Нарисуй ты им храм, Володя!

Евгений Прокопов
  В прежние годы более успешные и ушлые друзья-художники и коллеги-доброхоты часто советовали новосибирскому художнику Владимиру Копаеву как-то «актуализировать» его великолепные пейзажи:
- Ты нарисуй там на поле трактор, или комбайн какой-нибудь и вопросов к тебе не будет. Будут закупки, легко примут в Союз. А то не чувствуется в твоих картинах новь социалистических преобразований села.
   Слушал эти советы Владимир Иванович и только качал головой.
   Он всегда сторонился «околотворческой» суеты, не тратил времени на внутрицеховые разборки, а пристально вглядывался в окружающую действительность, в красоту родной природы.
   В повседневной жизни это был мягкий, неконфликтный и незлобивый человек. Но когда дело касалось верности принципам художественной правды, он проявлял редкостную стойкость, оставаясь на позициях русской реалистической школы.
   Творческая манера его характеризуется классической ясностью и импрессионистическим богатством света и цвета, душевностью и лиричностью. Полотна его словно проникнуты   чувством восторга перед великолепием окружающего мира родной сибирской природы.
      Большой мастер лирического одухотворённого пейзажа, виртуоз колористической живописи, он заслуженно   выдвинулся в первые ряды сибирских живописцев.
   Его произведения теперь есть во многих музеях и коллекциях.
   
    Шли годы. Ставшие одно время обычными упрёки в незатейливости копаевских сюжетов сами собой отпали.
    Стало понятно, что это намеренный выбор, осознанная позиция художника, верящего в непреходящую ценность каждого мига жизни, в чудесную целительную силу природы.
     Впрочем, возможны и другие объяснения трансформации авторского видения мира, обретения естественного органического взгляда умудрённого жизнью человека.
   Можно, пожалуй, отметить как одну из причин популярности живописца Копаева - философскую неисчерпаемость созерцательности, своеобразную психотерапевтическую её ценность для современного человека, погрязшего в суете и тщете.
    Ушли в прошлое времена, когда тема могла обеспечить успех и признание. Ценность произведения изобразительного искусства определяется не принадлежностью к тому или иному жанру, а только художественными достоинствами
Миновала пора ученичества, подражаний. Индивидуализировалась художественная манера. Владимир Копаев стал признанным мастером лирического пейзажа.

      Незаурядный творческий багаж, виртуозная техника, принцип намеренной эстетизации остановленного мгновения позволяют В. Копаеву в определённый момент перейти к невольному, ненавязчивому философскому осмыслению бытия. Изначально не слишком склонный к излишним умствованиям, философским обобщениям, Владимир Копаев с годами стал тяготеть к более глубокому поэтическому осмыслению явления, образа, к более ёмкой живописной метафоре.

      При этом пейзажи Копаева нередко приобретали мировоззренческую содержательность, философичность.
     То, что раньше ставилось в упрёк художнику, теперь становилось вроде бы как неоспоримым достоинством: неангажированность таланта, отсутствие спекулятивных расчётов.

      В противовес былому всеобщему барабанному энтузиазму, наперекор нынешнему пренебрежению маленьким человеком , он пытался ставить и решать задачу поэтизацию обыденной жизни простого человека; его мотивами становятся задушевная песня на полевом стане, вечер на тихой деревенской улочке, чаепитие на дачной веранде.

    Здесь следует подчеркнуть, что часто недооценивается сложность пейзажного жанра. Принято считать, что в портрете фотографическое сходство-половина успеха; тематическую картину «вывезет» значимость поднятой темы, актуальность ситуации. Сложность пейзажного жанра в том, что надо конкретными, вполне материальными   средствами передать состояние, т.е. некую эфемерную категорию.

   Сменились времена. Изменились и конъюнктурщики. Модно и востребованно стало к месту и не к месту изобразить какую-нибудь церквушку, или храм, или монастырь. Как символ особой, сугубой духовности.
    Стали плодиться и множиться штампованные изображения храмов и церквей как символа света и духовной опоры посреди суетного мира.

   Сменились и «добрые советы» друзей:
-Ну что тебе стоит, Володя, церковку какую-нибудь вставить хоть в отдалении, хоть в уголке картины. Сразу покупатель найдётся. И цена побольше будет.
   Даже родственники иной раз предлагали:
- Нарисуй ты им храм, Володя!
   Хоть и сложные рыночные времена были, хоть и трудно жили честные художники в перестроечные годы, но живописец Копаев не поддался лестным предложениям и уговорам.


   На фото: новосибирский художник Владимир Иванович Копаев (1925-2020гг)