100 лет Болотнинскому району. Ч. 12

Евгений Викторович Терентьев
На сибирскую территорию южнее Югры сначала Новгород, а затем Москва долгое время не претендовали. В 13 веке эта территория была включена в улус Джучи – наследственное владение старшего сына Чингисхана Джучи, получившее также название Золотая Орда. В начале 1420-х годов из Золотой Орды выделяется Сибирское ханство (сама Золотая Орда перестает существовать как единое государство в 1459 году).

Основным населением Сибирского ханства были различные по происхождению группы тюрков, с 9 - 13 веков проживавших на территории Западной Сибири. В русских источниках 16 века – начала 20 века эти тюрки из-за схожести их наречий с языками казанских и астраханских татар и схожих элементов культуры назывались татарами. Русские источники выделяли эти группы по их самоназваниям (например, чатские татары) и по географическому ареалу их распространения (например, тобольские татары). Тюркоязычность была в то время основанием для названия татарами различных народов, которые ныне татарами не считаются (например, шорцев, хакасов, чулымцев, даже азербайджанцев и других). Во второй половине 18 века православные миссионеры, изучавшие наречия тюрков Западной Сибири, традиционно называемых уже тогда татарами, впервые стали выделять их отдельно, как сибирских татар. В начале 19 века на основе наречия тобольских татар впервые были созданы словари и грамматика сибирско-татарского языка, сделан перевод православных богослужебных текстов. В 18-19 веках среди сибирских татар расселяются казанские татары; ранее, в 16-17 веках среди сибирских татар расселялись бухарцы, под которыми русские источники тогда подразумевали в целом жителей Средней Азии. В советское время сибирские татары были признаны отдельной этногеографической и этнотерриториальной группой татар Западной Сибири; существовал период, когда сибирские татары признавались и как отдельный народ. В настоящее время сибирские татары вновь рассматриваются как этногеографическая группа татар Западной Сибири, чему способствует позиция Всемирного конгресса татар – межрегиональной общественной организации, существующей с 1992 года и базирующейся в Казани, столице республики Татарстан. Сегодня численность сибирских татар – потомков западно-сибирских тюрков, вероятно, может составлять более 100 тысяч человек (называются также цифры 190-210 тысяч человек). Однако, официально себя идентифицируют сибирскими татарами не более 10 тысяч человек (остальные считают себя частью единой татарской нации, либо выбрали для себя русско-татарскую идентичность).

В настоящее время выделяют несколько локальных групп сибирских татар: тобольско-иртышскую (яскоблинские, тоболо-бабасанские, коурдакско-саргатские, тарские, тобольские, тюменско-туринские татары); барабинскую (барабинско-туражские, любейско-тунусские, теренинско-чойские татары); томскую (калмаки, чаты и эуштинцы). За исключением томской группы сибирских татар (калмаков, чатов и эуштинцев), остальные группы сибирских татар составляли население Сибирского ханства в период его максимального территориального расширения при хане Кучуме.

Языком делопроизводства Сибирского ханства, имевшим письменность на основе арабской графики, был тюрки (при этом сохранялась пестрота местных бесписьменных тюркских наречий).

Вероятно, в 13 веке началась исламизация территории будущего Сибирского ханства. Часть населения продолжала придерживаться собственных доисламских верований. В 16 веке процесс исламизации был ускорен ханом Кучумом, привезшим из Бухары мусульманских проповедников и насильно навязывавшим новую веру населению, что вызывало протест у подданных хана и сопротивление. Поражение Кучума и вхождение территории Сибирского ханства в состав Русского государства приостановило на время исламизацию местных групп тюрков, которые окончательно приняли ислам лишь в 18 -19 веках благодаря мусульманским проповедникам из Казани.

Основателем Сибирского ханства был чингизид (потомок Чингисхана), шибанид (потомок Шибана – пятого сына Джучи) Хаджи-Мухаммед (Хаджи-Мухаммад) – правитель восточной части Золотой Орды. По мнению ученых, своей столицей Хаджи-Мухаммед выбрал город Кызыл-Тура, располагавшийся на месте впадения реки Ишима в Иртыш (сегодня рядом с этим местом находится современное село Усть-Ишим в Омской области, возникшее на месте построенного в 1631 году русскими служивыми людьми Ишимского острога). Затем эта территория входила в состав Узбекского ханства хана Абулхайра, одной из столиц которого стал город Чинги-Тура (Чимги-Тура), существовавший на месте современной Тюмени. Узбекское ханство Абулхайра или Государство кочевых узбеков существовало в 1428-1468 годах и охватывало в период своего расцвета территории от реки Урал на западе до озера Балхаш на востоке, от низовий Сырдарьи и Аральского моря на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере.

В 1468 году Абулхайр умер, Узбекское ханство распалось, в Чинги-Туре укрепился бек Мар, который был из династии тайбугидов (династии, по предположению ученых, не относившейся к чингизидам, основателем которой был некий улусный хан Тайбуга, согласно легенде, являвшийся «приемным сыном» Чингисхана. По поручению Чингисхана Тайбуга покорил остяков (хантов), после чего получил разрешение иметь собственный улус). Мар был убит шибанидом Ибрагимом (Ибаком), при котором в 1470-х – 1495 годах оформилось Тюменское ханство, включившее кочевья на землях в нижнем течении рек Иртыш, Ишим, Тобол и Тура.

В 1495 году тайбугид Мухаммед (Мамет или Махмет) Тайбуга – внук бека Мара убил Ибрагима, после которого совсем недолго ханом был Мамук (Мамык) – брат Ибрагима. Мухаммед Тайбуга разгромил Тюменское ханство, перенес столицу в Искер (город носил также названия Кашлык и Сибирь), который находился недалеко от современного города Тобольска. Семья Ибрагима бежала в Бухару. В 1496 году часть югорских князей начала выплачивать ясак (дань) Сибирскому ханству, Москва отреагировала тогда на это походом на Югру в 1499 году.

В 1502-1516 годах Сибирским ханством правил Ангиш, также внук бека Мара, который нападал на пограничные земли Русского государства, пытаясь установить контроль над Обдорским и Пелымскими княжествами в Югре. В 1516-1530 годах Сибирским ханом правил Касим (Казым, Казим) – двоюродный брат Ангиша.

С 1530 года сыновья Касима – Едигер (Ядкар или Жадикер) и Бекбулат (Бикбулат) стали соправителями Сибирского ханства. В начале 16 века у Муртазы-хана – сына Ибрагима (Ибака) родился сын Кучум. Сам Муртаза-хан в это время кочевал в Северном Приаралье. С середины 16 века, опираясь на поддержку своего родственника – бухарского хана Абдулла-хана Второго и войско, состоявшее из ногайских, узбекских, башкирских и казахских отрядов, Кучум вел борьбу за Сибирское ханство с сибирским ханом Едигером. Не имея возможности получить помощь из Казани и Крыма (Крым оказался далек от сибирской политики, а Казанское ханство прекратило свое существование в 1552 году), Едигер решил пойти на соглашение с Русским государством, по которому, как ему виделось, он мог бы получить защиту от русского царя.

В 1555 году (год спустя после того, как царь Иван Грозный в письме к английскому королю уже именовал себя «повелителем Сибири») в Москву прибыли послы от хана Сибирского ханства (в летописи – Сибирского царства) Едигера. Едигер просил царя «прибрать Сибирь к рукам», обещая исправно ежегодно платить дань (ясак) по собольей и беличьей шкурке с каждого «черного человека» (простолюдина), которых, по уверениям послов, проживало в Сибирском ханстве 30700 взрослых мужчин. Царь согласился принять Сибирь «под свою руку», уменьшил размер дани до 1000 собольих и 1000 беличьих шкурок и направил в Сибирское ханство своего посла и сборщика дани дворянина Дмитрия Непейцына Курова. В 1556 году от хана Едигера в Москву прибыл мурза Баянда, привезший с собой первую дань, которая была неполной. В 1557 году хан Едигер прислал в Москву шертную грамоту с заверениями в верности царю, а вместе с нею полную дань мехами. Едигер продолжал исправно платить дань до 1563 года. В этом году Сибирское ханство было завоевано Кучумом, Едигер и Бекбулат были казнены в Искере. Сын погибшего Бекбулата Сейдяк (Сейд-Ахмет или Саид-Ахмат) был увезен женой Бекбулата в Бухару, где получил воспитание и образование.

Отомстивший за своего деда Ибрагима (Ибака), Кучум стал ханом Сибирского ханства. Кучум перестал платить дань в Москву и в 1569 году подчинил себе часть данников Москвы на юге Югры. В том же году царь Иван Грозный прислал Кучуму грамоту, в которой напомнил: «…преж сего Сибирский Едигер князь на нас смотрил и с Сибирские земли со всее на всяк год дань нам присылал…». В ответ Кучум прислал в Москву, как присылал Едигер ранее, 1000 соболей и просил царя принять Сибирское ханство под свою руку. Для приведения присяги к Кучуму был направлен боярский сын Третьяк Чебуков (Чабуков). Однако, Кучум не принял присяги: царский посол Третьяк Чубуков был убит, а в русское Прикамье вторглись отряды племянника Кучума Маметкула (Мухаммеда Кули).

В 1574 году Иван Грозный даровал промышленникам братьям Якову и Григорию Строгановым, успешно отбившим атаки Маметкула на их пермские вотчины, право иметь собственное войско. В том же году Строгановы получили грамоту, которая позволяла им на реках Тахчее, Тоболе, Иртыше и Оби и иных реках в пределах Сибирской земли строить крепости, открывать там железные промыслы, заниматься рыбной ловлей и возделывать пашню. Строгановы стали набирать «охочих» людей в свое войско. Вскоре, согласно летописям, с Волги к ним прибыла казачья дружина атамана Ермака Тимофеевича, которая сначала была размещена на восточной границе владений промышленников.

Происхождение Ермака сегодня в точности неизвестно. Согласно одному из преданий, он был родом с берегов реки Чусовая, то есть мог родиться в пределах владений промышленников Строгановых на Урале. Согласно другой версии, Ермак был уроженцем Качалинской станицы на Дону и был донским казаком по рождению. По третьей версии, Ермак – уроженец Русского Севера («Ермак атаман, родом з Двины з Борку»). Фамилия Ермака достоверно не установлена, в летописях он - Ермак Тимофеев (Тимофеевич). Из документов Посольского приказа известно прозвище Ермака – Токмак. В позднее время бытовали мнения, что фамилия Ермака могла быть Повольский или Поволский, а настоящее его имя Герман, либо считали, что Ермаком был Василий Тимофеевич Аленин. Исследователи полагают, что Ермак мог участвовать в составе отряда донского атамана Михаила Черкашенина в битве при Молодях в 1572 году, а затем принимал участие в Ливонской войне.

Когда Строгановы стали формировать войско для похода в пределы Сибирского ханства, в него в основном вошли казаки атамана Ермака (540 человек), которых дополнили еще 300 человек ратных людей Строгановых, набранных частично из казанских татар и плененных на Ливонской войне немцев и литовцев. В состав отряда были включены толмачи (переводчики) и проводники. Сам отряд был возглавлен Ермаком, а также атаманами Иваном Кольцо (Кольцовым), Иваном Грозой, Никитой Паном, Матвеем Мещеряком, Яковым Михайловым, которые Ермаку подчинялись. Отряд был полностью снабжен порохом и пищалями, провиантом и всем необходимым. Из артиллерии Ермак располагал тремя пушками.

В начале сентября 1581 года (существуют еще дореволюционная версия о начале похода в конце 1570-х годов и версия ныне покойного историка Руслана Григорьевича Скрынникова, что поход мог начаться осенью 1582 года. В данном случае я буду придерживаться устоявшейся исторической датировки) войско Ермака погрузилось на струги и отправилось вверх по рекам Чусовой и Серебряной. Добравшись до Тагильского перевала в Уральских горах, казаки провели здесь зиму, а весной продолжили поход вниз по рекам Журавлику, Баранче и Тагилу и вышли на реку Туру – на просторы Сибири.

Евгений Терентьев