О сынах Света и воздушных мытарствах

Ангелина Кныш
Как известно, Бог есть Дух (Ин. 4:23), одной из немногих доступных для понимания человеком характеристик Которого, а также одним из Его имен является СВЕТ. Об этом неоднократно упоминается в Новом Завете:

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин. 1:5);
«Я – свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12);
«Когда же он (Савл) шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба» (Деян. 9:3).

В Новом Завете также утверждается, что тело человека есть храм для Духа Святого (1Кор. 6:19), Которого необходимо стяжать для спасения души в жизни вечной (Рим. 8:9,15-16,23).

Возникает вопрос: «Стяжавшие Духа Святого дети Божьи (их апостол Павел называет еще СЫНАМИ СВЕТА: «Ибо все вы сыны света и сыны дня, но не сыны ночи, ни тьмы» - 1Фес. 5:5) становятся ли обладателями некоторого СВЕЧЕНИЯ СВОЕЙ ДУШИ?»
 
По всей вероятности, да. Об этом свидетельствуют такие утверждения и факты:

Во-первых, Иисус Христос утверждал: «СВЕТИЛЬНИК для тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет СВЕТЛО; а если оно  будет худо, то и тело твое будет ТЕМНО. … Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, КАК БЫ СВЕТИЛЬНИК ОСВЕЩАЛ ТЕБЯ СИЯНИЕМ» (Лк. 11:34-36).
 
То есть, Спаситель по одному взгляду в глаза людям и видимому Ему «сиянию» от их тел (исходящему от душ) определял «Своих», или  детей Божьих, в которых Бог Отец от начала заложил частицу Духа Святого и веру («Вера твоя спасла тебя» - Мф. 9:22);

Во-вторых, апостол Иоанн говорил: «В Нем была жизнь, и жизнь была СВЕТ ЧЕЛОВЕКОВ» (Ин. 1:4);

В-третьих, все святые изображаются на иконах со светящимся нимбом вокруг головы;

В-четвертых, как пример, ПРИСУТСТВОВАВШИЕ ПРИ КОНЧИНЕ Сисоя Великого его ученики свидетельствовали, что лицо этого отшельника, постника и чудотворца, проведшего в египетской пещере 60 лет, просияло как солнце.
 
Таким образом, можно предположить, что пока человек жив, слабое свечение его души, свидетельствующее о его принадлежности к детям Божьим, могли распознать лишь Христос и его святые апостолы. А вот во время разлучения души с телом человека, ДОСТИГШЕГО СВЯТОСТИ (как Сисой), ее свечение замечали даже простые люди.

В Библии сказано: «Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает» (Притчи 13:9).

То есть, души праведников после смерти, видимо, будут излучать ЯРКИЙ СВЕТ, великие грешники, атеисты и т.д. будут иметь душу ТЕМНУЮ, а «промежуточные», имеющие как добродетели, так и грехи, могут обладать разной степени СЛАБЫМ свечением души.

Как же различное свечение душ (или его отсутствие) влияет на участь людей после смерти?
 
Только бесспорным, ярко воссиявшим душам праведников даровано от Бога такое ПРЕИМУЩЕСТВО, как  переход от смерти прямо в Царство Небесное: они «имеют жизнь вечную, и НА СУД НЕ ПРИХОДЯТ, но перешли от смерти в жизнь» (Ин. 5:24).

Все остальные души (как великих грешников, так и менее грешных «промежуточных») будут после смерти ДО СТРАШНОГО СУДА направлены в разные обители преисподней, в том числе в ад, который низвергнется в озеро огненное ТОЛЬКО после Страшного суда (Откр. 20:14).

Примечательно, что накануне Страшного суда значительная роль в отделении ЖИВЫХ бесспорных праведников от убежденных грешников будет доверена АНГЕЛАМ БОЖЬИМ, и выполнить эту задачу им как раз и позволит соответствующее свечение душ человеческих (или его отсутствие):

«И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес и до края их» ( Мф. 24:31);

«Так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; … тогда ПРАВЕДНИКИ ВОССИЯЮТ КАК СОЛНЦЕ в Царстве Отца их» (Мф. 13:29, 40-43).
 
Участь же всех «промежуточных» между праведниками и явными грешниками на Страшном суде будет окончательно определена исходя из баланса их добрых и злых дел, поскольку в Откровении сказано: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах СООБРАЗНО С ДЕЛАМИ СВОИМИ. … И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:12,15).

Возможно, при этом какая-то часть грешных детей Божьих будет ПО ДЕЛАМ ИХ помилована Богом и спасена, но большинство все же, думается, будет распределено между адом и ТЬМОЙ ВНЕШНЕЙ (Мф. 22:13, 25:30; 2Петр. 2:9-17), ибо в Евангелии сказано, что Господь придет, когда Его не ждали, и всех, кто не исполнял Его волю, «подвергнет одной участи с НЕВЕРНЫМИ» (Лк. 12:46).
 
Между тем, ряд священнослужителей придерживаются версии, что после смерти человека его душа на пути к Богу будет проходить 20 воздушных мытарств (в соответствии с основными грехами), где ангелы будут спорить с «курирующими» эти грехи бесами относительно совершенных человеком при жизни грехов, их искуплении и т.д., чтобы в итоге определилась участь души – спасение в жизни вечной или пребывание в аду.

Надо сказать, что эта явно «грубо сколоченная» применительно к духовному миру версия (неужели добрые и злые духи будут где-то в подвешенном состоянии долгое время что-то друг другу доказывать, настаивать, препираться и т.д.) не выдерживает никакой критики, поскольку:

Во-первых, какова же тогда роль Страшного суда, если сразу после кончины в спорах между ангелами и бесами (!) решается участь каждого человека?;

Во-вторых, после смерти духовное видение души конкретного человека (по всей вероятности, связанное именно с ее свечением) для ангелов будет доступно, и им не надо будет что-то оспаривать;

В-третьих, бесов никто не наделял функцией судить и выносить вердикт о виновности человека («Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить» - Иак. 4:12);

В-четвертых, даже если предположить, что такой спор имеет место, то КАК МОЖНО ВЕРИТЬ УТВЕРЖДЕНИЯМ БЕСОВ относительно греховности человека, если общеизвестно, что дьявол – отец лжи (Ин. 8:44), а в Откровении сказано, что он – «клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом день и ночь» (Откр. 12:10)?;

В-пятых, далеко не все служители церкви разделяют неизбежность воздушных мытарств после смерти человека. Так, святитель Филарет Московский предупреждал, что «Видения, имеющие свою истину, не всегда удобно обращать в общие догматы. Вы догматствуете о мытарствах, а потом приводите изложение посмертных состояний из св. Макария, который ни слова не говорит о мытарствах. Отсюда родятся затруднительные вопросы».

Поэтому всем нам необходимо, прежде всего, ориентироваться на исполнение того, что заповедал нам Иисус Христос, и, в частности, загодя стремиться к созданию максимально возможной для себя «подушки безопасности» из добрых дел, ибо «каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал» (Ефес. 6:8).