Пустая голова?

Светлана Федорова-Роблес
ПУСТАЯ ГОЛОВА?

Это сейчас я достаточно узнала о том, как работает мой организм в отношении воспроизведения информации, заложенной в мою память. Это сейчас я могу определить на кокой стадии усталости находится мой мозг и написать об этом целый рассказ "Устала". А тогда, когда я готовилась к сдаче вступительного экзамена по биологии на биолого-почвенный университет я трудилась в отношении закладки знания в мою память чрезмерно интенсивно, и я попала впросак в очень ответственный момент.

Сразу же после окончания 87-ой Казанской средней школы три одноклассницы (я, Лариса Копец и Наташа Кулик) тщательно готовились к серии вступительных экзаменов на этот факультет: русский язык в форме сочинения на неожиданно заданную тему; биология по билетам с 3-мя вопросами из разных отделов биологии; математике. Суммарного балла нам всем не хватило, для того, чтобы стать студентками. Наташа Кулик устроилась на кафедру (микробиологии или биохимии?) в университете. У неё была серебряная медаль по окончании школы с правом сдать 1 вступительный экзамен по биологии, но нужно было набрать максимальный балл - получить "5", а это у неё не получилось с первой попытки.

В фойе университета абитуриентов неудачников преподаватели профессионально-технических училищ приглашали к себе на обучение. Как правило, такие учащиеся оканчивали учреждения среднего профессионального уровня с "Красным дипломом" и получали то же право, что и выпускники-медалисты среднеобразовательных школ.

Я и Лариса были вместе с родителями в этом фойе. Посоветовавшись между собой мы решили записаться в список поступающих в химическое училище и по окончании его получить профессию химика-лаборанта. Почему нет?

Я с подругой отправилась в дальний технический район города для того, чтобы подать туда документы. Училище располагалось там, где были сосредоточены разные химические предприятия, из-за чего там всегда был тяжёлый вонючий воздух. Я, любительница свежего воздуха, пришла в ужас уже от одной поездки в этот район, но мы обе оставили документы. Как же мне не хотелось туда больше ездить!

Бог смилостивился надо мной! Я встретила мою одноклассницу Наташу Рычкову. Мы много лет сидели за одной партой. Она сказала, что её старшая сестра работает в строительном училище преподавателем и, что там есть группа, по подготовке специалистов "Мастер цветовод-декоратор". Мне понравилось это. Мне нужно было поехать туда с пересадкой на двух автобусах.

Новое Аракчино. Левый берег Волги. Изумительный пейзаж. При входе в училище клумбы. В фойе здания училища живописная клумба из комнатных растений. "Это мне подходит!" - подумала я воодушевившись. Я забрала мои документы и отдала их сюда. Я помню, как обиделась Лариса из-за моего решения. Но, в начале сентября она так же перевела свои документы и мы учились с ней вместе. Группа была дружная. Там только 3 девочки не планировали никуда поступать после получения профессии, а планировали работать именно по этой специальности. И был ещё парень художник. Кажется ему это нужно было для того, чтобы заниматься в будущем ландшафтным дизайном или дизайном интерьеров. Практики проходили в цветочном хозяйстве. Это был Казанский совхоз декоративных культур. Плантации роз, и других растений, оранжереи с декоративными комнатными растениями. В период практики с утра до вечера приходилось пересаживать горшечные растения, готовить почвенные смеси, пропалывать розы и другие растения, убирать пасынки с розовых кустов, срезать розы для продажи...

В ноябре наше училище расформировали. И мы переехали в здание другого профессионально-технического училища № 24, которое располагалось гораздо ближе к моему дому - в Адмиралтейской слободе и для того, чтобы до него добраться пересадки с автобуса на автобус не требовалось. Это было старинное здание с садом. В саду на праздники проходили разные мероприятия. Я запомнила одно "День Победы". Наша группа интенсивно готовилась к мероприятию. Моя мама написала стихотворение и я его читала со сцены.

ВЕТЕРАНАМ

Ещё раз вы дожили до Победы.
Ещё раз наблестили ордена.
Ещё раз нам напомнили, что где-то,
Когда-то шла жестокая война.

Свербят и стонут огненные раны,
Смердят уже истлевшие тела,
Но вы, живые, с силою нетленной
Берётесь вновь за новые дела.

Сил не считая, хватит иль не хватит,
Даёте жизнь ослабленным росткам.
Мы - ваши ближние потомки
Сегодня благодарны вам.

А завтра чтить вас будут наши дети.
Научим их седины уважать
За то, что вы когда-то, где-то
Своею кровью сберегли им мать.

Клянёмся мы всегда быть наготове
Любому происку поставить крест!
Клянёмся мы предотвратить любое
Нашествие из чуждых мест!

Разведка, минимум запаса
И воля к миру, к доброте
Осветят нам, потомкам вашим
Путь к чудодейственной мечте!

А, вы, живите. Мудрость Ваша
Нам, как фундамент в кладке дома,
Хотя порою крыша, окна
С подземной частью незнакомы.

Живите рядом. Пусть дыханье
Ослабнет ваше во сто крат,
Но вы живите. Тот, кто с вами
Душой несказанно богат.

Богатству духа нет цены.
Там, где оно - не до войны,
Там мирные цветут сады,
Там зреют мудрости плоды!

             Дина Федорова, Казань, 8 мая 1989 г. https://stihi.ru/cgi-bin/login/page.pl

После сдачи всех экзаменов у меня, Ларисы и других наших одногруппницах (Лена Копытина, Надя Тимофеева, Марина Зайцева, Наташа Шурыгина...) "Красные дипломы" были в кармане.

Было лето. Жара. Мы с Ларисов ходили на пляж лесного озера Глубокое с учебником биологии. Воды озера цвета морской волны, аромат соснового леса, живописный пейзаж. Загорая, мы пересказывали друг другу разные фрагменты учебника для поступающих. Головы наши были заполнены информацией по биологии настолько глубоко, что ничего не нужно было бы предпринимать накануне вступительного экзамена на биолого-почвенный факультет Казанского университета. Просто нужно было расслабится и довериться себе. Но, нет я снова и снова до позднего вечера читала и читала этот учебник. Зачем? Засыпая я загадала: "Если мне присниться Константин Кинчев, то я поступлю". Это был и есть мой любимый певец. Его пение и его глубокие тексты давали мне мощный импульс для жизни и преодоления бесконечных трудностей. Его огромные портреты висели в моей комнате. И он мне приснился в первый раз в жизни.

Я пришла на экзамен. Очередь абитуриентов стояла в коридоре перед аудиторией 301 на третьем этаже главного корпуса Казанского университета. Из аудитории вышла Наташа Кулик. Она получила свой заветный высший балл. И она во всех подробностях рассказала свой ответ на вопрос самый сложный в биологическом курсе "Синтез белка". Я внимательно её слушала.

Я вошла в аудиторию и взяла билет. Моя голова была пустая. Мысли не рождались, термины не выдавала моя память. И только мысть: "Почему мне приснился такой сон?" была в моей голове. Вопросы были лёгкими, и, наверное, я что-то ответила на них. Наверное, я чем-то понравилась женщине из экзаменационной комиссии. Когда она узнала, что мне нужно сдать только один предмет "Биологию", причём на "5", и что я собиралась выбрать ботанику для получения специальности, тогда она мне дала второй шанс. Она попросила меня ответить на самый сложный в биологии вопрос "Синтез белка". Я ответила без подготовки, ведь я только, что прослушала этот ответ от моей одноклассницы. И я стала студенткой. Студентками стали все, выше перечисленные девушки.

                Светлана Федорова, Казань, 4 апреля 2024 г.