая. Приятное тепло медленно распространяется по всей руке. Теплеет вся рука от кончиков пальцев до плеча.
Шея моя начинает теплеть. Щеки мои немного горят. Мне приятно и тепло. Появляется небольшая испарина. Мне очень хорошо. Я отдыхаю, лежу. Ветерок теплый помогает мне сохранить это тепло. Я восстанавливаю свои силы, я накапливаю энергию, я готов к действию».
После последних слов необходимо потихоньку открыть глаза без резких движений. Просто встать на ноги, потянуться вверх, к солнцу руки желательно вытянуть, немного потереть руки друг о друга, встряхнуть чуть-чуть. И считайте вы набрали определенную энергию.


Чтобы освоить психорегулирующую тренировку, необходима, конечно, большая упорная работа. Наскоком здесь не возьмешь. Когда вы приняли положение лежа, надо откинуть все мысли и сосредоточиться только на том, что вы хотите делать. То есть, если вы просите, чтобы тепло было в правом пальце ноги, то надо представить, как туда идет волна тепла. Только при этом выполнении этого условия вы получите положительный эффект.
Сколько нужно времени, чтобы освоить ПРТ? У каждого по-разному. Кто-то осваивает за несколько дней, кто-то за несколько недель, а кто-то будет мучиться месяц, но в конце концов добьется определенных результатов.

Если вы  научитесь вызывать тепло во всем теле и чувствовать его, то надо переходить ко 2-ой фазе обучения. Это сокращение вашего текста ПРТ. Уже не вызывать тепло в отдельном пальце, голеностопе, мышцах ноги по колено и выше, а вызывать тепло в обоих ногах. Ну например, текстовка уже такого плана: «Мои ноги теплеют, мои ноги получают тепло, мои ноги теплые. Мое тело теплеет, мое тело получает тепло, мне хорошо. Моя голова теплеет. Мое сознание хорошее, ровное. Мне очень приятно. Я отдыхаю, я восстанавливаюсь».
Здесь идет уже короткая трактовка. А со временем, когда это всё стабилизируется, и вы научитесь подключать центральную нервную систему (цнс), то, как говорится, вы в конце концов научитесь давать команду вегетативным органам, то есть вы сможете замедлить пульс или ускорить пульс, тем самым способствовать процессам успокоения или наоборот возбуждения.
 Если появляется стрессовая ситуация, где в основном люди за счет испуга даже погибают, то вы, дав себе команду несколькими словами, например, «Я спокоен.  Я мобилизован. Я готов к действию», сможете снять с себя это боязливое состояние, и всегда спокойно будете искать из безвыходного положения выход. Тем самым, может быть, даже  спасете свою жизнь.
А что касается спорта, здесь очень важно знать это ПРТ. После неудачных попыток спортсмен за счет большого количества адреналина теряет самообладание и в принципе допускает повторную ошибку и еще ошибку и получает неудачу в своих выполняемых упражнениях.
А вы после первой неудачи, владея ПРТ, можете принять позу «кучера». Что это такое? Это поза, когда надо сесть на стул, упереться локтями в бедро, склонить голову, как кучер сидит на облучке, когда его тянет в сон.
Вот такую «позу кучера» надо принять. Опустив голову на грудь, вы мысленно начинаете давать себе определенную команду: «Я отдыхаю. Мне становится лучше. Вот мне уже хорошо. Я набираюсь сил. Мудрость приходит ко мне. Силы вливаются в мышцы. Я готов к действию». На последних словах можно уже встать, немножко даже попрыгать, встряхнуться. И вот вы уже мобилизованы на выполнение упражнения, продолжение командной игры или на совершение мировых открытий в спорте. Вот для чего нужно знание ПРТ!
 А кто захочет основательно получить подробные знания по ПРТ, можете обратиться к соответствующей специальной литературе. В ней есть информация об этом направлении, например, Г. Малахов. Целительные силы, том 4. У него очень основательно описана методика обучения данной системе.




***

Для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных применяются другие средства психологического воздействия. Это, безусловно, беседы. Беседы на тему развития вашего вида спорта в России, за рубежом, достижения спортсменов российских и зарубежных. Безусловно, здесь еще необходимо на родительском собрании ставить вопрос перед родителями, чтобы они тоже были заинтересованы в занятиях своего чада, интересовались тренировками, достижениями. Приходили обязательно на прикидки, соревнования. Этим самым мотивируя юных спортсменов на то, чтобы они полностью отдавались спорту. Конечно, надо поставить ребят в известность, как и за счет чего повышается мастерство.
 Какой-то вид спорта повышает свое мастерство за счет выполнения определенных нормативов. Есть виды спорта, где надо набрать количество удачных боев, схваток. В командных соревнованиях - там набирают количество очков.
И безусловно, в секциях, где идет непосредственная работа с ребятами, должны висеть на стендах данные нормативы, чтобы воспитанники знали к чему они идут, и что нужно для того, чтобы подняться на следующую спортивную ступеньку.
Юные спортсмены должны знать, что для кандидатского норматива необходимо повторение результата КМС или других спортивных разрядов для того, чтобы этот спортивный разряд был подтвержден. А вот норматив Мастер спорта, МСМК, Заслуженный мастер спорта присваиваются как почетное звание на всю жизнь.
Также поступают и в процессе соревнования. Если ты становишься чемпионом России, Европы и мира, то на второй или через какой-то определенный срок, выступая на этих соревнованиях, ты становишься победителем, и тогда подтверждаешь свое звание. Если ты не принимаешь участие в соревнованиях или проигрываешь, то к твоему званию прибавляется приставка «экс» - экс-чемпион Европы, экс-чемпион мира и т.д. А вот на Олимпийских играх звание присваивается на всю оставшуюся жизнь, твое имя вносится золотыми буквами в летопись этих Олимпийских игр. Ну например, победитель, вернее, чемпион 22-х Олимпийских игр. И всё. Ты становишься на всю жизнь чемпионом именно вот этих Олимпийских игр.

***

Я со своей стороны думаю, что не надо стесняться рассказывать и о материальном поощрении за выдающиеся заслуги в вашем виде спорта.  Дело в том, что это является тоже большим стимулом, мотивацией для того, чтобы спортсмен правильно, четко выполнял распоряжения тренера, не пропуская тренировок, отдаваясь спорту. Тем более тренер должен будет требовать и хорошую учебу в школе, поэтому на спортсменов возлагается задача – и учиться хорошо, и тренироваться хорошо. Ну а каждый труд он оплачивается, поэтому  спортсмены должны знать, как поощряются спортсмены в вашем виде спорта.
Мотивация является сильным средством для достижения высших спортивных результатов, поэтому тренер обязан после выполнения первого спортивного разряда составить перспективный план по достижению спортивных результатов на перспективу и участия в соревнованиях России, Европы или мира. И с этим планом необходимо выйти на руководящие органы, под началом которого работает тренер и доказать перспективность данного спортсмена для выделения ему определенной стипендии. А спортсменам, которые завоевывают высокие места на соревнованиях Европы и мира, выделять достойные премии, а по необходимости обеспечивать жильем или наградным автомобилем. Такая мотивация уж точно сыграет положительную роль в успехах данного спортсмена.

Заключение

Рассмотрены три метода. Это педагогический, медико-биологический и психологический. К каждому методу есть определенное количество средств. Сейчас тренер – это его искусство, и его творческая грамотность, подбирает для каждой группы свои средства. А если есть одаренный воспитанник, то подбираются средства под этого одаренного спортсмена.

Вот пример. Группа начальной подготовки. Какие средства можно использовать из педагогического метода тренировочного процесса. Безусловно, это вариативность тренировочной нагрузки. Подопечных знакомят с тем, что нагрузка обязательно выполняется, где чередуются малая, средняя, большая нагрузка. Что спортсмены тренируются по периодическому методу – это подготовительный период, соревновательный и восстановительный. В принципе даже юный спортсмен должен об этом знать.

Безусловно задача тренера – научить своего подопечного вести обязательно дневник, где записываются основные упражнения, исчисляемыми в разном виде спорта килограммами, минутами, попытками, бросками и т.д. Дневник, который ведет подопечный обязательно должен иметь запись всего тренировочного процесса, плюс ко всему записи о самочувствии и если, есть желание большое, то пульс до и после тренировки. Вот такой анализ должен уметь делать занимающийся с первых дней тренировок.

Что я ещё хочу предложить.  В принципе даже молодой спортсмен должен знать - каждую тренировку можно занести в график. То есть строится график по вертикали – те объемы, которые выполняются на тренировке, и по горизонтали – дни тренировок. Эти точки соединяются, и получается кривая.
И вот если эта кривая близка к небольшим изменениям и похожа на волнистую кривую, то в принципе от этих тренировок никакой пользы не будет.
А должны быть очень сильные перепады. То есть, если тренировка маленькая, затем строится большая тренировка, «зубец» «пилы» графика уходит вверх. Соответственно, после большой нагрузки обязательно должно быть восстановление - и «зубец» графика должен спускаться вниз.
Можно сделать две тренировки, чтобы спортсмен полностью восстановился, а уже потом опять выполнять или большой объем нагрузки, или объем супер-нагрузки. Принцип остается такой – нагрузить и восстановить подрастающий организм. Это очень важно. То есть начинающего спортсмена обязательно знакомим с вариативностью тренировочной нагрузки.

***

 Из следующего медико-биологического метода необходимо познакомить воспитанников с таким средством как режим дня спортсмена, т.е. подопечный обязательно должен научиться соблюдать режим.  Если к такому режиму спортсмен привыкнет, то результат будет достигнут за более короткий период.


Следующее средство, которое можно применять юным спортсменам до 1-го спортивного взрослого разряда – это витаминизация. По рекомендации врача можно применять определенные группы витаминов для того, чтобы восстанавливаться от тренировочной нагрузки, укрепить хороший иммунитет, и чтобы приобрести спортивную форму. 

Что касается психологического метода, то здесь конечно до 1-го спортивного разряда работу по мотивации ведет тренер, для того чтобы возбудить интерес к данному виду спорта рассказывается о спорте, спортсменах, о соревнованиях, судействе и т.д.

А когда ставится задача подготовки норматива МС или МСМК здесь всё усложняется. Тренер в свой план вносит из педагогического метода  такое средство, как вариативность, то есть, повторяется то, что делали ребята на начальном этапе тренировочного процесса,   с контролем интенсивности тренировочного процесса или так называемая плотности занятий у некоторых видов спорта. Тренер рассказывает, как это делать, что нужно знать этому спортсмену, который готовится на выполнение МС и брать это всё под своё внимание.

Безусловно, спортсмен, который работает на мастерство, должен быть закреплен за каким-нибудь спортивным врачом. И необходимо получить анамнез на состояние здоровья данного спортсмена. Если нужно, то сдавать анализы – обязательно на количество белка и состояние гемоглобина в крови.  Вот эти данные очень важны для всех видов спорта.

Из медико-биологического метода берется весь арсенал  следующих средств – это и гидро, и фитотерапия, и витаминизация, и спортивная подкормка. Всё берется в работу, но составляются определенные графики по этапам, т.е. соревновательный этап. Всё это расписывается, планируется.

Что касается психорегулирующего метода тренировочного процесса, то здесь, конечно, желательно чтобы спортсмен изучил ПРТ, научился владеть собой. И это будет способствовать и ускорять выполнение заветной мечты – достижение высоких спортивных званий.