Михаил Клодт. Дубовая роща

Геннадий Мартынов
    Художник Клодт. И ведь не всякий скажет, что это был русский художник. Фамилия какая-то французская, да ещё и барон. А он был русский душой и сердцем и доказавший это всей своей жизнью и творчеством. Посмотрите его пейзажи и у вас уже не будет никаких сомнений относительно его национальности.
 
      Настоящая его полная фамилия такая - Барон Михаи;л Константи;нович Клодт фон Ю;ргенсбург. Семья будущего скульптора (небогатая, но родовитая) происходила из остзейских   аристократов, состояла из потомственных военных. Его отец участвовал в войне  1812 года. Портрет прославленного генерала занимает достойное место в галерее Зимнего дворца. Но более всего меня заинтересовал дядя будущего художника. Его звали Пётр Клодт.

. Прогуливаясь вдоль Невского и, дойдя до Аничкова моста,  мы увидим его творения. Четыре скульптурные группы.    В разных состояниях и позах. Единение грациозного животного и человека. В России не было ему равного в  лепке  верного и полезного существа в жизни человека.  Да и в Европе тоже. Единение человека и лошади. Невский проспект – это центральная улица города. Сколько миллионов человек восхитились этими произведениями.
 
    Мы увидим и другие творения Петр Клодта. И не все у нас знают, кто их создал.
Однажды скульптор получил  большой правительственный заказ на скульптурное оформление Нарвских ворот в Санкт-Петербурге.

  На аттике  арки установлена несущая колесницу  богини славы шестёрка коней, выполненная из кованой меди.  Кони в исполнении Клодта стремительно несутся вперёд и даже встают на дыбы.  Открытие Триумфальных ворот состоялось в августе 1834 году в присутствии императорской семьи. После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство Николая первого. 

    Копии его  скульптур установлены в садах и дворцовых сооружениях в России: в окрестностях Санкт-Петербурга. а также они сохранились на территории усадьбы Голицыных. Увидим его коней у входа на ипподром в  Москве на улице Беговая.

    Но Петр Клодт ваял не только коней. Но и людей тоже. И какие скульптуры!  Например, в том же Петербурге стоит всем известное конное изваяние перед собором св. Исаакия.  Николай первый. Она имеет только две опоры – задние ноги вздыбленного коня.

     Или другая его работа тоже всем известная в Летнем саду. Памятник дедушке Крылову. Мне всегда нравится её рассматривать со всех сторон. Найдите её в Интернете.

    И наконец Памятник князю Владимиру Киевскому,  Владимиру – крестителю. Пётр Клодт в то время руководил литейным двором Академии художеств, ему была поручена отливка памятника в бронзе.
 
   Клодт сделал свою работу очень добросовестно, перевёз статую из Санкт-Петербурга в Киев и очень удачно выбрал место для неё: статуя вписана в высокий гористый пейзаж берега Днепра. Сегодня надо вспоминать, что князь крестил русь, когда никакой Украины не существовало. Правда, были древние укры, вырывшие Чёрное море лопатами. 
                *****
    Но сегодня речь у нас идёт о художнике, племяннике Петра Клода. Художника звали Михаи;л Константи;нович Клодт фон Ю;ргенсбург.
 
       Он учился горному делу в Корпусе горных инженеров. Но не нравилось ему это горное дело. Ему нравилась живопись. Учился плохо. Занятия пропускал. Как ни странно, в этом Корпусе преподавали ещё и рисование. Вот эти занятия он никогда не пропускал. Учителем его был Иван Хруцкой.

   Хруцкой был замечательным художником. Сегодня  не очень известным. Есть одна его картина в Третьяковской галерее. Натюрморт «Цветы и плоды».
 
  Я помню эти чудесные цветы и плоды со времени, которое для каждого из нас было, есть и будет  началом всех начал. То есть с самого раннего детства.  С того самого времени,  когда мы только - только начинаем постигать мир осмысленными ощущениями.
 
    Её репродукция плохого качества висела в нашем коммунальном жилище над моей детской кроваткой. Мне казалось, что от картины с её роскошными невиданными цветами и плодами исходил чудный, сказочный аромат. Посмотрите на эту картину. Легко найти в Интернете.
                ***** 

     Словом горное дело не пошло. Зато хорошо пошла живопись В 18 дет он поступает в Императорскую Академию художеств. Учится увлеченно и упорно. Через два года   за одну из своих ученических работ был удостоен серебряной медали второй степени и стал стипендиатом Общества поощрения художников. Удивительно, но молодой художник отказался от стипендии в пользу более нуждающихся художников. Факт говорящий.
 
После окончания Академии художеств получил звание художника первой степени.   За  одну из картин ему была вручена большая золотая медаль и право на поездку за государственный счёт в Европу сроком на три года. Всё пребывание за казённый счёт. 
   Сначала он приехал в Швейцарию. Поселился на берегу Женевского озера. Но не понравилась ему Швейцария со всеми её  живописными видами и альпийскими лугами. Не впечатляла и не вдохновляла Швейцария. Он принял решение сменить обстановку, и  переехал в Париж. рассчитывая, что мировая столица искусств вдохновит его. А Париж бел не просто Париж. На то время это была мировая столица искусств, живописи прежде всего. Он подружился  с художниками Барбизонской школы. Руссо, Добинье, Коро и др. Но вот ведь какая  удивительная вещь. Барона с французской фамилией Париж тоже не вдохновил его на творческие порывы. Не увидел для этого достойного материала. Французская живопись с её открытиями не впечатляла и живописная школа казалась ему «неопрятной и незаконченной». И по-своему он был прав. Посмотрите на работы импрессионистов. Никакой тщательной прорисовки всех деталей. И все видения живописные какие-то смазанные, нечеткие.

    В конце концов   он написал письмо в Академию с просьбой о разрешении вернуться в Россию  и провести остаток трёхлетней командировки, рисуя пейзажи на родине. . Родные и милые ему пейзажи.

    А он был не первым в этом поступке. Вот и другой наш известный художник, Василий Перов, будучи в Париже,  тоже не досидел до конца своего пенсионерства и запросился домой. Кстати, Перов по рождению тоже должен быть бароном по отцу.

      Да вот случилась печальная нескладуха в жизни ещё в детстве.   Родителем Васи  был губернский прокурор барон Григорий Криденер. Представляете. Да только родился он незаконнорожденным.  А потом барон женился – таки на его матери. И были у него после этого братья и сестры, унаследовавшие от папы титул и фамилию. А вот Вася нет. Да и не  Перов он был вовсе. Криденер должна была быть его фамилия. А Перов – это прозвище. У него был необыкновенный, правильный почерк. Твердая ещё детская рука выводила необыкновенной красоты буковки. Вот и дали ему прозвище «перов».
                *****
    Получив официальное разрешение от Академии, в январе 1861 года Михаил Клодт вернулся в Россию. Академия художеств разрешила продолжить ему творческое путешествие уже в России.
 
    Летом он познакомился с Елизаветой Станюкович, дочерью адмирала  Станюковича и сестрой писателя Константина Станюковича.  Да, того самого, который прославился своими «Морскими рассказами», «Максимка» и прочими.
 
 Он сделал  предложение руки и сердца. И… отказ.  А дальше предсказуемое томление духа и депрессия. Наверное, многие переживали подобное. Я вот пережил. Чтобы подавить это состояние по настоянию родных он женился на другой. На Елизавете Владимирцовой. Женился, а заноза в сердце осталась.

   Но было и иное средство справиться с душевной болью. Работа, живопись. Он ездит по российским губерниям и пишет восхитительные пейзажи.  К примеру «Дубовая роща». Это изображение стоит над текстом.
 
   А дальше пошли несчастия. У него родился сын Борис. Родился очень слабым.  Жена Елизавета тяжело заболела.  Болезнь прогрессировала, и  через пару лет умерла. А вскоре после неё скончалась мать Михаила Клодта.

    И вот через год  овдовевший Михаил Константинович повторно сделал предложение Елизавете Станюкович. Представьте себе , что  на этот раз получил согласие. Заноза выпала из сердца.  Они обвенчались в том же году. И он создает и создаёт новые чудесные пейзажи,. Иногда он переписывает один пейзаж по нескольку раз.
 
                *****
   Идет время и он растёт как художник. У него свой почерк и он становится узнаваем на своих полотнах. Что за почерк? Посмотрите вновь на картину «Дубовая роща». Душа, любовь к родной природе, но и тщательная проработка всех деталей. Этот почерк его роднит с другим известным художником. С Иваном Шишкиным. Кстати,  у Шишкина есть картина с тем же названием.  Он старается со всей его любовью к деталям одушевить пейзаж. И это ему удается.  Всё это требует большого труда. он переписывает один пейзаж по нескольку раз. Клод Моне тоже переписывал иногда свой пейзаж несколько раз. Как например,  фасад всобора в Руане.  Он его переписал раз 35 за один день, добиваясь при этом нового эффекта в взаимодействии цвета и света. У нас в Музее им. Пушкина есть три из этого набора.

     Вот как Владимир Стасов, знаменитый критик в то время характеризует творчество Клодта:

   «Клодт, на мой глаз, — один из самых характерных наших пейзажистов. Его упрекают иногда в некоторой сухости, щепетильной мелочности, слишком рабском подражании натуре, но мне кажется, уже лучше это, чем размашистая ложь и фантастические выдумки большинства наших пейзажистов. Не знаю, что можно сравнить с его Осенью, а потом и с Закатом солнца, выставленных на нынешней выставке. Все это очень и очень далеко от Соррентов, видов на Чёрное море и т. п., которыми обыкновенно нас потчуют ландшафтные живописцы. И слава Богу! Клодт ищет только схватить русскую природу во всей её неказистости, без всякой претензии на парад и золотом шитый мундир».
                *****
  Картину «Дубовая роща»  он написана в 1863 году. Вот я гляжу на этот пейзаж  и с трудом постигаю это воистинуо ювелирное мастерство владения кистью в этом изображении природы.

    Говорят, что дескать это почти фотография. Фотография тоже может быть художественной.  Всё зависит от мастерства фотографа. Но художник не фиксирует природу. Он прописывает все своей рукой. Душу он вкладывает в свое творение. И старается и нам передать свое душевное состояние от увиденного.

    Стоят могучие, высокие деревья.  Как тщательно прописаны кора на стволах деревьев. Она  изображена  со всеми трещинами и углублениями, выемками, наростами.

Кроны дубов великолепны в своем величии и пышности. Массивные, объемные они покрывают дерево и заставляют чувствовать человека рядом с собой совсем ничтожным и маленьким.
 
   Внизу мы видим деревенских ребятишек. Они сидят на траве под дубом перед ручьем.  Тропка вьётся  между деревьями.
 
    На фоне могучих дубов детишки  выглядят крошечными. А ето ведь не просто стаффаж.  Стаффаж – это люди, которых художник вводить в пейзаж, для его оживления.

  Я помню в детстве читал одну книжку. Чудесную книжку. Фантастическую. «В стране дремучих трав». При помощи какого-то аппарата группа пионеров была превращена в маленьких-маленьких человечков, как муравьи.
 
 И они идут по полю,  покрытому травой. Каждая мелкая травинка как огромное дерево. И они делают удивительные открытия в неведомом для них мире. Но все относительно. Вот и мы среди этих могучих дубов можем ощущать себя, как и те детишки в  стране дремучих трав.

  По левой стороне картины в тени деревьев нарисована небольшая бревенчатая избушка, без окон, нежилая.
 
На заднем фоне картины линия горизонта, на которой встречаются небо и бескрайние просторы русских полей. Небо тихое, светло синее с небольшими мягкими белыми облаками. Весь пейзаж залит ровным сиянием солнечного света.
Общее впечатление от картины очень хорошее. Она дарит умиротворение, спокойствие, радость и восхищение.
            
                *****
   У художника Клодта был не простой характер. Неуживчивый. Трудный в общении.  С декабря 1870 года Михаил Константинович начинает работать в правлении Товарищества передвижных выставок.

Примерно в это же время художник разводится с женой.
.   Он принимал участие в ежегодных выставках передвижников. Однако с членами товарищества с годами у живописца все сильнее разгорался конфликт. Не надо думать, что если Товарищество, то и все они были между собой товарищи. Нет, иногда это была банка пауков. Амбиции, деньги, групповщина.
   
   У  художника Клодта  возник конфликт с другим членом Товарищества передвижников, Архипом Куинджи , вследствие которого оба покинули общество. На V Передвижной выставке Куинджи выставил свой пейзаж «Украинская ночь», восторженно воспринятый критиками, но получивший достаточно холодные оценки в художественном сообществе.

       На общем собрании Товарищества передвижных выставок в ревизионную комиссию были избраны Архип Куинджи и Михаил Клодт[15], и тогда же, вскоре после закрытия выставки, в газете «Молва » за подписью «Любитель» появилась статья, в которой автор отказывал Куинджи в истинном таланте и утверждал, что суть его живописи лишь в особом освещении, которым живописец злоупотребляет, где только может. Вскоре выяснилось, что автором статьи в газете является Михаил Клодт. Куинджи потребовал исключить Клодта из Товарищества, а не добившись желаемого, покинул его сам.

    . Вскоре после этого Клодт получил письмо от члена правления Николая Ярошенко, в котором тот высказал мнение, что статья написана Михаилом Константиновичем не из любви к искусству и желания поиска истины, а из-за личных мотивов, мелкого самолюбия, зависти и недоброжелательства к Куинджи. В ответ Михаил Клодт подал прошение исключить его из рядов Товарищества.
 
                *****
     М. Клодт был хорошим художником. Но не в пример многим другим, очень плохим торгашом. Не коммерсант. А картину надо не только написать, но и умело продать. А у художника его картина единственный заработок.
 
   Однако финансовое положение семейства оставлять желать лучшего. А он не умеет торговаться и отдает свои пейзажи буквально за гроши.

     А тут прибавились и другие несчастия. Постепенно его здоровье ухудшалось, начались проблемы со зрением. У художника начались головные боли. А тут ещё одна напасть. По вечерам он стал слышать «голоса». А это уже психическое расстройство. Да и на грудь стал принимать слишком часто.

     А ведь он ещё преподавал в Академии художеств. Вел класс пейзажной живописи. И стал приходить на работу в непотребном виде. Пьяненький, в мятой, грязной одежде. Студенты всё видят. Ну куда это годится. Наконец, он был уволен с профессорской должности в академии с оставлением за штатом, а потом  — уволен окончательно с назначением ему небольшой пенсии.

    Служебную квартиру при Академии он вынужден оставить.  Вместе с сыном от первого брака Борисом он вынужден переехать в небольшую съёмную квартиру. Вы помните, Борис  родился уже болезненным мальчиком. Он и умер раньше отца в возрасте 36 лет. Художник умер в 1902 году. Пережил сына на три года. Он был похоронен на Смоленском лютеранском. Вы не забыли, что он был бароном. М. Клод был очень хорошим художником. Он оставил нам много чудесных пейзажей. У нас было много известных пейзажистов. Все их знают. Клодт в этом ряду.