Капитан дальнего плавания Соляник Алексей Николаев

Леонард Позолотин
В Одессе в те времена не было ни одного, кто бы не знал имени этого человека - знаменитого на всю советскую страну Соляника Алексея Николаевича.
Это уже позже стали знаменитыми космонавты, а тогда мальчишки мечтали стать китобоями! О них слагали песни, снимали фильмы.

"Имя Алексея Николаевича Соляника в советйие времена было широко известно всему мировому морскому сообществу. Прекрасный организатор китобойного промысла СССР,,  капитан-директор китобойных флотилий "Слава" и "Советская Украина", он был также и  отличным политиком. Капитан Соляник ввел "дни открытых дверей" в зарубежных портах на китобазах, когда тысячи людей могли посетить советское судно и посмотреть на условия труда и отдыха наших моряков-китобоев. И один такой заход агитировал за страну в сто раз больше, чем весь штатный агитационный корпус.
Мы вместе с более молодым поколением моряков горды, что причастны к делам, которые нам оставил А.Н. Соляник. Горды тем, что он и есть наша История, которую мы будем хранить, приумножать и передавать молодым.  А родные А.Н. Соляника, дети, внуки и правнуки всегда должны знать, что их отец, дед, прадед был настоящим моряком, примером нам всем на века!"
А.Н. Якунин  капитан дальнего плавания
общественный директор Интернет-музея отечественного рыболовства.


 Капитан  Дальнего  Плавания   Соляник Алексей Николаевич

Алексей Соляник родился 2 ноября 1912 года в селе Славянка Хасанского района Дальневосточного Края (ДВК) в семье фельдфебеля артиллерии русской армии.  Отец - Соляник Николай Иванович, 1880 года рождения, украинец. После Русско-Японской войны остался на сверхсрочную службу, закончил курсы унтер-офицеров и служил на ДВК в артиллерии. Мать - Соляник Евпраксия Петровна, 1888 года рождения, русская. В 1919 году родилась дочь Соляник Зинаида Николаевна (1919-1986).
В 1923 году Алексей закончил начальную школу, и семья переехала во Владивосток, где он продолжил учебу в школе II ступени. Отец работал в морском порту Владивостока командиром взвода охраны. В 1926 году отца перевели в бухту Славянка на должность морского агента Совторгфлота.

Алексей с 14 лет начал ходить на парусных ботах на лов  В 1929 году  нанялся штурманским практикантом на учебное судно "Индигирка" Владивостокского морского техникума. В 18 лет (1930 г.) сдал государственые экзамены, получил диплом судоводителя маломерных судов (до 20 тонн), и был назначен старшиной парусно-моторной шхуны "Усть-Камчатка", на которой проработал две летние навигации. Алексей  продолжая заочное обучение, в 1931 году получил диплом судоводителя до 200 тонн.

В этом же году, Алексей Соляник поступил на службу в Управление инженеров морских сил ДВК на должность капитана ледокольного буксира "Форт", на котором проработал 4 года. В 1935 году был переведен в Главвостокрыбпром на промысловые суда. В 1936 году   сдал экзамен на штурмана малого плавания, а в 1937 году - на штурмана дальнего плавания.
В 1938 году,  в межпутинный период Алексей прослушал полный курс и сдал экзамен по специальности девиатора магнитных компасов. В апреле 1938 года назначен капитаном зверобойного судна "Налим", на котором провел две навигации в Охотском море.

В 1940 году Алексей Соляник  прошел курсы-сборы Тихоокеанского ВМФ (ТОФ) ?  ему- присвоено воинское звание младший лейтенант ВМФ. В этом же году получил во Владивостокском порту диплом капитана дальнего плавания и был назначен капитан-директором плавучего крабоконсервно-го завода "Анастас Микоян", на котором провел две кампании.
В декабре 1941 года Алексей Соляник капитан на пароходе  "Ительмен",, на нем совершал рейсы из Владивостока в Канаду, США и обратно с грузом для Красной Армии.
В октябре 1942 года Наркомрыбпромом СССР был назначен капитаном на плавзавод "Всеволод Сибирцев", который перегнал в США, порт Портленд, на капитальный ремонт. 25 ноября сдал дублеру дела и обязанности капитана, и в  соответствии с решением Совнаркома СССР ,Алексей  Николаевич Соляник приступил к работе в аппарате Советской Правительственной закупочной комиссии (СПЗК) в США. Алексей  Соляник, работая в  СПЗК, в США, прослушал четыре курса в техникуме английского языка при СПЗК в Вашингтоне и сдал экзамены в марте 1945 года. В конце этого же года отбыл из порта Филадельфия на американском военном транспорте "Чиф Оссиола", доставившем в порт Одесса боеприпасы.

В 1946 году Алексей Соляник как представитель  Советской Правительственной закупочной комиссии (СПЗК), был командирован в Германию и Польшу для приемки трофейного флота и грузов по репарации и отправки их в Советский Союз.
В октябре 1946 года в Ливерпуле представитель СПЗК  капитан   А.Н. Соляник принял китобазу «Викингер».  После окончания войны,  китобаза  «Vikingen»«-  на верфи в Ливерпуле проходила ремонт для передачи СССР, в счет репараций.  Вместе с базой было передано 8  китобойцев-хотников  норвежской и немецкой постройки.  Китобойцы  имели паровые машины на уголе..

В декабре 1964 года китобазы Wikinger была переименовна в китобойную базу  «Слава».   Китобойцы обозначались именем флотилии и номером.  22 декабря 1946 года в торжественной обстановке подняты Государственные флаги СССР..
В тот же деньи флотилия вышла в первый рейс. Флотили зашла в Гибралтар, где с советского танкера приняли снабжение ,и известного полярного капитана Воронина Владимира Ивановича -депутата Верховного Совета СССР. Он принял дела и обязанности капитан-директора флотилии "Слава" . Соляник А. Н. был назначен первым заместителем капитан-директора по промысловой работе и финансам.

База "Слава" и китобойные суда были на 50% укомплектованы норвежскими специалистами. В то время все без исключения китобойные флотилии мира, в том числе Англии, Голландии, Японии и др., были укомплектованы только членами норвежского профсоюза китобоев, включая и капитан-директора флотилии. Впервые профсоюз, с личного согласия короля Норвегии, сделал исключение для советской флотилии "Слава", согласившись, чтобы более половины личного состава флотилии были советские моряки. Этим они подчеркнули свою благодарность СССР за разгром фашистов в Европе и изгнание их из Норвегии.

В первом рейсе было добыто 384 кита и выработано 5800 тонн жира. После первого рейса капитан Воронин В. И. был откомандирован в Севморпуть, и 4 октября 1947 года А. Н. Соляник назначен капитан-директором китобойной флотилии "Слава".
Во втором рейсе добыто 824 кита и выработано 9600 тонн жира. Третий рейс проходил без иностранных специалистов, и было добыто более 1000 китов и выпущено 12 000 тонн жира. Прибыль составила 40 млн. рублей. В четвертом рейсе добыли 1500 китов и натопили 17 000 тонн жира. Прибыль 88 млн. рублей.
А. Н. Соляник был крупным и сильным человеком. В рейсах, иногда он одевался в специальную робу, и работал на разделочной палубе фленшерным ножом вместе с матросами-раздельщиками на разделке китовых туш.

 9 марта 1950 года ему присвоено звание Герой Социалистического Труда (37 лет). В мае 1949 года А.Н. Соляник вступил в члены КПСС.
 12 июля 1950 года Министром СССР присвоено персональное звание "Генеральный директор флота рыбной промышленности III ранга".

Обладая исключительными организаторскими способностями и свободно владея английским языком, Алексей Николаевич в иностранных портах, в том числе Австралии, Новой Зеландии, Уругвая, Южно-Африканской республики, с большим успехом проводил массовые дни открытых посещений китобазы иностранцами, на которые с утра выстраивались очереди. Знакомил их с трудом, бытом и достижениями моряков и народа Советского Союза в целом в непринужденной доброжелательной обстановке экскурсий . Вечером для гостей на палубе китобазы демонстрировали советские фильмы,.

Под руководством А. Н. Соляника флотилия из рейса в рейс увеличивала количество добытых китов, выпуск жира и осваивала новые виды продукции, в которых очень нуждалась страна, разрушенная Второй мировой войной.  В среднем за один рейс жир, выработанный флотилией, был равноценен жиру, получаемому при переработке двух миллионов свиней. Кроме того, важно, что он в основном использовался для пищевых целей и в медицине.  Сегодня многие пожилые люди обладают нормальным здоровьем и с благодарностью вспоминают ежедневную сталинскую столовую ложку рыбьего жира, который был не очень вкусным, но крайне необходимым для истощенного организма.

Музеям и учебным заведениям Москвы, Киева, Ленинграда, Одессы китобои вручили подарки: скелеты китов, шкуры и чучела тюленей, пингвинов, птиц, рыб, ракообразных и другие экспонаты фауны и флоры Антарктики. Народному артисту СССР Владимиру Дурову отловили и доставили 100 пингвинов. Вскоре в цирке Киева пингвины исполняли несколько номеров с дрессированными животными Дурова и вызывали бурный восторг киевлян.
Большим успехом пользовался документальный фильм о флотилии "Слава" "За китами в Антарктику". Кинофильм удостоен Государственной премии. Очень интересно и достоверно сделан документальный фильм "Ждите нас в мае".

И во всех этих делах всегда ощущалась организующая энергия Алексея Николаевича. В театрах страны зрители тепло приняли оперетту Дунаевского "Белая Акация", где воспевается труд и жизнь китобоев, а в заздравной песне прославляется жемчужина Черноморья - город-герой Одесса. Эту мелодию до сих пор играют куранты мэрии Одессы, и она является официальным гимном города.

В 1950 году  А.Н. Соляник поступил на заочное отделение Одесского высшего инженерно-морского училища. В 1958 году окончил судоводительское отделение ОВИМУ и защитил диплом инженера-судоводителя с отличием.

В 1958 году после 13-ти рейсов в Антарктику на китобазе "Слава" Соляник А. Н. передал дела и обязанности капитан-директора своему старшему помощник,у капитану дальнего плавания Моргуну Борису Макаровичу. 
В сентябре Соляник был назначен председателем Государственной приемной комиссии по приему от Николаевского судостроительного завода им. Носенко новой китобойной базы "Советская Украина" и одновременно ее капитан-директором.

Вместе с базой "Советская Украина принималась из новостроя серия новых китобойных судов типа "Мирный", выпускаемых славными николаевскими судостроителями завода им. 61 коммунара. Основные данные китобойца: длина 63,3 м, ширина 9,5 м, осадка 4,6 м, скорость 17,2 узла, коечных мест 36, дизель-электроход, дизеля 4 по 1000 л. с, водоизмещение 1260 тонн. База и китобойцы были самыми современными и комфортабельными судами. Осенью китобаза была принята государственной комиссией.

Приказом министра рыбного хозяйства СССР Соляник А. Н. был назначен генеральным капитан-директором вновь созданного Управления Антарктических китобойных флотлий (УАКФ)  и осуществлял координацию промысловой деятельности АКФ "Слава" и АКФ "Советская Украина" с одновременным исполнением обязанностей капитан-директора базы "Советская Украина".

В октябре 1959 года китобойные флотилии «Слава» и «Советская Украина» с новыми 17-ю китобойцами, с транспортным рефрижератором «Севастополь», и учебным китобойцем «Комсомолец» для обучения гарпунеров-снайперов, вышли в очередной 14-й антарктический рейс.
 А. Н. Соляник приказом министра рыбного хозяйства СССР был назначен генеральным капитан-директором обеих флотилий с одновременным исполнением обязанностей капитан-директора базы «Советская Украина». Генеральный капитан-директор, капитан дальнего плавания Соляник Алексей Николаевич блестяще в течение 19-ти лет справлялся с этой сверхсложной задачей.

. На АКФ  "Слава"  до 1959 года работало  1550 человек. В 1959  году, с  вводом  китобазы «Советская Украина»"-  – 2000 человекс .Соляник инициировал строительство жилья для китобоев. На углу Дерибасовской и Екатерининской в 1953 году был построен  дом.  для АКФ "Слава". Там размещались жилые квартиры и  Управление  АКФ "Слава",, . 
Тогда же  построили поселки двухэтажных домов для китобоев в Одессе и Севастополе, 
В 1961 году А. Н. Соляник был избран делегатом XXII съезда КПСС от Одесской областной парторганизации.

«Комсомольская правда» в июне 1965 года опубликовала обвинительную статью писателя Аркадия Сахнина «В рейсе и после», в которой А. Н. Соляник обвинялся в кумовстве, коррупции и злоупотреблениях.  В статье были свалены в кучу все недостатки, характерные для всех флотилий мира (японских, норвежских и др.).
В статье использован стандартный набор отрицательных клише, которым обычно обвешивают чиновника или любого руководителя.. Зажим критики, грубость, барство, пренебрежительное отношение к морякам, грубое нарушение охраны труда и техники безопасности, злоупотребление и самоуправство.   В любом экипаже всегда найдется «обиженный» человек, а уж обиженный на капитана – обязательно. Чем крупнее судно, чем больше экипаж, тем больше таких людей. Как правило, это новички на флоте, люди, случайно судьбой заброшенные на флот.

19 октября 1965 года  Министерство  рвбного хозяйства СССР , по указанию  Секретариата ЦК КПСС, освободил от должности генерального капитан-директора Соляника А. Н. (ему было 53 года). Капитан-директором АКФ "Советская Украина" назначен КДП Моргун Б. М. Капитан-директором АКФ "Слава" назначен КДП Лабунец А. С.
 По словам А. Н. Соляника, при объявлении ему решения Секретариата ЦК КПСС Л. И. Брежнев поблагодарил его за успешную работу и сказал, что дело приобрело большой резонанс в стране и за рубежом.. На вопрос о просьбах, Алексей Николаевич сказал: "Я - моряк, и у меня одна просьба -дать возможность работать в море".

В октябре 1965 года МРХ СССР направило А. Н. Соляника в Севастопольское управление океанического рыболовства капитан-директором БМРТ "Ван-Гог" для организации промысла ракообразных в Индийском и Атлантическом океанах. В 1966 году "Ван-Гог" с экипажем был передан на баланс Керченского УОР. В Керчи Алексея Николаевича преследовали различные конфликтные ситуации, которые годами разбирались комиссиями парткома КУОР, горкома КПУ и обкома в Симферополе. Все это довело его до инфаркта, но даже после этого разборки продолжались, сокращая отпущенные судьбой годы жизни.

Генеральный директор ЧПОРП «Антарктика» (1976-1993) Баранов И.А.,  предоставил Алексею Николаевичу посильную работу в аппарате Управления, когда его стало подводить здоровье. В 1979 году Соляник был переведён в Черноморское производственное объединение рыбной промышленности «Антарктика»,  В Управлении ЧПОРП «Антарктика, Соляник занял должность начальника кабинета военно-морской подготовки,. Там он работал до смерти в 1984 году.
Похоронен в Одессе на 2-м христианском кладбище, участок № 17.

Награды
• Орден Красной Звезды (1943 г.) - за успешное выполнение правительственных заданий.
• Присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали "Серп и Молот"
- за особые заслуги перед государством в деле освоения китобойного промысла в Антарктиде (1950 г.).
• Награжден вторым орденом Ленина (1954 г.).
• Награжден третьим орденом Ленина и большой Золотой медалью "За успехи в народном хозяйстве СССР" (1960 г.).
• Орден Трудового Красного Знамени (1962 г.).
• Награжден семью медалями, в том числе в 1951 году "За трудовую доблесть".
Семь медалей, в том числе «За трудовую доблесть» и «За успехи в народном хозяйстве СССР».
Постановлением Совета Министров СССР от 3 марта 1954 года было создано Одесское мореходное училище рыбной промышленности. Распоряжением Кабинета Министров Украины № 253-р от 29 апреля 2004 года ему было присвоено имя А. Н. Соляника.


P.S.
Генеральный директор ЧПОРП «Антарктика» (1976-1993) Баранов И.А вспоминает:
Однажды в 1979 году я вышел из дверей управления ЧПОРП и увидел впереди себя сгорбившегося мужчину, идущего шаркающей походкой - это был Алексей Николаевич. Мы поздоровались, и на вопрос: "Как дела?" он сказал, что днями уезжает в Симферополь в обком КПУ на разбор очередной кляузы, организованной керченскими деятелями. На вопрос о здоровье он сказал, что еще не отошел от инфаркта миокарда. Я предложил ему перейти работать в ЧПОРП "Антарктика". Он очень оживился и сказал, что с удовольствием, если это возможно. Мы договорились, что он на следующий день будет у меня, и мы определимся с местом работы. Ему было предложено три варианта.
 Он выбрал должность начальника кабинета военно-морской подготовки и работал там до конца. Алексей Николаевич имел право заходить в кабинет генерального директора в любое время без доклада. Этим правом он пользовался редко, в основном после рабочего дня, и рассказывал мне и присутствующим заместителям очень интересные и поучительные истории из своей динамичной жизни.

О разговоре со Сталиным:
"Организацией и всеми делами китобойной флотилии постоянно интересовался И. В. Сталин, а непосредственным куратором был министр внешней торговли, член Политбюро ЦК ВКПб А. И. Микоян. И, конечно, постоянно контролировал деятельность китобоев министр А. А. Ишков. Капитан-директор после рейса ежегодно отчитывался в Москве. Так, например, после второго рейса А. Н. Соляник прибыл в министерство, доложил подробно о достигнутых показателях по добыче китов, выпуске жира, мяса, печени, муки и других производственных делах. Поставил около 40 вопросов, по которым были приняты решения. Так как после этого министр и капитан-директор должны были докладывать результаты рейса А. И. Микояну, то подготовили 12 вопросов, требующих решения руководством страны, в том числе оставили вопросы, по которым мнения министра и капитан-директора не совпадали. Дело в том, что А. И. Микоян, зная боевой характер министра, при нем дал указание А. Н. Солянику докладывать ему лично о наличии разногласий с министерским руководством. Вечером А. А. Ишков с А. Н. Соляником поехали к А. И. Микояну, который в то время был и членом Комитета при СНК СССР по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от фашистской оккупации, для доклада. Вопросы были о необходимости разрыва кабального контракта с норвежцами, о специальном снабжении китобоев (питание, спецодежда и др.).

И для разнообразия, например, министр ставил вопрос о списании с китобазы всего женского персонала, а капитан возражал, так как считал, что женщины лучше мужчин справляются с делами по обслуживанию экипажа в пищеблоке, быту, медицине и т. п. Вопрос стал ребром в прошедшем рейсе, когда возник , конфликт между двумя членами экипажа. Однажды, подвыпивший радист пришел к каюте стармеха, где находилась врач, и стал стучать в дверь малой гантелью. Стармех, крупный и добродушный мужчина, открыл дверь, взял руку радиста с гантелью, ударил его по голове и закрыл дверь.  Конфликт стал достоянием экипажа, а потом и министра. Поэтому министр считал, что в условиях многомесячного рейса на базе не должно быть женщин. Капитан возражал.

У А. И. Микояна обсудили все проблемы китобойного промысла, наметили пути решения и после этого уже в два часа ночи Анастас Иванович позвонил Сталину, доложил результаты работы за рейс, обсужденные проблемы и пути их решения. Доложил предложение А. Н. Соляника о расторжении контракта с Норвегией,  В конце доклада А. И. Микоян доложил о разногласиях по вопросу списания женского персонала с китобазы. Сталин попросил Микояна дать трубку Солянику, выслушал его доводы и задал вопрос: "А сколько нужно, чтобы не дрались?" Соляник оторопел, он не рассматривал такой аспект проблемы и не знал, что ответить. Но все-таки сказал - 40 человек. Сталин сказал: так и решим."


Коротко:
Соляник Алексей Николаевич (1912-1984)
Родился 2 ноября 1912 года в семье фельдфебеля российской армии в Приморском крае
1931-1935 гг. - капитан ледокольного буксира "Форт".
1935-1940 гг. - капитан в "Главвостокрыбпроме".
1940 -1941г. -  диплом КДП  капитан-директор крабоконсервной базы "Анастас Микоян".
1941-1942 гг. - исполнял спец. задание Правительства СССР.
1942-1945 гг. - работа в Советской Правительственной закупочной комиссии (СПЗК).в США
1945-1946 гг. - работа в составе комиссии Совнаркома СССР в Германии и Польше.
Участвовал в создании АКФ "Слава" и Управления антарктической китобойной флотилии.
1947-1959 гг. - капитан-директор антарктической китобойной флотилии "Слава".
1950 г. - присвоено персональное звание "Генеральный директор флота рыбной промышленности СССР".
1959-1965 гг. - капитан-директор АКФ "Советская Украина" и генеральный директор обеих флотилий.
1965-1977 гг. - капитан-директор ППР "Ван Гог", начальник научно-поисковых судов Южного бассейна, капитан-наставник в Керчи.
1977-1984 гг. - Начальник кабинета военно-морской подготовки ЧПОРП "Антарктика" в Одессе.
Скончался  в 1984 году. Похоронен в Одессе на 2-м христианском кладбище, участок № 17.

Семья 
Сестра -Соляник Зинаида Николаевна .Владивосток-Одесса (1919-1986)
Первая жена Таран Татьяна Ананьевна  Владивосток. журналист, писатель
Старший  сын- - Соляник Геннадий Алексеевич (1934-1999), окончил биологический факультет Одесского государственного университета имени И.И.Мечникова, специальность - гидробиолог, участник научных экспедиций в Антарктику на научно-поисковом  судне (китобоец №49 "Гневный"  китобойных флотилий "Слава" и "Советская Украина", совершил девять кругосветных путешествий. В научных журналах им было опубликовано ряд статей по гидробиологии морей Антарктики, также о новых антарктических объектах промысла (клыкач, криль и др.)

Вторая жена Светлана Александровна Шамрай - Одесса
Младший сын Алексей Алексеевич Соляник-математик, чиновник (заместитель мэра Одессы),яхтсмен (см. "Атлантический дневник" http://proza.ru/2024/03/29/1146


"Третья жена у Алексея Николаевича была известным врачом–гинекологом в Одессе. Брак был статусным. Они оба были в солидном возрасте...."
Источник: статья  "Чем пахнет ворвань? История одесского китобоя"
портал "Думская" Одесса.

Внуки:
Алексей Геннадиевич Соляник (мать Светлана Васильевна Живанкова)


Из форума:
Соляник Алексей Николаевич и Таран Татьяна Ананьевна родили на свет моего деда Соляника Генадия Алексеевича(19.08.1934-20.08.1999). Он уже в свою очередь в браке со Светланой Васильевной Живанковой дал жизнь моему дяде и моей матери.
Прадед перевёз своих маму и сестру в Одессу, где они жили до смерти, похоронены рядом. Алексей Соляник правнук.



См. "Слава" -китобойная флотилия

http://proza.ru/2024/04/01/1074