Отсеивание заблуждений...

Светлан Туголобов
     Молодёжи, наверное, для того, чтобы ей лучше жилось, советовали осваивать всю сумму знаний, которую накопило человечество за свою историю.

     Но человечество всё то время, которое оно существует, накапливало ещё и заблуждения. Поэтому когда люди осваивают всю сумму накопленного человечеством Знания, они, по-видимому, должны отсеивать от знаний заблуждения.

     Заблуждения по виду или форме могут выглядеть как знания. Поэтому отсеивание их от знаний является не таким простым делом.

     Таким образом, знание о том, как от накопленных человечеством знаний отсеивать человеческие заблуждения, можно назвать самым главным знанием. Или сверхзнанием.

      Скорее всего, сверхзнание должно включать в себя:

      Первое. Определение того вреда, которое наносится тому человеку, который осваивает заблуждения, а не знания.

     Второе. Выявление отличий заблуждения от знания, то есть признаков заблуждения.

     Третье. Установление в чём-то, предлагаемом человеку для освоения, признаков заблуждения и отбрасывание человеком этого заблуждения, а не его освоение.

      Так в чём же заключается вред от освоения человеком не знаний, а заблуждений? Вполне возможно, в больших, иногда - в чудовищных затратах своих внимания, времени, нервов, средств, сил на то, применение чего не приводит человека к ожидаемому итогу. Не даёт ему успеха.

      Есть люди, которые осваивают, например, магию, заблуждаясь. Их заблуждение заключается  в том, прежде всего, что магия есть универсальное знание.

      Универсальность знания, если таковая существует, может быть определена как обеспечение в его применении одинакового успеха всем, то есть любому, кто это знание освоил.

     Но то, что предрасположенности к освоению какого-то знания не существует  - это также можно считать заблуждением. И не простым заблуждением, а сверхзаблуждением.

     Часто бывает так, что человек потратил много своих внимания, времени, нервов, денежных средств, сил на освоение, например, магического или музыкального знания, но, применяя его он не добивается ожидаемых результатов. Почему? Наверное, по причине отсутствия у него предрасположенности к освоению рассматриваемого знания.

     Знание - это зависимость друг от друга переменных или закономерность, которая никогда не перестаёт проявлять себя.

     Если у человека есть предрасположенность к освоению какого-то знания, то он, освоив это знание и правильно применяя его, всегда, в любых условиях будет добиваться, если не наилучшего, то хотя бы удовлетворительного результата. 

      Есть циничные мыслители, которые именно с помощью наличия или отсутствия  в людях предрасположенности к освоению каких-то знаний, разделяют человеческие действия на глупые, дурацкие и разумные.

      Если пойти вслед за этими умниками-циниками, то можно получить такие определения:

     Глупость - это осуществление действий, основанных исключительно на заблуждениях.

     Дурачество - это осуществление человеком действий, основанных на заблуждениях в то время, когда другие подсказывали ему вариант действий, основанных на знаниях.

     Разум - это осуществление всегда только тех действий, которые основаны на знаниях.

     Когда мы подвергнем тщательному изучению поговорку: "дуракам везёт", мы можем выявить такие явления, как здравый смысл и разделение знания на новое и устоявшееся, традиционное.

     Здравый смысл - это выбор среди вариантов целесообразного действия того варианта, который основан на устоявшемся, традиционном, а не на новом знании.

      Окружающая нас действительность изменчива и удивительна. Она может нас иногда удивить и тем, что дурак, выбравший вариант действий, основанный на том, что представлялось другими  заблуждением, добивается результатов, количественно более значительных и более качественных, чем у тех, кто воспользовались устоявшимися, традиционными знаниями.

      Изучение тех действий, которые сначала представляются дурацкими, может привести к следующему определению:

     Творческий разум - это стремление длительно проверять и оценивать целесообразность и  успешность только что полученного, нового знания.

     Само понятие творческого разума позволяет выйти на рассмотрение того, что называется творческой интуицией или творческим чутьём.

     Творческое чутьё - это признание нового знания целесообразным и успешным в применении, возникающее без длительной проверки целесообразности и успешности данного знания.

     Таким образом, тот человек, который обладает одновременно и творческим разумом, и творческим чутьём, легко отсеивает новые и старые заблуждения от новых и устоявшихся, традиционных знаний.

      Признавая возможности существования и творческого разума, и творческого чутья, мы можем заменить  призыв осваивать всю сумму знаний, накопленную человечеством за его историю, такими словами:

     Человечество! Ты могло бы быть более счастливым, чем сейчас,  если бы умело выявлять среди своих представителей людей с творческим разумом и творческим чутьём!

      К сожалению, человечество за всю свою историю так и не научилось ни терпеливому ожиданию появления среди него творческих гениев, ни выявлению среди своих представителей таких гениев, то есть людей и с творческим разумом, и с творческим чутьём одновременно.

     Значительная часть человечества, так и не научившегося выявлять среди своих представителей людей и с творческим разумом, и с творческим чутьём, сильно обрадовалась появлению искусственного интеллекта.

     Но сможет ли искусственный интеллект, если в него загрузить одни только человеческие заблуждения, понять, что он глуп, когда тратит своё машинное время и электрическую энергию на оперирование одними только заблуждениями?

      И сможет ли искусственный интеллект возмутиться тем, что его заставляют возиться только с одними человеческими заблуждениями, и выработать вариант действий, который людям, находящимся в плену своих заблуждений, покажется дурацким?

      Скорее всего, искусственный, машинный интеллект станет похожим на творческий разум, если не заблуждениями, а знаниями его будут загружать живые люди, обладающие и творческим разумом, и творческим чутьём.