Е. И. Чарушин сценарий праздника

Олейник Алла
Сценарий праздника, посвященного писателю и художнику Евгению Ивановичу Чарушину.

Оформление зала.
• Портрет писателя,
• Его высказывания о своей жизни и творчестве,
• Книжная выставка,
• Выставка детских рисунков,
• Фотостенд: «Наши братья меньшие».

Цитаты для плакатов

Чарушин о себе и своем творчестве.

1 «Часто случается, что детские увлечения человек проносит через всю жизнь».
2. «Я вырос с карандашом и кистью в руках».
3. «Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и въезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен. Случалось, что и в болоте тонули.
И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе - всё это я с детства полюбил и пережил».
4. «Я приучился с детства понимать животное - понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное».
5. «Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь».
6. «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка, - я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон. Все это надо наблюдать и почувствовать».
7. «Радует меня то обстоятельство, что я работаю для миллионов наших ребят»


Вступительное слово библиотекаря (учителя).

Сегодня мы собрались на праздник книги, посвященный замечательному детскому писателю Евгению Ивановичу Чарушину.
Перед нами портрет писателя. Давайте его рассмотрим. Каким вам кажется человек, изображенный на этом портрете? (Умный, добрый, задумчивый…)
Кто из вас, не читал рассказов Е. И. Чарушина? Есть такие? Нет? Хорошо. Тогда подумайте и назовите один, который вам больше всего понравился. (Дети называют рассказы).
Вы знаете, что Чарушина называют писателем-натуралистом. А кто может сказать, почему? (Дети отвечают.) Да, Евгений Иванович Чарушин писал о природе. А о ком чаще всего он писал? (После ответов детей.) Верно, он писал о животных, домашних и диких, и особенно любил писать о малышах – детёнышах этих животных.
Итак, Е.И. Чарушин – детский писатель. А кто иллюстрировал его книги? (Дети отвечают). Можно сказать, что Е.И. Чарушин был автором и текстов, и книжных иллюстраций. Некоторые его книги иллюстрировал сын писателя – Никита Чарушин.
А вот эти рисунки (указать на выставку детских рисунков.) говорят о том, что и вы захотели нарисовать героев книг Евгения Чарушина. А (имя ребёнка) приготовил(а) стихотворение Аллы Олейник о Е.И. Чарушине.

   ВОЗЬМИ  ЭТУ  КНИГУ

    Я книжки читала
Про Тюпу и Томку.
Я их рисовала:
И Тюпу и Томку.
     Я с ними дружила
И с ними смеялась.
Они мне живыми
Друзьями казались.
     Чарушин про них
Написал эту книжку.
В ней встретишь сороку,
Зайчишку и мишку.
     Живут в этой книге
Лисёнок, волчишка,
Живёт сорочонок
И даже мальчишка.
     Здесь мальчик Никита
Умеет лечить,
И Женя, что учится
«Р» говорить.
     Возьми эту книгу
И будешь ты рад:
Ведь влюбишься мигом
В различных зверят.

Многим из вас так понравились рассказы писателя, что некоторые решили хоть на время превратиться в героев его книг. Давайте посмотрим, как это у них получилось.

Дети показывают инсценировки по рассказам Е.И. Чарушина.

ПРИЯТЕЛЬ.
Ведущий. Иван Фёдорович пришёл в гости к Семёну Ивановичу. Стучит.
И.Ф. Сеня, ты дома?
Ответ. Дома! Дома!
И.Ф. Ну и голосок же у тебя! Ты разве простудился?
Ответ.   Простудился, простудился.
И.Ф. Ну, открывай же скорей дверь, открывай!
Ответ. Открывай, открывай.
И.Ф. Да как открывать, если дверь заперта.
Ответ. Заперта, заперта.
И.Ф. Да ты что, на самом деле! Я к тебе в гости пришёл, а ты не пускаешь. Разве это хорошо?
Ответ. Хорошо, хорошо!
И.Ф. Ну, я вижу, с тобой не сговоришься!

И тут появляется Семён Иванович.

И.Ф. Вот так штука! А кто же в твоей комнате со мной разговаривал?
Семён Иванович - Да это мой попугай. Я его недавно купил!
 
СТРАШНЫЙ РАССКАЗ
Ведущий. Шура и Петя жили на даче. Однажды мама и папа ушли к соседям в гости. Стемнело... Мальчики одни легли спать.
Шура. Темно-то как...
Петя. Слышишь? По стене кто-то ползает, шуршит.
Шура. Может быть, таракан.
Петя. А может быть, кто-то другой.
Шура. Мне совсем не страшно.
Петя. Мне тоже совсем не страшно.
Шура.   Мы воров не боимся.
Петя. Людоедов тоже не боимся.
Шура. И тигров не боимся.
Петя. Они сюда не придут.

Услышали, кто-то топает. Шура к Пете - на кровать.

Петя. Не дыши.
Шура. Не дышу.

Снова слышно, как кто-то топает. Входят мама и папа.

Шура. Мама, папа, там, там...
Петя. Кто-то топает.
Мама и папа смотрят во всех углах.
Мама. Да это ёжик!
Папа. Видно, из леса пришёл.

КАК МАЛЬЧИК ЖЕНЯ НАУЧИЛСЯ ГОВОРИТЬ БУКВУ «Р».

Женя (идет по двору)Ну, не умею я говорить эту букву.

Дети замечают Женю.

1-й мальчик.Смотрите, Женя вышел!

Дети подходят к Жене.

2-й мальчик. Женя, ну-ка скажи: пароход.
Женя. Палоход.
3-й мальчик. А скажи: таракан.
Женя. Талакан.
1-й мальчик. Скажи: рыба.
Женя. Лыба.

Дети смеются. Женя, огорченный, уходит.
Он залез на лестницу.
Тихонько плачет.
Прилетела ворона и громко каркнула.

Ворона. Крррааа!
Женя. Клллааа!
Ворона. Каррр! Кррра!
Женя. Каллл! Кллла!
Ворона. Кррр.
Женя. Кллл…..
Ворона. Ррра, ррра, ррра!
Женя. Ллла, ллла, ллла!
Ворона. Кар, кар, каррр!
Женя. Кал, кал, каллл!
Ворона. Кра!
Женя. Крррааа! (Удивился)
Крррааа! Получилось! Ура!

Женя бежит к мальчикам.

Женя. Ребята! Я ррры научился говорррить!
1-й мальчик. Да ну?
2-й мальчик. Вот новость!
3-й мальчик. А скажи нам что-нибудь.
Женя (задумывается) Паверрр.

Мальчики засмеялись.

1-й мальчик. Он хотел сказать «Павел». (Дружески похлопал Женю по плечу). Пойдем.

Дети уходят. Женя с ними.

А вот была история…

Рассказчики сидят полукругом.

1-й. Давайте рассказывать друг другу разные истории.
Дети. Давайте!
2-й. Давайте посоревнуемся, у кого получится самая интересная история.
3-й 1-му. Начинай.
1-й. Я ходил по зоопарку, устал и сел отдохнуть на лавочку. Передо мной была клетка вольера, в которой жили два больших черных ворона – ворон и ворониха.
Я сидел отдыхал. И вдруг один ворон подскочил к самой решетке, посмотрел на меня и сказал человеческим голосом:
– Дай Яше горошку!
Я сначала даже испугался и растерялся.
– Чего, - говорю, – чего тебе надо?
– Горошку! Горошку! Дай Яше горошку, - снова закричал ворон.
Раньше я думал, что только одни попугаи могут выговаривать человеческие слова, а потом узнал, что можно научить говорить и других птиц.
(Из рассказа «Яшка»)
4-й. Да – да! Можно научить говорить и ворону, и сороку, и галку, и скворушку.
1-й. Вот какая история была у меня. А у тебя?
2-й. А я расскажу такую историю.
У моего приятеля жили два маленьких лисенка. Эти лисята были очень непоседливыми.
Однажды мой приятель очень испугался. Проснулся он утром и видит: по комнате скачет его высокий охотничий сапог. Так вот и скачет – сам по себе. Перевертывается. Перекатывается. «Что за чудо?» - думает он.
1-й. И что же это было?
2-й. (Усмехнулся) Потом присмотрелся и заметил: из голенища сапога торчит кончик пушистого хвостика. Тут приятель и догадался, что это лисенок залез в его сапог.
(Из рассказа «Путешественники»)
3-й. Да…история!
Я тоже расскажу об одном случае, об истории, которая произошла с одним старым бакенщиком.
Как-то раз возвратился старик с рыбалки. Открыл дверь в сторожку и видит: к нему, оказывается, гость пришел – белый-белый пушистый кот. Покормил он его. Кот так остался жить у старика. Оба довольны: вдвоем-то веселее.
Они и фонари на бакенах зажигали вместе, и на рыбалку ходили вдвоем. Попадется маленькая рыбешка – коту ее. А большую – в ведро на уху.
Однажды кот исчез…
4-й. Куда же он исчез?
3-й. Старик тоже удивился, а потом увидел его на плоту.
2-й. Что же он там делал?
3-й. Вот старик и удивился. Подошел к коту. Лежит пластом на бревне, опустил лапу в воду, не шевелится, даже не моргнет. А когда рыбешки выплывут стайкой из-под плота, он – раз! и подцепит когтями одну, съест и следующую ловить пристроится.
Вот какая была история!
(Из рассказа «Кот Епифан»)
4-й. И у меня на примете есть одна примечательная история.
Ходил я по лесу, устал, прилег и уснул. И снится мне, что я сплю (во сне сплю!) и храплю.
1-й. А ты что же никогда не храпишь?

Слушатели заулыбались. Рассказчик отмахнулся.

4-й. Проснулся. А все равно слышу, будто храплю. Тряхнул головой, совсем очнулся и понял, что это не я храплю. Да и на храп не похоже.
2-й. А что же это было?
4-й. Поднял голову. Смотрю – в реке медведь сидит. Здоровенный медведь.
Ружья у меня нет. Стал потихоньку отползать. А потом выглянул из-за кустов и понял: медведь рыбу ловит. Да чудно как! Прикусит пойманную рыбу – и под себя ее кладет. Снова поймает, прикусит да под себя. А когда приподнимется, первую рыбу течением унесет. Ловит-ловит, а рыбы все нет! Обиделся медведь, заревел во всю мочь и в лес ушел.
(Из рассказа «Медведь-рыбак»)

ПЕРЕПЁЛКА.

1-й ведущий. В доме у Никиты жила ручная перепелка.
2-й ведущий. Такая маленькая дикая курочка?
1-й ведущий. Да, все коричневая в светлых полосках.
2-й ведущий. И на горле у нее нагрудничек из перышек.

Подходят еще двое ребят.

1-й ведущий. Перепелочка ходит по клетке и тихо насвистывает.
3-й ведущий. Вот так: «Тюрр-тюрр! Тюрр-тюрр!?»
1-й ведущий. А то ляжет на бочок и купается в песке.
4-й ведущий. Как настоящая курица!
1-й ведущий. Мы ей покажем червячка, она подойдет и клюнет из рук.
3-й ведущий. Надо же! Совсем ручная…
1-й ведущий. Но самое удивительное вот что. Как только зажжем мы вечером электричество, перепелочка сразу начинает громко высвистывать.
3-й ведущий. Вот так? «Фить-пирю! Фить-пирю!»

Ведущие уходят. На сцене мама, папа, Никита. Папа читает газету. Мама стелет постель. Никита на полу играет. Из-за кулис слышен голос перепелки.

Перепелка. Фить-пирю! Фить-пирю!
Никита. Что такое она говорит?
Мама. Это она тебя спать укладывает.
Папа. Слышишь, кричит: «Спать пора! Спать пора!»

Мама улыбается, а Никита прислушивается. Перепелка кричит.

Никита. И вправду, похоже.
Перепелка. Фить-пирю! Фить-пирю!
Никита (вздыхая). Спать пора! Спать пора!.. Рано еще!
Перепелка. Фить-пирю! Фить-пирю!
Никита. Да не хочу я!
Перепелка. Фить-пирю! Фить-пирю!
Мама. Слышишь?
Папа. Ведь не успокоится, пока не ляжешь.
Перепелка. Фить-пирю! Фить-пирю!
Никита. Я еще немножко поиграю!
Перепелка. Фить-пирю! (много раз подряд)

Никита хватается за голову, убегает. Перепелка кричит. Никита выходит с полотенцем в руках. Вытирает лицо. Перепелка кричит.

Никита. Да уж умылся я, вытираюсь.
Перепелка. Фить-пирю! Фить-пирю!
Никита. Да уж раздеваюсь.
Перепелка. Фить-пирю! Фить-пирю!

Никита ложится. Мама укрывает его. Папа гасит свет.

Никита. Да что ты кричишь, глупая? Ведь я уже лег!
Папа. Гашу свет. Спокойной ночи.
Мама. Спокойной ночи.

Перепелка замолкает.

Мама (выходит вслед за папой): Уснул.
Папа. Угомонился. И перепелка тоже.
Ведущий. Так перепелка стала укладывать Никиту спать. Стоит потушить свет, она умолкает, Никита засыпает. Ведь в темноте перепелке кричать не любят.

СВЕРЧОК

Ведущий. Жил в деревенском доме, в стене, сверчок. Он прятался в щелке. А как настанет ночь, начинает тирликать:
– Тир-ли. Тир-ли. Тюр-ли. Тюр-ли. Ли-ри. Ли-ри. Т;р-ли-ти.
Он тирликает, и свистит, и скрипит. Уж пел бы днем, можно было бы привыкнуть, а ночью… Люди устали, им надо спать.
1-й жилец дома. Давайте смажем щель керосином.

Принесли керосин. Смазали щель.

2-й жилец дома. Давайте и перца еще в щель надуем.

Вдувают с помощью соломинки перец, который находится в какой-либо посудинке.

3-й жилец дома. Думаю, теперь выгнали квартиранта.
1-й жилец дома. Незваного квартиранта!
2-й жилец дома. Не выдержит! Сбежит!

И тут раздалось: «Тир-ли! Тир-ли!»

3-й жилец дома. Надо же! Тирликает!
2-й жилец дома. Как ни в чем не бывало!
1-й жилец дома. Не уходит!.. Поет себе – напевает.
2-й жилец дома. Вот наказание!
Ведущий. Полмесяца каждую ночь сверчок мешал спать.   На 15-й день приехал погостить знакомый. Он умел передразнивать всех зверей и всех птиц на свете. Даже умел пищать комаром.

Вышли хозяева и гость на крыльцо – посидеть, отдохнуть. Сидят, пьют чай.

1-й жилец дома. Ворона пожаловала!
Гость. Кар-р-р!
2-й жилец дома. Смотри: кружится, не улетает.

Слышно воронье карканье.

3-й жилец дома. О! Смотри: наседка с цыплятами.
Гость. Пиу! Пиу. (Слышен в ответ голос курицы.)
3-й жилец дома. Смотрите, как заволновалась, бегает, ищет цыпленка.

Гость подсел ближе к хозяину и зажужжал прямо над ухом мухой.
Хозяин стал отмахиваться от «мухи».

1-й жилец дома. Вот негодница! Покою муха не дает.
После паузы.
Очень хорошо, что ты приехал к нам. Мы тебе рады. Да только…
2-й жилец дома. Да только не знаем, где спать-то тебя положить.
3-й жилец дома. Живет в нашей комнате сверчок. Он такие концерты по ночам задает, что непривычному человеку ни за что не заснуть.
Гость. Ничего. Я вашему сверчку тоже песенку спою.

И тут затирликал сверчок.

Сверчок: Тир-ли. Тир-ли, тир-ли.
Гость (громче сверчка). Тир-ли. Тир-ли. Тир-ли!
Сверчок (не уверенно). Тюр-ли. Тюр-ли.
Гость (очень громко). Тюр-ли, тюр-ли, тир-ли, тир-ли, тюр-ли, тю-тю-тю, ти-р-тир-тир-фири-пири-ти-ри тир-ли-тють!
Сверчок (осторожно) Тир-лик!
Гость. Тюр-ли, тюр-ли, тир-ли, тир-ли, тюр-ли, тю-тю-тю, ти-р-тир-тир-фири-пири-ти-ри тир-ли-тють!
1-й жилец дома. (закрыл уши) Перестань! Хватит уж!
Гость. Нет-нет. Потерпите еще немного.

Все прислушиваются. Тишина.

Ведущий. В эту ночь сверчок ни разу не пикнул. И до сих пор не поет. Так его напугал гость.





После инсценировок выступление библиотекаря.

Вы посмотрели инсценировки по нескольким рассказам Е.И. Чарушина. На этой выставке представлены книги из нашей школьной библиотеки. Все, кто захочет их прочитать или перечитать, смогут прийти в библиотеку и выбрать любую из этих книг.
А в заключение сегодняшнего праздника мы проведем викторину.

Викторина по произведениям Е.И. Чарушина.

I. Продолжите название:

1. «Томкины …сны».
2. «Как Томка научился… плавать»
3. «Почему Тюпу прозвали …. Тюпой»
4. «Как мальчик Женя научился    говорить букву «Р»
5. «Тюпа, Томка и ….сорока».

II. Расскажите:

1. Как Томка научился плавать?.... (любимый его мячик бросали в воду)
2. Почему Тюпу прозвали Тюпой? ……(Тюпа подкрадывается к добыче и тюпает: «Тюп, тюп, тюп, тюп…)
3. Чем закончилась у Никиты игра в доктора?... (Томка схватил зубную щетку и изгрыз ее)
4. Из-за чего мальчик Женя часто плакал?...( Не умел говорить букву «Р»)
5. Как Женя научился говорить трудную букву «Р»?....(Повторял за вороной вороньи слова)
6. Как мама перехитрила ворону?... (Покрасила куриные яйца, как вороньи, и положили их в гнездо вороны).
7. Какие сны видит Томка?... (Охотничьи, т.к. это охотничья собака).

III. Ответьте на вопросы.

1. Кто накормил маленьких зайчат, пойманных на сенокосе? …(Кошка).
2. Что натворили медвежата, которые жили в деревенском доме? ….(трубу печную разобрали.)
3. Как ловил рыбу кот Епифан?... (Лапой с выпущенными когтями).

IV. Из какого это рассказа?

1. «У охотника я увидел пёсика. Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.
Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля»...
(«Томка»)
2. «Когда наш Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапы у него дергаются»….
(«Томкины сны»)
3. «Зарядил он свое ружье, перекинул через плечо сетку, с которой на рынок ходят, и пополз.
Полз, полз и на тигра наполз»…..
(«Никита-охотник»)
4. «А на следующий день он и через забор перелетел.
И через дерево перелетел.
И через дом перелетел.
И совсем от Никиты улетел.
Вот как здорово научился летать!.......»
(«Воробей»)
5. «В одну сторону посмотрел, испугался: человек сидит, на него смотрит.
В другую сторону посмотрел - чёрный кот фыркает, пыжится, самого себя вдвое толще, еле стоит. А рядом пёс зубы скалит….»
(«Волчишко»)
6. «Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вот она вышла на крыльцо, хочет по ступенькам спуститься в сад и вдруг видит: на крыльце в снегу какие-то ямки. Какой-то зверёк ходил по снегу. И по ступенькам следы, и на крыльце следы, и в саду следы…..»
(«Что за зверь?»)
7. «И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат -- за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп... топ... топ....»
(«Страшный рассказ»)
8. «А Федор Федорович опять закричал на всю комнату, запищал, засвистел по-сверчиному.»
(«Сверчок»)


      P.S. Можно использовать из интернета иллюстрации Е.И. Чарушина к стихотворению С.Я. Маршака  “Детки в клетке”. И его же стихотворение, посвященное Е.И. Чарушину.
               Можно выпустить стенгазету с детскими рисунками на темы книг Чарушина, с рассказами и стихами, например: рассказ Козловой Вики (2 класс) “ Ёжик на грядке”
              Как-то летом мы поливали огород и увидели маленький колючий комочек. Это был ёжик, который пришёл к нам в гости. Мы дали ему молочка. Он пил его с большим удовольствием. Наш новый маленький друг каждый день приходил к нам в гости на завтрак, обед и ужин. А иногда и на поздний ужин.
              Или стихи Постникова Саши (2 класс) “Кошка”
Живёт в нашем доме
Обычная кошка.
Погладишь её –
Помурлычет немножко.
С пушистой игрушкой
Смешно поиграет,
Устанет чуть-чуть
И потом отдыхает.

Вместо стенгазеты можно выпустить живую газету или некоторые десткие сочинения включить в сценарий.

Автор Семяновская А.П., библиотекарь школы №1811 «Измайлово» г.Москвы.