Промысл Божий

Ольга Пинаева
               
                Рассказ основан на житии Амвросия Оптинского
                Автор Пинаева О.
На смену Весне пришла жаркая красавица Лето. Расплела свои рыжие косы и побежала по лугам и лесам, разбросала дивные цветы, одела на деревья роскошные изумрудные платья, согрела своим дыханием реки и озера, захохотала, зазвенела птичьими трелями. 
                В конце лета я всегда приезжал к деду Макару в деревню, но в этом году на меня посыпались несчастья как из рога изобилия, я опустил руки и пребывал в весьма мрачном расположении духа. «Дедушка даст мне мудрый совет», - осенила меня внезапная мысль, и я, приободренный, как на крыльях, бросив все суетные дела, раньше оговоренного срока нагрянул к деду, который был удивлен и обрадован моим неожиданным появлением. Узнав о моих злоключениях, Макар стал подробно рассказывать удивительную историю, которая произошла с ним много лет назад:
            - Давно это было, поехал я в Оптину за большими деньгами, которые должен был получить за изготовленный мною иконостас. На станции взял попутчиков, мать с дочкой Верой, последней было лет двадцать, и молодую женщину Дарью. Девушка Вера, несмотря на просьбы матери прекратить злобные обвинения, сразу же начала возмущаться нашей слепой верой во всяких старцев-манипуляторов, подчиняющих себе людей и заставляющих исполнять разные свои прихоти, этаких бессовестных интриганов и притворщиков, играющих на чувствах. «Наверно, святошам удаётся одурачивать невежественных посетителей, но я, как человек образованный, не верю им и еду, чтобы сказать в лицо, что они все лицемеры и обманщики!» – подытожила девица. Дарья Андреевна сразу же вступилась за монахов, сообщив, что она работает учительницей, и к категории необразованных не относится, а на каникулах всегда приезжает к батюшке Амвросию, через которого Господь спас жизнь ей и сыну. Когда её Васенька лежал в бреду, а врачи сказали, что надежды нет, она помчалась в Оптину за помощью. Старец Амвросий молился о здравии её сыночка, который выжил вопреки всем прогнозам. «Через некоторое время, - взволнованно вспоминала Дарья, -  мы навестили благодетеля и прожили при монастыре несколько дней. Пришло время уезжать, были куплены билеты на поезд, но Амвросий не отпустил нас: «Я не благословляю ехать сегодня. Завтра праздник, отстоите позднюю обедню – и тогда увидим». Как ни убеждали батюшку, он был непреклонен. И лишь на следующий день к вечеру мы добрались до станции, где узнали, что вчерашний поезд, на котором предстояло продолжить путь, попал в катастрофу. На всё Воля Божья, непрестанное действие Божие, направляющее к вечному спасению каждого человека. Обо всем надо благодарить Господа и во всем видеть Его чудный Промысл. Будучи Творцом всех, Господь ведает мысли, знает все события отдельной человеческой жизни и всей истории, святые же духовно соединяются с Богом и получают способность видения прошедших и грядущих событий, а также и глубину человеческих душ, это и называется прозорливостью, которая даруется Благодатью Святого Духа избранным».
«Это просто совпадение обстоятельств,- упорствовала Вера,- вам не удастся меня переубедить, нет никакой прозорливости и никакого Промысла».
Дарья не сдавалась, приводя слова Василия Великого: ««В том, что существует, нет ничего беспорядочного, ничего неопределенного, ничего напрасного, ничего случайного. Не говори: злая случайность или недобрый час. Это слова людей невежественных».  И. Брянчанинов писал, что Бог управляет вселенной и жизнью каждого человека; тайно от Бога и в независимости от Него не совершается ничто».
             Тем временем мы подъехали к скиту. Около колоколенки приютился маленький домик, который все называли хибаркой, возле него постоянно толпились люди. Через некоторое время на крылечко вышел старец с длинной седой бородой и приятным лицом, его светло-карие живые глаза как будто смотрели вам прямо в душу. Оглядев присутствующих, он с улыбкой произнес: «А вот и Вера пришла посмотреть на лицемера», - и пригласил её для беседы в келью.
Я был потрясён прозорливостью батюшки и долго не мог прийти в себя. Когда же Амвросий вновь вышел к народу с преображённой смущённой девицей, у которой были красные глаза, люди сразу же окружили его, пытаясь получить ответ на волнующий вопрос, или благословение, или исцеление от болезни. Один мужичок, расталкивая других, старался подойти поближе и жаловался: «Сохнет, рука-то, помоги, отец Амвросий, мне работать надо, деток у меня много, подымать всех надо», но старец все отворачивался от него, а потом строго посмотрел ему в глаза и воскликнул: «Этой рукой мать бил?! Отсохнет.  Господь повелевал соблюдать Заповеди, одна из них: чти отца твоего и мать, да будешь благословен и долголетен на земле!» Затем Амвросий отвернулся от сконфуженного просителя и обратился ко мне:
 - Завтра иди на литургию и повечерие, а потом придёшь ночевать в мою келью.
Я был ошарашен такой великой честью, но мне, как назло, нужно было возвращаться срочно домой, т. к. завтра должны были приехать заказчики, однако отказать старцу не посмел. С одной стороны, я был на седьмом небе от счастья, а с другой - сильно жалел о деньгах, которые уплывали из рук. Но возражать, конечно, не стал.
Как только закончилась служба, я поспешил в хибарку и, воспользовавшись удобным случаем, стал спрашивать батюшку о том, что волновало меня. Дословно я не повторю наши беседы, но смысл был такой:
- Батюшка Амвросий, почему Бог, который Любовь, посылает нам скорби и болезни?
- Настоящая жизнь не есть истинная, а только путь к вечной, мы живем для будущей жизни, но не понимаем этого и ищем счастья во временной, на земле. Бог по любви вразумляет нас и скорбями, и болезнями, и лишениями, и печалями, и другими бедствиями, чтобы мы образумились, перестали грешить, служили добру, жили по заповедям любви, смирились.
- Можно ли без скорбей спасти человека?
- В целом мире бесскорбного места не найдешь; везде к одному заключению придешь, что потерпеть нужно. Другого средства нет. Скорбь выбаливает страсть или грех. И научает человека не словом, а делом. Потому-то и велики святые, что научились духовной мудрости от опыта и боли сердечной. Богом, спасающим нас, устроено так, что никто не обойдется без скорбей, потому что Господу всех хочется спасти, а без искушений спастись невозможно.
                Так я провел в Оптиной три дня и три ночи, печаль моя от потери заказчиков  улеглась, на душе стало радостно и спокойно, такой, видно, Промысл Божий, рассудил я. На четвертый день Амвросий благословил меня ехать домой и прибавил:
- Со временем не забудь Бога отблагодарить.
Еду домой и думаю, почему же не спросил у старца, за что Господа отблагодарить, может, за то, что в храме службу сподобил отстоять? Только в дом зашёл, а заказчики - за мной. Опоздали на 3 суток. Ну и батюшка, ну и провидец! Однако только через несколько лет открылось мне, за что прославлять Господа должен и в чем был Его Промысл.
Заболел тяжело старший мастер, проживший в моем доме более 20 лет, а перед смертью исповедаться и причаститься захотел, вызвали священника, а немного погодя домашние бегут, говорят, что умирающий зовет. Как только увидел меня больной, прошептал:
- Прости, благодетель, грех на мне большой, я тебя убить хотел. Помнишь, ты из Оптины должен был приехать с большими деньгами и опоздал на 3-е суток, так мы втроем ждали под мостом, на дороге, чтобы убить и ограбить. Прости меня, душегуба проклятого, Христа ради.
Я был потрясён услышанным и еле-еле выдавил из себя:
- Бог простит, и я прощаю. Дивны дела Божии! Воистину обо всем надо благодарить Господа и во всём видеть чудный Его Промысл!
                А мой работник был предан сатане во измождение плоти, чтобы дух его был спасен. Симеон Новый Богослов предупреждает, что грешник по Промыслу Божию наказывается разными телесными недугами, страданиями, ранами и болезнями неисцельными, дабы уцеломудрился, пришел в чувство и раскаялся. Ибо Бог, когда согрешит душа, наказывает тело. Иоанн Тобольский объяснял: «Ничего противного не может приключиться с нами без воли или попущения Божия: ни диавол и никто из людей не может повредить нам, если Бог не попустит, хотя и самые тяжкие бедствия постигают нас по распоряжению Бога, но посылаются они для пользы, вразумления и исправления нашего за грехи». Иногда человек даже бывает предан в руки духа тьмы для искушения-истязания из-за своей гордости и распущенности. Исаак Сирин предостерегал: «Еще не испытал ты на себе суровости Господа, когда изменяет Он добрую десницу Свою на шуйцу, требуя расплаты от оскорбивших Его: как горяч Он в гневе и как преисполнен Он ревности в тот час, когда Он пробуждается, раскаляется, словно печь, в гневе Своем!» Мы не хотим подчиняться Промыслу Божию, ищем свой путь, не хотим потерпеть скорби. А требуется лишь со смирением просить помощи у Господа, уповать на Него, терпеть, смиряться, пребывать в мире и согласии со всеми, жить не для себя, а для тех, кто тебя окружает, каяться, молиться, читать Священное писание, исполнять Заповеди.
                После встречи с дедушкой я возвращался домой умиротворенный, любуясь землёй-красавицей, облачённой в пёстрые нарядные одежды. Рыжеволосая озорница Лето никого не могла оставить равнодушным к зеленеющим лугам и цветущим полям, к сосновым лесам, хранящим напоённую хвоей прохладу, к прозрачным и чистым водам, утоляющим жажду, но только не духовную. Последняя утоляется Словом Божьим, Заповедями Его, соблюдая которые Христа ради, мы, по слову Серафима Саровского, стяжаем Благодать Духа Святого, чтобы наследовать Царство Небесное, ведь Бог любит всех, праведных и неправедных, и ведет ко спасению каждого Своим путем, это Его Промысл, Его забота о душе, лечение её.