Действующие лица Смутного времени. 3. Годуновы

Андрей Астапович 2
РОД ГОДУНОВЫХ. - БОРИС ФЕДОРОВИЧ ГОДУНОВ

Правители Рюриковичи (до 1598 г. ) покоятся в Архангельском соборе Московского Кремля, правители Романовы (1613-1917) - в Петропавловском соборе  Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость). И только останки царской династии Годуновых (1598-1605) занимают скромное место... но где?.. Близ мощей преподобного Сергия Радонежского! Что это? Промысел?..

РОД ГОДУНОВЫХ. Имеет древнее происхождение. Известно, что родоначальником был некто Захария, который нёс службу при Великом князе Иване Калите, получил от него костромские владения и является основателем Ипатьевского монастыря. Очень распространена версия, отождествляющая Захарию с ордынским мурзой Четом, поступившим на московскую службу и принявшим православие. Тем не менее, не все специалисты с этим согласны. Возвышение Годуновых приходится на вторую половину 16 века вплоть до формирования царской династии. К родственным фамилиям относятся также Сабуровы и Вельяминовы. К царской династии Годуновых относятся как непосредственно царь Борис Федорович, так и его супруга царица Мария Григорьевна, дочь Ксения Борисовна и сын (наследник престола) Федор Борисович. Заметными фигурами начального этапа Смутного  являются троюродные братья царя Бориса: Степан Васильевич и Семён Никитич Годуновы. Первый из них известен как военачальник, с именем второго связана организация политического сыска и системы дознания. После воцарения Самозванца (названного Дмитрия Ивановича) в 1605 г. свергнутая и уничтоженная царская семья Годуновых была тихо захоронена в Варсонофьевском монастыре на Лубянке, где обычно хоронили нищих, самоубийц и т.п., а спустя год, уже при царе Василии Ивановиче Шуйском,  Годуновых перезахоронили в Троице-Сергиевом монастыре с соблюдением необходимых церковных и гражданских правил. Репрессии, которым подверглись остальные Годуновы после падения их царской династии, не могли не сказаться на продолжении рода. Немногочисленным потомкам Годуновых суждено было продолжить родословную где-то ещё на 100 лет, после чего род Годуновых считается угасшим.

ГОДУНОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ. Родился в семья вяземского поместного дворянина. Рано потерял отца и воспитывался в семье своего дяди Дмитрия Ивановича Годунова. Государственная служба Бориса Федоровича началась с опричнины царя Ивана Грозного. Дядя Дмитрий Иванович во многом способствовал его продвижению. Решающими факторами приближения Бориса Федоровича к царскому двору и вступлению в боярское сословие стали его женитьба на Марии Григорьевне Бельской-Скуратовой (дочери многим печально известного опричного начальника Малюты, царского приближенного), а также выдача замуж родной сестры Ирины Федоровны за царевича Федора Ивановича, после смерти отца венчавшегося на царство. Во время царствования Федра Ивановича был фактическим главой правительства (в этот период его ещё называют правителем), всячески  пользовался большим царским доверием, заботился об укреплении царской власти и всячески пресекал попытки ее расшатать. Борис Годунов довольно успешно  вёл внутренние и внешние дела государства, пришедшие в упадок и ступор в последние 10-20 лет правления Ивана Грозного. Нормализовались дипломатические и торговые отношения с другими государствами, укреплялись границы государства на западном и южном направлениях, освоение Сибири приобрело завершенный характер. Москва также была существенно укреплена крепостной стеной Белого города (третье кольцевое укрепление после кремлевской и китайгородской стены), а также оборонительными сооружениями по линии Скородома (совр.: Садовое кольцо). Внедрялись технические достижения, труд мастеров, в т.ч. и заграничных, всячески поощрялся. И вообще Годунов активно задействовал иностранцев на государственной и военной службе. Военным и дипломатическим путем обезопасил Русское царство от крымских набегов. Также посредством военных действий со Швецией (1590-1595 гг.) удалось вернуть утраченные в ходе Ливонской войны Нарву, Ивангород, Корелу и др. При активном участии Бориса Годунова в 1589 г. Русская православная церковь получила статус автокефальной с Патриархом во главе (до этого считалась митрополией Константинопольского Патриархата). Косвенные источники утверждают, что с подачи Бориса Годунова был отменен Юрьев день, т.е. крепостные крестьяне окончательно были закрепощены, но прямого доказательства не существует. В январе 1598 г. умер царь Федор Иванович, не оставив прямых наследников. Правящая династия Рюриковичей была прервана. Царица Ирина Федоровна отказалась принять царствование и постриглась в монахини. Вопрос о царствовании должен был решиться на Земском соборе. Считается, что Борис Годунов несколько дней находился в Новодевичьем монастыре, рядом с сестрой, и всячески отвечал отказом на уговоры сесть на царство. Патриарху Иову для этого пришлось организовать не один крестный ход к Новодевичьему монастырю. Некоторые полагают, что это был лишь хорошо разыгранный спектакль. В феврале 1598 г. Борис Годунов на Земском соборе был избран царем, с утверждением новой царствующей династии, а осенью того же года венчался на царство. Проводимая им ранее политика оставалась неизменной по всем направлениям. Большое внимание уделялось развитию науки и образования. Впервые были отправлены на учебу за границу боярские и дворянские дети, планировалось также создание университета. Русское государство вновь обрело потенциал, утраченный ранее разорительной опричниной и провалами в Ливонской войне (1558-1583). Однако, в 1600-1603 гг. государство было охвачено серьезным экономическим кризисом: из-за природной аномалии, связанной с резким похолоданием и обильными осадками в летние периоды, гибли урожаи, цены на хлеб резко подскочили, повсюду царили голод и мор. Царь Борис пытался решить проблему путем благотворительной раздачи еды и привлечения населения к общественным работам, но в целом он не мог справиться с этим глобальным вызовом. Брошенные помещиками крестьяне зачастую сколачивались в воровские шайки. Разбой и душегубство, особенно на дорогах, стали привычным делом. В массовом сознании стало зреть недовольство царской властью, а её законность и легитимность подвергаться сомнению. Активизировалась значительная часть боярской среды, до того пребывавшая в скрытой оппозиции. И папский престол, и королевский двор Речи Посполитой начали строить планы на погружающееся в смуту Русское государство. И это несмотря на то, что в 1601 г. с Польшей был заключён мир на 20 лет. В качестве политического детонатора стала раскручиваться уже порядком подзабытая история десятилетней давности о загадочной гибели подростка-царевича Дмитрия в Угличе, где вина возлагалась именно на Бориса Годунова, который расчищая путь к власти якобы решился на детоубийство. В этой обстановке царь Борис не нашел ничего лучше, чем как возродить режим доносов, сыска и репрессий, что многим напомнило времена Ивана Грозного. Прилюдных массовых казней не было, но некоторые опальные недруги были по-тихому умерщвлены в заточении или ссылке. Особенно показательной была расправа над семьёй Романовых, которые до этого пользовались непререкаемым авторитетом и даже в определенные моменты поддерживали Годуновых. Сейчас трудно судить, насколько фактор Романовых являлся в то время детонатором социального взрыва, но многие оппозиционно настроенные представители элиты равнялись именно на них. В сентябре 1604 г. сформированные на территории Речи Посполитой отряды названного "царевича Дмитрия", якобы чудом спасённого от покушения в 1591 году, вторглись в пределы Русского царства с провозглашенной целью водворить на царском троне "законного наследника". Представляется, что фактор самозванца не был должным образом оценён царем Борисом. Уж слишком он увлекся внутренними репрессиями. Предпринятые им дипломатические меры по обличению преступника в глазах зарубежных "партнеров" носили запоздалый и спонтанный характер. Проблема оказалась серьезно запущенной. Поначалу боевые действия развивались с переменным успехом. Там, где не было предательств и измен, царское войско имело преимущество над разношёрстным и плохо управляемым сбродом наемников, запорожских и донских казаков, а то и откровенно уголовного элемента. Внушительной победой царского войска можно считать исход битвы под Добрыничами (январь 1605 г.). Особенно успешно действовал против Самозванца воевода Петр Федорович Басманов, считавшийся царским любимцем. В апреле 1605 г. состояние царя Борису внезапно ухудшилось (инсульт), и он умер. На смертном одре принял иноческий сан под именем Боголеп. Существует версия его отравления, но многие склоняются к запущенному характеру более ранних недомоганий. Похоронен он был, как полагалось в то время, в Архангельском соборе Московского кремля, но вскоре, по воцарении Самозванца его останки оттуда вынесли. И только через год он, вместе с самыми близкими членами семьи, обрёл вечный покой в Свято-Троицком Сергиевом монастыре (будущей Лавре).

***
От себя считаю необходимым указать на до сих пор распространенную тенденциозность в характеристике царя Бориса Федоровича. При всей многогранности и масштабах личности его образ многими воспринимается и преподносится в большей степени сквозь призму убийства царевича Дмитрия Ивановича, в сухом остатке оставляя нечто типа "мальчики кровавые в глазах". Во многом этому способствовало художественное творчество. Но, во-первых, организация Борисом данного преступления исторически не доказана, а во-вторых, если уж у нас принято относиться снисходительно к государственным и политическим деятелям, у которых подобные "мальчики" зачастую не поддаются учету, при это делая акцент на их делах и свершениях, то демонизация Годунова лишена всяких оснований. Есть и откровенные логические нестыковки. Например... На надгробье Бориса Годунова в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре написано: "...Благоверный царь и Великий князь Всея Руси, во иноцех Боголеп". В "Житии св. благ. Дмитрия Угличского" о Годунове читаем, что "решился погубить царевича", подослал убийц и т.п. Закономерный вопрос: можно ли детоубийцу называть благоверным?



Другие выпуски и библиографические сведения см.: http://proza.ru/2023/10/24/847