1. Шляпы, перстни, музыка Пушкина

Владимир Конюков
1. Шляпы, перстни, музыка Пушкина.



Магическое шляп поэта-гения Александра Сергеевича Пушкина.
Из цикла литературных исследований «атомной» «пушкинистики». Обзор и комментарий из множества публикаций, справочников, энциклопедий.
Словарь века и Пушкина, значения слов, в том числе его. Собирал, составил Владимир Даль, друг поэта.

     «ШЛЯПА ж. мужская головная покрышка, из твердого припаса; кожаная, бумажная, валяная, поярковая, соломенная и пр. Круглая шляпа, с прямою тульей, стопкою, и круглыми полями. Треугольная шляпа, служебная и лакейская. Русские шляпы разн. видов зовутся: кучерская или прямая, ровная; с подхватом; с переломом; шпилек простой или бурлацкая; шпилек московский; шпилек ровный; кашник; верховка; шляпок, ямская; поповская. Есть еще: срезок, похожая на верховку; буфетка, на подхватную и пр.

… Греха шляпой не покроешь. Дело в шляпе, от жеребья: слажено, готово, кончено. Он любит под шляпки заглядывать... Шляпочное знакомство…»

Поговорка «дело в шляпе»… Основное значение от древности, придумали во времена правления Русью Иваном Грозным: споры до государственных, военных решали жребием. Складывали в шляпу, говорили: «всё дело в шляпе».

     Мной ранее публикованное. «Шляпка… В 19-ом веке, по шляпке можно было определить, кто она. Выражение, «женщина – прочитанная книга» или наоборот, «женщина – не прочитанная книга», относилось и к одежде, в одежде  шляпка, основное.
Масонские приёмы распознавание своих знаков по одежде, в том веке, тема известная. Добавлено, что передавалось предками и тайное масонов… читай по шляпке «книгу-женщину».

Например:  перья на шляпке были не просто украшением… Перья – это ручки в том веке и ими писали романы, стихи. Не экзотические перья, перья отличительной значимости, не броские (впитывалось масонское, живучее тайное, загадочное, вперемешку с отечественными традициями). Количество, цвет, на шляпках,  по ним определялась поэтесса, писатель  или  любительница чтения «французских романов-обманов», или своя литературная «каменщица».

Одежда, шляпка женщины (и головной убор мужчин), «… были признаком социальной принадлежности и давали окружению исчерпывающую информацию о положении в обществе его владельца или владелицы.
Впервые шляпы стали символом социальных отличий во времена античности».

Оригинальное  от Оскара Уайльда,  «Женщины умудряются из ничего сделать три вещи: салат, шляпку и трагедию».

     Шляпы Пушкина…  Какую шляпу носил Пушкин?
«Комментарий самого Пушкина: Шляпа ; la Bol;var. В переводе — шляпа, как у Симона Боли;вара, Освободителя Латинской Америки. В романе «Отверженные» В. Гюго пишет, что во время борьбы Боливара с Морильо шляпы с узкими полями, так называемые морильо, носили роялисты, а либералы — шляпы с широкими полями — боливары.

Подобные шляпы появились в конце 1810-х годов, а вершины своей популярности достигли в начале 1820-х годов. В № 2 от 1825 года журнала «Московский телеграф» сообщается, что «чёрные атласные шляпы, называемые „Боливаровыми“, выходят из моды, вместо них носят шляпы из белого гроденапля, также с большими полями». Шляпки-боливары носили также и женщины. О женских головных уборах «из белого атласа» с таким названием упоминается в «Московском телеграфе» (№ 5 от 1825 года)».

«Боливар — разновидность цилиндра с широкими прямыми полями.
Упоминается в романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» (1823—1831).

Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед…»
«Цилиндр вошел в моду в начале XIX столетия… Александр Сергеевич Пушкин, законодатель мод своего времени, носил этот головной убор, фрак или сюртук, жилет. В руках были белые перчатки и трость, которая использовалась только как аксессуар, для щегольства. 

Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет –…

…  цилиндр надевают не только по особым случаям, его носят во имя идеи и эстетства творческие люди!
Пушкин любил о себе говаривать: “Я пока, что одноцилиндровый Пушкин».
… свой знаменитый цилиндр поэт носил не ради красоты, а из вполне честолюбивых целей.

… рост Пушкина был всего 167 сантиметров. Высокий чёрный цилиндр помогал ему казаться выше, что было особенно важно в обществе женщин. Известный дамский угодник, Пушкин явно не хотел стать объектом насмешек из-за невысокого роста. Поэтому во время прогулок с Натальей Гончаровой, которая была на 10 сантиметров выше мужа, Александр Сергеевич никогда не забывал надеть свой щеголеватый головной убор.

… его часто видели с металлической тростью… На шее гений русской поэзии носил роскошный галстук, завязанный страшно модным байроновским узлом.

На пальце у Пушкина мог сверкать перстень с драгоценным камнем … привлекали внимание: ухоженные, с обязательным маникюром и специально отрощенным ногтем на левом мизинце. Аристократы использовали длинный ноготь, чтобы вскрывать конверты с письмами, если под рукой не было специального ножа. Чтобы ноготь не сломался, его иногда прикрывали золочёным напёрстком».
(Длинный ноготь – «фенечка» и отличительный знак принадлежности к каменщикам в масонстве).

     Экзотическое Пушкина (и шляпы) из жизни, окружения, его поэзии…
«Кстати: Баратынский написал поэму (не прогневайся — про Чухонку), и эта чухонка, говорят, чудо как мила. — А я про Цыганку; каков? подавай же нам скорей свою Чупку — ай да Парнас! ай да героини! ай да честная компания! Воображаю, Аполлон, смотря на них, закричит: зачем ведете мне не ту? А какую ж тебе надобно, проклятый Феб? гре­чан­ку? италианку? чем их хуже чухонка или цыганка <П**** одна — е**!>, т. е. оживи лучом вдохновения и славы».

Аркадию Родзянке, 8 декабря 1824 года
Таким экстравагантным образом Пушкин сообщает своему петербургскому приятелю по обществу «Зеленая лампа» и поэту Аркадию Родзянко о своей и Баратынского параллельной работе над романтическими поэмами с экзотическими героинями.

Экзотические героини в шляпках и в оригинальных ковбойских…
Утверждение, итальянская мафия 19-го века, приложила руку к созданию вариантов ковбойских шляп, музыкальные итальянцы поучаствовали в создании музыки кантри…
«Ковбойская шляпа — фетровая, кожаная или соломенная шляпа, с высокой округлой тульёй, вогнутой сверху, и с широкими, подогнутыми вверх по бокам, полями. Является атрибутом американских ковбоев и ранчеров, а также исполнителей музыки кантри».
 
Экзотика, музыка Пушкина, шляпы Пушкина...
«Жизнь поэта была наполнена музыкальными впечатлениями: от народных песен до итальянской оперы, от балетов Шарля Луи Дидло и водевилей до симфоний Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, до первых русских опер...».
Музыка Пушкина «высокого полёта»…
А он был прост и народный. В Одессе встречал корабли с переселенцами, беженцами афро происхождением, музыка у них своя и его… Мелодии напоминали,

А я, повеса вечно праздный,
Потомок негров безобразный,
Взращённый в дикой простоте…

Поэт Пушкин, поколениями от древнего африканского происхождения…
«Кантри, или кантри-музыка (от англ. country music, букв. «сельская музыка») — обобщённое название формы музицирования, возникшей среди белого населения ...».
(Музыка пушкинская у студентов Эфиопии, предки поэта из этой экзотической страны. СССР – годы «холодной» войны 20-го века…  Скрыто временем, идеологией афро-американское и ритмическая музыка, выделывали «па»: «Пушкин наш и только наш»… африканский!? Ревность славянская, доходило до того, в институтах разборки с привлечением межгосударственных властей, как африканцы отбирали Пушкина у русских…).

«Кантри сочетает в себе элементы фольклора, блюза, госпела (религиозной музыки и ритуальных песен) и кельтской музыки. Именно поэтому он звучит уникально и очень атмосферно. Типичный кантри-трек состоит из простых мелодий и текстов с базовой музыкальной структурой».
… И было, кантри-трек с плясками. «Пушкин – гоп, Пушкин – хоп!».

     РАЗГАДКА экзотической шляпы Пушкина,
ковбойской…


Продолжение следует.