Андрей Дементьев. Часть вторая

Наталья Скорнякова
У замечательного советского поэта Андрея Дмитриевича Дементьева была яркая личная жизнь, четыре брака и трое детей: дочь Марина, удочеренная Наташа и сын Дмитрий.

"Женщины, которых я любил, мне милы и дороги поныне. Даже и вдали - они богини, женщины, которых я любил. Женщины, которых я любил, жизнь мою украсили собою. Каждая была моей судьбою, как и я для них судьбою был... Дай им Бог и счастья, и добра, и ещё всего, о чем мечталось. И вдобавок крошечную малость - отсвета от давнего костра..."

Андрей вспоминает.- Настоящая любовь впервые пришла ко мне в восьмом классе и закончилась… женитьбой. Брат моей избранницы - её звали Алиса - погиб на фронте, отец после войны остался на Западе - занимался какими-то военными поставками, а мать умирала от рака. Она очень мучилась - не столько от болей, сколько от мысли, что после её смерти дочь останется одна. И тогда я попросил у Веры Ивановны руки Алисы, хотя ей тогда едва исполнилось 18, а мне 19.  Помню, когда мы пришли в ЗАГС , а Алиса была невероятно красива, с огромной белокурой копной, с крупными синими глазами (да и я был тоже ничего), женщины-сотрудницы смотрели на нас, совсем ещё детей, с такой нежностью… Правда, развелись супруги спустя всего два года. Фактически они прожили вместе всего несколько месяцев: Дементьев уехал учиться в столицу, Алиса оставалась в родном Калинине, а после уехала к папе в Румынию.

Этот брак распался, но остались воспоминания о первой любви.

Вечер красит окна в синий цвет.
Но в душе моей все краски меркнут…
Я один…
И рядом твой портрет.
Я при нем,
Как одинокий Вертер.
Мне еще всего пятнадцать лет.
Ты на целый класс меня моложе.
Но собрали срочно педсовет
И теперь мы видеться не сможем.
Потому что взрослые ханжи
Позабыли, что такое юность…
Не затем друг друга мы нашли,
Чтоб не видеть, не любить,
Не думать.
Но тебя вдруг увезли на юг.
И остался я один с любовью.
Небу, видно, было недосуг
Осчастливить нас тогда с тобою.
Вот и все… И понеслись года.
Стерлись все обиды и невзгоды.
И ушла надежда в никуда.
И устал считать я наши годы.
Больше мы не виделись с тобой.
Но портрет твой из далекой дали
До сих пор все излучает боль.
До сих пор твою улыбку дарит.

С Алисой Дементьев расстался тихо и цивилизованно. Девушка понимала, что творческая натура поэта не для неё. Она была слишком земной и слишком простой для него.

Через семь лет после первого бракосочетания поэт снова женился. На студентке, красавице Ирине, Андрею исполнилось 26. Он тогда уже работал. Во втором браке у Дементьева родился первый ребенок — Марина.  После окончания Литинститута Андрей Дементьев вернулся в Калинин, работал в областной газете, много сочинял. Времени на семью оставалось меньше, чем хотелось бы обоим. Тем не менее супруги прожили вместе больше десяти лет. О разрыве Андрей Дмитриевич вспоминать не любил, но с дочерью Мариной общался всегда. Супруги не сошлись характерами. И Ирина забрала дочку и уехала к матери в Колпино под Ленинград.

Дочери.
У нас одинаковые глаза,
Только твои синее.
У нас одинаковые глаза,
Только мои грустнее.У нас одинаковые глаза
.И разные адреса.
И разные по утрам рассветы
В моем окне
,На твоем этаже.
И разные радости и секреты
В сердце твоем
И в моей душе.
Через беды,
Через разлуки
Провожает тебя мой страх.
Слышишь сердце?
Ты –В этом стуке.
Видишь слёзы?
Ты –В тех слезах.
И приходят ко мне твои письма,
Как в горло приходит ком…
Словно ты на руках у меня повисла,
Прибежав из разлуки в дом.
– Здравствуй!
 –Строчки прыгают вверх и вниз.
– Здравствуй!
И продолжается жизнь…1966.

Марина Андреевна Демченко работает старшим научным сотрудником в Доме-музее Пушкина. Внучка Андрея Дементьева коренная петербурженка. Окончила институт, прекрасно владеет немецким, освоила две специальности. Еще есть у знаменитого писателя внук — художник.

Через четыре года - новый брак. Третья жена Андрея Дементьева, Галина Степина, после неудачного замужества, прожив с первым мужем какое-то время в ГДР вернулась в Калинин, где стала работать врачом в Больничном городке, воспитывала дочь. И вот, однажды, к ней на прием пришел очень симпатичный мужчина. Это был Андрей Дементьев. Мгновенно между ними пробежала искра. Вспыхнул роман. Подруги советовали Галине не торопиться с браком. Предупреждали, что у этого мужчины уже два брака позади. Против были и родители с обеих сторон. Но их любовь оказалась сильнее. Свадьбу сыграли в Галиной двухкомнатной квартирке. Родителей не было – ни Степиных, ни Дементьевых, они не пришли. Галя была и красива и образованна. Однако, не понравилась родителям жениха, по всей вероятности из-за того, что уже была замужем и имела дочь. Но, несмотря ни на что, молодые жили очень хорошо. Дементьев даже удочерил Галину дочку и был к ней очень привязан.  Дочь Наталья Андреевна Дементьева  стала  художником-дизайнером.

Карьера шла на взлет. В 1967 году семья переехала в Москву. Здесь они получили квартиру. Дементьев устроился редактором отдела поэзии в издательстве «Молодая гвардия», потом работал инструктором отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ.
Четвертого сентября 1969 года у Гали и Андрея родился долгожданный сын Дмитрий. Мальчик не очень хорошо учился в школе, долго не мог решить кем он хотел бы стать. Какое-то время проучился на журфаке в МГУ, потом бросил, пошел в армию. Женился Дмитрий Дементьев рано, в 17 лет. Выбор сына отец не одобрил, также, как когда-то не одобрили его родители отношения поэта с его матерью. Девушка была из семьи дипломатов – своенравная, избалованная. Но Дмитрий не замечал её недостатков. И Дементьев, в итоге, решил не перечить сыну, о чем в последствии сильно пожалел. Отец организовал молодым роскошную свадьбу, надеясь в душе, что все будет хорошо. Вскоре в молодой семье Дмитрия родился сын, которого назвали в честь деда, Андреем. Дементьев стал дедом. Надежды поэта на то, что всё как-то устроится, не оправдались. В молодой семье постоянно кипели нешуточные страсти. А потом, жена Димы ушла к другому. Вскоре произошла трагедия – Дмитрий застрелился прямо на глазах у бывшей жены. Ему было всего 26 лет. В то время Дима отдыхал на Кавказе. Как раз накануне он разговаривал с отцом по телефону и очень ждал его приезда. Андрей Дмитриевич прилетел на следующий день, но сына в живых уже не застал. На этом беды не закончились. После произошедшей трагедии у молодой вдовы начались проблемы с психикой. Через несколько лет жена Дмитрия выбросилась из окна с 12 этажа..

Внука, маленького Андрея Дементьева взяла к себе бабушка, Галина. Сегодня Андрей Дементьев, внук поэта, — известный актер театра и кино. А семейная жизнь Галины с великим поэтом тоже завершилась. Брак длился двадцать семь лет и распался. В отношениях с третьей женой уже давно наметилось какое-то отчуждение.

Всех дороже
Отцы,
Не покидайте сыновей!
Не унижайте их подарком к дате…
Всё можно изменить в судьбе своей,
Но только сыновей не покидайте.
Пока малы.
За них в ответе мать
От первых слёз
И до вечерней сказки.
Но как потом им будет не хватать
Мужской поддержки
И отцовской ласки.
Им непременно надо подражать
Своим отцам
На то они и дети.
Родную руку молча подержать,
Уйти с отцом рыбачить на рассвете.
Обида вас настигнет иль любовь
Не уходите…
Вы им всех дороже.
Ведь в жилах сыновей — отцова кровь.
И заменить её уже никто не сможет.
1983 г.

Во время брака у него случился роман с преподавателем экономики по имени Лариса. Они познакомились в Ташкенте на конференции «Литература и правопорядок». После чего, в течение трёх лет поэт еженедельно летал в Ташкент, чтобы увидеться с этой женщиной. Она ушла от мужа, забрав с собой сына, а он тогда так и не решился оставить семью, боясь потерять своего единственного сына. В результате они всё же расстались, но поэт до конца своих дней хранил память о нескольких годах счастья.

Она ничего не просила, просто любила и была счастлива.
Благодаря этим отношениям появилась книга стихов «Азарт». За эту книгу Дементьев получил Государственную премию СССР. В копилке литературных наград поэта также премия им. Александра Невского «России верные сыны» и Бунинская премия.

Спустя три года отношения с Ларисой завершились. А потом прекратил существование и третий брак Андрея Дмитриевича.
 
Сам он вспоминал о тех годах так :
« Было трудно, но я выдержал. И работу в аппарате ЦК ВЛКСМ, где жили по непривычным мне законам бюрократии, но где в то же время учили меня мужскому братству и закаляли характер. И улюлюканье некоторых собратьев по перу вослед моей книге «Азарт», удостоенной в 1985 году Государственной премии СССР. Выдержал и предательство друзей, оставивших меня на другой же день, как я перестал быть главным редактором журнала «Юность», где они все так охотно печатались. Но хорошего было больше»…

Люблю
Спускалась женщина к реке.
Красива и рыжеголова.
Я для нее одно лишь слово писал на выжженном песке.
Она его читала вслух.
«И я люблю…» — мне говорила.
И повторяла: «Милый, милый…» — так, что захватывало дух.
Мы с ней сидели на песке.
И солнце грело наши спины.
Шумели сосны-исполины.
Грачи кричали вдалеке.
Я в честь ее стихи слагал.
Переплывал Быстрину нашу,
Чтобы собрать букет ромашек и положить к ее ногам.
Она смеялась и гадала.
И лепестки с цветов рвала.
То ль клятв моих ей не хватало,
То ль суеверною была.
С тех пор прошло немало лет.
Глаза закрою — вижу снова,
Как я пишу одно лишь слово,
Которому забвенья нет.


На фото - Дементьев с сыном

http://proza.ru/2024/04/06/1452