Это время гудит - БАМ! в работе

Ирина Ракша
На фото: 1. Ирина Ракша "Необыкновенное путешествие" Детгиз, 1980 г. 2. Первопроходцы БАМа. 3. На реке Зее. 4. "Ни жара, ни снег, ни холод. БАМ - для тех, кто сердцем молод." 5. Автограф на книге А.Побожего "Дорогами тайги".

                ЭТО ВРЕМЯ ГУДИТ - БАМ ! (В работе)

  Хочу написать большой материал о том, как начиналось строительство БАМа. Легендарной Байкало-Амурской Магистрали. (Я там работала, я о БАМе писала и могу величать себя бамовкой). Сейчас вновь о ней, так необходимой для страны, которая "поворачивается лицом на Восток", заговорили в СМИ много и широко. А тогда, в те далёкие годы,50 лет тому назад, когда её, идущую севернее,почти  параллельно старой Транссибирской дороге, лишь начинали строить (хотя за этот проект брались ещё при Сталине, в 30-е годы) При наших-то богатейших месторождениях без неё ну никак нельзя). Я не раз летала туда в командировки от разных газет и журналов. Писала о строительстве. (Даже получила в журнале "Литобоз" ("Литературное обозрение") лауреатство за лучший материал года). Летала в Тынду на самолётах и вертолётах, ездила на товарняках и дрезинах.( ДЭТЭшках, АГАшках и т.д.) И одна, и с бригадами, и с начальством. А так же в тайгу в палатки к геодезистам, к первопроходцам. На полноводные чудо-реки Зея и Бурея. И там неделями кормила комаров по сибирским болотам и чащам...Но почему-то сегодня (по прошествии жизни) вспомнила лишь два имени очень популярных и уважаемых на БАМе в те годы. Старейшие изыскатели Пётр Степанович Баулин и Александр Алексеевич Побожий. Это они тогда руководили, они строили, они рождали эту великую магистраль. А Александр Побожий даже написал об этом книжечку. Вон она белая, маленькая стоит у меня в кабинете на книжной полке с его автографом. (Где сибирский БАМ, а где Москва?)
    Помню, мы с Побожим летели тогда грузовым вертолётом над тайгой очень низко. К Бурее, кажется, на стоянку геодезистов. Шасси вертолёта чуть не задевали вершины зелёных, таёжных сосен. Хвостовую часть занимал груз для первопроходцев: мешки с продуктами, ободранные оленьи туши. И тут же стояли ящики со взрывчаткой для тоннельщиков-взрывников, на которые я порой поглядывала с опаской. Мы с Александром Алексеевичем сидели вдоль стены на длинной металлической лавке возле круглых иллюминаторов. Прямо как в песне поётся:"А я еду за туманом, за туманом, / За мечтами и за запахом тайги...". Мотор дико гудел, буквально ревел. И нам с Побожим приходилось кричать, чтобы понять друг друга. Вот мы и кричали. И вдруг он, большой начальник в галстуке, словно из министерского кабинета, неожиданно, улыбнувшись мне, взял свой толстый портфель, стоящий рядом, и стал в нём копаться. И, наконец, с гордостью вытащил из кучи деловых бумаг какую-то книжечку с названием "Дорогами тайги". И стал подписывать её своей авторучкой, заряженной лиловыми чернилами. Корявым, от дрожи винтов, почерком. Прокричал:"Я не писатель, конечно, как Вы, но вот решил разразиться. Ценю важность момента. Пусть останется Вам на память от наших сибирских скитаний, может когда-то и вспомните своего попутчика." И опять улыбнулся лукаво, а на первой странице оставил свои слова:"Многоуважаемой Ирине Евгеньевне, на память о Вашем посещении изыскателей БАМа в Тынденском и на красивейшей реке Деи. 08.08.1974 г."
   С тех пор прошло уже полвека, а я по сей день бережно храню и очень ценю эту памятную брошюру. Историю прекрасного высокого времени, историю моей страны.