Босые - не значит нищие. Часть 3

Василий Азоронок
(Продолжение)


ДВА ОЧАГА БАЗИЛИАН

Начальная стадия содружества богомольцев и частных землепользователей была обоюдовыгодной, поощрялась властью и укрепляла господство капитала. Церковная нива давала «урожай» - воспитывала почитание пана: землевладельца. Магнаты крепили молитвенные устои. Так, вельможный Корсак не только отдал монахам свою половину местечка, но и вознаградил их землями из своего обширного фонда. Согласно отчетной ведомости за 1775 год, глубокские кармелиты имели в своем распоряжении 345 крестьянских пашенных дворов (дымов), которые причислялись к духовной собственности. Часть прибытка они направляли на содержание школы-бурсы и помогали другим духовникам. Как свидетельствуют данные спустя 14 лет, за 1789 год, представители этого ордена ежегодно 200 злотых отчисляли другому монашескому формированию – дисненским францисканцам. В отличие от бряцания оружием, захватнических устремлений, посягательств на чужие земли, такой вид сожительства смотрелся чинно и благородно. Тем более, что церковные братства демонстрировали примеры коллективной организации сельской жизни и сеяли веру в будущее.

Еще ближе к простому народу стоял второй иноческий орден, который также осел на территории Глубокской парафии. Это базилиане. Они имели два центра. Один располагался рядом с кармелитами: на Березвечском (Подлужном) отрезке Великого потока, где был устроен собственный монастырь. И тоже обзавелись земельным наделом. В прилегающей области им принадлежали 9 весей и два застенка, с фольварком Микуличи. Их угодья распространялись вниз по правобережью Глыбочанского течения.

Вообще, базилиане появились в Великом княжестве Литовском раньше кармелитов, у них более давние корни. Об этом говорят названия некоторых березвечских селений – например, Тёмное Селище. Что-то подсказывает, что там могли быть первые берестейские очаги.

Словарь Брокгауза и Ефрона так охарактеризовал посполитовых базилиан: «греко-униатский орден св. Василия Великого…» По словарю, первые монашеские обители этого ордена были основаны греками, бежавшими из Византии, еще в VIII—IX веках, а появление их на великокняжеских землях связано с панским переустройством. Однако не исключено, что богомольцы осели ранее, так как церковная реформа проводилась не без их участия. Отмечается, что богадельни базилиан создавались «от преобразования по римско-католическому образцу православных монастырей…». Справочник обращает внимание на содружество базилиан с кармелитами. Якобы униатский митрополит «просил у папы, чтобы он прислал нескольких кармелитов для реформы монастырей… но, не желая оскорбить религиозное чувство народа, который, вероятно, посмотрел бы недружелюбно на присутствие и руководящую роль римских монахов в греческих монастырях, требовал, чтобы кармелиты пришли в одежде монахов св. Василия…» Уже из этой фразы видно, что базилиане появились ранее.

Более древним выглядит второе базилианское ристалище. Официально, по документам Глубокской парафии за 1775 год, оно называлось «Имение Залесье ксендзов базилианов виленских». Уже в названии ссылка на местоположение – «за лесом». Поразительное сходство с лепельскими краями. Если у лепельских бернардинок были заболотские земли, то у глубокских богомольцев – залесские.

В отличие от глубокских (березвечских) монахов, залесские назывались «базилианами виленскими». В чем была особенность, и чем они отличались, сказать трудно. Учитывая «фундушевость», то есть, дарственность, возможно, их прародителями были разные магнаты-землевладельцы. Как пример - виленские бернардинки, ставшие обладательницами лепельского фундуша по завещанию гетмана Льва Сапеги. Или вспомним историю иезуитов, которых привел Стефан Баторий во время Ливонской войны, и после своей победы единолично распоряжался достоянием полоцких храмов.

Залесское имение было огромным, под стать целой волости, простиралось меж двух деснянских «сосков»-притоков и в долине третьей реки - Половицы. На севере граничило с иезуитским имением Задорожской парафии и состояло, по данным за 1775 год, из 21-й веси. Все они были небольшими – в хуторском исполнении: по два, три, четыре, до пяти дымов в каждой. Это и понятно: территорию занимали лесные чащи. Обратим внимание на названия: Галасуи, Березовики, Жабки, Карпики, Сороки, Половица, Притыки, Ляски и т.д. Этот «греческий» ряд можно продолжать. В той же стороне располагалась Лучайка, которую базилиане делили с частными собственниками - мелкой шляхтой. Отметим, что иноки поощряли этот слой владельцев, очевидно, видя в нем основу будущего землеустройства. При березвечском кляшторе (монастыре) была устроена даже 6-класснвя шляхетская школа.

Залесский край еще не исследован досконально. Там очень много необъяснимого и таинственного. Грозновские изыскатели о Залесье отзывались так: «сыскали на сей стороне Десны (в правобережье, - авт.)». Судя по записи, это была волость, как и смежные «Задорожье да Старинки да Феофиловичи». Следом назывались имения – «Варколапово», «Остафьево», «Озерцы». Все они были на тот час «Корсаковскими». И только последующие «Луги» (надо понимать, современные Лужки) относились к собственности «Русского воеводича» (так в тексте).

ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Сердцевинным средоточием виленских монахов был «двор Залесье». Чем он отличался от обычных ролничьих (крестьянских) дворов, не скажешь. Но причислялся к духовной собственности.

Меня заинтересовало Залесье. Что о нем известно на сегодня?

Первым делом я открыл большой справочник - энциклопедию, составленную варшавскими учеными на рубеже прошлого и позапрошлого столетий. Называется он Географический словарь царства Польского и других славянских стран. Очень солидное пособие, в 15 томах, издавалось на протяжении 22 лет и завизировано цензурой. Залесий в нем много, из которых два привязаны к Дисне, что сомнений не вызывает – указаны на расстоянии 45-ти и 47-и верст от уездного центра. Так что действительно в глубокской области.

Судя по тексту, различались обустройством: одно Zalesia - это весь и одноименный фольварк, а второе в виде фольварка и поместья. Расстояние между ними всего 2 версты, но какое же из них монашеское?

Ответа я не нашел. Вообще, в обеих заметках прямых ссылок на духовников нет, не говоря уже о базилианах. Зато подтверждается причастность Корсаков. Утверждается, что Кшиштоф Корсак, подкоморий полоцкий, в 1634 году отдал Залесье в заставу Romanowie Oskierce. Кто это?

В предыдущей главе мы уже упоминали эту фамилию, говоря о поставской Норице. Так вот откуда истоки! Оказывается, дочь Эразма Корсака, которую звали София «Oskierczyna», стала наследницей Залесья. Но случилось это не ранее 1840 года. Можно сказать, «пути господни неисповедимы», но дотошный читатель обратит внимание, что из обзора выпал почти столетний период. Почему?

А все потому, что время передела собственности не освещено. Внимание ученых сосредоточилось на последующем – когда монашеские земли были ликвидированы. Лишь косвенно можно догадаться, что залесские владения отошли в пользу государства, стали «скарбовыми» (казёнными).

Виленские базилиане повторили судьбу лепельских бернардинок, когда их удел после создания Системы (межморского торгового сообщения) был ликвидирован. На период составления Словника, а это конец XIX-начало XX века, о монашеском участии уже забыли, либо цензура не посчитала это нужным. Одна из залесских «скарбовых» весей насчитывала 619 «ревизских душ» (1865 год), из которых 17 относились к «жидам-ролникам» (так в тексте). А весь округ с центром-гминой Zales 1 включал 6196 десятин полезной земли, из них 2277 были казёнными, и только 139 - церковными (надо понимать, принадлежавшими причту). А общая площадь округа составляла 13989 десятин земли.

Так где была усадьба залесских базилиан – их центральный двор? Что он собой представлял?

Самое поразительное, что в обеих энциклопедических информациях нет конкретной привязки к местности. Одно Залесье указано «над озером Березвеч» (в скобках вопросительный знак, с сомнительным «Белым»), а второе – над озером «так называемым», что надо понимать: над «Залесским». А где точно? Что над одним и тем же озером, понятно. Расстояние между обоими Залесьями всего две версты…

Как же называлось озеро?

Обескураженный, я начал использовать дополнительные пособия. Открыл одну из первых географических карт Дисненского уезда после раздела Речи Посполитой на русском языке - за 1800 год. Но и там таинства продолжились. Искомый объект под названием «фольварк Залесье» я нашел. Он обозначен в юго-восточной части водоема – в промежутке притоков Десны: Чаронки и Половицы, в 15-ти километрах от Глубокого. Но этот фольварк – не базилианский, он в зоне другого собственника.

Дело в том, что карта составлена, чтобы показать все владения уезда. Они очерчены разделительными линиями и закреплены номерами. Базилианское под номером 131, и ему принадлежала одна половина озера. А вторая – генерал-адъютанту королевского двора Йозефу Цехановецкому. Он же вписан в ведомость Глубокской парафии за 1775 год как собственник второго залесского имения. О нем мы расскажем ниже. Но где же монашеский центр? Откуда управлялось их большое имение? И почему немаленькое озеро безымянное?

Окрестности его не безжизненные, не глухие, видны поселения, что облепили берег. Карта показывала разделительную область, и на другой стороне водоема, за чертой генеральских владений стоял крестик – явное свидетельство религиозной принадлежности. Это условный знак церковного очага. Монастырь? Скорее всего, там была церковь, указанная в Словнике как парафиальная (Покровская). Говорилось, что она возведена в 1798 году.

Стало понятно, что знак священнодействия неспроста в той области. Однако, где неоспоримые доказательства, что именно там поклонялись Богу залесские базилиане? Их «двор Залесье» не указывался, не фигурировал. Там обозначался другой населенный пункт.

На карте помечалось «село Бушики», при нем помещался крестик. «Визитная карточка» того села выявилась в дополнительном томе польского Словника. Очевидно, читатели потребовали разъяснений. Про Бушики сказано коротко, и тоже с долей невнятности, но достаточно определенно. Второе название его «Zales», а это неопровержимое доказательство искомого «Залесья». А самое главное, что раскрыто имя странного, «безымянного», водоема. Это озеро Белое. Как тут не вспомнить, что такое же название носило большое Лепельское озеро. И коренными «белыми» окрещена вся Белая Русь.

ГЛУБОКИЕ КОРНИ ЗАЛЕСЬЯ

Почему Залесье переименовали? Кажется, понятно. Два разных собственника не могли руководствоваться одинаковыми топонимами. Монахи уступили право выбора генерал-адъютанту. Одновременно это показательный пример новых взаимоотношений, новых условий формации, где главным считался землевладелец-магнат. 

Как Цехановецкий стал обладателем залесской территории, определенно не скажешь, нужны дополнительные исследования. Другие сведения показывают, что он мог воспользоваться ситуацией, когда менялось отношение к базилианскому ордену. Еще в бытность короля возникли претензии к монахам. По поручению короля генерал вел судебные процессы. В серии инициированных - дела о границах базилианской маетности в Залесской пуще и вдоль реки Лучайка, а также в западной оконечности – между весями Стуканы, Скураты, Чаронка. Похоже, что уже тогда накатывала волна перекройки, передела, и на монахах ставился «крест». После раздела Речи Посполитой империальный строй укрепился настолько, что отпала необходимость «союза» с духовниками. Подход к ним стал избирательным, в зависимости от магнатского наследия. Если в парафиальных ведомостях дворы крестьян (христиан) назывались ролничьими (пашенными), то впоследствии, при царях - пригонными. Владельцы имений могли использовать бесправных крестьян (христиан) как угодно: не только на возделывании своих угодий, но и на сгонах – при строительстве оросительных систем и каналов, на рубке и сплаве леса, сооружении дворцов и замков.

Трудно было противостоять окружению. Реноме базилиан пошатнулось под наплывом других орденов. Из словаря Брокгауза и Ефрона можно узнать, что «…в 1621 году базилиане заключили с иезуитами теснейший союз». Иезуиты, да и кармелиты, как более модные течения, овладевали инициативой. К 1775 году базилианский центр в Березовце потерял статус местечка, его функции возложило на себя кармелитское Глубокое. «Под боком» набирали силу кармелиты, ниже по течению осели францисканцы, а в пойме, прибрежье Десны, действовали иезуиты. На соседней территории, где протекала Мнютица, устроились ксендзы-пиары.

Слиться с народом, переплестись традициями и обычаями базилиане не смогли. И главное заключалось не в том, что появились другие, более «модные», ордена. Они не смогли устоять под капиталистическим напором, под давлением частного землеустройства. Глубокская территория влекла удобным расположением, природным изобилием, богатыми лесными угодьями, многочисленными водоемами. На нее «ложили глаз» люди «с мошной», богатые претенденты.

В базилианском прошлом можно усмотреть следы очень отдаленной эпохи, предвосхитившей события. Территория насыщена рукотворными земляными памятниками - курганами (волотовками). В заметке про Залес составители польской энциклопедия отметили 65 подобных увалов, при раскопках которых найдены медные и серебряные монеты, сабли, некие «металлические цилиндры». Подспудно возникает мысль: не явился ли край исходной позицией, с чего начиналось преобразование «по римско-католическому образцу православных монастырей…»? В той стороне могли быть очень давние, скитские, обиталища. Мысль не беспочвенна, если учитывать, что храмы, констатированные в «Книге границам… Полоцкого повета», а это вторая половина XVI столетия, не делились по принадлежности: ни на греческие, ни на римские.

Еще раз можно убедиться в былинности края, побывав в современном Залесье. Такая деревня есть и сейчас на берегу того же, Белого, озера. Если открыть интернетовский путеводитель, то бросится в глаза информация о старинном замке в окрестностях. Прям как в истории Лепельского (былого Белого) побережья. Там тоже упоминался старинный цитадельный чертог.

Обладателем залесского бастиона в середине XIX века стал граф Молли. Сообщается, что его особняк располагался «у перешейка между озерами Муравщина и Белое». Некоторые фрагменты того сооружения еще сохранились, их можно узреть.

Откуда информаторы взяли сведения о залесском «замке», загадочно. Но нельзя не отметить еще одну деталь. Карта 1800 года показала, что на некотором расстоянии от тамошнего озера Белое – деревня Глинские. Есть ли тут связь с угасшим княжеским родом Глинских, утверждать не берусь. Пока сказать можно одно - все вышеприведенные факты свидетельствуют о богатом прошлом глубокских мест.

(Продолжение следует).

На снимке (из интернета): Березвечский монастырь сегодня (Глубокое).


04.04.24