Почему советы не имеют власти

Павел Каравдин
ПОЧЕМУ СОВЕТЫ НЕ ИМЕЮТ ВЛАСТИ
Многие считают: у кого деньги, у того и власть. На этом основании  добиваются, чтобы предприятия, находящиеся на территории Совета   платили ему денежную дань. Но что будет делать потом Совет с   деньгами, неизвестно. На наши деньги практически ничего нельзя   сделать. Можно нанять рабочих, платить им зарплату, но что они  сделают,    не имея никаких материалов, которые распределяет центр. В  наших условиях, когда деньги практически не имеют покупательной  способности, реальной властью обладают те, кто распределяет ресурсы.  Это, во-первых, центр. Во-вторых, республиканские и областные  органы, которым центр кое-что выделяет. Предприятие в таких условиях не может жить без министерства: оно владелец ресурсов. Никто себе не   враг. Если в стране восстановятся товарно-денежные отношения, если   всё будет продаваться и покупаться, окажется никому не нужным   гигантский распределительный аппарат. Естественно, каждый член этого аппарата осознанно или неосознанно пытается помешать перестройке.
Количество, как известно, изменяет качество. Наши предки вышли из  мира животных, где господствует право силы, вызванное дефицитом   средств жизни. Изобретение скотоводства и земледелия породило   избыток этих средств. Избыток породил обмен, сначала натуральный. С   изобретением денег появилась возможность в деньгах «консервировать»  труд. Сила успеха в торговле принести не может, возникли новые  качества: любезность, обходительность и пр., те качества, которые мы называем нравственностью. Жизнь можно сравнить со спортивным  соревнованием, происходящим вечно. В этом соревновании, естественно,  кто-то приходит первым (богатеет), остальные пытаются догнать   первого.
Жизнь людей и всей природы происходит в полном соответствии с  законом единства и борьбы противоположностей. Чтобы было движение,  изменение, развитие, нужна пара противоположностей. Например,  высокое и низкое давление, высокий и низкий уровень, противоположные  убеждения, богатые и бедные и т.д. и т.п. В этих случаях дуют ветры,  текут ручьи и реки, развиваются наука и общество. Бедные тянутся за   богатыми, как отставшие за ведущими спортсменами. Современные  философы различают различие и противоречие. Но только различие между противоположностями  является противоречием. Нет противоположностей - нет противоречия. Природа находится в вечном движении вследствие своей неоднородности. Ученые прошлого века правильно подметили, что,  если во Вселенной установится однородное состояние (одинаковая  температура), это будет означать конец света.
         
Все живое, в том числе и человек, различает противоположности. В первую очередь различаются ощущения, приятные и неприятные.  Неприятное ощущение вынуждает человека действовать, чтобы избавиться от него. Приятное же ощущение прекращает действие. Жизнь, состоящая   из одних приятных ощущений, практически невозможна. Она подобна  смерти. Когда появились богатые и бедные, появилась и движущая сила  для развития общества. Но так как эта сила проявляется в виде  неприятных ощущений (обида, зависть и т.п.), то у части людей     возникла мечта о «справедливом» социально однородном обществе.
Сначала это была мечта о будущей райской жизни у верующих, затем у утопистов и, наконец, у коммунистов. Весной 1918 года эта мечта  начала претворяться в жизнь. Было решено забирать все излишки хлеба  у крестьян и распределять его среди рабочих. Почему сеют хлеб   крестьяне? Потому что есть разница между урожаем и семенами. Если  этой разницы не ожидается, никто не будет сеять. Эскимосы не сеют в   снег, понимая, что хлеба все равно не будет. Когда у наших крестьян   стали забирать хлеб, они перестали сеять. «Сей или не сей, хлеба все   равно не будет».
Некоторые не понимают, почему разницу нужно называть противоречием.  Если кто-либо скажет, что, однажды закопав кошелек в землю с  какой-то суммой денег, через полгода выкопал денег много больше, ему не поверят. Условие противоречит результату. Но ведь миллионы   крестьян ежегодно «закапывают» в землю различные семена и через   какое-то время получают результат, противоречащий условию. Единство противоположностей: сев и урожай. Между ними противоречие - разница  между собранным и посеянным. Не будет разницы, не будет  противоречия, не будет и действия. Закон природы. Нужно обратить   внимание, что при всяком взаимодействии противоположностей есть  действие и противодействие. В общем случае они не равны между собой.  Например, во время войны взаимодействуют две военные силы. Когда одна из них ослабевает, наступает победа другой. Если же силы равны,  то война может длиться много лет без победы. Ньютоновский закон -  действие равно противодействию - является только частным случаем  закона единства и борьбы противоположностей. Диапазон действия этого   закона охватывает все случаи, возможные в природе. С одной стороны,  на одном фланге действие равно противодействию, на другом всякое   противодействие исчезает. Во втором случае наступает катастрофа.
           Если в электрической цепи исчезнет сопротивление, возникнет разрушительный ток короткого замыкания. Если прихотям ребенка нет  никакого противодействия, вырастает звереныш. Если властелину нет  противодействия (оппозиции), возникает катастрофическая для страны  абсолютная власть. Против абсолютной власти философы придумали метод  - разделение властей, который успешно применяется во многих странах.
           Между тем в нашей стране большевики, придя к власти, поставили своей дальнейшей целью ликвидацию такого разделения. В Программе партии,  принятой в марте 1919 года, записано: «...Советская власть в то же   время уничтожает отрицательные стороны парламентаризма, особенно    разделение законодательной и исполнительной властей...». Кроме того,  в той же Программе констатировано: «Перепроизводство... представляет собой неизбежное следствие развития производительных сил в   буржуазном обществе».
           Нетрудно видеть, что обе эти цели успешно осуществлялись в течение  последующих семидесяти лет. Вместо перепроизводства постоянное   недопроизводство и человек звереет в поисках дефицита. И это все   произошло вследствие попытки построить социально однородное   общество, то есть общество без противоречий. Общество не может быть   однородным, так как объединяется разделением труда, которое    возникает вследствие неоднородности (в обществе должны быть люди  всех профессий - от уборщика мусора до профессора). Однородное же   общество, если бы его удалось осуществить, могло бы быть только   застойным, так как в нем не может быть внутренней причины для   движения (противоречия). Самое любопытное во всей этой истории то,  что  ХХVII съезд КПСС, провозгласивший курс на перестройку, одновременно в свою программу четко записал «сформировать социально однородное общество». Не могут выполняться одновременно две взаимоисключающие    задачи. Этот эпизод может служить яркой иллюстрацией уровня развития   наших общественных наук, принимавших участие в разработке Программы.
           Противоречия возникают у людей при реализации соответствующих  интересов. А если лишить людей собственных интересов? Если оставить   им только общественные? Интересы общества выше интересов личности. В Программе партии 1919 года было записано: «Заменив частную  собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так   как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества    другой». Идея превосходна. Все люди трудятся, складывая продукты в   общий котел, из которого потом получают все необходимое (на первом   этапе по труду, а впоследствии - по потребностям). Весной 1918 года   стали отниматься у крестьян излишки хлеба (продразверстка). Исчезла   причина для развития сельского хозяйства. Природа не допускает    явлений без причин. Пришлось возвращаться к старой экономической   политике, назвав ее новой. Вот что писал Ленин в 1921 году   (см.т.44,с.155 и далее): «...вы не можете не видеть, какой резкий  поворот сделала наша Советская власть и наша Коммунистическая   партия, перейдя к той экономической политике, которую зовут «новой»,  новой по отношению к предыдущей нашей экономической политике. А по сути дела - в ней больше старого, чем в предыдущей нашей  экономической политике». «...мы сделали ту ошибку, что решили произвести непосредственный переход к коммунистическому производству    и распределению. Мы решили, что крестьяне по разверстке дадут нам   нужное количество хлеба, а мы разверстаем его по заводам и фабрикам,  и выйдет у нас коммунистическое производство и распределение».
           Ленин к 1921 году понял наконец, что является причиной кризиса:   «Разверстка в деревне, этот непосредственный коммунистический подход   к задачам строительства в городе, мешала подъему производительных   сил и оказалась основной причиной глубокого экономического и  политического кризиса, на который мы наткнулись весной 1921 года».   Поняв это, Ленин отказался от разверстки и вернулся к налогу: «Новая  экономическая политика означает замену разверстки налогом, означает  переход к восстановлению капитализма в значительной мере».
           Но это не означало, что Ленин окончательно отказался от построения «однородного общества», то есть коммунистического. «При нашей   некультурности мы не можем решить лобовой атакой гибель капитализма. При ином уровне культуры можно было бы решить задачу прямее...».
           Сталин продолжил дело Ленина на более высоком уровне. Чтобы не  возиться с каждым крестьянином по отдельности, их объединили в   колхозы. С тех пор и поныне продразверстку берут с колхозов и   совхозов. Накануне ХIХ партконференции в «Правде» и «Литературной  газете» были опубликованы статьи публициста Ю.Черниченко, в которых   звучал призыв - отказаться от продразверстки, чтобы в стране наконец   наступило продовольственное изобилие. Существуют три причины для  труда: экономический интерес, моральное удовлетворение и страх. При   Сталине первые две причины действовали слабо. Остался лишь страх, с   помощью которого людей принуждали к труду. В этом смысле сталинские   репрессии были вынужденными, без них ничего не удалось бы построить.  Личность диктатора тут мало значима. Доказательством тому являются     репрессии практически во всех странах социализма.
           Пол Пот в Камбодже, одним махом построил «тотальный коммунизм», при  котором единственным стимулом к труду был удар киркой по черепу. До  сих пор мы не можем понять, что теоретической предпосылкой всех   наших невзгод является невыполнимая цель - построение социально-однородного общества. Практической же мерой по выполнению этой   задачи явилось обобществление средств производства, распределения и информации. Обобществление практически всей собственности   ликвидирует товарно-денежные отношения, так как продавать можно  только свое, а не общее. Это понимали и авторы Программы партии от  1919 года: «В первое время перехода от капитализма к коммунизму,  пока еще не организовано полностью коммунистическое производство и    распределение продуктов, уничтожение денег представляется  невозможным». Авторы Программы надеялись уничтожить деньги в будущем. Пол Пот в Камбодже моментально взорвал банки и сжег деньги.
           Обобществленное не является в действительности общим, так как   неизбежно становится фактической собственностью властителя.  Количество и здесь изменяет качество. Абсолютизму королей   препятствовала экономическая независимость феодалов, а затем и   нарождающейся буржуазии. Нашему сверхабсолютизму не могло быть никакого противодействия, так как граждане страны не имели никакой независимости. Они полностью зависели от властей, от благорасположения многочисленных чиновников, являющихся  представителями власти на местах. Чиновники распределяли все   материальные блага (квартиры, путевки, машины и даже мыло).
Обобществление средств производства и распределения связало   гражданам руки. Обобществление средств информации заткнуло им рты.  Это позволяло Сталину и другим властелинам организовывать массовые репрессии под бурные рукоплескания самих репрессируемых.
           Таким образом, лозунг «Вся власть Советам» неосуществим, пока все ресурсы не продаются, а распределяются из центра. Кто распределяет,  тот и «пан». По этой же причине невозможна и конвертируемость рубля.  Покупательная способность нашей денежной единицы стремительно падает   к нулю, так как все больше материальных благ не продается, а    распределяется. Наши деньги - сурогат денег. Они могут превратиться    в настоящие деньги (свободно конвертируемые) только тогда, когда в стране восстановятся товарно-денежные рыночные отношения, будет  ликвидирована так называемая плановая экономика. А это противоречит   цели КПСС построить социально однородное общество. Когда  восстановятся товарно-денежные рыночные отношения, будет возможна и    экономическая самостоятельность граждан, возникнет и  противодействующая сила власти, важное условие для создания             правового государства.

            ХХVII съезд КПСС провозгласил две несовместимые задачи. С одной стороны, был провозглашен курс на ускорение и перестройку, с другой  - в Программу партии была записана цель создание «социально - однородного общества», каковое, если бы его удалось построить, могло    бы быть никаким иным как застойным, в нем не было бы различий, не    было бы причин для движения. Эти две несовместимые задачи раздирают  страну. С одной стороны, принимается, скажем, Закон о кооперации, с другой - кооперация облагается такими налогами, которые ликвидируют    всякую возможность кооперативного движения.
           Следует сказать несколько слов об эксплуатации человека человеком. Предприниматель,  организуя дело, надеется получить прибавочную   стоимость за счет труда нанятых им рабочих. Всё происходит на добровольной основе. Рабочий получит зарплату, которая даст ему    возможность не умереть с голоду. Если ликвидировать возможность   получения прибавочной стоимости, ликвидируется всякая возможность    для инициативы. Кстати спросить: куда девается прибавочная  стоимость? Возможно, она проедается и пропивается. Но больше «брюха»   не съешь и не выпьешь. Прибавочная стоимость, как правило, идет на   расширение производства. Так, например, Форд за счет прибавочной   стоимости создал автомобильную промышленность США, обеспечил    доступным автомобилем население страны. Происходит нормальное действие закона единства и борьбы противоположностей. Если  уничтожить одну из противоположностей, погибнет и вторая.
    П.Каравдин,  газета «Вечерний Челябинск» 21 ноября 1989 г.