Выбор Повесть Продолжение

Нина Де Рябина
- Из дверей выходили Владимир Фёдорович и Мария Степановна. Они резко остановились и с любопытством рассматривали необычную композицию из двух человеческих фигур. Настя чуть не свалилась с плеч Павла от неожиданности.
- Зд-здравствуйте, - всё, что могла она произнести в этой курьёзной ситуации, глядя сверху на своих коллег.
- Здравствуйте, Анастасия Ивановна. Развлекаетесь? – с трудом выговорил директор.
- Она ногу подвернула, идти не может, - пояснил Павел, переводя дыхание.
- Выздоравливайте, Анастасия Ивановна, - благожелательно проворковала Мария Степановна и  окинула оценивающим взглядом Павла, будто портновский метр накладывала на его фигуру, при этом по губам скользнула ухмылка
- У тебя есть спирт? – усаживая Настю на стул, спросил Павел.
- В какой-то бутылочке аптечной, по-моему, остался, посмотри в шкафу.
Павел достал, налил на ногу Насте и стал старательно растирать. Было больно, но она терпела, закрыв глаза.


И вдруг… острая боль, Настя вскрикнула и непроизвольно  толкнула в плечо Павла,  тот опрокинулся на спину, успев схватиться за стул, на котором Настя и сидела. В результате оба оказались на полу.
- О-о-о! – стонала Настя, - что ты со мной сделал?
Павел сел, потом встал, приподнял Настю с пола и усадил на стул.
- Маленькая моя, не плачь, я не хотел причинить тебе боль, прости меня.
Он положил ногу Насти на стул, наклонился над ней и стал целовать, приговаривая:
- У собаки боли, у кошки боли, а у Настеньки заживи, - а сам одновременно целовал и потирал ногу мягкими движениями рук.


Настя затихла. Тепло разливалось по всему телу. Оно двигалось от ноги  в низ живота, потом поднималось к груди. Похоже, Павел это заметил и поцеловал Настю в губы.  Боль в ноге Настя перестала чувствовать.
 Опомнилась первой, мягко высвободилась из объятий Павла.
- Что ты сделал, Паша?
- Поцеловал тебя.
- Нет, с ногой что сделал?
- Вылечил я тебе её, Анастасия, вылечил.
- И как?
- Есть два способа, - и он, заложив руки за спину, стал прохаживаться по комнате, напустив на себя умный вид. – Во-первых, выправить вывих народным способом и, во-вторых, своей любовью зажечь огонёк надежды на излечение. Всё просто. Помогло?
- Помогло, - медленно протянула Настя, - но…
Она не успела договорить.
- Ты не можешь понять, какое средство самое действенное? Угадал? Даю подсказку. Второе! – и он приблизился к Насте, чтобы повторить средство, - Давай проверим и закрепим!
- Хитрый ты, Паша, всё в свою пользу оборачиваешь.
- А тебе не понравилось? – и он, присев около стула на корточки пытался поймать взгляд Насти, - помогло же, значит, и в твою пользу тоже.
- Извини, Паша, ты меня нёс два километра по просеке, а я…
- А ты теперь будешь меня кормить!
- А как? – она попробовала встать на ноги.
- Просто, я чищу картошку, а ты режешь хлеб. Огурчики в банке я успел заметить у тебя на окне.


***
           День рождения ты можешь отмечать, а можешь не отмечать. Но купить новое платье ты обязана! С такой мыслью Настя проснулась в свой день рождения.
Мысль неожиданно продолжилась: пожалуй, самый лучший подарок себе  – это когда занятия отменили. Пусть, не отменили в институте, отменяю сама. Сегодня я – принцесса. Одна принцесса. Принцесса на горошине, так бы сказал Павел. Мне исполняется двадцать, но это не значит, что нужно много гостей. Самое время начать новую жизнь.
Настя решила начать новую жизнь с похода к почтовому ящику. Открытка от подруги Лиды, от родителей. Телеграмма. Странно, обычно просили расписаться. От Бориса, понятно. Значит, расписались мои начальники. Почитаем. Так, приветствие, поздравляю… лучшим днём года… желаю… наконец-то… скучаю.
А я скучаю?
Настя разговаривала сама с собой и не заметила, как собралась и уже подходила к ателье.


          Распахнула двери, клубы пара обогнали Настю и стали устраиваться поудобнее у порога. Конец января – морозно. Пришедшие раньше Насти выстроились в шеренгу и зааплодировали. На середину комнаты вышел Владимир Фёдорович, прищёлкнул пальцами рук, все дружно выкрикнули: «С днём рождения!» Настя растерялась, заморгала  и попятилась к двери.
- Проходите, Анастасия Ивановна. Это коллектив поздравляет вас.
Он подвинул стоящую на столе коробку и ловким движением открыл её, не забывая поглядывать на изумлённую Настю. Мария Степановна, стоявшая в стороне, приложила руки к груди. Оттуда, как у волшебника, появилась ловко выхваченная красивая ткань. Взмахом руки встряхнул ею перед Настей. Это оказалось платье необычайной красоты. Подумалось, что мода ещё не способна создать такое. Все поздравлявшие смотрели на Настю.


- Анастасия Ивановна, что же вы стоите, как вкопанная? – засуетилась откуда-то сбоку подошедшая Мария Степановна. – Вам не нравится наш подарок?
- Зачем? Я не собиралась ничего отмечать.
- Двадцать лет и не отмечать? Непозволительно с вашей стороны, - Владимир Фёдорович сделал несколько шагов вперёд и развернул платье, чтобы все ещё раз полюбовались этим шедевром. – Немедленно нарядиться и предстать перед коллегами во всей красе! В обед – чаепитие!
- Можно я в обед его надену?
- Хорошо, но примерить придётся.
Настя зашла в примерочную. Она поняла сразу, что платье не шили, это готовая импортная модель. Скорее всего, начальник купил в какой-то поездке. Он умел выбирать. Платье великолепное, даже собственное лицо кажется в нём чужим и нездешним. Облегающее и волнующее взгляд. Вязаные стойка ворота и манжеты в тон ткани придавали изделию неуловимую оригинальность, тонкая шнуровка в фисташках серебристого металла – загадочность. Нежная шерстяная ткань любимого Настей зелёного цвета с изумительным мелким едва заметным волнообразным рисунком подчёркивала изящную фигуру. Мне двадцать! Самое время начать новую жизнь. В таком платье можно начать.


         Чаепитие протекало бурно. Настя успела перед обедом сбегать за фруктами и шампанским.
- Вот и славно! – радовался начальник, придирчиво и профессионально оглядывая фигуру Насти в подаренном платье.
Коллеги к Насте, конечно, относились по-разному, но в двух моментах выказывали единодушие. Ценили хороший вкус к одежде и миролюбивый характер. Завидовали повышенному вниманию со стороны Владимира Фёдоровича. Зависть у некоторых перечёркивала признание достоинств именинницы.
- Настя, ты, наверное, думаешь, за красивые твои глаза такой подарок тебе директор подарил? – уколола вопросом Юля, лучшая портниха в ателье.
- Тебя тоже поздравляли, я знаю, - не осталась в долгу Настя. - И что?
- Понимать надо, за что такие подарки.
- За что, по-твоему?
- Это как раз тот случай, когда за красивые глаза.
- Мне понятен твой намёк, но я работаю не хуже тебя.
- Хуже, ты учишься, и не каждый день на работе.
- Учёбу, по-твоему, уже зачислили в категорию недостатков человечества?
- В твоём случае – да.
- Почему?
- Ты выучишься, выйдешь замуж за их сыночка и уедешь с ним. Что получит директор? Где специалист дипломированный?
- В его семье, Юля. Двойное приобретение, по-моему. Не завидуй. За это время тебе сорока на хвосте ещё не то принесёт.
- Остра ты на язык, коллега.
- Приходится.


         Настя понимала подоплёку всего мероприятия, но не хотела высказывать никому своего понимания, Юля не удержалась. Все знали, что она какое-то время встречалась с Борисом. Если Настя сначала жалела Юлю, то сейчас этого про себя сказать не могла. Досада и раздражение от неприятного разговора. Пусть завидует! Не видать ей Бориса!
Конечно, все оценили подарок. Это платье, как оказалось позже, привез из командировки из Варшавы  Владимир Фёдорович.
Настя не знала, радоваться ей или огорчаться.
***

        Зимний январский день заканчивался рано. Только начала Настя в мыслях выстраивать план на завтрашний день, как бряцнул дверной звонок.
Сначала она увидела большой бумажный куль в дверном проёме, который двигался на неё, да ещё с клубами морозного пара. Куль шагнул в коридор, и Настя увидела торчавшую из-за него голову Павла.
- Анастасия, с днём рождения тебя!
- Пашка, ты чего приехал? Я ничего не отмечаю. Что это?
- Анастасия, я тебе удивляюсь, поздоровайся хотя бы, - он заглянул в комнату. – Сидишь одна в такой день!
- Не одна, здравствуй. Паша, я на работе отметила уже.
- Не верю! Сейчас всё повторим!
- Как повторим? У меня пусто, никого не приглашала и не жду.
- А я на что? – он вернулся к двери и занёс спортивную сумку. – Вот шампанское, пирог от мамы, фрукты и конфеты от меня. Да, ещё твой любимый балык.
- А это что? – Настя указала на бумажный куль.
- О, это шедевр января, - и он стал разматывать бумажный куль. Обрывал и бросал на пол клочки газеты. Настя с удивлением следила за его манипуляциями. Наконец, показался большой глиняный горшок, в нём – весь в ярко-розовых цветах красовалось раскидистое растение несказанной красоты. Настя обошла его со всех сторон, трогая пальцами соцветия и упругие замысловатые листья.
- Нравится? – прервал молчание Павел.


- А ты как думаешь?
- Должно понравиться, думаю.
- Что должно?
- Растение.
- Название у него есть?
- Конечно, это «Ванька мокрый»! – торжественно выкрикнул Павел.
- Кто?
- Он не кто, а что, Анастасия. Это цветок.
- Почему Ванька и почему мокрый тогда?
- Да кто его знает? Неважно, красавец же, цветёт в конце декабря и весь январь.
- В такой мороз! Как ты его довёз? По-моему, это декабрист, если в декабре зацветает.
- Пусть будет «Декабрист», а привёз на поезде, там тепло.
- Авантюрист ты, Паша. Спасибо тебе.
- Накрывай стол, праздновать будем.
Когда наполнили бокалы с шампанским, Павел поднял указательный палец.
- Настя, подарок символический. Желаю тебе быть такой же морозостойкой и красивой. Закалять свой характер.
- Твои пожелания совпали с моими! Решила закалять свой характер.
- Что ты маменькина дочка, понял.
- Ещё я бабушкина внучка. А ты, Паша, оказывается, романтик.
- Что в этом плохого, если и так?
- Ничего, если не считать, что романтикам всегда будет нужна новая доза романтизма.


- Переведи!
- Непостоянные они люди. Романтики хотят всегда чего-то такого, чего нет даже в романах.
- Откуда в двадцать лет такая житейская мудрость, мадемуазель?
- Книги надо читать.
- Где же ты такое вычитала, Анастасия?
- Не совсем такое, но фразу из романа «Унесённые ветром» запомнила.
«Жизнь не обязана давать нам то, чего мы ждём. Надо брать то, что она даёт, и быть благодарным уже за то, что это так, а не хуже».
- Умница. Ты, наверное, думаешь, что я нечитающий болван. Между прочим, все толстые журналы выписываю и читаю. Даже отправил однажды свой рассказ напечатать, - Павел при этих словах даже встал со своего стула и размахивал вилкой.


- Успокойся, ничего я такого про тебя не думаю, не говорили никогда об этом, вот и всё.
- Я покажу тебе свой рассказ, оценишь. Ещё я знаю, что даже в пасмурную погоду романтикам улыбается солнце.
- Точно, романтик, - сделала заключение Настя и подняла свой бокал с шампанским. - За романтиков!
- Нет, за тебя и романтиков. О, сколько поздравлений у тебя на подоконнике! Можно посмотреть?
Настя несколько секунд колебалась, пауза почти затянулась. Встретилась глазами с Павлом.
- Пожалуйста, тебе интересно?
Павел подошёл к окну, сгрёб с подоконника все открытки и телеграмму, просмотрел невнимательно и быстро, слишком быстро, чтобы успеть всё прочесть.
- Жених поздравляет?
- Поздравляет.
-Ну-ну, это он не знает, что замуж ты выйдешь за меня.
- Ты неисправимый в своих мечтах, Паша. Не надоело?
- Нет, я романтик, буду копить на новую дозу инъекции романтизмом.


***
Однажды летом Павел привёз брата Сашку. Тот уговорил его взять с собой, когда встретились в магазине. Павел покупал продукты, чтобы угостить Настю, а Сашка зашёл истратить обеденные деньги на мороженое и батончик. Родители ушли в гости, и Сашка осмелел.
- Паш, ты к Насте поедешь сегодня?
- Я как раз ей подарочки покупаю, а что?
- Возьми меня собой!
- А родители?
- Не будет их до вечера, возьми, мы успеем вернуться, пока они придут.
      Сашка прищурился от яркого солнца, прикрыв один глаз, как смотрел на него просительно и выжидательно. Непроизвольно взглянул на безоблачное небо: сияющая синева не предвещала дождя, который мог испортить прогулку. В открытые двери и окна магазина врывались городские звуки проезжающих машин, трамваев, голоса людей. И всё это наполняло Павла радостью от предстоящей встречи с Настей. Восторг и радость Сашки дополняли картину утра.


- Я знаю, у тебя есть запасной шлем для Насти. Давай, я надену его прямо сейчас.
- Ох, и хитёр ты, братец. Я ещё не решил ничего, а ты уже шлем примеряешь.
Часть пути Павел решил проехать по лесу, пусть мальчишка полюбуется природой.
На лесной дороге лёгкий ветерок то будто просыпался, то снова засыпал, потом задувал в лицо,  словно играл, – и всё весело шумело ему в ответ.
- Слышишь, как растения разговаривают? – прокричал Павел, развернув голову к Сашке.
- Разговаривают…скажешь тоже. Они шелестят. Дай мне лучше прокатиться, Паша.
Павел молчал. Дорога была песчаная, и мотороллер иногда заносило.
- Чего ты виляешь-то? – не удержался Сашка. – так ведь и свалиться могу.
- Сейчас песок закончится, и будем ехать плавно, - успокоил его Павел и остановился.
- Садись впереди меня, порулить дам.
Сашка проворно соскочил с сидения, и не успел Павел опомниться, как тот уселся важно на предложенное место.
- Только слушай меня и делай то, что делают мои руки вместе со мной. Договорились?
- Что я на дурака что ли похож? Погнали!
 Сашка, как говорится, схватывал всё на лету и километра через два выкрикнул:
- Не мешай мне, я сам!
Павел остановил свой транспорт и усадил неугомонного мальчишку на место.
- На первый раз достаточно с тебя. Поучишься ещё, успеешь.


***
Настя обрадовалась и удивилась одновременно приезду нежданных гостей.
- Ой, а мне вас даже и угостить нечем. Подождите, я в магазин сбегаю.
- Зачем в магазин? Мама моя тебе в подарок плов приготовила, а огурцы и помидоры я купил.
- Плов я люблю, - раздался голос брата, - доставай.
- Этот обжора всё любит, - проворчала Настя. Ты зачем его привёз? И где вы так дружески пересеклись?
- Не говори ей, Паша, она не поймёт, безрассудная.
- Что? Какая я? – не выдерживает Настя.
- Безрассудная, забыла, как мама тебя называет, когда ты не понимаешь?
Павел выразительно посмотрел на Настю и заулыбался уголками губ.


- Вот ты, оказывается, какая.
- Да, и ещё взорная и твердо… твердоносая.
Тут уже не выдержали ни Настя, ни Павел. Засмеялись дружно и заливисто.
- И ты говоришь, что у тебя по русскому языку одноклассники списывают диктанты? – сквозь смех прокричала Настя.
- Конечно.
- Нет таких слов в русском языке.
- Тебе лучше знать, это же тебя мама так называет, а не меня. Если бы меня, я бы запомнил, а так мне ни к чему лишней информацией голову забивать.
Павел и Настя смеялись, уже раскачиваясь на стульях и взявшись за животы.
- Тогда сама скажи правильно.
- Вздорная и твердолобая, чтобы ты знал, но я не такая, запомни. Я настойчивая и молодая. Запомнил? Если ещё раз меня так назовёшь, сюда больше не приедешь. Это, во-первых, а во-вторых, мы сейчас пойдём купаться на озеро, а про твоё присутствие с нами ещё подумаем. Правда, Паша?
Павел промолчал. Слышно громкое сопение Сашки. Он даже есть перестал и округлёнными глазами вперился в Настю. Непонятно, злится так или готов разреветься.
- Собирайтесь купаться! – таким шутливым приказом остановил перепалку брата и сестры Павел.


***
       В выходные дни на озере народа всегда предостаточно. Лесное озеро, хотя и рукотворное наполовину. Его чистили время от времени, но к середине августа оно неизменно покрывалось кувшинками вдоль берегов.
- Паша, Сашка плавать не умеет, и я тоже. Смотри за ним в оба глаза.
- Научим. Пойдёмте в воду. Нет, подождите, я сначала сплаваю до другого берега и обратно. Он разделся. Настя с удивлением его рассматривала. Красивый торс, широкие плечи, узкая талия и крепкие мускулистые ноги. Особенно её удивила богатая растительность на груди и ногах, даже плечам досталось.


- Да ты такой спортивный, Паша, как борец, честное слово.
- Павел с довольной улыбкой осмотрел себя. - Греблей я много лет занимался, Анастасия, - и пошёл к воде. Потом разбежался и прыгнул вниз головой. Когда вынырнул, все вздохнули с облегчением – наблюдали многие. Плыл он брассом, это потом Настя узнала такой стиль плавания. Павел с головой погружался в воду, приподнимался туловищем над водой и делал бросок вперёд. Брызги летели в разные стороны каждый раз, как он появлялся над водой. Зрелище было завораживающим. Многие на берегу разглядывали пловца, а Сашка бегал по берегу и кричал:
- Паша, не плавай туда, я тоже хочу.


Павел вышел из озера  довольный.  Пригладил волосы.
- Паша, ты спортсмен? – набросился на него Сашка.
- Можно и так сказать, разряд по плаванию у меня приличный.
Настя залюбовалась Пашей, обозревала с интересом и гордостью, как бы отвечая всем смотрящим на него: это мой друг, вот он какой, любуйтесь.
Накупались вдоволь, Павел учил плавать и Настю, и её брата. Решили съездить пообедать.
Когда сели за стол, Сашки не оказалось рядом.
- Где он болтается? - первая опомнилась Настя.
- Придёт, не волнуйся, с кем-нибудь общается твой любознательный братец, - успокаивал Павел.


***
      Через полчаса раздался стук в дверь. На площадке стояли Владимир Фёдорович и Мария Степановна, за руку держали Сашку. Тот смотрел в пол, опустив голову, поэтому лица Настя сразу и не рассмотрела, а порванную рубашку и штаны, заляпанные грязью, успела увидеть.
- Что случилось? – спросила, хотя плохое предчувствие поселилось мгновенно.
- Ваш брат, Анастасия Ивановна, решил прокатиться на мотороллере вашего… вашего друга… и вот, полюбуйтесь, - заговорил начальник.
- Вы бы видели ваш мотороллер! – не утерпела вставить  Мария Сиепановна.
К дверям подошёл Павел.


- Приветствую всех, пройдите, поговорим, обсудим.
Мария Степановна первой прошла в комнату и стала всё внимательно разглядывать, поворачивая голову то в одну, то в другую сторону. Наконец, Настя увидела лоб в ссадинах, размазанную грязь по щекам у Сашки. Она дёрнула его за руку и поставила на середину комнаты.
- Не дёргай, мне больно, - выкрикнул Сашка, - я же ушибся сильно, а ты дёргаешь.
- Ты ушибся! Кто тебе разрешил кататься на мотике? Ты же не умеешь!
- Это я не умею!? Паша, скажи ей, как я не умею. Я привёз Пашу сюда! Мы даже ни разу не упали! Скажи!
Павел осмотрел всех собравшихся.
- Спасибо вам за Сашу, дальше мы сами разберёмся.
- Не забудьте только свой транспорт подобрать за домом, он, по-моему, в плачевном состоянии, - подвёл итог Владимир Фёдорович.
- Хорошо, спасибо, - Павел повёл Сашу умываться, как бы прекратив  разговор.
Гости удалились.


     Сашу умыли, переодели и накормили. Настя поняла, что Павел не собирался отчитывать брата за содеянное.
- Пойду-ка я своё транспортное средство приводить в порядок.
Провозился он с ремонтом часа три, пришёл грязный и довольный.
- Рассказывай, как ты умудрился так жестоко наказать меня и мой мотороллер?
- Чего это умудрился?
- Руль погнул, педаль выдернул, зеркало отломил и вывалял в грязи.
- Покатался немного я.
- Договариваемся раз и навсегда: ты без моего разрешения не подходишь больше к мотороллеру. Усёк? Иначе домой пойдёшь пешком.
- Понял я. Не маленький. Мамке не говори только, а то не отпустит больше.
- И кто же тебя сегодня-то отпустил? – Настя разглядывала брата с любопытством. - То-то, сам уехал, а Паша тебе помог, теперь рассчитывается за своё опрометчивое решение.

- Да я и уехал-то, чтоб не слушать, как меня воспитывают, и вы тоже… Он зашмыгал носом.
- Собирайтесь-ка друзья мои, в дорогу. Пора и честь знать, - Настя строго посмотрела на Сашку и перевела взгляд на Павла.
Он как будто что-то хотел сказать, передумал, махнул рукой и подошёл к вешалке за ветровкой.
Насте стало жаль отпускать Павла, но…

***
Самолёт снижался. Пассажиров попросили пристегнуть ремни. Шасси коснулось бетонной дорожки,  в салоне зааплодировали.
В  аэропорту шумно и оживлённо. Настя не любила многолюдье, но сейчас рассматривала всё с интересом. Конец декабря, предновогодние перелёты.  Чемоданы, сумки, свёртки, громкие объявления посадок и прилётов. Сидений для ожидающих и провожающих свободных нет. Да ей и не нужно место, надо отправляться на железнодорожный вокзал,  оттуда до Калининграда. Сейчас никого не попросишь помочь, ни с кем не посоветуешься. Одна  в незнакомом и чуждом для неё пространстве, но страха не было.
Билет куплен, почти сутки – и ты на месте.
В купе свежо и чисто. Настя забралась на верхнюю полку. Внизу расположились две пожилые женщины. Вторая верхняя полка пустовала.
Вот и хорошо. Под мерное постукивание поезда хорошо бы, наконец, уснуть, но спать не хотелось.


***
       С Борисом Настя познакомилась, когда тот приехал к родителям из Багратионовска, где учился в военном училище на связиста.
Мария Степановна постучала в двери, когда Настя собиралась на прогулку по лесу.
- Анастасия Ивановна, я вас пришла пригласить на чай. У нас варенье только что сваренное, попробуете, - она широко улыбалась, руки держала на кружевном фартуке. – Не откажите.
Настя растерялась и стала себя осматривать.


- Я в лес собралась, спортивная одежда не совсем подходит для чаепития, Мария Степановна. Давайте после прогулки.
Мария Степановна на несколько секунд задумалась, быстро приободрилась и с такой же обворожительной улыбкой продолжила, будто и заминки не случилось:
- Хорошо, я вам и экскурсовода предложу, - и она очень быстро вышла из дверей, а когда Настя, ничего не понимая, стала закрывать квартиру, у неё за спиной стоял уже кто-то. Повернулась.


- Здравствуйте, соседка.
Молодой человек высокого роста в военной форме. Лицо немного удлинённое, с карими небольшими глазами. Обветренные губы в лёгкой улыбке.
Появилась Мария Степановна.
- Это наш сын Борис. А это, она подошла вплотную к Насте, Анастасия Ивановна, наш молодой специалист, в скором будущем – модельер. Сын приехал на каникулы, без пяти минут военный офицер. Познакомьтесь. Он хорошо знает окрестности и готов сопроводить вас на прогулке.
- Зачем? Настя округлила глаза. Я уже гуляла. Сама дорогу знаю. Спасибо.
- Анастасия Ивановна, неужели я такой страшный? – и Борис расплылся в широкой улыбке. Блеснули белые и ровные зубы. – Пойдёмте, пока маман стол накроют. – Мама, вы не торопитесь, мы погуляем с часок.


Он взял Настю под руку торопливо и решительно. Она взглянула на Бориса в профиль. Боже, да это же второй Владимир Фёдорович! Как похожи!
- Я думаю, вы на реке и у озера были? – не то сказал, не то спросил Борис.
- Да, посмотрела.
- Тогда мы можем прогуляться до ближней деревни.
         Шли по лесной дороге. Лесные цветы по обочинам привлекали внимание своей незатейливостью и робкой красотой. Природа – лучший ландшафтный дизайнер. Лесные «альпийские горки», природные клумбы из букетиков и букетов вперемешку с папоротником и робко примостившимися одинокими кустиками лесной земляники… как будто приближался покой и уют. Настя разглядывала и будто очнувшись, прислушалась к вопросу:
- Вам, наверное, будет интересно узнать о военном училище?
- Расскажите.
Борис поправил высокую и красивую фуражку, распрямил плечи.
Училище моё военно-техническое, ВТУ – сокращённо, для подготовки офицеров связи органов и войск Комитета безопасности. Примерно восемьсот курсантов обучаются в нём.
- И сколько вам учиться? – задала вопрос Настя, чтобы не молчать.
- Три года. Осталось два.
- Вам интересно там?
- Нормально. Одно беспокоит: место жительства не выбрать самому.
- Почему?
- Распределяют по своему усмотрению.


- И хорошо, страну увидите, попутешествуете.
- Как сказать. Жёнам не всем нравится срываться с обжитого места и уезжать на новое.
- А у вас есть жена?
- Нет, но будет, конечно. Смотрите, вот чертополох.
- С чертями связано, наверное, название?
- Да уж не обошлось, думаю. Чертей пугает он. Крестьяне в старину окуривали им свои постройки, отгоняли нечистую силу и охраняли себя и скот от болезней.
- Интересно. Откуда знаете про это?
- Вырос здесь, маман рассказывали.
- Вы родителей на «вы» зовёте?
- Да, в семье так принято. Все зовут.
- Кто все?
- Ещё три брата.
- Большая семья.
- Да. Разворачиваемся и идём на чай. Согласны? – Борис покрепче сжал локоть Насти.


***
Стол к чаю был уже накрыт. Красивый старинный самовар занимал почётное место.
- Проходите, дети мои, проходите, садитесь, - ласково встретила Мария Степановна. Владимир Фёдорович предложил стул и усадил Настю, как дорогую гостью. Сына посадил против Насти, и тот будто впервые и заново принялся её разглядывать, нисколько при этом не смущаясь.
 Настя никак не могла приспособиться к этой церемонии. То расплещет из ложки горячий чай в блюдце, то варенье подцепить не может. Наконец, она оставила все попытки и, поблагодарив за приглашение, встала из-за стола.


- Спасибо, но мне пора. Подготовиться к зачёту надо. Завтра сдаю, извините. Добрые хозяева растерялись, но задерживать гостью не стали.
Дома Настя, с облегчением выдохнув, уселась около окна. Не видела ни заката, ни сосен с лохматыми ветками, ни пробегающую под окном собаку.
Что это было? Какое-то чопорное знакомство, которого она и не ждала ни от кого, и уж меньше всего от своего начальника с его женой. Борис… Впечатления не ощущала. Привлекателен? Да. Статен и высок? Да. Перспективен? Да. Речь… Безучастная и бесстрастная, пожалуй. Взгляд? Изучающий и оценивающий больше и ещё… похотливый. Искренне похотливый.


***
Утром уехала в институт. После удачного зачёта -  к родителям.
- О, дочь явилась наконец-то, - с порога приветствовала мать Насти. Она что-то готовила на кухне, вышла с поварёшкой в руке.
- Сейчас будем ужинать, до поезда успеешь, проходи. Какие новости? – спрашивала и заглядывала в глаза, внимательно присматриваясь к дочери.
- Зачёт сдала.
- А ещё?
- Да ничего больше и не произошло.
- Так уж и ничего? – пытливо смотрела.
- А, если не считать, что мой начальник с женой удостоили меня своим приглашением на чай.

- Ну и? – оживилась Александра Евгеньевна. И как?
- Что как?
- Как прошло чаепитие? Кто сидел за столом?
- Мама, это допрос?
- Интересуюсь досугом своей дочери. Имею право. Не психуй, расскажи лучше, чем угощали.
- Сын к ним приехал, вот и затеяли чаепитие. Я только не поняла, зачем меня-то позвали?
- Настя, тебе сколько лет? Неужели трудно догадаться, что хотели тебя со своим сыном познакомить?
- А я их просила?
- Родителей не просят, они сами знают, что им делать. Глупая ты. Сын на офицера учится, у него перспективное будущее, хорошая пара тебе будет.
- Мама, ты забыла, что прошли времена, когда родители выбирали невест и женихов. Не смешно. А ты откуда всё про сына их знаешь?
Мать Насти, не отвечая на вопрос, уколола упрёком.
- А мне смешно, когда ты к своему однокласснику идёшь на свидание.
- Никаких свиданий у нас нет, он проводил меня только.
Настя вышла из-за стола и направилась к двери, прихватив сумочку с вешалки.
- Голодная уезжаешь? – донеслось из квартиры, когда она выскочила на площадку.


***
     Вечером   Настя получила приглашение на вторую прогулку с Борисом.
- Анастасия Ивановна, хочу позвать вас на вечерний костёр, - в дверях стоял Борис, одетый в гражданскую одежду: красивый спортивный костюм с белоснежной футболкой. Эта белизна так шла ему, особенно, когда улыбнулся, и светлота зубов, цвет непорочности, сделали его лицо притягательным и приятным, а не отталкивающим, как в прошлый раз.
- А кто это мы?
- Друзья, братья, девчонки местные. Собирайтесь.
- А что с собой брать? – выпалила Настя, не ожидая от себя такого вопроса.
- Ничего, кроме хорошего настроения. У нас всё есть.
За озером располагалась костровая площадка. Солнце ещё не ушло за макушки  сосен, и его отсветы бликами ложились на воду, спокойную и будто застывшую в преддверии летнего вечера.


       Молодёжи собралось предостаточно. Кое-кого Настя знала. Двое парней купались, девчонки раскладывали на скамейках бутерброды, овощи и фрукты. Борис достал из рюкзака картошку.
- Ребята, что может быть лучше печёной картошки? Костёр готов?
- Готов, готов, не видишь разве? – ответил ему Слава, его брат, черноволосый и круглощёкий приземистый юноша.
- И чего ждёшь тогда?
- Отмашки!
- Тогда поехали!
     Хворосту натаскали столько, что  получился приличный терем.  Огонь заплясал весело и азартно. Кто-то включил транзисторный приёмник, музыка поплыла над озером.


      Настя будто застыла перед костром. Она вглядывалась в рисунок огня,  который ни разу не повторился, язычки пламени выпрыгивали из терема и переходили в другую высоту и ширину. Деревья и трава окрасились праздничным светом.  Разговоры затихли. Борис кому-то махнул рукой, и смолкла музыка. Костровое таинство захватило всех.
Настя вытянула руки в сторону пламени и грела ладони. Приложила их к лицу,  и тепло мягко окутало всё лицо, она закрыла глаза. Почувствовала, как чья-то рука обхватила её за талию. Отняла руки от лица – это Борис встал рядом и приобнял Настю. Она плавно высвободилась из объятий.


- Настя, ты чего? Можно на «ты»? – он смотрел прямо и непонимающе.
- На «ты» - да. Остальное – лишнее.
Она заметила, как они переглянулись с братом.
 Все расположились вокруг костра: кто сидел, кто  стоял, а некоторые  улеглись  на  пледы и покрывала.  Никому не хотелось двигаться и суетиться.
- А кто-то хотел общий стол накрыть, - нарушил тишину Борис.
- Сейчас? – раздался девичий голосок.
- Конечно, доставайте.
- У нас всё готово, на скамейках разложили.
- Тогда начнём. Слава, доставай.
Из рюкзака появились несколько бутылок с вином. Борис ловко открывал и разливал в маленькие капроновые стаканчики. Поднёс и Насте. Она видела, как все дружно разобрали предложенное и не смогла отказаться.  Он смотрел дружелюбно и изучающе.
- За прекрасный вечер, томно переходящий в сказочную ночь! – громко проговорил для всех и поднёс свой стаканчик к Настиному. Она сделала несколько глотков.
- Да не бойся ты, это же вино, пей до конца.


       Включили музыку.  Во все стороны мягко и плавно струилось излучение от костра, тени плясали на площадке,  будто  начали танцевальную программу наступающей ночи. Белая футболка и открывающиеся в улыбке зубы Бориса, словно соперничали. Она не заметила, как стаканчик наполнили во второй раз. Белоснежная улыбка и мягкое прикосновение рук Бориса не давали Насте сосредоточиться и принять выбранное решение, и она, глядя на всех, выпила вино.
- Потанцуем? – Борис протягивал руки перед Настей и призывно смотрел прямо в глаза.


Они стали танцевать, и к ним присоединились остальные. В танго Борис крепко прижал Настю, обхватив за талию. Плавно, в такт музыки двигался вокруг костровища. Лицо Насти пылало, тепло от костра подогревало то с одной, то с другой стороны её ноги, плечи. Дым уходил к звёздам, она видела, как он поднимается всё выше и выше, потом рассеивается, оголяя просвет к небу.
- Правда, сказочная ночь? – услышала она шёпот около уха. Голова Бориса плотно прижалась к Настиной, а руки всё плотнее обнимали её тело.
- Похоже, здорово, - и она закрыла глаза.


     Голова кружилась, и не хотелось ни о чём думать, только об огромной вселенной и себе, частичке её. Огненная энергия от костра не обжигала, а ласкала тело Насти.
Через час, натанцевавшись, побросали картошку в затухающий костёр. Первую достал Борис из костра и протянул Насте. Вместе с вновь наполненным стаканчиком. Картошка показалась деликатесом. Борис тут же присыпал её солью. Неожиданно для себя Настя выкрикнула:
- Давайте все вместе споём!
Борис удивлённо взглянул.
 - Какую будем петь?
- Про костёр, конечно! Взвейтесь кострами, синие ночи!
Все засмеялись, но дружно начали петь. Пионерская песня поплыла над озером, и Настя вспомнила, как когда-то в пионерском лагере она эту песню пела на прощальном костре, тоже громко, с воодушевлением.  От этого воспоминания она прибавила голос и стала размахивать руками в такт разносившейся в ночи мелодии.
- Да ты забавная и изобретательная девчонка! – услышал она голос Славы. Тебе, братец, повезло.
- Кому повезло? – Настя прекратила петь и обернулась на голос.
- Всем нам повезло! – ответил за брата Борис, и она видела, как он подмигнул. Не поняла, кому: то ли ей, то ли брату.
- Пора по домам, друзья! – скомандовал Борис, и все стали расходиться. Когда осталось несколько человек у костра, Борис мягко, но настойчиво повторил:
- Расходимся, концерт окончен.


       Двое парней нехотя встали со скамейки и направились в темноту.
- Мы теперь одни, Настя. Давай посидим, поговорим, - он потянул её за руку и усадил на скамью. Сел сам рядом и обхватил рукой за предплечье, разворачивая лицом к себе. Рывком взял в ладони её лицо и приблизил к своему. Настя не успела опомниться, а он уже впился губами в её губы. Настя задохнулась, не почувствовав вкуса поцелуя, оттолкнула Бориса.
- Настя, ты что такая дикая? Кого ты боишься?
- Неправильно понимаете, Борис. Это по-другому называется. Вы с девушкой едва знакомы и лезете целоваться, как будто…- Настя не находила слов.
- О, мы уже на «вы» перешли. Что как будто? – он отошёл в сторону, и Настя видела только его силуэт и белую футболку в темноте.
- Будто дружите с ней или…
- Так я и дружу, пытаюсь дружить, но ты дичишься. Сколько тебе нужно времени, чтобы ты подумала о себе, как именно о той девушке, которую можно поцеловать?
- Пустой разговор, проводите меня, пожалуйста, домой. Ночь, темно, и я дорогу не найду.
- Хорошо, пойдёмте, но мне придётся тебя взять за руку или под руку, - и он подошёл к ней. Так и привёл к самому подъезду.
- Спокойной ночи, Настя.
- Прощайте.
Ей не хотелось сердиться, подумать - да. Что помешало теплу и уюту? Всё же было! Лес. Волшебная ночь. Фантастический костёр. Упоительная музыка. Привлекательное лицо! Да и парень он, похоже, неплохой.


***
      На следующий день Мария Степановна не отходила от Насти во время работы под разными предлогами. Улыбалась, со всем соглашалась, заглядывала в глаза, жеманно поджимала губы и прикладывала руки к груди, показывая всем, что у неё поднялось давление.
- Анастасия Ивановна, сегодня будут транслировать по телевидению фигурное катание, - пропела над ухом Мария Ивановна. Она знала, что Настя старалась не пропускать такое красивое зрелище, а телевизора у неё нет. Ходила иногда к соседям. – Приходите, вместе посмотрим.
- Спасибо.
- Так придёте?
- Пока не могу точно сказать, но хотелось бы.


    И всё-таки Настя пошла: за ней отправили Бориса. Тот широко улыбался, сверкая белозубой улыбкой.
Чинно уселись на стулья. Сначала Настя испытывала неловкость и не знала, куда девать руки: то на колени положит, то в замок пальцы сцепит. Наконец, фигурное катание так захватило её, что она забыла и про руки, и про то, где находится.
Закончилось последнее выступление.
- Анастасия Ивановна, приходите сыграть с нами в преферанс, - выразил своё желание Владимир Фёдорович.
- В преферанс? Я бы с удовольствием, но не умею, простите.
- Так мы научим вас, - вступил в разговор Борис.
- Не получится у вас, у нас в семье никто и никогда в карты не играл.
- Мы сейчас и проверим, - настойчиво высказался Борис и стал расставлять стулья вокруг стола.


- Это европейская игра для тренировки ума, старинная и интересная, - начал  рассказ глава семейства и сдавая всем по десять карт.
Через пятнадцать минут у Насти всё смешалось в голове: заявки, мизеры, распасы, прикупы и взятки. Интерес не родился, за неё все ходы делал Борис, так как активно играли почему-то трое, и Настя взмолилась:
- Не моё это, простите, я должна уйти, мне подготовить реферат ещё нужно. Я плохая ученица оказалась.


      У себя в квартире она выложила на стол учебники и достала тетрадь. Задумалась.
Не могла понять и объяснить такое пристальное внимание к себе со стороны своего начальника, его жены и их сына. Вон девчат сколько кругом, в посёлке дома не пустовали, да и город под боком. К чему бы это? Правда, одно воспоминание насторожило её. Когда танцевали у костра, их пару разглядывали многие, особенно одна высокая черноволосая девушка в летнем сарафане и босоножках на высоких каблуках. Как только добралась по лесу в них? Она стояла с братом Бориса и о чём-то переговаривалась с ним. Видно было, что знакомы они давно.
Подходящей мысли для начала реферата  не находилось, и она стала перебирать и отмечать мысленно все достоинства Бориса. Потом перечислила недостатки. Получилось пять на пять. Надо с кем-то посоветоваться. С кем? С подругами, конечно. Таковые имелись. С Лидой? Она готовится к замужеству, ей сейчас не до меня. С Валентиной? Нет, не подойдёт – для неё все парни в военной форме самые лучшие. Как узнает, что Борис учится на офицера связи, считай, разговор на этом закончен. Надо кого-то, кто хорошо знает семью Владимира Фёдоровича. Эврика! Это же Рая! Живёт в соседнем доме, работает в столовой поваром. Муж и маленький сынишка. Приветливая и улыбчивая, всегда здоровается, даже поговорить не прочь, если с ней остановишься, но Насте некогда останавливаться: график жизни плотный и упорядоченный. Придётся разок изменить для пользы дела.


***
С Раей она встретилась случайно.
- Анастасия, давно тебя не видела, но знаю, с кем ты закрутила любовь.
- Да, в деревне не спрячешься в стороне от придирчивых глаз, - не осталась в долгу Настя. – И что?
- Нравится он тебе?
- Кто?
- Борис, конечно.
- Соседи мы, в доме одном живём, Раечка.
- Ничего себе, соседи. Мария Степановна тебя уже своей будущей снохой зовёт.
- Даже так?
       Настя решила не затягивать разговор и напрямую задала заготовленный  вопрос.
- А кого она ещё своей будущей снохой называла?
- Так ты всё знаешь?
- Конечно, - приврала Настя, не оставляя ни малейшего подозрения в правде своей собеседнице. – И как она теперь? – вопрос наугад попал в точку.
- Никак, жаль Лариску. Ни девка, ни баба, а жениться не стал, с родителями не посчитался, как ни уговаривали.
- Почему?
- Любовь прошла, говорит. Ой, что ты хочешь? Папочка его хоть и один раз женат, четыре сына у них с женой, а котяра ещё тот.
- Как это?
- Гуляет от неё, вот как. Постоянные командировки себе придумывает, лишь бы из дома смыться. Жена-то не красавица. А ты что, влюбилась в него? Ухаживает за тобой? – она выжидательно смотрела на Настю.
- Вот ещё, выдумала, прогулялись пару раз, влюбилась.
Рая как будто спохватилась, округлила глаза и хлопнула себя в бок.
- Мне в детский сад за Витечкой бежать. Ты меня не слушай, он, может, и не такой будет, как его отец.



     Она снова вспомнила вечер у костра. Лариса стояла в стороне и наблюдала за танцующими парами. Рядом с ней неотступно находился Слава, они даже пару  станцевали. Голова девушки постоянно оборачивалась в сторону танцующего Бориса. Она выглядела эффектно: стройная, с прямой спиной и узкими плечами. Открытые серые глаза и мягкие округлые губы.


***
      Настя опоздала на поезд. Значит, и на занятия. Она стояла на улице и осматривала всех проезжающих. Может, кто-то из знакомых поедет. Остановился «Москвич».
- Настя, здравствуй, кого ждёшь? – по голосу, вроде бы Борис.
И, действительно, оказался Борис.
- Никого не жду, я на поезд опоздала.
- А я как раз в город, садись, нам по пути.

      Насте после разговора с Раисой не очень-то и хотелось видеться с Борисом, но нужда, как говорится, не спрашивает. Он предупредительно открыл двери машины и пропустил Настю к сидению. Посадил рядом с собой, хотя она задумала сесть на заднее сидение.
Машину Борис вёл легко и плавно, через полчаса остановились у дома, куда должна сначала она зайти за конспектами.
Борис вышел из машины первым, открыл дверцу и помог выйти Насте, протянув ей галантно руку. Настя взглянула на балкон: там стояла её мать и смотрела вниз. Потом, увидев Бориса во всей красе его военной экипировки, замахала руками и выкрикнула: «Поднимайтесь в квартиру, я вас жду!»
- Это твоя мама? – обрадованно воскликнул, а не спросил Борис. И, не дождавшись ответа Насти, подхватил её под руку.


      Александра Евгеньевна стояла в распахнутой двери.
- Проходите, гости дорогие.
- Мама, какая я тебе гостья? Опомнись!
- Давайте знакомиться. Анастасия, чего ты столбом стоишь?
- Меня зовут Борис, - решил будущий офицер взять инициативу в свои руки, - А вы…
- Александра Евгеньевна. Очень приятно. Присаживайтесь.
- Мама, я только за конспектами, мне на занятия надо бежать.
- Дочь, примерь хотя бы новое пальто, сегодня из мастерской забрала.
- Какое пальто, мама?
- Ты забыла, мы заказывали в лучшем ателье города, примерь, - она кинулась в маленькую комнату и вынесла оттуда объёмный свёрток. Размотала пакет, освободив его от верёвок и бумаги, и вытащила красивое тёмно-синее пальто с норковым воротом.
- Борис, помогите Насте надеть его.
Тот  подошёл к Насте и помог надеть.
Мама  отошла на середину комнаты и залюбовалась. Поворачивала Настю в разные стороны и причмокивала языком.
- Картинка, не правда ли?
- Правда, соглашусь с вами, Александра Евгеньевна.


      Насте стало жарко в пальто, и она его сбросила с плеч.
- Пальто останется до зимы у нас дома, потом заберёшь.
- Хорошо, мама, я побежала.
- Настя, позвольте, я вас довезу обратно, поезд уже уйдёт, - вставил реплику Борис.
- Конечно, позволит. А вы что, дети, на «вы» разговариваете? Заходите, Борис, без церемоний к нам, - успела обрадовать Бориса мать.
- Спасибо, Александра Евгеньевна, обязательно.
В машину к Борису садиться Настя не стала, добежала до института, а когда вышла с занятий,  то увидела знакомый «Москвич» около входа. Насте пришлось ехать в посёлок с Борисом. Показалось неудобным отказать.


     Сначала Борис разглагольствовал о родителях Насти, не скупился на комплименты в адрес Александры Евгеньевны. Не забыл похвалить обновку, подаренную родителями.  И без всякого перехода:
- Настя, я тебе не нравлюсь?
Настя вздрогнула.
- А должен нравиться?
- Зачем ты так? Не должен, конечно, но…
- Почему ты это спросил? – развернулась к Борису.
- Нравишься ты мне, неужели непонятно? – он стукнул ладонями об руль.
- Тебе и другие девушки раньше нравились. И где они сейчас?
- Уже доложили. Разве не бывает так? – он приподнял обе руки над рулём автомобиля.


- Как? Когда твоя мама называет снохой твою избранницу, а потом, оказывается, что любовь закончилась? – и отвернулась к окну.
- Была, была любовь, но прошла. Так случается иногда. Ты не в курсе?
- В курсе, значит, и нравиться я тебе скоро перестану. Это утешает.
- Ты же не злая, я успел понять. Зачем говоришь злые слова?
- Не верю тебе.
- А ты поверь. Неужели во мне нет того, что может понравиться девушке?
- Есть как раз. И много, - с усмешкой  проговорила Настя.
- Назови, пожалуйста, - тоже усмехнулся Борис.
- Привлекателен. Будущее есть. Перспективный. Высокого роста, девушки это ценят. Воспитан. Красиво ухаживаешь. Из обеспеченной семьи, - с остановками после каждой оценки перечислила Настя.
- Разве этого мало?
- Мне мало.
- Почему?
- Доверия нет к тебе.
- Ты забыла сказать главное, - Борис остановил машину и обернулся.
- Что?
- Нет любви. Ты любишь другого?
- У тебя, значит, есть? – опустила вопрос Бориса.
- Пока разбираюсь, но нравишься мне. Сразу понял, как увидел. Дай хоть шанс. Не случалось со мной такого никогда. Не торопись делать выводы.
Настя промолчала.


***
      На следующий день с утра зарядил дождь. День прошел без настроения. Мысли вразброс, урывками. Сосредоточиться на работе тоже не получалось, все делала машинально. Вернувшись домой, Настя распахнула окно и подставила ладони под тугие струи косого дождя. И, чудо, как бы дождь стал смывать с души хмарь, мысли просветлели, Настя даже улыбнулась.
Двери не заперты, и из-за шума дождя Настя не услышала, как вошёл Павел. Обернулась только, когда он громко прокричал своё неизменное приветствие.
- Привет, Анастасия.
- Ты откуда?
- С поезда.
- Я тебя не ждала, мы даже не договаривались.
- А разве надо договариваться, когда у меня с собой мамин фирменный пирог с яблоками? А?
- Пирог?
- Ну да!
- Доставай, Пашка, чай будем пить.
- Кто это собрался чай пить? – раздался мужской голос.
- Мы, - Настя обомлела. В дверях стоял Борис.
- Моя маман отправила меня за вами, Анастасия Ивановна, а у вас гость. Кто это? Познакомьте нас.


- Это… это, - растерялась Настя.
- Друг Насти я, Борис, - опередил ответ Борис, - тогда уж скажите, кто вы. А я тоже с поезда шёл, видел вас в каком-то дедовском плаще. Подумал, старикан какой-то ковыляет, а это вы, оказывается. Сын начальника Насти Владимира Фёдоровича, Борис, сосед, можно сказать, через несколько дней улетаю к месту учёбы, - он протянул руку для приветствия.
Павел, будто не заметив этого движения рукой, развернулся к столу.
- Садитесь с нами чай пить с яблочным пирогом, - подвинул третий стул к столу.
- Спасибо, не буду вам мешать.
Он на голову выше Павла и смотрел несколько свысока, пытаясь растянуть губы в улыбке, но она получилась жалкая и искусственная. Насте даже на несколько секунд показалось, что он так злится.
Борис стремительно прошёл в коридор. Дверь закрылась бесшумно, наступила тишина, которую первым нарушил Павел.


- Садимся, Анастасия.
- Пашка, тебе снова придётся спать на кухне, - убирая после трапезы посуду, извинительно заговорила Настя, - знаешь же, что поезда больше не будет, а автобусы пока только обещают запустить сюда.
- Почему поезда не будет? На соседней станции останавливаются некоторые поезда.
- Это же три километра пёхом тебе идти по дождю. У тебя даже плащ твой допотопный не просох? Ты где откопал этого динозавра?
- У меня ветровка на работе осталась, вот отчим мне свой и подсунул, чтобы не промок, а что?
- Такие только стариканы носят, а ты парень.
- Зато не промок. Так я пойду на станцию?
- Сиди уже, кормилец, пирог он привёз.
Утром Павел, выходя из подъезда,  заметил Бориса, сидящего на скамейке напротив дома с сигаретой во рту.


- Доброе утро, друг! – торжественно приветствовал его сосед, - как спалось?
- Здравствуйте, хорошо, спасибо, на сон не жалуюсь.
Борис встал со скамьи и вплотную подошёл к Павлу. Дым от сигареты выдохнул ему в лицо.
- Слушай, друг! В следующий раз, когда будешь подходить к пригородному поезду в своём зачухонском плаще, оглянись сначала по сторонам.
- Зачем?
- А вдруг я там рядом буду или мои друзья.
Павел на явные угрозы не ответил, развернулся и быстрым шагом пошёл в сторону станции.


    Борис до своего отъезда несколько раз встречал Настю с работы и провожал до дома. Вопросов про Павла не задавал. Перед отъездом пригласил в театр на спектакль, от которого Настя отказаться не могла. По книге Артура Хэйли «Аэропорт». Приезжал московский театр, билетов достать невозможно.
Настя недавно прочитала этот бестселлер и находилась ещё под впечатлением. Её поразило не только  описываемое событие, произошедшее в крупнейшем аэропорту во время сильного снежного бурана. Не только экстренный режим работы служб аэропорта, пилотов, обслуживающего персонала, сколько громадное количество персонажей книги, с именами которых в самом начале чтения почти невозможно разобраться, а то, что уже к середине романа всё становится на свои места, и герои не кажутся незнакомыми людьми. Такое впечатление, что ты находишься вместе с ними и испытываешь те же эмоции, проживаешь их отрезок жизни. Интересно посмотреть, как режиссёру спектакля это удастся сделать.
Борис в военной форме на машине  отца подкатил к подъезду. Мария Степановна с Владимиром Фёдоровичем вышли провожать.


- Настенька, - ласково обратилась Мария Степановна, - хороших вам впечатлений.
- А вы разве не едете?
- Мы… мы…
- Родители подарили мне два билета в честь моего отъезда, - остановил заминку  Борис.
- Значит, это их билеты? – удивилась Настя.
- Не беспокойтесь, я плохо себя чувствую, пришлось бы отказаться всё равно, а вы нас просто выручите.
Мария Степановна привыкла всё самое лучшее отдавать своим детям.
В фойе театра Настя встретилась с преподавательницей колледжа, с которой не виделись года три. Поприветствовали друг друга. Она с интересом рассматривала Бориса, тот без смущения позволял ей это делать, выпрямив спину и расправив плечи.
- Вы замужем, Настя?
- Нет, нет, это сосед мой по дому, предложил билет.
- А когда же детей рожать будете? – испытующе смотрела и улыбалась уголками губ, загадочно и хитро.
- Разве это проблема, Эмма Эммануиловна?
- Ваши сокурсницы, например, многие и замужем и родить успели.
- Нет, мне ещё доучиться надо.
- Умница, насыпать детишек – небольшая мудрость. Хвалю! Книгу читала? – сменила тему Эмма Эммануиловна.
- Потому и пришла. Хочу увидеть, как по такому роману можно поставить спектакль.
- Наши желания совпали. Я всегда знала, что вы глубокий человек.
Прозвенел  звонок, и все отправились занимать свои места.
- Приятного вам просмотра, молодые люди, - она слегка склонила голову и чинно пошла в зрительный зал.


    Спектакль Насте понравился. Постановка получилась удачной и интересной. Актёры – профессионалы.  Она и не поняла, что на сцене невозможно показать стихию и суету огромного аэропорта.   Где-то читала, что нельзя сравнивать двух авторов одного и того же произведения: писателя и режиссёра. У каждого свой взгляд и свои цели, но в этом спектакле, как подумалось Насте, столько совпадений, что сравнивать и не хотелось.
Борис тоже с интересом смотрел постановку, но несколько раз пытался взять руку Насти в свою. Увы… Она не ответила взаимным желанием.
- Борис, тебе понравился спектакль? – обратилась Настя после окончания просмотра.
- Ничего, смотреть можно. Про тебя не спрашиваю, видел. Поехали домой?
- Может, мне в городе остаться?
- А завтра раным-рано вставать на пригородный? Зачем?
Она задумалась на несколько мгновений.
- Поехали уже.

    У подъезда дома Борис взял Настю за руку.
- Я завтра улетаю, можно мне прийти ненадолго к тебе?
- Зачем?
- Попрощаться.
- Давай здесь попрощаемся.
- Нет, я зайду.
Настя промолчала.


   Конечно, он пришёл через несколько минут. Настя сидела на стуле, Борис сел напротив. Встал, подошёл и протянул руки, чтобы поднять Настю со стула. Она предупредительно вскочила с него.
- Целоваться я с тобой не буду.
- А с кем будешь?
- Это моё личное дело, с кем.
- Передо мной недотрогу изображаешь, а сама…
- Что сама, договаривай!
- Сама знаешь, что.
- Не знаю, поясни!
- Чего тут пояснять, когда все знают?
- И что все знают?
- У тебя друзья остаются на ночь, вот что.


 И он ухватил Настю руками с обеих сторон, притянул с силой и стал целовать. Поцелуи были безвкусными и острыми.  Настя высвободилась и оттолкнула его, побежала к зеркалу. На шее красовался синяк от поцелуя.
- Ты зачем это сделал?
- Пусть твои друзья полюбуются, может, пропадёт охота у них сюда ездить. Я в Новый год приеду на каникулы. Жди меня.
- Это ещё зачем?
- Увидишь.
- Уходи!