Петербург и Париж в литературе

Анастасия Мюрай
Санкт-Петербург и Париж - две столицы с богатой историей, которые, казалось бы, совсем разные, но, прочитав литературные произведения, сюжет которых помещён в эти города, можно заметить главное их сходство: и Париж, и Петербург имеют две совершенно разные стороны, они сочетают в себе несочетаемое.

Литературные образы столицы Российской империи знакомы нам ещё из школьной программы. У Александра Сергеевича Пушкина город торжественный, он показан во всём своём столичном сиянии, например, в поэме "Медный всадник":

"Юный град, полнощных стран краса и диво, из тьмы лесов, из топи блат вознёсся пышно, горделиво."

"И ясны спящие громады пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла."

Петербург у Пушкина поистине велик: множество дворцов, мостов, бушующая Нева. Так смотрит на столицу дворянин, именно таким является Санкт-Петербург на первый взгляд.

Другую сторону города раскрывает в своих произведениях Ф;дор Михайлович Достоевский. Писатель немалую часть жизни был вынужден провести в бедности, он увидел самое "дно" Петербурга, которое отразил в своих романах. Достоевский описывает столицу, как "гнилой, склизлый город", "м;ртвый, умышленный, самый фантастический..." (Из "Преступления и наказания".)
Героям его книг часто душно в Петербурге: "Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек" (тоже из "Преступления и наказания"). Вероятно, через персонажей Достоевский отображал и своё ощущение нахождения в городе.

"Петербург встал злой и сердитый, как раздраж;нная светская дева, пожелтевшая со злости на вчерашний бал... Он был сердит с ног до головы," - ещё одно интересное авторское сравнение столицы (из "Петербургской летописи").

Достоевский показывает противоположную торжественному Петербургу сторону - ту, где процветает нищета, пьянство, проституция, преступность и безумие. В такой столице живут другие люди - отчаявшиеся, разочаровавшиеся в своей жизни, "униженный и оскорбл;нные".

Париж стереотипно обладает более романтичным и разгульным характером, чем Петербург, однако он тоже величественный столичный город, разделённый Сеной, имеющий множество дворцов и старинных зданий, мостов и переживший немало важнейших исторических событий.

"Париж — это праздник, который всегда с тобой," - говорит о городе Эрнест Хемингуэй.

"Всякий, кто погружается в пучину Парижа, испытывает головокружение. Нет ничего более фантастического, более трагического, более величественного," - пишет Виктор Гюго.

Кстати, его романы могут служить самой настоящей энциклопедией столицы Франции. В них она предстаёт самой разной. В эпопее "Отверженные" Париж сияет в своём великолепии, но в то же время в нём царит несправедливость и нищета, так же процветает преступность, проституция, пьянство, как и в описанном Достоевском Петербурге.

"...в клоаке, откуда каждое утро выбивался и куда каждую ночь вливался выступавший
из берегов столичных улиц гниющий поток пороков, нищенства и
бродяжничества…" - описывает один из районов города Виктор Гюго.

Эту сторону Парижа особенно ярко в своём произведении "Парфюмер" показывает и Патрик Зюскинд:

"Улицы воняли навозом, дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным пометом, кухни – скверным углем и бараньим салом...
...Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах."

"На дне" Парижа живут такие же отчаявшиеся люди, как и в Петербурге: Фантина из "Отверженных", пожертвовавшая своей честью ради дочери (её, кстати, можно сравнить с Соней Мармеладовой из "Преступления и наказания"), мать Гренуя из "Парфюмера", понимавшая, что не прокормит его,  и попытавшаяся убить младенца в первые минуты его жизни, и ещё множество других персонажей французской классики.

Так, образы Петербурга и Парижа в литературе и правда очень похожи. Оба по-столичному великолепны, но в то же время полны нищеты и разврата. Эти два города огромны, и в них есть место совсем противоположным вещам, они сочетают в себе два совершенно разных мира, и потому каждый из них во все времена привлекал к себе особое внимание литераторов.