К. Г. Паустовский программа утренника

Олейник Алла
Программа утренника, посвященного К.Г.Паустовскому.

Оформление зала.
1. Портрет писателя,
2. Фото из жизни писателя,
3. Репродукции иллюстраций к его произведениям,
4. Рисунки книг, написанных К.Г. Паустовским для детей.

Вступительное слово библиотекаря.
Библиотекарь.
Имя Константина Георгиевича Паустовского известно не только взрослым читателям, но и детям.
Перед вами выставка его книг, написанных для детей. Здесь и рассказы, и сказки.
Более 50 лет своей жизни К.Г. Паустовский писал для нас свои удивительно прекрасные книги. Его рассказы иногда написаны с добрым чувством юмора. Вспомните, например, его «Барсучий нос», «Кот-ворюга», «Резиновая лодка» и некоторые другие. Иногда они о простом житье-бытье друзей, приехавших из города в деревню, где они и отдыхают, и работают, и общаются с местными жителями, и изучают окружающую их природу.
Когда мы, взрослые, читаем рассказы Паустовского о природе – рассказы, наполненные такой любовью к родному краю, - мы невольно вспоминаем, как воспели родную природу А.С. Пушкин и И.С. Тургенев, вспоминаем рассказы В. Бианки, И. Соколова-Микитова, М. Пришвина.
Прочтешь такие произведения, и хочется самому оглянуться, увидеть, влюбиться и навсегда запомнить.
Иногда, когда читаешь К.Г. Паустовского, не только видишь то, о чем он пишет, но и слышишь, как оживает луг, как наполняется звуками лес – как полнится музыкой жизнь.

1-й ведущий. Сегодня на нашем литературном утреннике мы увидим инсценировки двух таких рассказов.
2-й ведущий. Итак, смотрите инсценировку по рассказу К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Исполнители – ученики ……. класса.

К.Г. Паустовский.

КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ

ЧАСТЬ I

Григ: Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли. Кроме того, в горных лесах живет, как птица-пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.
...Осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежит на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.
(Видит девочку)
Как тебя зовут, девочка?
Дагни: (Смущенно) Дагни Педерсен.
Григ: Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.
Дагни: У меня есть старая мамина кукла... Когда-то она закрывала глаза. Вот так! (Показывает). А теперь она спит с открытыми глазами. (Печально) У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит. (Дагни ставит корзину на землю).
Григ: Слушай, Дагни, я придумал! Я подарю тебе... одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.
Дагни: (Всплескивает руками) Ой, как долго!
Григ: Понимаешь, мне нужно ее еще сделать.
Дагни: А что это такое?
Григ: Узнаешь потом.
Дагни: (Строго)Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?
Григ: (Смутившись)Да нет. Это не так. (Неуверенно) Я сделаю ее, может быть, за несколько дней. Но такие игрушки не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.
Дагни: (Умоляюще)Я не разобью. (Тянет Грига за рукав) И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с нее пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.
Григ: (В сторону)Она совсем меня запутала, эта Дагни.
(Смотрит на девочку) Ты еще маленькая, многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чем-нибудь другом.
(Дагни вздыхает, протягивает Григу корзину. Они идут).
... В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо
больше сосновых. (Останавливаются).
Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много девочек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца?
Дагни: Хегеруп. (Удивленно) Разве вы не зайдете к нам? У нас есть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка. Дедушка позволит вам взять ее в руки.
Григ: (Качает головой) Спасибо. (Пригладил девочке волосы). Сейчас мне некогда. Прощай.
(Дагни, насупившись, смотрит ему вслед.)
(Григ останавливается и как бы про себя говорит)
Григ: Я напишу музыку. На заглавном листе я прикажу напечатать: Дагни Педерсен - дочери лесника Хегерупа Педерсена, когда ей исполнится 18 лет.
(Уходит).

ЧАСТЬ II

В 18 лет Дагни окончила школу. По этому случаю отец отправил ее в Христианию погостить к своей сестре Магде. Пускай девочка посмотрит, как устроен свет, как живут люди, и немного повеселится. Кто знает, что ждет Дагни в будущем?
Магда работала театральной портнихой. Муж ее Нильс служил в том же театре парикмахером. Жили они в комнатушке под крышей театра. Дагни часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие. Но после спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели. Напуганная тетушка Магда успокаивала Дагни. Она говорила, что нельзя слепо верить тому, что происходит на сцене. Но дядюшка Нильс обозвал Магду за это наседкой и сказал, что, наоборот, в театре надо верить всему, иначе людям не нужны были бы никакие театры. И Дагни верила.
Но все же тетушка Магда настояла на том, чтобы пойти для разнообразия в концерт. Нильс против этого не спорил. «Музыка, - сказал он, - это зеркало гения».
Был теплый июнь. Стояли белые ночи. Концерты проходили в городском парке под открытым небом. Несмотря на вечер, ни дирижёр, ни оркестранты не включили лампочек над пультами. Вечер был настолько светлый, что фонари, горевшие в листве лип, были зажжены только для того, чтобы придать нарядность концерту.
Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на неё странное действие. Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны. Потом она вздрогнула и подняла глаза. Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её.
-Это ты меня звал, Нильс? - спросила Дагни дядюшку Нильса, взглянула на него и сразу же нахмурилась.
Дядюшка Нильс смотрел на Дагни не то с ужасом, не то с восхищением.
И так же смотрела на неё, прижав ко рту платок, тётушка Магда.
- Что случилось? - спросила Дагни. Магда схватила её за руку и прошептала: «Слушай!».
Тогда Дагни услышала, как человек во фраке сказал:
- Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери Хегерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось 18 лет.
Дагни вздохнула так глубоко, что у неё заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступившие к горлу слёзы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями.
Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря. Потом она, наконец, услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок, как в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.
Мелодия росла, поднималась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.
Да! Это был её лес, её родина! Её горы, песни рожков, шум её моря! Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке. Дагни слышала эту песню у себя в горах.
Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками! Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она его укоряла, что он не умеет быстро работать. Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через 10 лет!
Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К тому времени музыка заполнила всё пространство между землёй и облаками, повисшими над городским садом. Музыка уже не пела. Она звала, звала за собой в ту сторону, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья.

1-й ведущий. Есть еще один рассказ, в котором героем является композитор. Инсценировку по рассказу К.Г. Паустовского «Старый повар» покажут ученики….. класса.

К.Г. Паустовский
Старый повар

Ведущий. В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик - бывший повар графини Тун. Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини поселил его в сторожке.
Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:
Старик. Мне нужно очистить свою совесть.
Мария. Что делать?
Старик. Выйди на улицу и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.
Мария. Наша улица такая пустынная... (Накинула платок и вышла).
(Видит прохожего, обращается к нему).
Пожалуйста, войдите в наш дом. Умирает отец. Он хочет исповедаться.
Прохожий. Хорошо. Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдёмте.

(Вошли в дом, незнакомец снял плащ, поправил волосы, придвинул к кровати табурет. Сел и, наклонившись, посмотрел в лицо умирающего).

Говорите. Может быть властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу и сниму тяжесть с вашей души.
Старик. (очень тихо): Я работал всю жизнь, пока не ослеп. А кто работает, у того нет времени, чтобы грешить. Когда заболела чахоткой моя жена - её звали Мартой - лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола.
Прохожий. А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это?
Старик. Клянусь, сударь, никто. (Заплакал). Если бы я знал, разве я мог бы украсть!
Прохожий. Как Вас зовут?
Старик. Иоган Мейер, сударь.
Прохожий. Так вот, Иоган Мейер (положил ладонь на слепые глаза старика), Вы невинны перед людьми. То, что Вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено Вам как подвиг любви.
Старик. Аминь.
Прохожий. А теперь скажите мне Вашу последнюю волю.
Старик. Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.
Прохожий. Я сделаю это. А ещё чего Вы хотите?
(Старик улыбнулся и громко сказал)
Старик. Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветёт весной. Но это не возможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.
Прохожий. Хорошо. (Встал). Хорошо! (Подошёл к клавесину и сел перед ним). Хорошо! (Заиграл)... Слушайте и смотрите.
(Пауза)

Старик. Я вижу, сударь! (Приподнялся на кровати). Я вижу день, когда я
встретился с Мартой, и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. (Прислушался). Смеялась.
Прохожий. А теперь Вы видите что-нибудь? (Старик молчал, прислушиваясь).
Неужели Вы не видите, что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё подымается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается всё выше, всё синей, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.
Старик. Я вижу всё это!
Мария. Нет, сударь, эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь.
Прохожий. Да, это яблони, но у них очень крупные лепестки. (Старик упал на подушку. Мария вскрикнула).
Старик. Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать... имя. Имя!
Прохожий. Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт.

2-й ведущий. Вы посмотрели инсценировки по двум рассказам К.Г. Паустовского. Вы прочитали немало книг этого замечательного писателя. Некоторые из них представлены на этой книжной выставке.
1-й ведущий. А теперь еще несколько слов о писателе.

Выступают чтецы.

1. К.Г. Паустовский – писатель-пейзажист, который различал неприметные переливы красок.
2. К.Г. Паустовский – писатель-лирик, способный выразить неуловимые движения души.
3. К.Г. Паустовский – доброжелательный педагог.
4. К.Г. Паустовский – внимательный собеседник.
5. К.Г. Паустовский – любитель деревенского уединения.
А вот как писал К.Г. Паустовский о себе:

1. Родился я в Москве 31 мая 1892 года в Гранатном переулке, в семье железнодорожного статистика.
2. Семья наша была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, спорили, благоговейно любили театр.
3. Могу сказать, что всегда жил со своими героями одной жизнью, всегда стремился отыскать в них добрые черты.
4. Я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля.
5. Библиотекарь. Ну, какой же литературный праздник без викторины!


ВИКТОРИНА ПО РАССКАЗАМ К. Г. ПАУСТОВСКОГО

1. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую холодную труху, обожжённый нос.
«Барсучий нос»

2. Я осторожно подошёл к Рувиму. Он молча показал мне на поплавок. Клевала какая-то странная рыба. Поплавок, качался, осторожно ёрзал то вправо, то влево, дрожал, но не тонул.
Он стал наискось, чуть окунулся и снова вынырнул.
Рувим застыл,- так клюёт только очень крупная рыба...
«Золотой линь»

3. Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронёсся, приседая, через огороды и протащил в зубах Кукан с окунями.
«Кот ворюга»

4. После испытания дед, по прозвищу «Десять процентов», щупал лодку корявыми пальцами, нюхал её, ковырял, хлопал по надутым бортам и сказал с уважением:
- Воздуходувная вещь!
«Резиновая лодка»

5. Какой-то московский профессор долго добивался от деда, чтобы тот ему продал зайца. Посылал даже письма с маркам на ответ. Но дед не сдавался. Под его диктовку Ваня написал профессору письмо: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле. При сем остаюсь Ларион Малявин»
«Заячьи лапы»

6. Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тёр изо всей силы обслюнённой лапой у себя, за ухом. Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Глаза Степана побелели от злости. Маленький рыжий пёс стоял рядом.
«Жильцы старого дома»

7. …Всё-таки снисхождение к животному надо иметь. Для людей - дома отдыха, а для него что? Шиш! Так, значит и выходит - всю жизнь запаривайся, а как пришла старость - так под нож. «Нет, говорю, Леонтий Кузьмич, не имеешь ты в себе окончательной правды. Ты, говорю, за копейкой гонись, но и совесть свою береги. Отдай мне этого мерина, пусть он у меня поживёт на вольном воздухе, попасётся,- ему и жить-то осталось всего, ничего». Поглядите, даже морда у него - и та кругом седая.
«Сивый мерин»

8. Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли.
«Корзина с еловыми шишками»

9. Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный «Горлачом».
Кот нёсся за ним на трёх лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух.
«Кот ворюга»

10. Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами.
«Корзина с еловыми шишками»

11. Филька нехотя, встал, вышел за калитку. Конь пёреступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:
- На вас не напасёшься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега!»
«Тёплый хлеб»

12. В доме жило много старых вещей. Когда-то давно эти вещи были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились и рассыхались на чердаке, и в них копошились мыши.
«Жильцы старого дома»

13. То ли жуку понравился запах резины, то ли от Петра приятно пахло шинелью и чёрным хлебом, но жук присмирел и так и доехал с Петром до самого фронта.
«Похождения жука-носорога»
14. Конь, помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял, наконец, хлеб из руки Фильки мягкими губами.
«Тёплый хлеб»

15. Она надела колечко на мизинец. Он был худенький, колечко на нём не удержалось, упало в глубокий снег около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно.
«Стальное колечко»

16. Все звери и птицы знали, что живёт за рекой, в большом лесу, старый медведь. Его шкура была похожа, на дремучий лес: вся в жёлтых сосновых иглах, в давленой бруснике и смоле. И хоть старый это был медведь и кое-где даже седой, но глаза у него горели, как светляки,- зелёные, будто у молодого.
«Дремучий медведь»

17. Мама положила стеклянный букетик к себе на стол и сказала, чтобы Маша не смела дотрагиваться до него даже мизинцем, потому что он очень хрупкий.
«Растрёпанный воробей»

18. Варюша нашла в лесу старую еловую ветку - ту, что воткнула в снег, и начала осторожно отгребать старые листья, пустые шишки, накиданные дятлами, ветки, гнилой мох. Под одним чёрным листком блеснул огонёк.
«Стальное колечко»

19. Тогда можно будет немного попрыгать по клумбе, пожевать листья астр, потрогать лапкой уснувшего шмеля, чтобы послушать, как он заворчит сквозь сон.
А потом прокашляются и закричат по всем дворам петухи и придёт полночь - самое хорошее время. Может быть, даже упадёт роса и в мокрой траве заблестят звёзды. Ночь будет тянуться долго, тихая и прохладная.
«Квакша»

20. Он закружился над сценой, ослеплённый сотнями огней, и все заметили, что в клюве у него что-то нестерпимо блестит, как будто хрустальная веточка.
«Растрёпанный воробей»

21. Сверху все увидели, как тысячи, а может быть, десятки тысяч маленьких птиц гнали над землёй дождевую тучу, не давали ей свернуть в сторону, бросались на неё несметными стаями, и от ветра, поднятого их крыльями, туча всё ниже опускалась к земле и нехотя шла, ворча и громыхая, на иссохшие поля и огороды.
«Квакша»


После викторины.

Библиотекарь. На прощанье напомню вам слова-пожелания К.Г. Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги».

Автор Семяновская А.П., библиотекарь школы №1811 «Измайлово» г.Москвы.