Создание Днепровской флотилии

Александр Щербаков 5
Я уроженец Хабаровского края, где протекает река Амур и его притоки, в том числе Уссури и Сунгари, вполне доступные для боевых малоразмерных кораблей и катеров.  После окончания Хабаровского медицинского института 3 года служил начальником медицинской службы подводной лодки Тихоокеанского флота, а после увольнения в запас был на военных сборах, которые прошли в течение месяца на катерах Отдельной дивизии на Амуре.  Это было в конце 70-х годов, когда наши отношения с Китайской Народной республикой были совсем не дружественные.

В 30-40-е и начале 50 годов на Амуре была своя флотилия, которая создавалась в противовес  захватившим Маньчжурию японской Квантунской армии. Флотилия имела в своем составе мониторы и бронекатера еще довоенной постройки.  После создания Китайской Народной республики содержание на Амуре и Уссури боевых кораблей сочли ненужным, и корабли флотилии были порезаны на металлолом.

Когда отношения между СССР и КНР ухудшились во времена Хрущева и совсем испортились после нападения на наших пограничников у острова Даманский, встал вопрос о необходимости иметь на Амуре и Уссури свои корабли и катера.  Если мне не изменяет память, в начале 70-х годов были сформированы три бригады боевых катеров. Одна из них, 12-я, базировалась в Кировском Затоне Хабаровска, вторая, 28-я, в районе города Бикине на Уссури, а еще одна, номер которой не помню, в городе Благовещенске.  Потом 28-ю бригаду перевели в Кировский Затон.  Вот тогда я и проходил в ней свою военную переподготовку.

В те годы дивизия представляла весьма грозную силу на реке.  В 12-й бригаде было три дивизиона. Один состоял из бронекатеров типа «Шмель», второй из деревянных тральщиков, а вот какой состав был у третьего дивизиона, не помню. 

А вот в 28-й бригаде, где я проходил переподготовку, один дивизион состоял из двух звеньев по 3 катера в каждом  бронекатеров типа «Шмель», вооружение которых состояло из 76-м танковой пушки,  установки залпового огня и счетверенного крупнокалиберного пулемета, а также с возможностью применения граната из специального укрытия.  Еще два звена по 3 катера – бывших гражданских «Ярославцев», на носу и корме которых установлены спаренные крупнокалиберные пулеметы.

Во втором дивизионе были десантные катера на воздушной подушке типа «Скат», которые могли со скоростью свыше 80 км/час перебросить на место высадки 40 бойцов.  По-моему, таких «Скатов» было 9 единиц. А третий дивизион состоял из 9 малых десантных кораблей с опускающейся передней аппарелью, который мог перевести пару средних танков и до роты бойцов.

Тактика высадки десанта отрабатывалась на учениях, в которых мне пришлось участвовать. Вначале берег противника обрабатывался бронекатерами – артогнем и системой залпового огня, затем катерами на воздушной подушке высаживались бойцы передового отряда, а затем на МДК  доставлялось подкрепление – танки, БТРы и солдаты. Вполне приличные силы для захвата плацдарма на берегу противника. Но все это было в далекие 70-80-е годы. Потом на Амуре появились более крупные катера на воздушной подушке «Мурены» (грузоподъемность – танк), которых делал Хабаровский судоремонтный завод, и малые артиллерийские корабли уже с двумя 100-мм пушками в носу и корме, а остальное вооружения как на бронекатерах «Шмель». Но с улучшением советско-китайских отношений часть катеров и корабли передали в морчасти погранвойск, часть утилизировали.

С началом СВО и выходом наших вооруженных сил к Днепру мне показалось, что назрела ситуация с создание на реке своей флотилии. И вот, свершилось! Российское Минобороны наконец-то приняло решение о создании Днепровской речной флотилии. Конечно, приятно ощущать себя неким пророком, предсказывающим будущее, поскольку я писал о необходимости такого шага в самом начале СВО.

Однако кроме меня о необходимости иметь на Днепре мощное соединение кораблей и катеров писали и другие военные публицисты, а к чувству удовлетворения в моей душе примешивается изрядная толика горечи. Ведь очевидно, что если бы боеспособная речная флотилия имелась в нашем распоряжении в 2022 году, то, возможно, российской армии не пришлось бы отступить из Херсона. Тем более, что бронекатера типа «Шмель» в свое время выпускались в Керчи на судостроительном заводе и по железной дороге доставлялись на берега Амура.

По понятным причинам все цели создания (точнее сказать — воссоздания) флотилии на Днепре наше военное руководство не озвучивает. Хотя конечные цели вырисовываются вполне определённо: обеспечение форсирования этой широкой и полноводной реки, а также высадка десанта под Николаевым или Одессой. Впрочем, эти операции требуют тщательной подготовки и возможны лишь через определённый промежуток времени. Пока же, на мой взгляд, первоочередной задачей флотилии должна стать борьба с вражескими безэкипажными катерами-камикадзе и установление контроля над северной, самой мелководной частью Чёрного моря, то есть активная поддержка Черноморского флота.

Эффективность использования флота зависит в первую очередь от правильной концепции его применения, наличия достаточного количества боевых сил и средств, укомплектованности соответствующими требованиям современной войны кораблями, а также профессиональной подготовки личного состава. Сейчас ни для кого не секрет, что наш Черноморский флот оказался в очень сложном положении, поскольку подвергается непрекращающимся ударам вражеских ракет, воздушных и морских беспилотников. Причём интенсивность действий противника только нарастает, поскольку ВСУ обеспечиваются самой современной натовской техникой и исчерпывающей разведывательной информацией.

В медийном пространстве Украины и Запада спорадически возникает бурное ликование по поводу якобы уничтожения очередного российского корабля. Наши же военные публицисты и эксперты (в том числе диванные), комментирующие ход боевых действий на море, условно разделились на злопыхателей, фантазёров и реалистов.

Первые называют корабли ЧФ не иначе как оскорбительно. И клеймят позором всех подряд моряков, но особенно "безынициативных" адмиралов, как будто не замечая, что этой неумной и яростной критикой только подыгрывают вражеской пропаганде. Фантазёры придумывают самые экзотические способы спасения нашего флота, предлагая усеять всё Чёрное море гидроакустическим буями (идея вполне осуществимая и небесполезная), использовать для наблюдения дирижабли и аэростаты, защитить корабли какими-то противо-дроновыми "кольчугами", поставить на них водомётные пушки и т. д.

Замечу, что чем фантастичнее предлагаемый способ, тем он неосуществимей. Реалисты же предлагают целый ряд вполне очевидных мер и средств противокатерной и противодиверсионной обороны, которые прекрасно известны нашим морякам, поскольку развивались и совершенствовались на протяжении более чем столетия.

Оценивая же боевую эффективность и причины потерь нашего флота, реалисты и злопыхатели расходятся кардинально. Пессимисты мрачно предрекают, что скоро все наши корабли окажутся на дне, если, конечно, их не уведут куда-нибудь на Каспий или Балтику. Однако следует отметить, что вражеские атаки приходятся, как правило, на устаревшие и малоценные боевые единицы, в первую очередь большие десантные корабли, чьё применение по назначению сейчас возможно разве что против вооружённых луками и палицами диких племён. Таковые, как известно, на берегах Чёрного моря не проживают.

Ещё раз подчеркну: Черноморскому флоту России ныне противостоят лучшие в мире специалисты в области применения штурмовых средств и противокорабельных ракет. Речь идёт, разумеется, не об украинцах, хотя они тоже показали себя как достойные морские бойцы, а об англичанах и американцах.

Очевидно, что к началу СВО наш флот на Черноморском театре не мог иметь соответствующую стремительно изменившейся в результате вмешательства НАТО обстановке доктрину применения. Иначе не был бы осуществлён переход на Чёрное море отряда БДК, ставших главными, причём почти беззащитными, целями противника, а в составе ЧФ не появились бы патрульные корабли, из-за своего слабого вооружения окрещённые "голубями мира".

Что же касается боевой подготовки моряков-черноморцев, то здесь следует сказать вполне определённо: мастерство приходит с опытом, поэтому наши корабли не прячутся в базах, а выполняют достаточно широкий круг различных операций. Именно по этой причине, на мой взгляд, потенциал ЧФ, несмотря на потери, не только не уменьшился, но даже вырос!

Кроме того, при определении реального соотношения сил на Черноморском театре почему-то редко учитываются возможности нашей Береговой (пограничной) охраны. А между тем это весьма солидное соединение, насчитывающее 74 боевые единицы. В нулевые и десятые годы нынешнего века в его состав вошло множество современных кораблей и катеров, которые могут очень пригодиться в морских баталиях, в особенности в борьбе с катерами-брандерами (так называемыми БЭКами). Для этой цели подходят и 7 сторожевиков проекта 22460 "Охотник", и 8 прекрасно вооружённых сторожевиков проекта 10410 "Светляк", но особенно 9 катеров типа "Соболь" со скоростью 48 узлов и 24 катера типа "Мангуст", развивающие 52 узла. Вероятно, какая-то часть этих боевых единиц может быть передана в состав Днепровской флотилии.

Главная задача не Днепре
Как я уже отмечал, в нынешней ситуации первоочередной задачей этой флотилии должно стать предотвращение действий вражеских брандеров. Борьба с ними при наличии подходящих сил и средств может оказаться вполне эффективной. И у нас есть катера, способные стать "уничтожителями" БЭКов. Это в первую очередь "Рапторы" (проект 03160), фото на закладке,   и БК-16 (проект 02510). Они имеют водоизмещение порядка 20 тонн, мореходность 4 балла (больше и не требуется, поскольку брандеры ещё менее мореходны), скорость более 40 узлов и неплохое вооружение, состоящее из 3 — 5 пулемётов.

Очевидно, что "уничтожители" должны быть дооснащены в соответствии с задачей борьбы с быстроходными малоразмерными целями, а поскольку они будут уязвимы для атак воздушных дронов, то на них необходимо установить автоматические крупнокалиберные дробовики или картечницы.

В перспективе же нашим кораблестроителям необходимо в срочном порядке спроектировать универсальный, частично бронированный катер увеличенного размера, который будет нести на борту автоматизированные системы вооружения: малокалиберные пушки, пулемёты, гранатометы, реактивные бомбомёты, зенитные ракеты. Без всех этих видов оружия в условиях современного боя даже быстроходный и высокоманеврённый катер выжить не сможет.

Очевидно, что действия Днепровской флотилии должны быть тесно связаны с операциями сухопутных войск и надёжно прикрываться береговыми средствами ПВО. Здесь следует заметить, что ни одна страна в мире даже близко не может сравниться с Россией по опыту использования речных флотилий.

Очень обидно, что до 2022 года мы не разработали и не построили ни одного специализированного речного боевого корабля! Даже у Незалежной имелся отряд речных бронекатеров. Два из них стали нашими трофеями и наверняка войдут в состав российский Днепровской флотилии. Сейчас не имеет смысла фантазировать насчёт того, каким должен быть универсальный речной боевой катер, поскольку время упущено. Помимо "Рапторов", "Мангустов" и БК-16 в состав нашей речной флотилии войдут многочисленные (речь идёт о сотнях единиц) штурмовые лодки типа БК-9 и БК-10. Это небольшие (6 — 8 тонн), быстроходные (40 узлов) единицы, способные высаживать десант, перевозить грузы и при необходимости поддерживать своих бойцов огнём пулемётов или гранатомётов.

А поскольку эти лодки могут пересечь Днепр за несколько минут и обладают приемлемой мореходностью, то именно они (а также их модернизированные варианты) и заменят тихоходные и крайне уязвимые десантные корабли, которые свой век отжили.

В заключение замечу, что без наличия речной флотилии переправа наших войск на правый берег Днепра и десант под Одессой были бы попросту невозможны. Поэтому создание Днепровской флотилии даёт надежду на то, что такие операции планируются. И рано или поздно будут осуществлены.