виногдрад вкусный

Алексей Васильевич Евдокимов
«...виноград вкусный?...».
Старики склонны к воспоминаниям былого, давно минувшего. Занятие не безопасное, с тревогой и удивлением пытаешь себя:»Неужели я мог свершить такое непотребство?» Спустя и 60 лет по спине бегут мурашки…
Многое за 80 лет с гаком повидал, но чаще вспоминаются армейские дни. Возможно потому, что был молодой, сильный, весь устремлённый в светлое(как тогда казалось!) будущее…
В 58 Рославльской мотострелковой дивизии (где Родина доверила мне отдавать долг командиром артиллерийского взвода) около месяца назад закончилась благополучно инспекторская проверка. И служивый люд расслабился, занялись разной стройкой, ремонтом, одним словом, наводить «марафет» на армейском языке.
В одну из ночей внезапно поднял на ноги сигнал «Тревога!». Обыкновенно этот «секретный» сигнал заранее все знают, ждут его, готовятся...А в эту ночь истинно внезапно!
«Что случилось?» - в тревоге спрашиваем сами себя…
Тревога ещё больше возросла, когда все части нашего Казанджикского гарнизона спешно направились не привычным, с годами отработанным маршрутом в сторону Ирана на юг, а на север, в глубь Каракумов, куда никогда не совершали безрассудный марш…
В армии не существует тайн. Вскоре от одного солдатика к другому пополз слушок»С Генеального штаба прибыла группа генералов, офицеров во главе с маршалом Советского Союза Москаленко. Повторная инспекторская проверка...Строгий маршал, его на мякине не проведёшь...Поддаст жару, тем более,что он бывший артиллерист...»-пугали солдатики друг-друга…
Такого тяжёлого марша и седые офицеры не помнят. Весь гарнизон, а это танковый, мотострелковый полки, с десяток разных других частей идут одним маршрутом...Невыносимая жара, на мутном жёлтом небе злое солнце, песок тучей подняли...Машины, танки, тягачи кипят, сходят с маршрута...К накалённому железу не прикоснись, получишь ожёг...Во рту язык стал опухшим, жёстким...Нет сил и желания  двигаться, говорить…В глазах песок...
Одно желание, спрятаться от солнца испепеляющего, злого, оно стало нашим беспощадным врагом...Когда же кончится этот жуткий день?- одна мысль в голове с пульсирующей кровью в ушах...Одна мысль, одно желание…
Солнце кажется прилипло на небе, зло ухмыляется, издевается над всем живым…
Но всё кончается, плохое тоже! Наконец солнце устало нас жарить на сковородке, нырнуло за барханы. Наша поредевшая колонна  (Некоторые экипажи вынуждено остановились, отказали перегретые двигатели, не выдержала резина на колёсах…)
Служивые оживились, послышался говор, шутки и что совсем неожиданно- смех. Силён русский солдат! К слову сказать, в моём взводе были и среднеазиаты,туркмены, узбеки, они первые «сдались-расслабились»…
Показалось, что повеяло прохладой, точно знаем, через два-три часа будет и совсем неожиданно. Холодно…
Перед мои очи явились два солдатика во главе с ефрейтором Деркунским.
Ефрейтор ещё тот, любое непотребство учинит, полвзвода за собой уведёт, авторитет на гнусные дела, но и в любой безвыходной ситуации найдёт выход. Я уже понял, с ним мне нужно быть осторожным, окриком его не возьмёшь…
«Командир, мы у штабистов на карте подсмотрели (проник и туда, отмечаю для себя!),рядом. 3-4 километра, виноградник...отпусти нас троих...Виноград принёсём...ночью никуда не поедем, точно сказали во взводе управления (И там побывал!)…
Глупым, опасным предложением поставил меня в ступор, не нахожу нескольких слов выразить ему всю несуразность его затеи…
Молчу...Деркунский прожигает, испытывает меня своими острыми глазами…
Первая мысль, конечно, отказать и на могучем русском объяснить его чреватую последствиями глупость, а возможно, и преступлением по финалу…
Но и мне очень хочется винограда...Да и как мой отказ поймут, примут во взводе…
«Без души и сердца...Службист...Трус...Угодник начальству...»- предвижу вердикт самого сурового коллективного суда во взводе.
-»Да всего три километра...Сгоняют...Ничего не случится.. Виноград  принесут … Да и в ночь ни куда не поедем...»-рассуждаю сам с собой.
«_Деркунский, под твою ответственность! Не напоритесь на сторожей с ружьями и собаками! Через полтора часа возвращайтесь!»- , инструктирую «беглецов»,уговорили меня…
Мигом исчезли в ночи…
Не прошло и часа команда:»Начать движение!».
Всем взводом размышляем, что же нам делать? Как оставить «беглецов»!?
Повторная команда:»Почему не начинаете движение?»
 Солдаты в трудную минуту всегда найдут выход. Подсказывают мне :»Тягач не заводится!»…
Оставили орудие вместе с расчётом…
 Проехали километров 20, команда «Стоп движение! Всем отдыхать!»…
Не до отдыха. Ждём тягач. Вовсе полсотни глаз ищем сполохи света по барханам…
Я весь в волнении, не до отдыха…
Наконец, уже к утру прибыли. И «беглецы» прибыли, делят виноград. Угостили…
Перед мои очи предстаёт один из « беглецов», докладывает:»Гимнастёрку не заметил как потерял!»
-Как же ты будешь жарится под злым солнцем!? Сгоришь! Как в строй станешь?-больше себя, нежели солдата спрашиваю...
Деркунский держит речь:»Не переживай командир! У повара на прокат возьму гимнастёрку за кисть винограда...Он всё равно щеголяет в белой куртке!»
Солдаты за добро всегда платят добром, это я уже понял…
Утром вызывает командир дивизиона:»Как дела во взводе?» -вопрос ко мне.
-»Всё нормально! Больных, отставших нет! Готовы к выполнению поставленных задач!»- докладываю без тени смущения.
Командир мой пронзает меня пристальным взглядом…
-»Иди к своему взводу!»- разрешил подполковник.
Поворачиваюсь. Через три-четыре шага мне в спину:
«Вкусный виноград? Что же не угостил?...Какой ты командир?! Наводчика отпустил в бега!...С кем же воевать собираешься?!»…
Шёл и думал, хорошо работают у командира осведомители! Уже успели доложить!…
Вот такие ночью приходят в голову постаревшую мысли из далёких армейских дней...От них не уснёшь до светлого утра!
Апрель 2024 года.
Фото-в городском "саду"(три хилых деревца и дощатая танц.площадка за штакетником) Туркмения г.Казанджик.
Ноябрь 1963 года. на "носу" дембель...Первую ночь ночевал дома 20 ноября 1963 года. Утром встревоженная мама будит:"Лёня, послушай, что говорит радио!" Что может оно говорить, если мама будит - война...И одного дня не побыл дома-  горько думаю я.
"В Америке убили Кеннеди-говорит радио. Мама, не беспокойся, нас это не касается...
Вот такие они воспоминания..Апрель 2024 года.