Педагог по наследству

Мария Городецкая 2
В консерватории, в которой я училась, не преподавали предмет "педагогика" совсем.  В мечтах образовавшего это учебное заведение в Москве, пианиста Н.Рубинштейна, в плане была задача создать учебное заведение для выращивания новых играющих музыкантов, а совсем не педагогов музыки. Много позже педагогику ввели, как учебную дисциплину, в институте имени Гнесиных, который и был  нацелен на обучение музыкантов  этому предмету.  В Консерватории же, на втором курсе оной, один семестр или даже целых два (весь год) читался только курс истории смычкового искусства. Хотя при этом педагогическая практика уже и началась для всех студентов с этого же курса. Историю смычкового искусства нам, как я думаю сама теперь, читали отдельно для скрипачей и виолончелистов, поскольку ни одного из виолончелистов и контрабасистов мне так и не далось вспомнить на лекциях для нас. И  это абсолютно верный метод. Инструменты-то. Предельно разные. Их даже изначально держат абсолютно разным образом. А уж звук... Тоже спутать предельно трудно. Так нам лекции эти читал Григорьев В.Ю.  Хоть в  расписании был сразу указан и Аджемов К.Х. тоже.  Но Аджемова на этих лекциях мне довелось увидеть один лишь только раз. Возможно, он как раз в это время читал эти лекции виолончелистам с конртрабасистами, потому у скрипачей и не появлялся. В ту лекцию, что он прочел у нас! Он настолько непринужденно в середине перешел на чтение материала на изумительном французском языке. И обратно переходить на русский совсем не собирался, пока его на русский не вернул Григорьев, который сидел неподалеку от него. Знала бы я тогда...  Что еще через очень много лет окажусь в одном коллективе  у В.Спивакова с дочкой-скрипачкой самого  Аджемова,Еленой Константиновной как ее называли, Лялей. Это имя меня тогда и спутало довольно сильно. Один альтист из оркестра Спивакова, мне как-то летом прислал письмо о своем летнем отдыхе.  Что они с Лялей успели  доехать до Андалузии самой.  Я выпала в осадок. Он с дочкой самого Аджемова доехал до Андалузии этим летом?  Потом, конечно, прояснилось. Жену этого альтиста зовут Еленой тоже. Поэтому в быту он называет ее Лялей. С ней  он летом и отдыхал тогда.

Так вернемся же к истокам скрипичного умения. Меня довольно долго учили, как обращаться со смычком. Поэтому примерно полгода или немного меньше, я на скрипке играла только пиццикатто. А вместо смычка  заботливая Зинаида Григорьевна Гилельс мне давала в руки только... Карандаш. С которым я на каждом из уроков проделывала массу разных упражнений. Поначалу я просто долго училась брать карандаш с ближайшего стола.Потом с этим карандашом тоже море упражнений разных. Пройтись по карандашу пальцами в разных направлениях. Потом серия упражнений по качанию эти карандашом во все четыре стороны. Потом подъемы и опускания. Тоже только лишь карандаша. Примерно через полгода мне в руки и смычок тоже стали доверять.  И только лишь первый  класс я смогла закончить с концертом Ридинга си минор, 1 часть.  На лето мне много разного задали. Но все больше только пьесы разных композиторов там были. В третьем классе я стала учиться переходить в разные позиции. И то  тоже больше на примерах пьес, а не концертов. В третьем же классе я все-таки успела сыграть известный концерт для скрипки А. Вивальди ля минор. 1 часть, конечно, как вы все сами понимаете.  В этом же году произошла беда со мной. И мне долго спасали руку от страшного ожога. Поэтому автоматически мне изменили обучение, оставив на второй год по скрипичному искусству, поскольку экзамен вовремя мне  нечем было сдать.

 В четвертом классе же. Зинаида Григорьевна сама перешла работать в ЦМШ, забрав с собой из Гнесинки крайне мало учеников. Остальных же в Гнесинке отдали другим учителям. Так я с пятого класса  и оказалась в ученицах у Е.П.Бондаренко. У нее в пятом классе был взят рубеж. Я исполнила концерт Баха ля минор. Первую часть этого концерта.  После первой части этого концерта перескочили на Виотти. Концерты №№23 и 22. И тоже все только по первой части.  А в конце моего седьмого класса сама Елена Петровна переехала жить в Израиль. И в восьмом классе я оказалась в классе Минх Татьяны Николаевны. И как итог, я и просто оказалась на альте.

Поэтому позднее, когда я и сама внезапно стала преподавать.  Я абсолютно не понимала, как к этому можно подступиться.  В багаже только несколько концертов. В каждом только по первой части. Вариации Шпора. И немного пьес. Пришлось срочно заняться самообразованием. Но часто это крайне мало помогало.

К тому же... Когда жизнь  внезапно меня забросила в учреждение имени Маймонида. Преподавать туда меня пригласили.  Камерный ансамбль. А это... Радикально не концерты с их первыми частями. Пришлось мне срочно повышать самообразование свое в абсолютно других музыкальных направлениях.

А при этом. На первых уроках в консерватории у Ф.Дружинина.  Я так и не смогла правильно поднимать со стола смычок,хоть этот процесс без всякого труда удавался абсолютно всем студентам-первокурсникам тогда. Хоть ни один из них. В этом я уверена абсолютно точно... В начале своего обучения игре на инструменте никогда полгода не учился пальцами бродить по карандашу в другой руке. И это я! Дочь музыкальных педагогов в третьем поколении.