Как Стафф Стил образование получал

Гордеева Елена Валерьевна
Глава 1. Как трудно быть новичком в любом деле

Ко мне на занятия по послушанию папа привез дочку и семимесячного стаффордширского терьера. Папа начал рассказывать мне про породу собаки и почему они приобрели для ребенка именно эту породу. Всё, что отец нашел в интернете, он мне тут же с важным видом рассказал.


Что же пишут про стаффордширских терьеров специалисты? Стаффордширский терьер — это порода собак, выведенная в США в начале ХХ века. Они являются служебными собаками, но также используются в качестве компаньонов. Стаффы имеют мускулистое телосложение, короткую шерсть и характерную морду с мощными челюстями. Они очень активны и энергичны, поэтому нуждаются в регулярных физических нагрузках. Порода имеет высокий уровень интеллекта и легко обучается командам. Размеры: стаффорды имеют средний размер — около 40–50 см в холке и весом 15–25 кг. Характер: стаффы очень дружелюбны и общительны. Они любят играть и проводить время с людьми.

 Однако они могут быть агрессивными к незнакомым людям или животным, поэтому требуют ранней социализации и дрессировки. Уход за шерстью: стаффорды не требуют особого ухода за шерстью, но необходимо регулярно вычесывать ее и купать раз в месяц. Кормление: стаффов следует кормить высококачественным кормом для собак. Рекомендуется давать им МЯСО, овощи и фрукты. Здоровье: стаффорды могут иметь проблемы с сердцем, суставами и зубами. Регулярные визиты к ветеринару и правильное питание помогут предотвратить эти проблемы. Дрессировка: стаффорды очень умные собаки, поэтому они легко обучаются командам. Рекомендуется начинать дрессировку с раннего возраста и регулярно повторять уроки. Заключение: стаффордширский терьер — отличная порода собак для активных людей, которые ищут надежного компаньона. Они требуют регулярного ухода, тренировок и социализации, но взамен дарят много любви и преданности своим хозяевам.


Я не спорила. Именно так и есть. И очень активные, и очень умные, и очень хитрые, и очень упрямые, и самое главное — очень физически сильные. Теперь нам осталось сопоставить хрупкую девочку 15 лет и семимесячного щенка данной породы.


Папа сразу очертил проблему. Собака не слушается дочку, и гулять девочка с собакой не может. А собаку покупали как телохранителя девочки. Родители решили: ладно, не будет телохранителем собака. Ну хотя бы пусть дочку от столба до столба пес не таскает. Папа всю ответственность за собаку решил повесить на беззащитные плечи девочки и, конечно, на мои. Я вам заплачу, а вы решайте проблему. Ну как вам, мои дорогие друзья? Решим мы с девочкой эту проблему? Правильно, не решим. Я об этом сказала папе.


Юридически за собаку в семье отвечают взрослые. Ребенок до совершеннолетия не отвечает за действия собаки. Тем более не отвечает за действия собаки тренер собак, который провел курс послушания. И сразу скажу: если тренер собак сам тренировал собаку, то через две недели собака будет слушаться тренера беспрекословно, смотреть влюбленно ему в глаза и ловить каждое слово. Но это не значит, что собака будет всё перечисленное делать, когда владелец собаки возьмет ее домой от тренера. И я считаю, что тренировать собаку должен сам владелец и члены его семьи под руководством хорошего тренера, который не придерживается теории доминантности.

 
Папа на вид был спортивный мужчина, прям созданный для стаффа. А девчушка была прелестным хрупким ребенком. Я берусь работать. Но условия мои жесткие: на занятия ходит папа, мама, девочка и другие члены семьи. И не все по очереди. А все вместе. Папа подумал, маме позвонил. Девочка умоляюще смотрит на папу. Оказывается, он сказал: если собаку не выучишь, отдам кому-нибудь твоего Стила. А девчушка, нежная душа, уже прикипела к этому сорванцу. Да и Стил души не чаял в своей Алисе. Но серьезность проблемы эта любовь не исчерпывала. Расспросы, вопросы, постановка условий, отказ от услуг и так далее — ну, как всегда. Кто же хочет ответственность на себя брать?

 
Но здравомыслие папы и любовь к дитю победили. Через день семья в полном составе явилась на занятия. Первые занятия были индивидуальными, только для Стила и его владельцев. Все в спортивной одежде с полными карманами лакомств и готовностью работать.


Алиса потом мне рассказала, что был семейный совет. Решалась судьба Стила. Псу повезло — он остался в семье. Папа — командир, мама — командир, бабушка — «серый кардинал», дедушка — добряк, готовый делать всё, что скажет бабушка, Алиса — веселая смешливая девчонка. Ну как тут Стилу не расти умным, изворотливым озорником, умеющим настоять на своем? Без всякой агрессии пес делал всё, что хотел.


Владелец собаки обязательно должен уметь управлять своими интонациями. Не эмоциями, а интонациями. Как вы все знаете, интонаций может быть много. Диапазон широкий. Он восторга до угроз. И между восторгом и угрозой еще более десяти разновидностей интонаций. Обожаю организовывать процесс обучения в виде игры. Именно для владельцев. С собакой я это не использую.


Первая игра. Для владельцев Стила.

 
Скажите, что вы хотите больше всего на свете. Просто придумайте. Ну, дедушка и папа хотят высококлассный автомобиль. Мама хочет бриллианты. Бабушка, чтобы ее оставили в покое. Алиса хочет не ходить в школу и прославиться в соцсетях.
Ну! Ну! Я дарю вам бесплатно всё то, что вы хотите, прямо сейчас. Что вы скажете мне в ответ? Алиса бросилась целоваться. Мама заулыбалась. Милое спасибо. Бабушка проворчала что-то. Мужики хлопали глазами. Обычное для мужчин дело. «Что же, — говорю я мужчинам, — вы мне и спасибо не скажете?» Спасибо сказали, подразумевая: «Глупости какие». Ваши автомобили под окном, и они ваши бесплатно! Не могли бы вы выразить ваш восторг по этому поводу? Под конец занятия мужчины научились говорить спасибо с чувством благодарности. А Алиса поубавила свой детский восторг и серьезно благодарила, но было понятно, что она действительно выдает благодарную интонацию.

 
Так мы научились всей семьей говорить слово «хорошо». Его используют для похвалы, когда собака делает нужные нам действия. И обязательно с благодарной интонацией. «Спасибо, друг, что ты так хорошо выполнил мое задание».


 А дальше пошло всё еще забавнее. Теперь я просто взяла и отняла у вас всё, что вам подарила. Хорошо, что меня не побили. Семья так включилась в игру, что сразу выдала мне интонацию, по которой было понятно, что мне несдобровать. Для чего эта интонация? Чтобы собака поняла, что за непослушание можно схлопотать неодобрение владельца, высказанное в нужной интонации. Так мы с семьей прошли интонационно команду «фу». Две интонации мы выучили. Осталось еще десять. Но это уже по ходу обучения.


Забыла сказать, что занятия проходили в специально оборудованном для этого помещении. Поэтому Стил носился и пытался вызвать на игру всё семейство. Но у нас был уговор на собаку внимания не обращать. Время занятия прошло незаметно. Мои ученики научились правильно держать поводок, правильно вынимать и давать собаке лакомство. Эти два действия очень важны и требуются в жизни с собакой постоянно.
Давайте разберем. Я пишу неправильные действия владельца собаки и сразу же привожу пример поведения собаки.

1. Лакомство нарезано огромными кусками. Собака быстро насыщается и перестает работать на лакомство.
2. Лакомство слишком сухое и рассыпчатое (песочное печенье). Собака может поперхнуться крошками и перестать работать впоследствии из-за страха кашля.
3. Лакомство слишком жирное. Пальцы владельца всегда будут влажные и жирные, что затрудняет работу с поводком.
4. Лакомство находится в целлофановом пакете, и владелец каждый раз шуршит пакетом. Собака начинает реагировать уже на шуршание пакета и отвлекается от работы, ожидая, что после шуршания будет вкусняшка.
5. Владелец каждый раз пытается добиться от собаки послушания, показывая ей лакомство (взятку). Собака так же, как, впрочем, и человек, будет ждать взятку и только потом будет выполнять нужное. Нет взятки — нет действий.
Конечно, конечно. Я напишу, как правильно.


Лакомство должно быть привлекательным для собаки. Она с удовольствием работает, потому что знает, что после хорошей работы получит любимое лакомство. Лакомство лежит в кармане (без пакетов), оно нарезано маленькими кусочками и не пачкает руки. Также оно не рассыпается в руках. Я считаю таким лакомством маленькие (с горошинку) кусочки твердого сыра. Владелец вынимает лакомство только после совершения собакой правильного действия. Дает кусочек на раскрытой ладони и добавляет слово «хорошо». Между правильным действием собаки и попаданием лакомства ей в рот не должно пройти более 3–5 секунд! Если навык отработан, то в дальнейшем лакомство за этот навык не дают или дают крайне редко, например собака исключительно хорошо сделала упражнение.

 
Вот видите: вроде какое-то там лакомство, а сколько про него надо знать. И всё это было преподано семье в течение нашего занятия. С поводком было проще. Семья разобралась по парам. Им были выданы поводки. И они друг друга водили на поводке и оттачивали навыки. Не пугайтесь! Один конец поводка был в руке одного, а другой конец поводка — в руке другого. Один играл роль непослушной собаки, а второй пытался привести собаку в нужное положение. Затем играющие менялись ролями. Это упражнение дает почувствовать силу собаки и неожиданные сюрпризы в виде рывков. Всех потешнее выглядел поединок папы и дедушки. Женская часть семьи хохотала до слез.

 
И вот упражнение уже вместе с собакой. Вся семья сидит в ряд на стульях. Стил уже набегался и стал спокойнее. Теперь, когда он подходил к члену семьи и трогал его носом, звучала восторженная интонация «хорошо, ко мне» и кусочек вкусного в рот щенку. И как только Стил убегал — «хорошо, свободен».
Неукоснительное правило. Отменяйте всегда ваше предыдущее приказание, даже если собака самовольно что-то сделала. На первых порах это поможет вам быть очень внимательным и сконцентрированным.

 
Теперь все по очереди звали Стила к себе, хвалили и давали лакомство. В семье образовался мир и спокойствие, и пес счастливый бегал от одного к другому и поедал предложенные вкусняшки. И самое главное, я смогла выявить лидера для Стила. Это была, конечно, не Алиса. Это был папа. На него Стил смотрел с обожанием и к нему чаще всего подбегал во время игры.
Занятия с этой семьей продолжались два месяца. И, посмотрев через два месяца видео, на котором я засняла первый приход семьи и Стила ко мне, никто из членов семейства не хотел верить, что так было. Но так было. И только сплоченность семьи, и ее серьезные намерения сделать из щенка послушную собаку помогли мне работать с семьей Алисы и Стила творчески и использовать все новые методы работы с питомцем.

 
Глава 2. Веселые игры люди любят больше, чем собаки.

 

Стил и Алиса сплотили всю семью. Раз в неделю папа, мама, дедушка, Алиса и стафф Стил будут приходить заниматься. Мы продолжаем играть. Но нас стало меньше на одного человека. Бабушка наотрез отказалась ходить на занятия, что очень обрадовало дедушку. Впоследствии главным гулятелем со Стилом стал именно дед Витя. Но до этого еще два месяца занятий.


Итак, начнем. И огорошим нашу семью очень неприятным упражнением. Но все занимающиеся у меня его проходят. Это занятие помогает им понять, что можно требовать от собаки, а что нельзя и как именно требовать. Все сели на стулья и успокоились. Стил носится по комнате и находит новые развлечения. А я всему семейству громко говорю: «Нет». Просто глядя на них, произношу это слово. А про себя думаю, бабушка бы мне, конечно, сказала, что она обо мне думает. Остальные члены семьи только удивленно посмотрели на меня. Может, у тренера помрачение ума? Так я произнесла мое слово пять раз. На шестой раз дедушка в вежливой форме спрашивает меня: «Что нет, Елена Валерьевна? Что вы имеете в виду?» Наконец свершилось. И в ответ я выдаю привычное, что вы все неправильно сидите на стульях. «А как надо?» — слышу в ответ. На стуле надо сидеть прямо, сомкнув ноги и положив руки на колени. Голову поднять и смотреть прямо на меня. Теперь, когда я скажу «нет», это значит, что вы неправильно сидите. И я могу уже применить более требовательную интонацию. Итак, садитесь, как хотите. А при слове «нет» сядьте правильно.


Затем наступило время хохота. Так бывает всегда после этого упражнения. Но все понимают быстро, что нельзя требовать от собаки того, что ей не объяснено или не разучено. Теперь можно рассказывать о том, что можно требовать от собаки, а что нельзя.

 
Если владелец кричит щенку «Фу», а щенок не слушает его, то это значит, владелец не учил щенка выполнять эту команду.


Пришло время Стила. Все владельцы по очереди зовут собаку к себе и угощают лакомством. Но здесь есть один нюанс. Собака должна подойти к тому человеку, который назвал ее кличку и сказал: «Ко мне». Как же это отработать? Все молчат и зажимают в кулаке лакомство. А тот, кто зовет, ладошку с вкусняшкой держит открытой. Естественно, все уже знали с первого занятия, что затем нужно сказать слово «Хорошо» и отменить прежнюю команду, например, словом «Свободен». Через десять минут Стил подбегал только к тому, кто звал его. Собаки наши — большие умницы. Что иногда не скажешь о нас в общении с ними.


Папа под конец занятия расслабился и сказал: «А я думал, что вы заставите нас, как все тренеры, ходить со Стилом по кругу. И поэтому не хотел приходить». Ну что же, похвалу я приняла. И дала домашнее задание. Впереди у нас еще много интересного.

 
Глава 3. У каждой собаки должен быть глава семьи



Наша семья начала с интересом ждать следующего занятия, сказала мне мама. Что еще придумает наш ветеринарный тренер собак. Можете не сомневаться, у меня еще много интересных упражнений и индивидуальных заданий конкретно для вашей семьи. Начнем, пожалуй.


Первая часть занятия — это игра с владельцами. Вторая часть занятия — это работа с собакой. Готовы к новой игре? Готовы. Все ответили дружно и с улыбкой. Даже наш неугомонный Стил разулыбался. Объясняю условия игры. Один участник выходит за дверь. А остальные договариваются, какое задание нужно будет выполнить ушедшему. Приглашают отсутствующего. И я объясняю ему условия игры. Тебе будут хлопать, когда ты будешь делать правильно. И не будут хлопать, когда ты будешь делать не так. Как только тебе хлопнули, ты останавливаешься. И затем опять выполняешь задание. Знаете, мои друзья, что в этом упражнении необычного? Тот, кто водит, не знает даже близко, что за задание. И наша команда должна своими хлопками выводить его на правильное выполнение задания. Первый раз задание мы выбрали незатейливое. Подойти к стулу, который стоял в глубине комнаты, и сесть на него. Итак, началось задание проб и ошибок. Это упражнение прекрасно развивает интуицию. И главное, всем очень весело. Ну что, папа, вперед.


Сергей, так звали папу, вошел в дверь. И внимательно посмотрел на семью. Все тихо сидели на своих местах и хитро улыбались. И Сергей начал передвигаться по комнате. Когда он повернулся в нужном направлении, все хлопнули в ладоши. А в принципе, можно было кликнуть кликером. Папа остановился и понял, что он сделал что-то нужное. А-ха. Он начал шагать от места остановки во все стороны, пока не получил еще хлопок. Тогда он увереннее пошел в нужном направлении в сопровождении аплодисментов. Папа нашел мячик и взял его в руки. Никаких хлопков он не услышал. Было понятно, что мячик — это не то. Он протягивал руки к разным предметам, но зал безмолвствовал. И тут он нечаянно задел стул. И получил хлопки. Понятно. Нужно что-то делать со стулом. Ну, что первое приходит на ум? Ну, конечно, сесть на него. Зрители разразились долгими и бурными рукоплесканиями. Папа был очень доволен собой. А все были довольны игрой.


А всех больше радовался Стил, потому что он бегал за папой и мешал ему выполнять задание. Вторая часть задания у нас проходила с участием всех членов команды. Первым начинал папа. Он взял, по моему указанию, Стила на поводок. Сказал слово «работаем». И остановился молча посреди комнаты. Вы, конечно, догадались, что перед упражнением я провела подробный инструктаж.


Стил болтался на поводке, как рыба на крючке. Рвался во все стороны, скакал на папу, тыкался в руки, прихватывать его за рукава одежды, играл поводком. Но Сергей был как скала — незыблем. Стилу надоело, и он сел. Папа тут же ласково произнес: «Сидеть, хорошо» — и дал лакомство, которое заранее было зажато в кулаке. Стил очень удивился. Посмотрел папе в глаза и продолжал сидеть. Папа спокойно и уверенно подвел поводком собаку к своему левому колену и посадил его, развернув в нужном направлении. Стил, на удивление, быстро понял, что от него хотят, и сразу сел и с восторгом посмотрел на хозяина. «Рядом, хорошо» и кусочек вкусности. «Ну так я с вами вожусь», — как бы сказал Стил.


Пришла очередь мамы. Папа подвел Стила к маме. Прозвучало слово «работаем», и мама начала повторять всё то, что делал папа. Но Стил не понял пока, что произошло, и решил сбегать поискать игрушку. Но мама была как скала, только чуть меньше, чем был папа. Стил быстро устроился у мамы у левого колена и получил похвалу и вкусняшку. Но мама еще решила поцеловать собаку в нос, что не было оговорено в задании. И Стил сорвался с катушек. Начал прыгать на маму и лаять. Папа подошёл, молча взял Стила, и тот сразу притих. Хозяин передал собаку маме. И мама поняла, что превысила лимит похвалы. И больше так не делала.


Затем дедушка быстро привел в повиновение Стила. Хотя этот пожилой человек и казался добрейшим существом, но это было только внешнее ощущение. Стил у него работал безупречно. Собака всегда чувствует внутренний стержень человека. Его силу духа.


Алиса сидела как на иголках. Ей очень хотелось поработать со Стилом. В конце концов, чья это собака? Ну что же, девочка, вот ты и дождалась. Как только она взяла поводок и произнесла слово «работаем», все члены семьи начали давать советы. Не так стоишь, не так глядишь, и так далее. Чем чуть не довели ребенка до слез. Ничего, Алисочка, скоро все будут молчать, когда ты будешь работать. Вам интересно, как я этого добьюсь? Просто. Я отдаю собаку самому зарвавшемуся и говорю ему сурово «нет». Помните первое занятие? Да все понятно, Елена Валерьевна. Молчим, молчим.


Стил видел в Алисе ребенка и в принципе не собирался ее слушаться. Но ему пришлось. Потому что папа, как глава семьи, пришел дочке на помощь и быстро приструнил озорника. И что мы получили в результате? С кем бы Стил ни работал, он сразу садился у левой ноги и ждал вкусняшку. Я получила нужный мне результат и в работе людей, и в работе собаки. Задание на дом получено, все довольные и уставшие поехали домой.


А мне еще предстояло занятие в нашем щенячьем детском саду. Сейчас придут шесть двухмесячных лабрадоров со своими владельцами. И там начнется заварушка похлеще, чем со Стилом.


 Глава 4. К собаке нужно относиться с уважением



Сегодня четвертое занятие со стаффом Стилом и его семьей. Стил вошел во вкус. Ему очень нравится работать. Теперь он работает со всеми членами семьи одинаково увлеченно. Но поговаривают, что от бабушки, которая отказалась заниматься, бегает с ее носком или обувью. Это всех очень веселит, кроме самой бабушки.
Все члены семьи стали увереннее давать команды. Пользоваться интонациями у них выходит замечательно.


Новая игра для человеков.
Что умеет делать лучше всех глава семьи? Водить автомобиль. Хорошо. А жена главы семьи умеет водить автомобиль? Ни капельки. Это замечательно. Теперь папа должен найти самое начало обучения вождению.
— Включить движок.
— Нет.
— Сесть в автомобиль.
— Идете в нужном направлении.
— А если объяснить жене, зачем ей нужно научиться водить машину?
— Замечательно.


Ищем мотивацию. Причем нужную мотивацию. И она должна быть сильнее страха водить автомобиль.
1. Свобода передвижения. Не надо просить каждый раз мужа.
2. Быстрее решаются семейные дела.
3. Отдых от семейных дел. Сел один и поехал. Ну и так далее.
4. Купят красивую красную машину.


Теперь вы в праве задать вопрос и зачем все это.
Только для того, чтобы правильно мотивировать собаку на исполнение семейных установок. Разница только в том, что мама — человек, и у нее, естественно, больше свободы, чем у собаки. Собачий круг желаний очень ограничен правилами общежития с людьми. И мы плавно переходим к правилам совместного общежития с собакой.
Один пример. Собаки очень любят всякую дрянь, по человеческим понятиям, конечно, собирать с земли. Понятно, что в современных условиях, кроме того, что это неприятно и даже противно человеку, это еще и опасно для жизни собаки (догхантеры не дремлют). И нам нужно найти сильную мотивацию для собаки, чтобы она сама решила не подбирать с земли. Мы находим мотивацию и, пользуясь ею, маленькими шагами двигаемся к цели. И самое главное — надо найти начало пути.


С чего начать, чтобы закрепить у собаки нужный стереотип поведения. Все садятся в кружок. Стил сидит в центре кружка и, естественно, как умный пес, предвкушает пир на весь мир. Все ладони с лакомствами закрыты. Откроется только та ладонь, владелец которой произнесет слово «ешь». Стил всё сразу понял. Он спокойно сидит уже при открытых ладонях, на которых лежат кусочки, и ждет, кто скажет заветное слово. Удивлению семьи не было предела. Как он понял, что мы хотим?
В этом нет ничего удивительного. Интеллект собаки по-серьезному никто и не изучал. Изучению подвергались рефлексы и некоторые типы поведения, основанные на них. А мы же развиваем не рефлексы, а интеллект. Собака должна начать думать и предвидеть.


И мы усложняем упражнение. На пол кладется вкусная говяжья кость. Стил, предвкушая удовольствие, рванул к ней. Большая папина нога встала на кость. В чем дело? Убери ногу. Я хочу кость. Скала она и в Африке скала. Нога мертво прижала кость к полу. Стил посмотрел отцу в глаза. Ешь. И кусочек вяленого мяса отправился прямиком в Стилову пасть. Нога ушла с кости. Стил внимательно посмотрел на кость, потом на хозяина и сел. Подождем, подождем, как бы говорил весь его вид. Вдруг рука Алисы открылась, Стил, ешь. Стил немного задумался. Видно было, как его мыслительные процессы зашкаливают. Но всё же он встал и съел с Алисиной ладошкой вкусняшку. И вдруг стремглав ринулся к кости. Окрик Алисы «нет», и папина нога была на кости. На седьмой раз до Стила дошло, что кость на полу лучше не трогать, всё равно ничего не выйдет. И он оставил эту затею и уже наслаждался лакомством из рук владельцев.


Многие меня спрашивают: зачем всё это? Научите его ходить рядом, да и всё. А для прекращения нежелательного действия есть команда «фу», рывок поводка или разряд тока. Скажите мне, мои друзья, положа руку на сердце: развивает ли интеллект разряд электрического тока? Не важно, у кого. Вот дали мне теннисную ракетку первый раз в жизни и ничего не объяснили. В идеале я должна перебросить мячик ракеткой через сетку. Но я-то этого не знаю. И мне никто ничего не показал и не объяснил. И вот я начала сама наугад пробовать. Я взяла мяч и рукой попыталась бросить его через сетку. А мне — бац и разряд тока. Я сразу представила, как я испугаюсь, разозлюсь. И какая же у меня должна быть мотивация, чтобы продолжать учиться играть в теннис. У меня антимотивация! Я возненавижу этот вид спорта надолго. Так и с собаками. Электрический ток заставит собаку испытывать те же эмоции, что и меня. И если бы не такое рабство, то собака не стала бы вообще работать.


А нам с собакой нужны радость и чувство полета. Я могу, я хочу, я сделаю. И Стил испытывал это чувство полета. У него всё получалось, и он был доволен и счастлив. Ему всё объяснили, и к нему обратились как к равному, без унижений и угроз.
Дедушка рассказал мне, как они со Стилом гуляют день-деньской. Ездят на природу, ловят солнечных зайчиков и купаются в реке. Алиса решила заняться фитнесом, и со Стилом ей заниматься некогда. Папа иногда выкраивал время и гулял с собакой по улицам города. Мама не решалась гулять с собакой, побаивалась. А бабуля ворчала на семью, но всё это делала с любовью. А Стила украдкой подкармливала сахарком.
Но у нас еще очень многое впереди. Потому что Стил начал матереть, и я видела предпосылки начала борьбы за власть в семье с его стороны. Тем более скоро мы будем вливаться в нашу основную группу, и Стилу придется смириться с сообществом различных собак.


Глава 5. Стил попадает в команду собак. Что из этого вышло.


Пятое занятие со Стилом прошло под эгидой хохота и шуток. Нашего стаффа Стила выпустили гулять с моей группой, в которой было десять собак разных пород. Эта группа готовилась к выпуску и была необычайно миролюбива к новичкам. Сам Стил никакой агрессии к собакам не проявлял. Но его безудержная веселость приводила всех владельцев в восторг. Стил сразу устроил всеобщую свалку. Клубок из одиннадцати собак немаленьких размеров перемещался по закрытому двору с неимоверной скоростью.

 
Владельцы стояли по углам и не сдерживали своего веселья. Хозяин Стила в начале был очень смущен, что его пес устроил свалку, и пытался как-то воздействовать на процесс. Но, увидев благожелательность остальных, успокоился и со счастливой улыбкой наблюдал за действиями собак. Алиса повизгивала от счастья. Наконец ее малыш нашел друзей. А собаки носились, и носились, и носились. Все морды светились от счастья. Новенький пришел. Погоняем. А новенький так не думал. Он думал по-другому. Ух, сколько собак. Сейчас погоняю.

 
Через двадцать минут к нашим питомцам начала приходить усталость. И старейшины по одному стали подходить к своим владельцам и садиться у левой ноги. Так поступили все десять собак. Как вы думаете, кто остался неприкаянным? Правильно. Стил. Он подбегал то к одной собаке, то к другой, приглашая на игру. Но у всех собак уже была дана команда «сидеть». Они и сидели.


А владельцам Стила я запретила говорить. Они стояли молча. Но явно нервничали. Ну как же. Все собаки как собаки. Один Стил — балбес. Как часто я слышу эти слова от владельцев собак. И причем здесь собаки? Я всегда недоумеваю. У всех собаки послушные, один я балбес. Вот так более справедливо. Не находите? Вернемся к Стилу. Стил, обежав всех и не найдя единомышленников, начал обследовать двор. А моя группа начала движение по кругу.


Собаки по команде «рядом» без поводков шли у левой ноги. Стил обрадовался движению и начал приглашать к игре красивую лабрадоршу. Все остановились и посадили собак. Лабрадорша посмотрела хитрым взглядом на Стила, потом подняла глаза на владельца, и ей в рот упал вкусный кусочек. Стил подбежал к владельцу лабрадорши: «И мне». Но, естественно, ничего не получил.


Мы же хорошо помним, каким у нас умненьким является Стил. Пес понесся к хозяину и пристроился у левого колена. Он же это умел делать. И с нежностью посмотрел папе в глаза. И кусочек вкусности упал в открытую пасть. Молодец, сидеть.


Вся группа вновь отпущена. Собаки веселились, как могли. И вдруг один из членов нашей группы громко произносит кличку своей собаки и предлагает ей подойти. Собака бросает друзей и мчится к хозяину и с радостью смотрит на него. Хорошо, ко мне, сидеть и кусочек в рот. Все собаки по очереди подозваны к своим владельцам.
Опять Стил остался один. Ну, тут уж вам меня не обдурить. Стафф поспешил к хозяину без всякой команды. И, конечно, получал похвалу и вкусняшку. В машину Стил садился усталый, но очень довольный.

 
Недовольной осталась только наша Алиса. Почему Стил приходит к папе, а не к ней? Собака всегда приходит к лидеру. Этот закон природы собаки отлично знают. Алиса, радуйся. Ты скоро окончишь школу и пойдешь учиться дальше. Тебе будет не до Стила. А Стил не будет грустить и постоянно ждать тебя. У него же есть папа, мама, бабушка и дедушка. «Ну да», — сказала Алиса и надела наушники. Ребята прислали ей хорошую музыку.


Глава 6. Стафф Стил изучает правила хорошего тона.


Стил — замечательный и очень умный стафф. Но без обучения его выполнять установленные владельцами правила — это просто обормот, делающий всё, что заблагорассудится. А владельцы решили сделать из собаки правильного пацана. Ну что же, это очень интересно. Итак, пишем правила для Стила.


Основные правила поведения. Самые основные пункты, которые должны выполнять все хозяева собаки и, естественно, собака.


Первое правило.  Собака должна сидеть и ждать, если хозяева куда-то собираются, и неважно, с собакой или без нее. Пес должен знать слова, которые обозначают его дальнейшие действия. — Ты сидишь дома, мы скоро придем. — Пойдем гулять. — Иди на место, сейчас придет слесарь, электрик, ремонтник и так далее. Правило: собака сидит и ждет. Остальные слова — это объяснение, что будет дальше. Учим собаку сидеть и ждать. Обычно этому учат щенков, начиная с двухмесячного возраста. Но Стил у нас верзила, которого ничему не учили в этом возрасте. Учим. Владелец Стила встал. Пристроил поводком собаку у левого колена. И руками посадил, нажимая на круп в районе корня хвоста. «Сидеть». Далее владелец начинает шагать назад крохотными шагами. Если Стил сидел, то владелец говорит слова «Сидеть, ждать». Затем подходит и ласково хвалит, давая лакомство. И тут же повторяет все сначала.
Шаги назад, влево, вправо, вперед и постепенное увеличение дистанции между человеком и собакой. Через тридцать минут после такого упражнения Стил спокойно оставался сидеть, когда хозяин отходил уже на пять шагов. Замечательно. На следующем занятии продолжим. Домашнее задание. Каждый день по пять минут три-четыре раза работаем данное правило в спокойной обстановке.

 
Второе правило. Собака не имеет права брать ничего из чужих рук. И неважно, предлагают вкусняшку с ладони или подбрасывают вверх. Начинаем работать с командой хозяев других собак и всех окружающих родственников, которые незнакомы Стилу или знакомы, но не считаются членами его семьи. Все садятся в кружок. В кружке знакомые Стилу люди, но не родня. И один человек — родной для Стила (член семьи). У всех куски вкусного. Все предлагают, но никто не дает (зажимают в кулаке). Вкусняшка доступна только на ладони у владельца Стила. Дальше — больше. Все кладут на пол вкусняшки и предлагают собаке. При этом сразу наступают на кусочек ногой. Затем бросают близко к собаке. А уж затем бросают прямо в мордочку собаке, чтобы собака открыла рот и просто проглотила.


А так как все члены группы, по моему настоянию, приводили своих родственников, то людей было так много, и Стил через полчаса равнодушно смотрел на действия чужих. И брал только с руки у своего хозяина. Все его собачье существо выражало презрение к этим детским играм людей.


Третье правило. На прогулке собака не имеет права подходить к незнакомым людям, не имеет права бегать за детьми и бросаться на них, даже если они с визгом пробегают мимо. Здесь нам помогло первое правило. Сидеть ждать. Все дети, пришедшие с родителями и собаками заниматься, с визгом и ором бегали мимо группы. Детям это очень нравилось. А вот собакам не нравилось, но правило есть правило. И оно придумано, чтобы его исполнять. Это для собаки очень понятно. И вот, после получаса беготни и сутолоки, собака так устает, что сидит и ждет, когда все это закончится. Ну что же, начало обучения правилам хорошего тона положено. Но впереди еще два занятия.


Глава 7. Стил становится учителем в новой группе взрослых непослушных собак.

 
Прошло время. Теперь Стил у нас — старожил в новой группе несмышленых, невоспитанных и перевозбужденных собак. Появление этих собак произвело на воспитанного Стила неизгладимое впечатление. Его умные глаза говорили: «Ну так же не бывает. Нет таких собак в природе». Вот и не угадал Стилуша. Есть такие собаки. И в довольно большом числе.


На этом занятии была только одна установка. Встать всем в разных концах помещения и стоять, и молчать, чтобы собаки не делали. Собаки естественно на поводках. Так я смогу определиться со всеми проблемами этих животных. И, кстати, посмотреть, как слушают владельцы наставления учителя. Это очень важно.


Немец Рекс бесился на поводке у хозяина, грозясь съесть всех, кто попадется на пути. Спасали сильные руки владельца, крепкий поводок и намордник. А то бы увечий было не избежать.


Лабрадор Ник, тоже новичок, не хотел ничего делать и слушать. Но он выбрал другую тактику. Он просто валился на пол и, улыбаясь, вилял попой. И владелец никак не мог заставить его встать или хотя бы сесть.


Ротвейлерша Тома презрительно на всех смотрела и щерилась на немца. Ей явно не понравилась эта компания. И она ждала, когда владелец перестанет заниматься глупостями, и они поедут обедать.


Питбуль Макс веселился от души. Прыгал на поводке и гавкал, чем доводил свою стройную, молодую и на высоких каблуках хозяйку до белого каления.
Ну вот тебе, Стил, и испытание. Оно явно пойдет тебе на пользу. И ты в конце этого курса поймешь, как с кем себя вести из новобранцев. А новобранцы подтянут дисциплину. Я специально собрала группу из невоспитанных, неуправляемых собак. И совершенно безбашенных по отношению к своим собакам владельцев.


С такими собаками очень интересно работать. Не работаю я только с собаками, которые проявляют агрессию в семье. С этими собаками лучше работать специалистам другого профиля. И лучше мужского пола.


От начала занятия прошло полчаса. Немец все также бесился. Лабрадор вдруг сел и с интересом стал разглядывать группу. Прозвучала моя команда владельцу лабрадора дать лакомство. Ротвейлерша, получив кусочек вкусного, лежала около владельца и явно скучала дальше. Попытки уйти из помещения самостоятельно были пресечены. Питбуль переключился на хозяйку и кусал поводок, прыгал ей на грудь, и мне показалось, что даже хотел сбить с ног. Хозяйка отбивалась как могла. Но это явно не помогало.

В дальнейшем все собаки успокоившись увидели, что собака, которая тихо сидит у ноги человека, постоянно получает вкусные кусочки. И самые смышленые призадумались. А если мы так сделаем, что будет? То и будет - вкусный кусочек в рот. Ура. Теперь и мы будем спокойно сидеть.

 
Через 40 минут стояния успокоились все, кроме немца. Он все время пытался сорваться с поводка и пожрать всех присутствующих. Стил знал, что то, что мы делаем, это зачем-то нужно, и спокойно реагировал на происходящее. Смотря на ротвейлершу, он повиливал ей хвостиком. Глядя на немца, удивлялся. Пит его заинтересовал как коллега по играм. А вот лабрадора он игнорировал.


Группа разъехалась по домам до следующего занятия. Была объявлена спортивная форма одежды, крепкие поводки и карманы, полные лакомства. Старшим по группе был назначен, как вы догадываетесь, наш Стил.


Глава 8. Настоящий стафф собачьего малыша никогда не обидит.
 


Наш Стил расцвел и заматерел. Алиса отошла от участия в жизни Стила совсем. Самое большое, что она могла сделать, — это поцеловать его в нос при встрече. Так чаще всего и получается, если подросток в 15 или 16 лет просит собаку. А потом у него начинаются серьезные дела, и ему в большинстве случаев не до собаки.


Роли в семье в отношении Стила четко распределились. И это очень радует. Дедушка гуляет. Бабушка кормит. Мама следит за здоровьем собаки и помнит, когда надо ехать на прививку. Папа ездит к врачу и на занятия. Стилу всё это очень нравится, и он счастлив. А так как пес у нас стал образованным, то его умение вести себя в человеческом обществе облегчает всем жизнь. Рядом? Пожалуйста. Сидеть? Пожалуйста. Не трогай собачку? Да пожалуйста. Намордник? Нуууу. Ладно. За вкусняшку.


Теперь семья решила научить собаку расслаблению. У нас в кинологической школе есть такой курс. И надо было отработать поведение при встрече с невоспитанными, но очень юными щенками.

 
Как раз на счастье семьи, Стила я набрала группу двухмесячных щенков породы лабрадоров. Кто видел лабрадоров в два месяца, тот знает, что энергия у собак неуемна и при этом они веселые и контактные. Я говорю о щенках с нормальной нервной системой. Если вы вошли в комнату, где играют шесть маленьких лабрадоров, то лучше вам сесть и приготовить полотенце. Потому что вас все равно собьют с ног и при этом оближут и затопчут.

 
Курс расслабления в нашей школе мы проходим со щенками с двухмесячного возраста. В чем же смысл курса? Мы учим собак уметь расслабляться с самого щенячества. Это расслабление помогает собаке безболезненно перенести многие неприятные моменты в ее жизни.


Например, поход на выставку собак. Не всем собакам нравится ходить в скопище собак, и они испытывают стресс. И вот после выставки владелец предлагает собаке расслабиться. И она это с удовольствием делает.


И так Стил пришел в группу, где бегают шесть двухмесячных шалунов и ищут, кого бы схватить за пятку. Это надо было видеть. Я первый раз видела Стила в таком оцепенении. И что мне с этой мелочью делать, говорил весь его вид. Первая подлетела к Стилу малышка по кличке Ямза и полезла целоваться. Как я тебя люблю. Стил издал звук, отдаленно напоминающий рык, и малышка повалилась на спину и замерла. Стил с важным видом понюхал ей животик, буркнул щенку что-то на ухо и ушел прятаться за колени владельца.


Вот случай, когда собаку надо похвалить. И в данной ситуации владельцу взрослой собаки не стоит проявлять внимание к щенкам. Всё внимание на свою собаку. Молодец, хорошо, на вкусняшку. Гладим, играем, восторгаемся. На шалунов — ноль внимания. Все эти действия хозяина помогли Стилу освоиться в малышовой группе, и через десять минут он милостиво принимал знаки внимания от лабрадорчиков.
Пришло время занятий. Малышню разобрали по владельцам. И всех щенков уложили на бок на пол, поглаживая и приговаривая: «спать, спать, спать». Маленькие щенки знали уже, что к чему, и быстро успокоились, и уснули. Так у нас на полу появился коврик из шести пушистых комочков.


Стилу всё было в новинку. — А я что должен делать? — Ты тоже сейчас ляжешь на бок, вытянешься во всю длину и задремлешь. — Ну, это едва ли, тут всё чужое, я так делаю только дома в тишине. — Придется, дружок, привыкать. — Ну, что с вами поделаешь, полежу уж немножко. Стил был уложен владельцем на пол, на бок, чтобы все четыре лапы и голова были на одном уровне. Хозяин поглаживал Стила по голове, шее, боку и нежно и тихо приговаривал: «спать-спать-спать».


Стил внутренне сопротивлялся вначале, потом не заметил, как тоже уснул. И я видела, как расслабились его мышцы, и среди шести пушистых тряпочек у нас появился большой такой коврик.

 
Расслабление идет десять минут, за эти минуты мы решаем важные вопросы с владельцами щенков, потому что стоит тишина, и можно спокойно побеседовать. Но через 10 минут все начнут просыпаться, и начнется очередная заварушка. Давайте-ка поймаем эту большую добрую собаку за хвост. А вот и не поймаете, я вас всех за животы залижу. Стил догонял очередного щенка, переворачивая его носом на спину, и тщательно вылизывал живот. Малыш блаженствовал и улыбался. Не было у малышки собачьей мамы в наличии, зато появился собачий папа.


И впоследствии Стил никогда в жизни не позволял себе обидеть маленького щенка. Но он знал, что его можно повалить нежно на спину и вылизать живот. И щенок будет знать, что перед ним друг, но с правами старшего и главного.


Наши занятия со Стилом закончились. Но Стил и его хозяин частенько приходили к нам и показывали, какой может быть хорошо воспитанная собака.