Вечером на кладбище

Татьяна Горюнова
 Как - то раз, была два дня в командировке, в северном городке, где прошло мое детство. В последний день договорилась с другом детства, чтобы свозил меня на кладбище к родным могилкам.
   Владика я не видела лет двадцать, мы случайно столкнулись с ним в офисе, обрадовались, оценили возрастные изменения наших внешностей. Владька возмужал, отрастил усы, выглядел респектабельно и очень импозантно. Он был младшим братом мой подружки - Наташки. Жили они в соседней квартире, и мы, одно время,  каждый день играли вместе у нас, или у них. Частенько спорили и вредничали, отстаивая свои детские интересы. У Владьки был очень "драконий" характер, любил командовать и ссориться с нами. С куклами не давал играть, навязывал свои мальчишеские игры с машинками. И тем не менее, несмотря на наши с Владькой разногласия, их и мои родители, приходя с работы всегда кормили нас ужином. Это было относительно не долго, пока мы все не получили новые, просторные квартиры, и не разъехались.
   Владик приехал ко мне на работу после обеда. Меня еще немного задержали дела, надо было закрыть командировку, а зимой на севере темнеет рано.
    Заехали в цветочный магазин, я очень быстро, чтобы не терять светлого времени, купила цветы.  По дороге на кладбище Владик рассказывал о том, как они жили, что Наташа, выйдя замуж, уехала в Казахстан, у кого какая семья и сколько детей, как «уходили» родители. Я рассказывала о своих.
   Подъезжали к кладбищу уже в сумерках. Могилы родных рядом с дорогой. Было немного страшно – вечер на кладбище, но я не знала когда, в следующий раз буду в городе своего детства.
   Попросила Владьку подождать меня в машине из чувства деликатности, мне было неловко тащить его с собой, вдруг ему не приятно посещение такого места, мороз крепчал, да и хотелось побыть наедине со своими.
   Я сошла с центральной аллеи и не могу понять, где они. Всё заметено снегом, где - то по щиколотку, а где - то и по пояс, но пробраться можно.  Много новых могил и не понятно в какую сторону идти. Осматриваюсь по сторонам, и не вижу своих крестов. А кресты на наших могилах были особенные, мама сама рисовала эскизы, в соответствии с христианскими, религиозными представлениями нашей семьи и заказывала сварщикам.  Я очень хорошо помню, как дедушка и бабушка незадолго до смерти, просили поставить им обычный крест и никаких мраморных памятников и каменных плит – чтобы не давили. Потом и я маме поставила такой же крест, по её рисунку. 
   Оглядывая памятники и надгробия, я взмолилась - "Мама, бабушка, дедушка, Света, Володенька - помогите найти вас!" В это время совсем стемнело, вышла луна и ярко осветила погост под снежным покрывалом. В безмолвной тишине искрился снег. В какой - то момент я подумала, что всё пропало, надо идти к машине. И начала уже разворачиваться назад, но краем глаза выхватила наши кресты. Они были совсем рядом. Я бегом начала пробиваться к ним, по снежным заносам. Мороз стоял -25*.   
   Положила цветы на каждую могилку. Постояла несколько минут, и ощутила такое благодатное тепло, стало даже жарко, меня окутал шлейф добра и заботы, с головы до ног накрыло счастьем. Было очень тихо и светло как днём. Совсем не хотелось уходить. Мои родные улыбались мне с фотографий и было их пятеро в ряду. Чувствовалось, что они рядом, согревают меня и радуются моему посещению. Я мысленно что - то говорила им, благодарила, выражала свою любовь и тоску.
   И только в машине почувствовала, что серьезно промерзли и остекленели пальцы рук и очень больно отогреваются. Владька обеспокоенно сказал, что хотел уже идти  на помощь, так как прошло более получаса. Как более получаса? Я была там от силы минут двадцать! Пять минут я искала, назад шла минуты две, остальное время я была с ними. Неужели я так долго пребывала на морозе среди могил?!  Со мной на всегда осталось неизгладимое ощущение светлой радости. Как будто бы навестила свой отчий дом тридцатилетней давности, когда все ещё были живы.